Дей­ст­вия и дру­гие пе­ре­ме­ны в на­шем со­стоя­нии, обу­слов­лен­ные стрес­сом

 

Вся­кий раз, ко­гда мы со­вер­ша­ем ка­кое-ли­бо дей­ст­вие, в на­шем те­ле про­ис­хо­дит мно­же­ст­во фун­да­мен­таль­ных из­­м­ен­ений. Ко­гда мы ше­ве­лим­ся, мус­ку­ла­ту­ра те­ла на­чи­на­­ет раз­го­нять­ся, го­то­вясь вы­пол­нить тре­бо­ва­ния, ко­то­рые мы к ней предъ­я­вим. Ко­гда мы в кон­це кон­цов рас­слаб­­л­яе­мся, на­ше­му внут­рен­не­му мо­то­ру на­ко­нец доз­во­ля­ет­­ся по­ра­бо­тать вхо­ло­стую. За все­ми эти­ми из­ме­не­ния­ми обя­за­на сле­дить ве­ге­та­тив­ная (она же — ав­то­ном­ная) нерв­ная сис­те­ма.

Эта сис­те­ма со­сто­ит из двух ра­бо­таю­щих в пи­ку друг дру­гу под­раз­де­ле­ний — вы­со­ко­ак­тив­ной сим­па­ти­че­ской нерв­ной сис­те­мы и низ­ко­ак­тив­ной па­ра­сим­па­ти­че­ской нерв­ной сис­те­мы: пер­вая — воз­бу­ди­тель, вто­рая — ус­по­­ко­итель. Ко­гда те­ло «ра­бо­та­ет» на обыч­ном, уме­рен­ном уров­не, сис­те­мы урав­но­ве­ши­ва­ют друг дру­га. Сим­па­ти­че­­ская сис­те­ма на­стаи­ва­ет: «Про­дол­жай дви­гать­ся, не ос­та­­на­вл­ива­йся!» Па­ра­сим­па­ти­че­ская в то же вре­мя уго­ва­­р­ив­ает: «Спо­кой­нее, не трать си­лы зря». Один сиг­нал не пе­ре­си­ли­ва­ет дру­гой, и че­ло­век ра­зум­ный про­дол­жа­ет ра­­д­ос­тно ска­кать по жиз­ни. Боль­шую часть вре­ме­ни мы пре­бы­ва­ем имен­но в та­ком со­стоя­нии, но вся­кий раз, ко­гда нам нуж­но на­прячь­ся и со­вер­шить не­что от­ча­ян­ное, сим­па­ти­че­ская сис­те­ма бе­рет верх и впры­ски­ва­ет в кровь ад­ре­на­лин, что­бы вре­мен­но до­ми­ни­ро­вать над ус­по­каи­­ва­ющей нас па­ра­сим­па­ти­че­ской сис­те­мой.

По­доб­ная си­туа­ция чре­ва­та для ор­га­низ­ма и дру­ги­ми пе­ре­ме­на­ми. Ме­ня­ет­ся рас­по­ря­док ра­бо­ты кро­ве­нос­ной сис­те­мы. Серд­це на­чи­на­ет ка­чать кровь бы­ст­рее и силь­нее, со­су­ды пе­ре­страи­ва­ют­ся так, что кровь от­ли­ва­ет от ко­жи и внут­рен­них ор­га­нов к мыш­цам и моз­гу. За­мед­ля­­е­тся про­цесс пи­ще­ва­ре­ния, умень­ша­ет­ся вы­ра­бот­ка слю­ны. Пря­мая киш­ка и мо­че­вой пу­зырь не опо­рож­ня­ют­ся так лег­ко, как обыч­но. Уг­ле­во­ды, скла­ди­ро­ван­ные в пе­че­­ни, бы­ст­ро сбра­сы­ва­ют­ся в кровь, под­ни­мая уро­вень глю­­к­озы. Ды­ха­ние уча­ща­ет­ся и ста­но­вит­ся бо­лее глу­бо­ким. По­вы­ша­ет­ся по­то­от­де­ле­ние.

Все эти из­ме­не­ния по­мо­га­ют те­лу под­го­то­вить­ся к рез­ко­му уве­ли­че­нию ак­тив­но­сти. Ус­та­лость ку­да-то ис­че­­з­ает. Вне­зап­но мы ста­но­вим­ся бод­ры­ми и энер­гич­ны­ми: снаб­жае­мый кро­вью мозг спо­со­бен бы­ст­ро ре­шать по­­ста­вле­нные пе­ред ним за­да­чи, мыш­цы го­то­вы на­пря­гать­ся. Мы рас­прав­ля­ем грудь, лёг­кие за­хва­ты­ва­ют боль­ше ки­­сл­ор­ода, по­тею­щая ко­жа обиль­но ув­лаж­ня­ет­ся и бы­ст­рее ох­ла­ж­да­ет­ся.

Ра­зу­ме­ет­ся, все эти из­ме­не­ния про­ис­хо­дят во­все не по­то­му, что те­ло же­ла­ет по­слать ок­ру­жаю­щим ви­зу­аль­ные сиг­на­лы, но сиг­на­лы эти, так или ина­че, за­мет­ны. Скрыть воз­бу­ж­де­ние не­воз­мож­но. Ес­ли за воз­бу­ж­де­ни­ем сле­ду­ют ак­тив­ные дей­ст­вия, Ав­то­ном­ные Сиг­на­лы са­ми по се­бе ма­ло что зна­чат: мы уз­на­ем то, что хо­тим знать, на­блю­дая за дей­ст­вия­ми че­ло­ве­ка. Но бы­ва­ет, что ак­тив­ные дей­ст­­вия бло­ки­ру­ют­ся. Ад­ре­на­лин по­сту­па­ет в кровь, те­ло го­­т­ови­тся к дви­же­нию, но дви­же­ния не про­ис­хо­дит. В этом слу­чае Ав­то­ном­ные Сиг­на­лы мо­гут рас­ска­зать о мно­гом. Та­кое слу­ча­ет­ся, ко­гда че­ло­век всту­па­ет в кон­фликт сам с со­бой. Воз­мож­но, его что-то пу­га­ет, но убе­жать он не мо­жет; кто-то злит его, но он слиш­ком сдер­жан, что­бы ата­ко­вать то­го, кто вы­вел его из се­бя. Че­ло­век ос­та­ёт­ся на мес­те, его нерв­ная сис­те­ма бьёт во все ко­ло­ко­ла, но дей­ст­во­вать он и не со­би­ра­ет­ся. Из-за то­го, что у че­ло­ве­­ка есть вес­кие при­чи­ны со­про­тив­лять­ся зо­ву соб­ст­вен­ных нер­вов, он скло­нен скры­вать обу­ре­ваю­щие его чув­ст­ва, и пы­та­ет­ся ка­зать­ся спо­кой­ным. До­бить­ся это­го не­про­сто.

Возь­мём для при­ме­ра че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го при­гла­си­ли на те­ле­ви­де­ние, что­бы взять у не­го ин­тер­вью. По­ка он ждёт сво­ей оче­ре­ди, в ду­ше у не­го воз­ни­ка­ет страх: он пред­став­ля­ет се­бе мил­лио­ны лю­дей, ко­то­рые от­не­сут­ся к его по­яв­ле­нию на эк­ра­не весь­ма кри­ти­че­ски. Те­ло это­го че­­л­ов­ека го­то­вит­ся к то­му, что­бы как мож­но ско­рее сбе­жать — или же встре­тить опас­ность ли­цом к ли­цу. Че­ло­­век са­дит­ся в крес­ло для гос­тей и на­чи­на­ет от­ве­чать на во­про­сы; его те­ло фи­зио­ло­ги­че­ски по-преж­не­му го­то­во к дра­ке, но он де­ла­ет все, что­бы вы­гля­деть спо­кой­ным и рас­слаб­лен­ным. Не­взи­рая на все уси­лия, Ав­то­ном­ные Сиг­­н­алы вы­да­ют его с го­ло­вой. Са­мое слож­ное тут — кон­­тр­ол­ир­овать час­то­ту ды­ха­ния. Да­же ес­ли это про­фес­сио­­нал­ьный ак­тёр, умею­щий управ­лять сво­им те­лом, о его со­стоя­нии мно­гое ска­жет груд­ная клет­ка, рас­ши­ряю­щая­ся и сжи­маю­щая­ся в не­обыч­но бы­ст­ром тем­пе. Ес­ли че­ло­­век изо­бра­жа­ет рас­слаб­лен­ность и «не­при­ну­ж­дён­но» раз­­в­ал­ив­ае­тся в крес­ле, дви­же­ния груд­ной клет­ки бу­дут дис­­с­он­ир­овать с его по­зой. Скрыть их мо­жет толь­ко про­сто­­рная оде­ж­да.

Кро­ме то­го, из­ме­не­ния в кро­ве­нос­ной сис­те­ме ве­дут к то­му, что кровь от­ли­ва­ет от ко­жи че­ло­ве­ка, и он слег­ка блед­не­ет. Здесь на по­мощь мо­жет прий­ти грим. Из-за умень­шен­но­го слю­но­от­де­ле­ния рот че­ло­ве­ка час­то пе­ре­­с­ых­ает, по­это­му, от­ве­чая на во­про­сы, он не­из­беж­но про­из­во­дит ма­ло­за­мет­ные дви­же­ния язы­ком и гу­ба­ми, пы­та­­ясь вос­пол­нить не­дос­та­ток жид­ко­сти. При­лив кро­ви к мыш­цам го­то­вит их к рез­ким дви­же­ни­ям, по­то­му че­ло­­век про­из­во­дит лю­бое дви­же­ние край­не ос­то­рож­но. Его те­ло на­пря­же­но, его ру­ки и но­ги еле за­мет­но под­ра­ги­ва­­ют или пе­ре­пле­та­ют­ся друг с дру­гом. Он ли­бо со­еди­ня­ет ру­ки в за­мок так, что­бы од­на ру­ка плот­но об­хва­ти­ла дру­гую, ли­бо кла­дёт но­гу на но­гу, с си­лой при­жи­мая их друг к дру­гу. Он мо­жет сде­лать то и дру­гое од­но­вре­мен­но. Кро­ме то­го, ра­бо­та­ет на пол­ную мощ­ность сис­те­ма ох­ла­ж­де­­ния те­ла: че­ло­век уси­лен­но по­те­ет и мо­жет да­же слег­ка вздра­ги­вать, от стра­ха по­кры­ва­ясь хо­лод­ным по­том. К сча­стью для не­го, мощ­ные сту­дий­ные про­жек­то­ры, ско­рее все­го, све­дут дей­ст­вие сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния на нет, бо­лее то­го, бу­дет ка­зать­ся, что имен­но из-за них че­ло­век и по­­т­еет.

Ес­ли бы этот че­ло­век, пре­бы­ваю­щий в столь за­труд­­н­ител­ьном по­ло­же­нии, мог во­пло­тить в жизнь те на­ме­ре­­ния, из-за ко­то­рых его те­ло го­то­вит­ся к ак­тив­ным дей­ст­­в­иям, все фи­зио­ло­ги­че­ские при­го­тов­ле­ния не про­па­ли бы да­ром. Но это­го не про­ис­хо­дит, и они пре­вра­ща­ют­ся в бре­мя. Ве­ге­та­тив­ная нерв­ная сис­те­ма реа­ги­ру­ет на на­ру­­ш­ение рав­но­ве­сия, по­сы­лая в бой про­ти­во­дей­ст­вую­щую сис­те­му — па­ра­сим­па­ти­че­скую. Обе сис­те­мы при­ве­де­ны в со­стоя­ние бое­вой го­тов­но­сти, и ве­ге­та­тив­ный ма­ят­ник не­ис­то­во ка­ча­ет­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну. Ес­ли бы ак­ку­му­­л­ир­ова­нную энер­гию мож­но бы­ло вы­пус­тить, па­ра­сим­па­­т­ич­еская сис­те­ма вер­ну­ла бы те­ло к преж­не­му рав­но­ве­­сию. Вме­сто это­го сис­те­мы дёр­га­ют че­ло­ве­ка ту­да-сю­да, ввер­гая его в со­стоя­ние фи­зио­ло­ги­че­ской тур­бу­лент­но­сти. Вспыш­ки па­ра­сим­па­ти­че­ской ак­тив­но­сти пе­ре­ме­жа­ют­ся мо­мен­та­ми сим­па­ти­че­ско­го до­ми­ни­ро­ва­ния.

В кри­ти­че­ских си­туа­ци­ях по­след­ст­вия мо­гут быть ка­та­ст­ро­фи­че­ски­ми. К при­ме­ру, че­ло­век в ав­то­мо­би­ле за­ме­­ч­ает ре­бён­ка, ко­то­рый пе­ре­бе­га­ет до­ро­гу. Во­ди­тель жмёт на тор­мо­за, сво­ра­чи­ва­ет и вре­за­ет­ся в сте­ну. Он вы­би­ра­­е­тся из ма­ши­ны бе­лый как мел. Ужас на­вод­нил его кровь ад­ре­на­ли­ном, од­на­ко он не смог пре­вра­тить на­ме­ре­ние дей­ст­во­вать в дей­ст­вие. Па­ра­сим­па­ти­че­ская сис­те­ма на­­н­осит от­вет­ный удар, и спазм ки­шок при­во­дит к де­фе­ка­­ции — или же мо­че­вой пу­зырь, на­пряг­ший­ся в мо­мент ад­ре­на­ли­но­вой на­кач­ки, вне­зап­но рас­слаб­ля­ет­ся и ис­тор­­г­ает по­ток мо­чи. Кро­ве­нос­ная сис­те­ма пе­ре­на­прав­ля­ет кровь к ко­же и внут­рен­ним ор­га­нам, в ре­зуль­та­те ли­цо че­ло­ве­ка крас­не­ет, его ко­жа го­рит, его мо­жет стош­нить. В то же вре­мя от­лив кро­ви от моз­га мо­жет при­вес­ти к по­те­ре соз­на­ния. Ды­ха­ние пе­ре­клю­ча­ет­ся с од­но­го рит­ма на дру­гой, че­ло­век за­ды­ха­ет­ся, всхли­пы­ва­ет, его речь за­труд­­н­ена.

Ино­гда мож­но на­блю­дать, как про­ти­во­ре­ча­щие друг дру­гу сиг­на­лы по­да­ют­ся од­но­вре­мен­но: од­на часть те­ла уча­ст­ву­ет в сим­па­ти­че­ской ак­тив­но­сти, дру­гая — в па­ра­­си­мп­ат­ич­еской. Обыч­но это не­воз­мож­но, но при силь­ном шо­ке и внут­рен­нем кон­флик­те две взаи­мо­до­пол­няю­щие сис­те­мы мо­гут рас­син­хро­ни­зи­ро­вать­ся, в ре­зуль­та­те те­ло бу­дут «раз­ди­рать на час­ти» про­ти­во­ре­чи­вые дей­ст­вия.

По­хо­жие «внут­рен­ние кон­флик­ты» про­яв­ля­ют­ся и при мень­шем на­пря­же­нии, но ку­да мяг­че. Воз­вра­ща­ясь к на­ше­му при­ме­ру: ес­ли че­ло­ве­ка за­ста­ви­ли ждать не­оп­рав­­да­нно дол­го и он пре­бы­ва­ет в нерв­ном воз­бу­ж­де­нии, его па­ра­сим­па­ти­че­ская сис­те­ма так­же мо­жет взбун­то­вать­ся. Фак­ти­че­ски она со­об­ща­ет ему: «Я слиш­ком дол­го жда­ла, что ты что-ни­будь сде­ла­ешь, но ни­че­го не про­изош­ло, и те­перь я со­би­ра­юсь вер­нуть твоё те­ло в со­стоя­ние рав­но­­в­есия». Сим­па­ти­че­ская сис­те­ма не от­сту­па­ет, две сис­те­мы вновь стал­ки­ва­ют­ся. Толь­ко что че­ло­век был бле­ден и дро­жал, а те­перь он по­крас­нел и весь го­рит. Толь­ко что у не­го пе­ре­сы­ха­ло во рту, а те­перь он за­хлё­бы­ва­ет­ся слю­ной. Ему вне­зап­но хо­чет­ся в туа­лет. Ему мо­жет да­же стать дур­но. Все эти сим­пто­мы про­явят­ся не так ост­ро, как у из­бе­­жа­вш­его ава­рии шо­фё­ра, но они тем не ме­нее воз­ник­нут, ес­ли на­пря­же­ние и ожи­да­ние в кон­це кон­цов нач­нут дей­ст­во­вать че­ло­ве­ку на нер­вы.

Во вре­мя дра­ки в ор­га­низ­ме де­ру­ще­го­ся про­ис­хо­дят те же из­ме­не­ния. Ко­гда страх и аг­рес­сия вза­им­но бло­ки­­р­уют друг дру­га и воз­бу­див­ший­ся ин­ди­вид не мо­жет ни ата­ко­вать, ни бе­жать, по­да­вае­мые им сиг­на­лы уг­ро­зы со­­пр­ов­о­жд­аю­тся мно­ги­ми из пе­ре­чис­лен­ных Ав­то­ном­ных Сиг­на­лов. Здесь, в ча­ст­но­сти, по­лез­но об­ра­тить вни­ма­ние на цвет ли­ца уг­ро­жаю­ще­го вам че­ло­ве­ка. По­блед­нев­ший че­ло­век ку­да опас­нее по­крас­нев­ше­го. Блед­ность есть при­знак ра­бо­ты сим­па­ти­че­ской сис­те­мы, что оз­на­ча­ет, что че­ло­век го­тов драть­ся или бе­жать. Ес­ли он бле­ден и при­­бл­иж­ае­тся к вам с уг­ро­за­ми, зна­чит, он точ­но хо­чет на вас на­пасть. Ес­ли же он по­крас­нел, зна­чит, его па­ра­сим­­п­ат­ич­еская сис­те­ма уже вклю­чи­лась и он не пре­бы­ва­ет в со­стоя­нии «го­тов к не­мед­лен­ной ата­ке». Ин­те­рес­но, что про по­крас­нев­ших лю­дей мы обыч­но го­во­рим, что они «крас­не­ют от гне­ва», имея в ви­ду, что они ста­но­вят­ся весь­ма опас­ны. На де­ле не­до­оце­ни­вать та­ких лю­дей не сто­ит, по­сколь­ку ма­ят­ник мо­жет кач­нуть­ся в сто­ро­ну ак­тив­ных дей­ст­вий, и всё-та­ки по­крас­не­ние — это ре­зуль­тат обес­­с­ил­ива­ющей внут­рен­ней борь­бы, ко­то­рая за­став­ля­ет че­­л­ов­ека ры­чать и из­ры­гать про­кля­тия. Та­кой че­ло­век мо­жет на­пу­гать, но в ито­ге, мо­жет стать­ся, он «боль­ше ла­ет, чем ку­са­ет». Ана­ло­гия с со­ба­кой тут уме­ст­на, что под­твер­­дит лю­бой, кто по­стра­дал от со­бачь­их уку­сов: бе­ше­но лаю­щий пёс мо­жет вце­пить­ся в вас зу­ба­ми с той же не­боль­шой ве­ро­ят­но­стью, с ка­кой ору­щий, рас­крас­нев­ший­ся, раз­ма­хи­ваю­щий пал­кой че­ло­век спо­со­бен вас уда­рить.

Есть ещё один Ав­то­ном­ный Сиг­нал, за­слу­жи­ваю­щий упо­ми­на­ния. Этот сиг­нал у лю­дей поч­ти не­за­ме­тен, и всё-та­ки он ос­та­ёт­ся Ав­то­ном­ным Сиг­на­лом. Ко­гда ад­ре­на­­лин впры­ски­ва­ет­ся в кровь мле­ко­пи­таю­ще­го, его шерсть, как пра­ви­ло, вста­ёт ды­бом. Про­ис­хо­дит это в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния, ко­то­рая улуч­ша­ет дос­туп воз­ду­ха к ко­же. Мно­гие ви­ды жи­вот­ных в ито­ге вы­гля­дят очень вну­ши­тель­но: у на­пряг­ше­го­ся зве­ря рас­прям­ля­ет­ся гри­ва или хо­хол. Шку­ра че­ло­ве­ка, увы, не столь вну­ши­­тел­ьна, и в на­шем слу­чае этот сиг­нал не так за­ме­тен, тем не ме­нее, ко­гда мы ис­пы­ты­ва­ем силь­ный шок, на­ши во­­ло­ски так­же вста­ют ды­бом. Мы в та­кие мо­мен­ты чув­ст­­в­уем, как бе­гут по шее и спи­не му­раш­ки, и хо­тя ок­ру­­жа­ющие это­го не ви­дят, для нас са­мих этот сиг­нал — сви­де­тель­ст­во то­го, что в ор­га­низ­ме про­ис­хо­дят боль­шие пе­ре­ме­ны.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.