Специфика ведущего типа культовой постройки романского стиля

В «романское» время ведущим типом культовой постройки становится монастырская церковь. Монастыри и монашество играли особую роль в культуре и политике средневековья. Около 932 г. аббат Одон получил разрешение римского папы на проведение «клюнийской» реформы по введению монастырского бенедиктинского устава на всей территории Европы, систематизацию существующих и создание новых монастырей с подчинением единому монастырскому центру в западноевропейском городе Клюни на территории Бургундии. Данный факт стал предпосылкой к Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв.

унификации принципов организации культового пространства и появлению единого стиля в средневековом европейском искусстве. Также на формирование единой стилевой программы именно в X-XI вв. повлияло разделение христианской церкви на католичество и православие в 1054 г. Потребность в пестовании собственной религиозности в ее самостоятельности и истинности оказалась и на востоке, и на западе катализатором возникновения особенных, отличных моделей визуализации православного и католического мироотношения. Так, католическая картина мира для своего утверждения призвала к жизни романскую храмовую систему.

Христианство в странах Западной Европы отличается от христианства Востока своей направленностью. Если в Византии в центре внимания был совершенный мир духовно прекрасных эталонных святых, то на Западе в центре внимания оказалось греховное несовершенство человека и путь его преодоления. Образцом выступил святой мученик, мощи которого являлись объектом притяжения и поклонения паломников и прихожан. Святой- мученик задавал идеал мученического отвержения голоса плоти и обращения земной жизни на путь жертвования. Дух и тело в такой концепции есть непримиримые полярности. Поэтому путь к достижению идеала мыслится как мучительный и драматический. Отсюда и прохождение по кораблю романского храма - это путь страдания и искупления.

Большим влиянием в Европе в XI-XII вв. пользовался орден цистерцианцев, образованный в результате разделения бенедиктинского ордена. Монахами-цистерцианцами исповедуются принципы аскетизма, физического труда, уединения, удаления от мира. Монастырь строился как крепость, которая обороняла и охраняла, защищала себя от мира внешнего и враждебного прежде всего своей греховностью. Главной заботой монахов была молитва, очищающая и спасающая все грешное человечество. Монастырь был и цементирующим звеном для всего европейского общества, монашеский образ жизни служил примером для духовных и светских общин.

Основа культового сооружения сохраняет базиликальность в романское время. Но план базилики, по сравнению с раннехристианским временем, удлиняется на восток за пределы трансепта и получает форму латинского креста. План романской базилики - латинский крест - есть символ трудного и тернистого крестного пути движения верующего католика от града земного к граду небесному.

Над средокрестием помещалась башня-колокольня-фонарь. Тем самым фиксируется узловая точка пересечения перекладин креста, лежащего в основе конструкции церкви. Встречное движение востока и запада, севера и юга, небес и земли осеняется, освещается и освящается в пространстве башни средокрестия.

Восточная часть латинского креста заканчивается апсидой; между трансептом и апсидой размещается трехнефный хор. Боковые нефы хора, соединяясь, образуют коридор, обходящий полукружие центральной апсиды.

____________________ Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв._______________________

Строительство крипт продолжает быть обязательным и в романское время. Крипта располагается под хором. Популярность реликвий и святых мощей, увеличение числа реликвий и погребений в церквах, необходимость сделать их доступными для обозрения паломниками и прихожанами привело к появлению плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей восточной части храма. Апсидная часть преобразовалась в венец капелл.

Западная часть монастырской церкви фланкировалась башнями. Романские церкви имеют вид оборонительного сооружения. Романская церковь есть крепость - в значении крепости духа. Особое значение в этой крепости духа имеет вход - врата в вечный духовный мир, для грешников оборачивающийся адом, для праведников - раем. Вход, на иконическом уровне обозначенный порталом с тимпаном, в котором находится изображение Страшного Суда, фиксирует границу перехода из мира грешного Вавилона в царство небесного Иерусалима, здесь совершается символическое «взятие крепости», преодоление порога, преступая который, верующий совершает в символическом значении важный шаг на пути приближения к очищению своей сущности, просветлению, приближения к истине.

Ведущим началом в облике церкви стала стена, ее масса и поверхность. Стена в церквах была подчеркнута строгими архитектоническими членениями или кладкой из различных сортов камня, образуя четкую грань между внутренним и внешним пространством. Эта плотная грань символически представляла отгороженность и защиту от мира грешного Вавилона, неприкосновенность царства Божьего на земле, репрезентированного монастырской церковью. Основным строительным материалом был местный тесанный камень, служивший символом той каменности, крепости, нерушимости, которая требовалась от верующего в вопросах веры.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 987;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.