Архитектурные школы французского романского стиля
Культовое строительство во Франции в X-XII вв. характеризуется одновременной деятельностью нескольких архитектурных школ, развивавшихся в различных областях страны.
Школа Бургундии специализировалась на воспроизведении принципов эталонного образца романской постройки, поскольку именно на этой территории и находился Клюни. Базиликальный разрез, план в виде латинского креста, с резко выступающим трансептом и отчетливо выраженным пространством хора, кольцевой обход с венцом капелл, перекрытия цилиндрическим сводом с подпружными арками в центральном нефе и крестовыми сводами в боковых нефах; трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории, аркады - это составляющие бургундской романской церкви. Типична математическая выверенность и точность всех параметров при строительстве, геометрическая ясность каждого архитектурного объема.
Школа Нормандии за основу композиционных схем взяла бургундские приемы. Отличительными особенностями являются использование стропильных перекрытий, акцентирование двубашенных западных фасадов с прямоугольными завершиями, очень широкий средний неф и узкие боковые, равнозначность высоты нижнего яруса и галерей.
Специфика школы Оверни, при сохранении ориентации на образец, идущий из Бургундии, заключалась в актуализации местных кельтских традиций, а также органичном взаимодействии архитектурных и природных форм. Гористая местность Оверни согласовалась с пирамидальностью облика восточной части церквей, визуализировавшей духовный аспект горнего мира. Архитектурная лаконичность в решении западной части церкви, отсутствие верхних окон в центральном нефе порождало эффект контраста между западом и востоком, между погруженными во мрак нефами и освещенным пространством хора и средокрестия, что также фиксировало символику светоносности горнего мира, идеально достигаемого верующими при достижении алтарного пространства.
Школа Прованса развивалась в русле ориентации на античные традиции. В Провансе господствовали небольшие и высокие однонефные сооружения, напоминающие целлу с полуциркульной или многогранной апсидой. Галереи, трифории, кольцевой обход отсутствуют. В трехнефных романских церквах Прованса был высокий, слабо выступающий трансепт и Лекция 68. Школы романской архитектуры во Франции
узкие боковые нефы. В строительстве употреблялся известняк и мрамор. Эллинистические мотивы отчетливо проявляются в композиции и декоре порталов.
Деятельность западной школы, объединившей школы Аквитании и Пуату, строилась на синтезе античных, восточно-мавританских, восточно- византийских и западно-христианских традиций. Аквитанские церкви приближаются по организации к «зальным»: обширные однонефные помещения, перекрытые серией куполов. Церкви Пуату строились с тремя нефами равной высоты под общей кровлей и характеризовались обильным скульптурным оформлением западных фасадов. Западные башни либо отсутствовали вовсе, либо были слабо выражены.
Многообразие архитектурных школ не препятствует формированию единого романского стиля на территории Франции. Визуальные понятия «крепость духа», «Небесный Иерусалим на земле», «эманация божественной энергии», «воплощение града небесного» являются определяющими для романской церкви каждой из архитектурных школ.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 3278;