Характеристика этапов развития готического стиля во Франции
Ранняя готика знаменует собой переходный период в развитии стиля средневекового искусства. В культовых постройках этой поры представлен синтез романских и готических приемов. Готическая конструктивная система контрфорсов и аркбутанов применена слабо, во внешнем облике здания преобладают тяжелые, романские по характеру массы. Стена сохраняет свое значение ощутимой границы, фиксирующей пределы явившейся благодати. В экстерьере и интерьере преобладают горизонтальные линии и плоскости, ясно выраженные ярусы, четко обозначенная множественность самостоятельных архитектурных объемов. Геометрия окна-розы характеризуется ясностью расходящихся из центра лучей. Стрела подъема арок и сводов не высока.
Период зрелости готики во Франции отмечен созданием трех основных произведений готической архитектуры во Франции - городских соборов Шартра, Реймса и Амьена, в которых в концентрированном виде выражены все ведущие концепции готического мироустройства. Тип данных готических соборов оказал большое влияние на готическое зодчество всех европейских стран. Такие готические приемы, как высокая стрела подъема, растительная форма всех архитектурных деталей, сложное плетение рисунка окна-розы и других оконных переплетов собора, развитая каркасная система контрфорсов и аркбутанов, приводящие здание к репрезентации модели расконечивания земного мира и поднятия в небеса, свойственны произведениям зрелой французской готики. Все конструктивные и декоративные элементы раскрывают основное устремление здания ввысь. Вертикальные элементы врезаются в горизонтальные членения. Ярусы фасада во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой, что формирует принцип единства и открытости художественных форм.
Поздняя готика Франции репрезентирует мироотношение трагической эпохи. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума, разрушающие мир человека, привели к тому, что духовное обращение ввысь приобрело характер экзальтированности, чрезмерности, отчаяния в молитвенном желании быть услышанным Господом. Каркасная система в этот период начала трактоваться с точки зрения декоративных возможностей. Конструкция либо растворялась в декоративных формах, либо маскировалась декоративными элементами. Использовались опоры, лишенные капителей, проходят снизу вверх стен центрального нефа без членений, что уничтожало присутствие горизонтали, могущей остановить порыв архитектурных форм ввысь. Все элементы здания отличаются сильно вытянутыми пропорциями. Увеличивается количество фиалов, вимпергов; рисунок переплетов окон приобретает «пламенеющие» очертания, символизирующего душевный пожар, истовое горение веры.
____________ Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Франция_______________
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2976;