Анализ произведений-репрезентантов итальянской романской архитектуры
Романская архитектура Италии: Северная Италия (Ломбардия, Венеция): базилика Сан Амброджо в Милане (конец XI - XII вв.); церковь Сан Микеле в Павии (1117-1155 гг.); собор в Пьяченце (1122-1158 гг.); собор Сан Марко в Венеции (освящен в 1094 г.). Средняя Италия: баптистерий Сан Джованни (1059 г.); церковь Сан Миньято во Флоренции (нач. 1013 г.); Пизанский комплекс (заложен в 1063 г., окончен в 1118 г.). Южная Италия и Сицилия: церковь Сан Никола в Бари (1087-1197 гг.); церковь Сан Никола в Трани; церковь Сан Катальдо в Палермо (1161 г.).
Архитектура Северной Италии. Церковь Сан Микеле в Павии (11171155). Трехнефный, перекрытый крестовыми сводами корабль имеет две прямоугольные ячейки в среднем нефе и по четыре в пролетах боковых нефов. Над средокрестием восьмигранный купол на тромпах, к которому примыкает трансепт, крытый полуциркульными сводами без подпружных арок. Храм замыкается высоким хором с одной апсидой. Лаконичен и ритмичен фасад с его простыми контурами, сквозными вертикальными членениями (лизены), карликовой аркадой. Как и в церкви Сан Амброджо в Милане, весь фасад охватывает большой щипец, но само здание с рельефным главным фасадом и глубокими аркадами, повторяющими скаты крыши, снова целиком выложено из камня.
Собор Сан Марко в Венеции (освящен в 1094 г.). Построен на месте погребальной капеллы св.Марка - апостола, символом которого был крылатый лев (лев в гербе города). План состоит из пяти крестовокупольных ячеек. Они сгруппированы так, что центральная господствует над четырьмя остальными. Все пять крестовокупольных ячеек взаимно проникают друг в друга. Каждая ячейка, взятая в отдельности, является стройной и логичной пространственной группой. План собора представляет собой греческий крест, четыре ветви которого разделены каждая на три нефа. Над пересечением ветвей креста возвышается главный купол. В середине каждой ветви креста стоят соединенные между собой огромными полуциркульными арками четыре массивных столба, поддерживающие малые купола. Пятиглавая купольная группа высоко поднята над собором. Собор покоится на забитых в грунт десяти тысячах деревянных свай, покрыты сверху сплошной забутовкой из камня. Сам же собор (стены, устои, купола) выполнен из кирпича. Под всеми сводами, идущими по периметру основной купольной группы, устроен второй ярус на аркадах. Арки двухъярусных боковых нефов Лекция 71. Школы романской архитектуры в Италии
опираются на колонны и открываются в среднее пространство храма. Всю западную часть собора занимает нартекс, перекрытый более низкими куполами, передняя сторона которого открывается наружу пятью монументальными порталами с полуциркульным верхом, в виде нишей, поддерживаемых пучками мраморных колонн. Над порталами фасад увенчан пятью полуциркульными фронтонами. Снаружи все здание до XV века украшалось цветными мраморами, алебастрой, парфирой, яшмой, скульптурой, барельефами, колоннами. Внутри собор св.Марка на две трети высоты облицован мрамором. Верхние части стен, своды, купола, паруса покрыты мозаиками на золотом фоне. Пол собора также мозаичный. Восточная ветвь собора отделена алтарной преградой - колоннадой из красного веронского мрамора.
Архитектура Средней Италии. Пизанский комплекс (1063-1350 гг.) состоит из собора, баптистерия и колокольни. Строительство собора - 10631118 гг., баптистерия - 1153 г., кампанилы - 1173-1350 гг. План собора имеет форму вытянутого латинского креста. Две базилики, в продольном корпусе пятинефная (первоначально трехнефная), в поперечном - трехнефная, пересекаются между собой. Восточная ветвь креста, а также северная и южная ветви снабжены полукруглыми апсидами. Над средокрестием собора возвышается большой яйцеобразный купол, поддерживаемый стрельчатой формы арками. Средний неф собора - с плоским потолком, боковые нефы перекрыты романскими крестовыми сводами. На стенах, столбах и арках белые и темно-зеленые мраморные плиты чередуются горизонтальными рядами. Над высоким нижним ярусом западного фасада, расчлененного семью глухими арками, находится комплекс из четырех аркатурно- колончатых фризов. Такие же фризы оформляют и стены хора. Влияние античных традиций - широкий размах здания, нескончаемые аркады; восточные воздействия - остроконечные арки у средокрестия, эллиптическая форма купола на восьмигранном основании, полосатый черно-белый мраморный декор; аркатурные галереи и боковые лопатки восходят к ломбардской архитектуре. В нижних частях здания баптистерия применена та же система архитектурной обработки, что и в соборе. Покрытый высоким коническим куполом баптистерий имеет внутри двухъярусную круговую галерею из коринфских колонн и столбов. Снаружи, над глухими арками нижнего этажа, возвышается галерея на свободно стоящих колоннах. В XIII в. она была снабжена готическими декоративными элементами. Перекрытие XIV в. состоит из двух оболочек: полусферического купола и прорезающей его конусообразной внутренней оболочки. Кампанила в Пизе - отдельно стоящая цилиндрическая башня, обвитая шестью поясами арочных галерей. Галереи образованы кружевными аркадами, создающими удивительную игру светотени. Кампанила получила наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Седьмой ярус, с целью уменьшить осадку, был выведен под некоторым углом к оси башни.
Архитектура Южной Италии и Сицилии. Церковь Сан Катальдо в Палермо (1161) позволяет составить представление о внешнем облике Лекция 71. Школы романской архитектуры в Италии
норманнских культовых построек. Это простой куб, облицованный кладкой, с тонко моделированными поверхностями стен, увенчанный тремя тесно поставленными в ряд куполами арабского типа, окрашенными в красный цвет. Интерьер расчленен стрельчатыми арками, опирающимися на четыре античные мраморные колонны. Переход к куполам выполнен при помощи тромпов.
Арки на фасаде, на которые опираются купола, выражены плоскими профилями.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1697;