Как ли­ку­ют по­бе­ди­те­ли — и как реа­ги­ру­ют на это про­иг­рав­шие

Сра­зу по­сле то­го, как мы одер­жа­ли ка­кую-ни­будь по­бе­ду, на нас на­ка­ты­ва­ют чув­ст­ва, час­то оформ­ляю­щие­ся в Тор­­ж­ес­тве­нное По­ве­де­ние. Про­яв­ле­ния этих чувств мо­гут раз­­нит­ься — от ра­до­ст­но­го под­пры­ги­ва­ния в мо­мент, ко­гда нас ни­кто не ви­дит, до пол­но­вес­ной тор­же­ст­вен­ной це­ре­­м­онии. В ос­но­ве Тор­же­ст­вен­но­го По­ве­де­ния ле­жит вне­зап­­ное по­вы­ше­ние ста­ту­са тор­же­ст­вую­ще­го ин­ди­ви­да. Толь­ко что он бо­рол­ся с це­лью по­бе­дить; ны­не он — по­бе­ди­тель, и его уро­вень до­ми­ни­ро­ва­ния мо­мен­таль­но по­вы­ша­ет­ся.

Лю­ди с вы­со­ким ста­ту­сом рас­прав­ля­ют пле­чи и рас­­пря­мл­яют спи­ну, в то вре­мя как лю­ди с низ­ким ста­ту­сом хо­дят сгор­бив­шись. Не­уди­ви­тель­но, что в мо­мент три­ум­­фа поч­ти все по­бе­ди­те­ли вы­ра­жа­ют свои чув­ст­ва, «вы­тя­­г­ивая» те­ло в вы­со­ту. Ино­гда они бу­к­валь­но «пры­га­ют от ра­до­сти» или вста­ют на нос­ки, ино­гда про­сто под­ни­ма­ют го­ло­ву. Во мно­гих слу­ча­ях по­бе­ди­те­ли под­ни­ма­ют ру­ки над го­ло­вой, слов­но тя­нут­ся ими к не­бу.

При­ро­да кон­крет­но­го Тор­же­ст­вен­но­го По­ве­де­ния обу­­сло­вл­ена ха­рак­те­ром одер­жан­ной по­бе­ды. Уча­ст­ни­ки дет­ской ко­ман­ды, ко­то­рая вы­иг­ра­ла со­рев­но­ва­ния, ско­рее все­го, нач­нут хао­тич­но пры­гать на мес­те, во­пить и виз­жать. По ме­ре взрос­ле­ния по­ве­де­ние три­ум­фа­то­ров ста­но­вит­ся всё бо­лее сдер­жан­ным, а по­бе­ды празд­ну­ют­ся под­чёрк­ну­то скром­но, при­чём скром­ность эта — на­сквозь по­каз­ная. У взрос­лых ин­тен­сив­ность де­мон­ст­ра­ции обу­ре­ваю­щих че­ло­ве­ка чувств силь­но за­ви­сит от об­стоя­тельств. Бок­сёр и бо­рец при­ни­ма­ют клас­си­че­скую по­зу «сце­п­лен­ные ру­ки под­ня­ты над го­ло­вой», что яв­ля­ет­ся тра­ди­ци­ей для их ви­дов спор­та. Ино­гда этот жест уп­ро­ща­ет­ся до под­ня­тия од­ной ру­ки в бок­сёр­ской пер­чат­ке. По­сле не­ко­то­рых со­­ст­яз­аний ру­ку од­но­му из бок­сё­ров под­ни­ма­ет ре­фе­ри, ука­зы­вая тем са­мым на по­бе­ди­те­ля схват­ки.

По­ли­ти­ки (воз­мож­но, из же­ла­ния вы­гля­деть не ме­нее му­же­ст­вен­ны­ми, чем спорт­сме­ны) взя­ли на воо­ру­же­ние бок­сёр­ский жест: в ночь, ко­гда ста­но­вят­ся из­вест­ны пер­вые ре­зуль­та­ты вы­бо­ров, по­ли­тик то­же под­ни­ма­ет сце­п­­ле­нные ру­ки над го­ло­вой. Он ис­поль­зу­ет так­же бо­лее рас­­пр­остр­анё­нный жест «раз­вес­ти ру­ки в сто­ро­ны и под­нять их»: че­ло­век воз­де­ва­ет рас­по­ло­жен­ные под ост­рым уг­лом ру­ки к не­бу, при этом его ла­до­ни вы­прям­ле­ны. Как ва­ри­ант, паль­цы при этом мо­гут скла­ды­вать­ся в знак по­­б­еды «V».

Яр­че все­го Тор­же­ст­вен­ное По­ве­де­ние про­яв­ля­ет­ся в на­ше вре­мя у фут­бо­ли­стов, празд­ную­щих по­бе­ду. Так бы­ло не все­гда. Все­го не­сколь­ко лет на­зад бри­тан­ско­го иг­ро­­ка, ко­то­рый за­бил дол­го­ждан­ный гол, как мак­си­мум хло­­п­али по спи­не и ко­рот­ко по­здрав­ля­ли. Все из­ме­ни­лось, ко­гда об­ре­ли по­пу­ляр­ность ме­ж­ду­на­род­ные фут­боль­ные со­рев­но­ва­ния и в Се­вер­ную Ев­ро­пу ста­ли на­ве­ды­вать­ся бо­лее экс­прес­сив­ные ко­ман­ды из стран Сре­ди­зем­но­мо­­рья и Юж­ной Аме­ри­ки. Го­лы ста­ли празд­но­вать ку­да яр­че, чем рань­ше. Те­перь в мо­мент, ко­гда мяч кос­нул­ся сет­ки, фут­бо­лист, за­бив­ший гол, раз­во­ра­чи­ва­ет­ся и бе­жит к дру­гим иг­ро­кам сво­ей ко­ман­ды, про­тя­ги­вая к ним ру­ки. Обыч­но в иг­ро­ке всту­па­ют в кон­фликт два же­ла­ния — пред­ло­жить то­ва­ри­щам об­нять­ся и тор­же­ст­вен­но воз­деть ру­ки к не­бе­сам. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кое же­ла­ние по­бе­ж­да­ет, иг­рок мо­жет дер­жать ру­ки или го­ри­зон­таль­­но, вы­тя­нув их по на­прав­ле­нию к то­ва­ри­щам, или вер­ти­­кал­ьно, ино­гда его ру­ки за­ни­ма­ют про­ме­жу­точ­ное по­ло­­ж­ение. Ли­цо бе­гу­ще­го иг­ро­ка ис­ка­жа­ет­ся, он ра­зе­ва­ет рот или, по мень­шей ме­ре, ши­ро­ко улы­ба­ет­ся; ино­гда иг­рок энер­гич­но под­пры­ги­ва­ет, ино­гда бьёт по воз­ду­ху пра­вой ру­кой, сжа­той в ку­лак. Это те­ло­дви­же­ние схо­же с ря­дом мощ­ных уда­ров свер­ху вниз, ко­то­рые час­то на­но­сят оп­по­нен­там лю­ди, уча­ст­вую­щие в дра­ках и по­та­сов­ках. Фут­бо­лист точ­но так же уда­ря­ет по пус­то­те, сим­во­ли­че­­ски из­би­вая во­об­ра­жае­мую ко­ман­ду про­тив­ни­ка.

К бе­гу­ще­му фут­бо­ли­сту бы­ст­ро при­бли­жа­ют­ся дру­гие чле­ны ко­ман­ды. Они на­ска­ки­ва­ют на не­го, об­ни­ма­ют его, це­лу­ют, тре­п­лют ему во­ло­сы, хло­па­ют по го­ло­ве и по пле­чам. Обыч­но они тес­но об­сту­па­ют иг­ро­ка. Бы­ва­ет, они на­­ск­ак­ив­ают на не­го с та­ким чув­ст­вом, что об­хва­ты­ва­ют его не толь­ко ру­ка­ми, но и но­га­ми; иг­ро­ку, та­ким об­ра­зом, при­­х­оди­тся вы­дер­жи­вать вес по­здрав­ляю­ще­го.

Од­но вре­мя фут­бо­ли­сты ра­до­ва­лись го­лам так силь­но, что по­сле за­би­то­го мя­ча су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­лась ве­ро­ят­­ность за­ра­бо­тать серь­ёз­ную трав­му. По­сте­пен­но «яро­ст­­ные по­здрав­ле­ния» смяг­чи­лись, од­на­ко в той или иной фор­ме Тор­же­ст­вен­ное По­ве­де­ние фут­бо­ли­стов мож­но на­­бл­юдать поч­ти на лю­бом про­фес­сио­наль­ном ев­ро­пей­ском мат­че. Пол­ный на­бор «по­здрав­ле­ний» со­дер­жит не­сколь­­ко от­дель­ных эле­мен­тов: уве­ли­че­ние «рос­та» иг­ро­ка, ко­­т­орый под­пры­ги­ва­ет и под­ни­ма­ет ру­ки; ин­тен­сив­ные те­­л­одв­иж­ения, на­блю­дае­мые в мо­мент, ко­гда иг­рок бы­ст­ро бе­жит прочь от во­рот; сим­во­ли­че­ское из­бие­ние про­тив­­н­ика пу­тём на­не­се­ния уда­ров по воз­ду­ху свер­ху вниз; а так­же «лю­бов­ные» объ­я­тия дру­гих фут­бо­ли­стов. По­след­­ний эле­мент осо­бен­но лю­бо­пы­тен. Объ­я­тия и при­кос­но­­в­ения к го­ло­ве для муж­чин Се­вер­ной Ев­ро­пы оз­на­ча­ют зна­чи­тель­ную сте­пень фи­зи­че­ской бли­зо­сти. Муж­чи­ны, пре­даю­щие­ся по­доб­ным «неж­но­стям» при бо­лее при­выч­­ном и рас­ко­ван­ном об­ще­нии, вы­гля­де­ли бы в гла­зах ок­­р­ужа­ющих весь­ма жен­ст­вен­ны­ми. Это по­нят­но: пол­ные объ­я­тия не­из­беж­но ас­со­ции­ру­ют­ся с по­ве­де­ни­ем па­ры влюб­лён­ных. Од­на­ко на фут­боль­ном по­ле, в эпи­цен­тре эмо­цио­наль­но­го взры­ва, ог­лу­шив­ше­го ста­ди­он в тот мо­мент, ко­гда был за­бит мяч, в не­ос­по­ри­мо мас­ку­лин­ном, «си­ло­вом» кон­тек­сте фут­бо­ли­сты ос­во­бо­ж­да­ют­ся от обыч­ных со­ци­аль­ных ог­ра­ни­че­ний и мо­гут по­зво­лить се­бе про­явить обу­ре­ваю­щие их чув­ст­ва. Да­же ес­ли они, как это ино­гда бы­ва­ет, впа­да­ют в край­но­сти и це­лу­ют тор­же­­с­тву­ющ­его иг­ро­ка, их дей­ст­вия ос­та­ют­ся «му­же­ст­вен­ны­­ми» и не мо­гут быть ис­тол­ко­ва­ны не­вер­но.

По­сколь­ку фут­бо­ли­сты по­здрав­ля­ют за­бив­ше­го гол иг­ро­ка слиш­ком энер­гич­но и на­пры­ги­ва­ют на не­го всем ско­пом, с не­дав­них пор иг­ро­ки ста­ли при­бе­гать к од­ной хит­ро­сти. Ста­ра­ясь из­бе­жать травм, они ва­лят­ся на зем­лю и вы­тя­ги­ва­ют при этом ру­ки. В та­ком по­ло­же­нии на­­в­ал­ива­ющи­еся на кол­ле­гу фут­бо­ли­сты не мо­гут сбить его с ног. На пер­вый взгляд та­кое по­ве­де­ние про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу, по ко­то­ро­му тор­же­ст­вую­щие иг­ро­ки долж­ны ка­зать­ся вы­ше рос­том, но это не так — они по-преж­не­му «вы­тя­ги­ва­ют­ся», толь­ко не по вер­ти­ка­ли, а по го­ри­зон­та­­ли. Их ру­ки по-преж­не­му вы­тя­ну­ты над го­ло­вой, пусть и на уров­не зем­ли.

Во мно­гих ви­дах спор­та по­бе­ди­те­ля под­ни­ма­ют на ру­ки или же ве­зут на ма­ши­не (или ином ви­де транс­пор­­та). В ав­то­спор­те по­бе­ди­тель мо­жет со­вер­шать осо­бый «круг по­чё­та», си­дя на кры­ше сво­ей ма­ши­ны; ино­гда он дер­жит в ру­ке сиг­наль­ный фла­жок, оз­на­ме­но­вав­ший по­бе­ду в мо­мент, ко­гда его же­лез­ный конь пе­ре­сёк ли­нию фи­ни­ша. По­бе­ди­те­ли с куб­ка­ми в ру­ках то­же мо­гут со­­ве­ршать круг по­чё­та, дер­жа ку­бок над го­ло­вой и вни­мая ап­ло­дис­мен­там зри­те­лей. Со­вре­мен­ные спорт­сме­ны, са­ми то­го не зная, вос­соз­да­ют в уп­ро­щён­ной фор­ме Три­умф, древ­не­рим­ский па­рад, в хо­де ко­то­ро­го пол­ко­во­дец и его ар­мия вхо­ди­ли в Рим че­рез Три­ум­фаль­ную ар­ку и ше­ст­­в­ов­али по го­род­ским ули­цам. Пол­ко­во­дец при этом ехал на ко­лес­ни­це, за­пря­жён­ной чет­вёр­кой ло­ша­дей и ук­ра­­ше­нной лав­ро­вы­ми вет­вя­ми, раб дер­жал над его го­ло­вой зо­ло­тую ко­ро­ну. Пол­ко­во­дец был одет в на­ря­ды бо­га, его ли­цо рас­кра­ши­ва­ли ки­но­ва­рью, оли­це­тво­ряв­шей кровь жерт­вен­ных жи­вот­ных. По­доб­ным об­ра­зом рим­ля­не че­­с­тв­ов­али толь­ко луч­ших пол­ко­вод­цев. Три­умф свер­шал­ся ред­ко: для это­го пол­ко­во­дец дол­жен был раз­бить про­тив­­н­ика, умерт­вить по мень­шей ме­ре пять ты­сяч вра­же­ских сол­дат, вы­иг­рать вой­ну и рас­ши­рить тер­ри­то­рию Рим­ской им­пе­рии, при­сое­ди­нив к ней по­ко­рён­ную стра­ну. Рим­ские Три­ум­фы бы­ли на­столь­ко фор­ма­ли­зо­ва­ны, что час­то те­ря­ли вся­кую ак­ту­аль­ность. Под­го­тов­ка к ним за­­н­им­ала мно­го вре­ме­ни, в ито­ге про­хо­ди­ли ме­ся­цы пре­ж­­де, чем пол­ко­во­дец, тер­пе­ли­во ждав­ший за во­ро­та­ми Ри­ма, до­пус­кал­ся к всту­п­ле­нию в го­род. Од­на­ж­ды по­бе­ди­­тель вы­ну­ж­ден был ждать це­лых три го­да. С тех пор все пе­ре­ме­ни­лось: на фут­боль­ном по­ле за­би­тый гол празд­ну­­ют не­мед­ля, и да­же трёх­се­кунд­ная за­держ­ка ка­жет­ся очень дол­гой. Впро­чем, сре­ди со­вре­мен­ных празд­неств мож­но най­ти и ана­лог от­ло­жен­но­му три­ум­фаль­но­му ше­­с­твию: это че­ст­во­ва­ние спорт­сме­на или спор­тив­ной ко­­ма­нды, ко­то­рая доб­ле­ст­но би­лась за чем­пи­он­ский ти­тул, по воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну. В ча­ст­но­сти, фут­боль­ную ко­­ма­нду, вы­иг­рав­шую ку­бок, мо­гут во­зить на ав­то­бу­се по ули­цам её род­но­го го­ро­да. В та­кие ми­ну­ты при­зрак Ри­ма ожи­ва­ет — как и в мо­мен­ты, ко­гда на шею по­бе­ди­те­ля спор­тив­ной гон­ки на­де­ва­ют лав­ро­вый ве­нок.

В ми­ре мо­то­го­нок не так дав­но поя­вил­ся но­вый тор­­ж­ес­тве­нный об­ряд. По­бе­ди­те­лю, стоя­ще­му на при­под­ня­­той над зем­лёй плат­фор­ме, вру­ча­ют бу­тыл­ку шам­пан­ско­­го, ко­то­рую он силь­но тря­сёт, что­бы за­тем об­лить шам­­па­нским бо­лель­щи­ков. Для это­го по­бе­ди­тель за­жи­ма­ет боль­шим паль­цем гор­лыш­ко бу­тыл­ки, тря­сёт её и за­тем чуть ото­дви­га­ет па­лец. Жид­кость под боль­шим дав­ле­ни­ем вы­ры­ва­ет­ся на­ру­жу, на го­ло­вы зри­те­лей об­ру­ши­ва­ет­ся мощ­ная пе­ни­стая струя. Этот ри­ту­ал по­ра­зи­тель­но на­по­­м­ин­ает эя­ку­ля­цию и яв­но де­мон­ст­ри­ру­ет до­ми­ни­рую­щую му­же­ст­вен­ность че­ло­ве­ка, об­ла­даю­ще­го в дан­ный мо­мент вре­ме­ни вы­со­ким ста­ту­сом.

У Тор­же­ст­вен­но­го По­ве­де­ния есть и дру­гая сто­ро­на ме­да­ли — по­ве­де­ние в мо­мент по­ра­же­ния. Оно не столь оче­вид­но, по­то­му что по­бе­ж­дён­ные спорт­сме­ны, как пра­­в­ило, пы­та­ют­ся скрыть раз­оча­ро­ва­ние и сла­бо улы­ба­ют­ся, по­здрав­ляя по­бе­ди­те­ля. Но все это про­ис­хо­дит уже в раз­гар тор­же­ст­ва. До то­го, в мо­мент ог­лу­ши­тель­но­го три­ум­­фа во вре­мя со­рев­но­ва­ний, про­иг­рав­шие во­все не ка­жут­­ся ра­до­ст­ны­ми. Ко­гда фут­бо­лист за­би­ва­ет мяч, по­зы иг­ро­­ков ко­ман­ды, ко­то­рой за­би­ли гол, го­во­рят са­ми за се­бя. Ни­кто да­же не пы­та­ет­ся сде­лать вид, буд­то все в по­ряд­­ке. Го­ло­вы фут­бо­ли­стов опу­ще­ны, они свер­лят взгля­дом зем­лю. Их ли­ца мрач­ны и серь­ёз­ны, ру­ки час­то упи­ра­ют­­ся в бед­ра. В эту по­зу — «ру­ки в бо­ки» — вста­ют лю­ди, ко­то­рые раз­дра­же­ны или раз­гне­ва­ны, она ха­рак­тер­на для по­доб­ных об­стоя­тельств.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 646;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.