Анализ произведений-репрезентантов архитектуры готического стиля в Англии
Готическая архитектура Англии. Ранняя («ланцевидная») готика: собор в Уэльсе (XIII в.), собор в Линкольне (XIII в.), собор в Солсбери (1220-1270 гг.). Зрелая («украшенная») готика: собор в Йорке, собор в Личфилде, собор в Лекция 75. Национальные школы готической архитектуры: Англия
Эксетере, клуатр собора в Глостере (1351-1377 гг.). Поздняя («перпендикулярная») готика: капелла Виндзорского замка (1474-1483 гг., своды - 1503-1528 гг.), капелла Кембриджа (1446-1515 гг.), капелла Вестминстерского аббатства (1503-1519 гг.).
Собор в Уэллсе (XIII в.)
Своим появлением собор ознаменовал рождение в Англии раннеготической архитектуры, а этапы строительства собора, перестроенного из романского здания, обозначили смену стилей английской готики.
Здесь стрельчатая арка окончательно вытеснила арку полуциркульную.
Собор построен по единому архитектурному замыслу, с планом в виде латинского креста, в виде трехнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии.
Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами. В средокрестии - веерный свод, комбинированный со звездчатым.
Средний неф относительно невысок (21,5 м). Отношение высоты к ширине 1:2.
В среднем нефе аркады, Трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют самостоятельность.
Неповторимую особенность интерьера Уэлльского собора составляют его «опрокинутые» арки средокрестия, образующие в целом нечто вроде усеченной внизу восьмерки (применена для укрепления центральной башни). Построенные в XIV в., они связывают старую часть нефа с хором, выполненным в «украшенном» стиле.
С внешней стороны архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад широк (1220-1239). Его башни не встроены в основное тело храма, а примыкают к нему по бокам.
Строго ритмизированный фасад расчленен на два яруса. Первый ярус (вместе с высоким цоколем) украшен декоративными нишами. Порталы здесь играют подчиненную роль.
Двухъярусный зал капитула (1290-1319) примыкает к северо-восточной части трансепта. Он имеет звездчатый свод, поддерживаемый мощным столбом в центре помещения.
Собор в Линкольне
Построен на месте старого романского храма. Имеет высокую башню над средокрестием и две башни у западного фасада.
План собора имеет прямоугольное завершение без осевой капеллы. Имеет большой и малый трансепты.
Внутреннее пространство собора легко и просторно. Продольная аркада поддерживается столбами, расставленными широко. Это обеспечивает связь между нефами.
Стену южного трансепта прорезает редкое в английской готике окно-
роза.
Средний неф перекрыт сводом с тьерсеронами. Нервюры распалубок над окнами не были доведены до замкового камня свода и связаны с ним Лекция 75. Национальные школы готической архитектуры: Англия
дополнительными ребрами. Из-за этого свод имеет более плоское очертание, чем обычный крестовый свод.
Основу структуры трех высоких башен собора составляют четыре угловых пилона с легким заполнением между ними. Вход в храм подчеркнут высоким арочным проемом.
Западный фасад отличает своеобразная оптическая двухслойность, благодаря которой было достигнуто постепенное нарастание ритмов к мощной башне над средокрестием.
Собор в Солсбери
Собор в Солсбери отличается цельностью замысла и исполнения.
Собор строился на протяжении XIII в. (1220-1226 гг., клуатр и зал капитула - 1263-1284 гг.).
Большое свободное пространство вокруг собора делает его хорошо обозримым со всех сторон.
Силуэт собора в Солсбери определяет башня над средокрестием - самая высокая башня в Англии (124 м, завершена была в 1320-1330 гг.).
Западный фасад со слабо выраженными башенками украшен нишами, геометрическим орнаментом и скульптурой.
В интерьере намечается тенденция слияния воедино яруса трифория и верхних окон.
Церковь Вестминстерского Аббатства
Место коронации и погребения английских королей.
Церковь была перестроена в XIII в. Работы начались в 1245 г. при участии архитекторов Генри из Эссекса и Джона из Глостера.
Своими пропорциями и особенностями планировки (подчеркнутая разница в высоте центрального и боковых нефов, хор с венцом капелл) здание следует французским образцам, в то время как архитектурный декор ближе к английской традиции.
В 1253 г. был закончен зал капитула - восьмиугольный в плане. В этом помещении была применена весьма оригинальная конструкция сводов, опиравшихся на тонкий средний столб.
Лекция 76. Национальные школы готической архитектуры: Германия
План лекции
1. Периоды развития готического стиля в Германии.
2. Специфика германского готического стиля.
3. Анализ произведений-репрезентантов архитектуры готического стиля в Германии.
___________ Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Германия_______________
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1573;