Специфика германского готического стиля
Готика в Германии складывалась на основе синтеза традиций «французской манеры», германского Романского Классицизма и византийского искусства. Отличительными чертами германской архитектуры эпохи готики выступают: отсутствие приоритета строительства крупных кафедральных соборов; отсутствие единства архитектурных форм и структуры во всех немецких соборах этого периода. Немецкие зодчие прежде всего разрабатывали декоративную, а не конструктивную сторону французской готики. В первый период проникновения готических элементов на территорию Германии мастера использовали прием добавления готических форм к изначально романским зданиям.
Во второй половине XIII в. на территории Германии соприсутствуют базиликальный и зальный тип храмов. Базиликальный в основном используется в городских соборах, а зальный - в приходских и монастырских церквах. Тип зальных церквей благодаря слитности внутреннего пространства соответствовал практике нищенствующих орденов и особенно развивался немецкими готическими мастерами. В зальных церквах система аркбутанов теряла свою актуальность.
Западный фасад в Германии значительно акцентируется за счет возведения башен с шатровым завершением. В юго-западной Германии был разработан тип однобашенного собора. В процессе развития готических форм в Германии наблюдалась тенденция перехода от закрытых к открытым, ажурным шатрам. В результате создавалась столпная конструкция, устремленная ввысь по вертикали единственной башни, поэтапно проходящая шаги преодоления материального и весного монолита основания, слабо расчлененных стен и выходящая к принципиально открытой и расконечивающейся венчающей форме конусообразного башенного завершия. Приоритет шатрового завершия демонстрирует актуальность темы пламенеющего духовного устремления на протяжении всего развития германского готического зодчества.
С XII в. на территории северо-восточной Германии получает распространение кирпичная готика. Города этого региона организовали торговый союз, в XIV в. оформившийся как союз Ганза. Особенно развитым Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Германия
становится стиль кирпичной готики на рубеже XV в. в таких городах, как Кенигсберг (церковь св.Марии), Бранденбург (св.Екатерины), Тангермюнд (св. Стефана).
Это было связано, во-первых, с отсутствием в этих областях большого количества камня. Во-вторых, именно города этого региона организовали торговый союз, позднее оформившийся в XIV в. как союз Ганза. Таким образом - население этих городов было богатым, с чем связано всегда повышенное чувство собственного достоинства у человека, внимание к собственной индивидуальности. Строительство из кирпича всегда подчеркивает важность каждого слагаемого в едином строительстве: каждого города в этом союзе, каждого человека-купца в этом городе.
Кирпичное строительство распространилось на побережье Северного и Балтийского морей. Кирпич более хрупок, чем камень, практически исключает обработку в процессе строительства; сложные профилированные детали должны быть заранее предусмотрены при формовке кирпича. Сильно профилированные детали и такие готические формы, как фиалы, крабы, крестоцветы, строительство из кирпича делать не позволяли. Поэтому кирпичная кладка предопределила упрощение архитектурных форм. Готика на севере Германии сохранила кубическую четкость объемов, любовь к гладким плоскостям, стена не потеряла здесь своего значения. Одновременно строители извлекали художественный эффект из различной фактуры и окраски кирпича (глазурованный кирпич, светлые и темные тона), рисунка кладки, формованных профилей. С применением кирпича изменилось взаимоотношение здания с пейзажем, если каменное здание - это часть природы, как и сам данный строительный материал. Кирпич - материал по определению искусственный, и здание составляло контраст с окружающим пейзажем.
Для кирпичной готики характерны чередующиеся ряды кладки красного и черноглазурного кирпича. Иногда кладка черных и красных кирпичей разнообразится цветными кафелями или белой окраской простых по резьбе орнаментов.
Здание, обозначившее собой переход к зрелой готике в кирпичной архитектуре - церковь Санкт Мариен в Любеке, которой в 1270-е гг. был придан вид трехнефной базилики. При переходе к поздней готике в кирпичном строительстве был разработан тип храма с трехапсидным завершением, хор при этом отсутствовал. Например: Мариенкире в Пренцлау.
Тип позднеготической зальной постройки окончательно утвердился в кирпичной архитектуре около 1400 г. Например: Катариненкирхе в Бранденбурге. (С 1395г. архитектор Хинрих Брунсберг; по другой гипотезе строительство было начато в 1401 г. и закончено в 1434 г.). В этой церкви примечателен фронтон, выделяющийся разнообразной кладкой кирпича, применением разноцветной глазури, сложным декоративным узором.
___________ Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Германия_______________
В целом, кирпичная кладка предопределила упрощение архитектурных форм. Готика на севере Германии сохранила романскую кубическую четкость объемов, приоритет гладких стенных плоскостей.
Развитие готического стиля в странах Западной Европы демонстрирует не только национальное своеобразие решения духовных задач времени в посреднической зоне кафедрального собора, но и этапы становления мироотношения европейского человечества XIII-XV вв. Эпоха Готического Романтизма развивалась через постепенное нарастание имманационной энергии, зреющей в человеческой душе и доходящей до апогея на венчающем этапе развития данного стиля.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1531;