Основные архитектурные приемы построения романской средневековой картины мира
В идею культового строительства входит тезис об упорядоченности, идея единого порядка была свойственна всему мировоззрению. Четкий, жесткий, строгий порядок устройства мироздания соответствовал принципам ведущих монашеских орденов: послушание, воздержание, уподобление единому образцу, низведение собственной индивидуальности для приближения к идеалу. Здание церкви складывалось из отдельных, в известной мере самостоятельных частей: башен входа, главного нефа, боковых нефов, трансепта, хора, обхода, крипты, капелл. Каждая из частей имела геометрически правильную форму. В формах господствовали прямоугольные очертания; простейшей ячейкой пространства выступал квадрат. Целое возникает как подобие, повторение, удвоение и модификация Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв.
первоэлементов. Мир парцеллирован, но в основе своей един. Он построен по принципу иерархии и подобия малого большому.
За основу организации плана многих романских церквей взята «связанная романская система», модулем в которой выступил квадрат средокрестия. Система связанности перекрытий, подчинения малого великому организует непрерывность иерархического построения внутреннего пространства церкви.
В романское время базиликальные культовые сооружения стали перекрывать каменным сводом. Среди существовавшего множества вариантов перекрытия приоритетным стало применение крестового свода, визуально усиливавшего символику крестного пути. Единообразное перекрытие и центрального, и боковых нефов крестовыми сводами давало возможность организации связанной романской системы. Другим распространенным вариантом перекрытия было сочетание полуцилиндрического свода в центральном нефе с крестовыми сводами в боковых нефах. Данная система перекрытий ставила акцент не на упорядоченности, симметрии и гармоничности внутреннего устройства мира, а на тяжести преодоления длинного пути к обретению гармонии воссоединения с божественным началом.
Экстерьер и интерьер романских церквей определялись лейтмотивом полуциркульных арок. В экстерьере арки полуциркульные очертания завершали входной портал, оконные проемы, проявлялись в аркатурно- колончатых фризах. В интерьере полуциркульные очертания присутствовали в контурах конхи апсиды, сводов, подпружных арок, а также в спускающихся от перекрытия к полу горизонтальных ярусах, членящих стены центрального нефа. Верхний ярус - арки окон, средний - арки трифория либо эмпор, нижний - арки на колоннах, разделяющих центральный и боковые нефы. Чередование аркатурно-колончатых поясов с гладкими стенами составляет ритм романского храма. Доминанта полуциркульных очертаний в каждой арочной единице определяет господствующую тенденцию нисхождения божественной энергетики, диктующей законы миропорядка. В общей концепции крестного пути, заложенной в романскую церковь планом в виде латинского креста и общей протяженностью прохождения «по кресту», каждая романская арка фиксировала новый увенчанный триумфом шаг победы душевных устремлений над костной материей. Финалом продвижения становилась главная триумфальная арка, оформляющая алтарную зону.
Света в романских церквах было мало. Распределение окон подчинялось строго выверенной системе - идее драматического единоборства материи с духовной энергией всепроникающего света, репрезентирующего божественное начало. Борьба между духом и плотью, между светом и мраком велась внутри храма романского стиля постоянно, и общий полумрак подчеркивал тяжесть и бесконечность разворачивающейся борьбы. Увидеть божественный свет - не просто; движение по романскому Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв.
храму - это путь из мрака к свету, столп которого возносится над средокрестием.
Романская церковь отличается устойчивостью, прочностью, симметричностью, четкостью горизонтальных и вертикальных планов с доминантой горизонтали. Наружный вид церкви тяготеет к фронтальности. В экстерьере обозначено устройство интерьера: соответствие и гармоничное созвучие внешнего и внутреннего, внутреннее проявляет себя во внешнем.
Храм предстает как спустившийся из Горнего мира репрезентант небесного града, царство Божие, чувственно явленное в Дольнем мире во всей своей конкретной замкнутости и линейности - графической очерченности четких архитектурных контуров.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1620;