Архитектурные школы итальянского романского стиля
Итальянская романская архитектура имела несколько локальных школ зодчества: в Северной, Средней, Южной Италии и Сицилии.
Характеристика романской школы Северной Италии (Ломбардия, Венеция). В Ломбардии в облике церквей особая роль принадлежала фасадам, в убранстве которых применялись лизены, карликовые галереи, скульптурный декор. В качестве строительных материалов использовался красный кирпич в сочетании с каменными или терракотовыми деталями. Трансепт в трехнефных церквах не выступал за пределы общих прямоугольных очертаний плана. Над средокрестием обычен восьмигранный купол, вписанный в барабан, или башня-фонарь. В Вероне, Падуе и Венеции сильны византийские традиции, что проявилось в актуализации системы купольных перекрытий и применении греческого креста в плане церквей.
Характеристика романской школы Средней Италии (Тоскана). В облике тосканской романской церкви акцент ставился на экстерьер, оформление западного фасада ярусами декоративных аркад, покоящихся на коринфских или сложных капителях. Строительным материалом был мрамор. Пористость и глубокая рельефность итальянской архитектуры противоречила романской концепции мощных стен церкви как границы, визуализирующей конфликт плотского и душевного начал в человеке. Церковь репрезентировала светящийся божественным богатством и благом Небесный Иерусалим, непротиворечиво дарующий человеку место в нем и выступающий знамением покровительства высшей силы земному бытию человека. Внешнее и внутренне оформление тосканских церквей было основано на «инкрустационной» технике, чередующей ряды белого и черного мрамора. Геометрический орнамент, построенный на прямых линиях, прямых углах, четких прямоугольных формах, моделировал упорядоченность мироздания, зиждущегося на идее Высшего Разума, вступающего в религиозное отношение с человеческим разумным началом, понимающим и принимающим божественный закон.
Характеристика романской школы Южной Италии и Сицилии. Архитектура Южной Италии возникла в результате синтеза разнообразных традиций: ломбардских, тосканских, норманнских, византийских, арабских и эллинистическо-римских, что сформировало достаточно эклектичную архитектурную картину. С одной стороны, на юге Италии возник ряд церквей, воспроизводящих каноны европейской романики. С другой стороны, некоторые сицилийские церкви напоминают по своему Лекция 71. Школы романской архитектуры в Италии
внутреннему построению мечети: в архитектуре используются стрельчатые арки, система перекрытия куполами арабского типа.
Итальянская романская архитектура представляет собой систему мироотношения, во многом отличную от канонов общеевропейского романского стиля, и выступает основанием для формирования принципов зодчества Возрождения.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2539;