Становление контрастной полифонии
Контрастная полифония образуется при одновременном сочетании различных мелодий. В ней проявляется одна из специфических особенностей музыкального искусства. Одновременные реплики персонажей в драматических произведениях встречаются крайне редко, так же как и попытки совмещения разных изображений (например, так называемая двойная экспозиция в фотографии, кино, телевидении, когда одно изображение служит как бы фоном другому). В музыке контрастное многоголосие встречается часто и в самых разных жанровых и выразительных ситуациях, оно выполняет важные смысловые и формообразующие функции.
В европейской музыке контрастное сочетание мелодических голосов возникло в ходе длительного исторического развития. Есть основания полагать, что уже в Древней Греции и Древнем Риме музыка была не только одноголосной. Из античных текстов следует, что более двух тысяч лет назад уже сложилось понимание консонирующих и диссонирующих интервалов. Однако достаточно конкретными материалами наука не располагает. Зато точно известно, что почти все первое тысячелетие нашей, эры в Европе звучала почти исключительно одноголосная музыка. Этому в немалой степени способствовала и традиция церковного пения (григорианский хорал, канонизированный в конце VI века). Только в IX веке появляется органум, иногда называемый диафонией (явление, родственное подголосочности), который поначалу представлял собою лишь регистровое расщепление напева: основная мелодия удваивалась в нижнюю кварту, квинту или октаву.
Строгий органум:
В преддверии второго тысячелетия голосоведение становится несколько более свободным, хотя все еще сохраняется ритмический принцип «нота против ноты» (punctum contra punctum), т. е. эквиритмия.
Свободный (непараллельный) органум (XII в.). Троп «Agnus Dei»
И только в конце ХI – начале ХII столетия складывается мелизматический органум, в котором основной, главный голос (vox principalis) ведет традиционный хоральный напев в его каноническом виде, а сопутствующий голос (vox organalis), поющий, как правило, выше основного, свободно орнаментирует, распевает свой вариант напева так, что на один звук хорала у него приходится от двух-трех до десятка, а то и более, звуков. При этом словесный текст произносится обоими голосами синхронно, эквиритмично.
Мелизматический органум :
В XII – ХIII веках сложился новый жанр светской вокальной музыки - мотет, в котором впервые имело место одновременное изложение нескольких мелодических мыслей. Собственно музыкальное многоголосие подчеркивалось и разными словесными текстами у разных голосов. К нижнему - теноровому - голосу, который пел на латыни мелодию, так или иначе варьирующую хоральный напев (иногда это был и инструментальный голос), приписывались сверху еще два с разными текстами, причем на родном языке и как бы не зависящие друг от друга: при сочинении учитывалось лишь отношение каждого из них с тенором:
Спустя три столетия этот принцип нашел свое дальнейшее развитие в жанре кводлuбета (от лат. – что угодно) – юмористической, часто пародийной вокально-ансамблевой пьесы, сочетающей законченные мелодии и тексты или их фрагменты как в последовательности, так и одновременно.
С ХIII столетия начинает определяться и мажорно-минорное ладовое сознание, с опорой на которое в эпоху Возрождения расцветает полифония строгого стиля.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2793;