Дей­ст­вия, ко­то­рые бло­ки­ру­ют вхо­дя­щие ви­зу­аль­ные сиг­на­лы, ко­гда мы пе­ре­жи­ва­ем стресс

По­ве­де­ние в об­ще­ст­ве опи­сы­ва­ет­ся схе­мой «вход — вы­ход». Мы по­да­ём сиг­на­лы свои­ми дей­ст­вия­ми и рас­шиф­­р­ов­ыв­аем по­сла­ния в дей­ст­ви­ях дру­гих лю­дей. Ко­гда всё хо­ро­шо, «вход» и «вы­ход» урав­но­ве­ши­ва­ют­ся, од­на­ко ино­гда это рав­но­ве­сие на­ру­ша­ет­ся. Ес­ли мы из­го­ло­да­лись по ком­му­ни­ка­ции и нам оди­но­ко, мы ис­прав­ля­ем си­туа­цию и ищем об­ще­ние бо­лее ак­тив­но, то есть уве­ли­чи­ва­ем сиг­нал на вы­хо­де. Ес­ли, с дру­гой сто­ро­ны, мы стра­да­ем от из­­бы­тка сиг­на­лов на вхо­де, нам ста­но­вит­ся не по се­бе, и мы пы­та­ем­ся как-ли­бо за­глу­шить ком­му­ни­ка­цию. Этот про­цесс по­лу­чил на­зва­ние От­клю­че­ния. Про­хо­дить он мо­жет по-раз­но­му.

Са­мое про­стое ре­ше­ние — «сой­ти со сце­ны» и ук­­рыт­ься от об­ще­ния на вре­мя, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо нам, что­бы вос­ста­но­вить по­тра­чен­ные на из­бы­точ­ное об­ще­ние си­лы. Мы мо­жем за­бо­леть и по­ле­жать в по­сте­ли в ти­ши­не и спо­кой­ст­вии. Мы мо­жем так­же за­не­ду­жить в ре­зуль­­т­ате «нерв­но­го сры­ва». Тре­тий спо­соб — при­ни­мать тран­­кв­ил­из­ат­оры, «ус­по­кои­те­ли». Чет­вёр­тый — от­го­ро­дить­ся от хао­са, на­пив­шись или при­няв ка­кой-ни­будь дру­гой нар­ко­тик. На­ко­нец, пя­тый: на­сла­ж­дать­ся ме­ди­та­ци­ей, рас­­тв­орит­ься в соб­ст­вен­ных мыс­лях, со­сре­до­то­чить­ся на них и на вре­мя «по­ки­нуть» ок­ру­жаю­щий мир. Все эти дей­ст­­вия, од­на­ко, вы­хо­дят за пре­де­лы по­все­днев­но­го От­клю­че­­ния, ко­то­рое мы при­ме­ня­ем в обыч­ных об­стоя­тель­ст­вах. Вре­мя от вре­ме­ни си­туа­ция мо­жет по­ну­ж­дать нас при­нять бо­лее ре­ши­тель­ные ме­ры, но та­кое слу­ча­ет­ся край­не ред­ко. Ку­да ча­ще мы справ­ля­ем­ся с не­боль­ши­ми стрес­са­­ми при по­мо­щи ме­нее экс­тре­маль­ных мер. Наи­бо­лее оче­вид­ная и по­пу­ляр­ная ме­ра — за­крыть на се­кун­ду гла­за. Тем са­мым мы от­се­ка­ем вхо­дя­щие ви­зу­аль­ные сиг­на­­лы, эк­ра­ни­руя их ве­ка­ми. Ко­гда на шум­ной ве­че­рин­ке че­­л­ов­еку за­да­ют во­прос и он не мо­жет о чем-то вспом­нить, он креп­ко за­жму­ри­ва­ет­ся, пы­та­ясь оты­скать от­вет в сво­ей па­мя­ти. Мать, ок­ру­жён­ная во­пя­щи­ми деть­ми, за­кры­­в­ает уши ру­ка­ми и кри­чит: «От ва­ших во­плей я уже ни чер­та ни со­об­ра­жаю!» Ак­тёр, за­по­ми­наю­щий свои ре­п­ли­­ки, при­кры­ва­ет гла­за ру­кой в по­ис­ках со­сре­до­то­че­ния.

От­клю­ча­ясь по­доб­ным об­ра­зом, че­ло­век не пы­та­ет­ся скрыть от дру­гих сам факт От­клю­че­ния, и ок­ру­жаю­щие от­но­сят­ся к не­му с по­ни­ма­ни­ем. От­дель­но нуж­но вы­де­­лить че­ты­ре не­осоз­на­вае­мых дей­ст­вия — ма­лень­кие От­­кл­юч­ения, в ко­то­рых мы ед­ва ли от­да­ём се­бе от­чёт. Пер­вое — это «ук­лон­чи­вый взгляд»: про­дол­жая раз­го­ва­ри­вать с на­ми, че­ло­век по­дол­гу смот­рит в сто­ро­ну. Он не же­ла­ет встре­чать­ся с на­ми гла­за­ми и мо­жет ми­ну­та­ми гля­деть на ка­кой-то во­об­ра­жае­мый пред­мет спра­ва или сле­ва от нас. Вто­рое — это «бе­гаю­щий взгляд»: раз­го­ва­ри­вая с на­ми, че­ло­век смот­рит то в сто­ро­ну, то на нас, гла­за его по­­ст­оя­нно бе­га­ют. Третье — это «дро­жа­щие ве­ки»: че­ло­век смот­рит нам в гла­за, не от­во­ра­чи­ва­ясь, но его ве­ки пры­­г­ают вверх-вниз, он час­то мор­га­ет, слов­но пы­та­ет­ся од­но­­вр­еме­нно и за­крыть гла­за, и от­крыть их, и у не­го не по­­л­уч­ае­тся ни то ни дру­гое. Чет­вёр­тое дей­ст­вие — это «за­­кр­ыва­ющи­еся ве­ки»: че­ло­век опять же вни­ма­тель­но на нас смот­рит, но вре­мя от вре­ме­ни он вме­сто то­го, что­бы морг­нуть, вдруг за­кры­ва­ет гла­за и не­сколь­ко се­кунд не мо­жет их от­крыть.

Пе­ре­чис­лен­ные фор­мы От­клю­че­ния все­гда вы­во­дят нас из се­бя, и мы ни с то­го ни с се­го раз­дра­жа­ем­ся, не по­ни­мая да­же, в чем при­чи­на это­го раз­дра­же­ния. Ме­ж­ду тем она про­ста: мы ин­туи­тив­но чув­ст­ву­ем, что со­бе­сед­­ник по ка­ким-то при­чи­нам хо­чет из­ба­вить­ся от на­шей ком­па­нии. Мо­жет быть, он бо­ит­ся нас, или мы ему не нра­вим­ся, или ему с на­ми скуч­но, и он хо­чет ока­зать­ся где-ни­будь по­даль­ше от нас, но про­дол­жа­ет вес­ти се­бя так, слов­но по­лу­ча­ет от бе­се­ды с на­ми ис­тин­ное удо­воль­­с­твие. Он по­сы­ла­ет нам сиг­на­лы От­клю­че­ния, не соз­на­вая то­го, и мы при­ни­ма­ем их точ­но так же — не­осоз­нан­но. Об­ме­ни­ва­ясь сло­ва­ми, мы од­но­вре­мен­но об­ме­ни­ва­ем­ся не­вер­баль­ны­ми зна­ка­ми, ко­то­рые нас и раз­дра­жа­ют.

В по­доб­ных си­туа­ци­ях нас огор­ча­ет од­но про­ти­во­ре­­чие. Ес­ли бы наш со­бе­сед­ник при­знал­ся, что ему нуж­но в эту ми­ну­ту по­быть на­еди­не с со­бой, мы бы от­не­слись к не­му с со­чув­ст­ви­ем. Ес­ли бы ему уда­лось ос­во­бо­дить­ся от стрес­сов и на­пря­же­ния и ис­крен­не по­гру­зить­ся в бе­се­ду, мы то­же бы­ли бы сча­ст­ли­вы. Но ко­гда он при­тво­ря­ет­ся вни­ма­тель­ным и, сам то­го не по­ни­мая, по­да­ёт нам сиг­на­­лы От­клю­че­ния, и мы ощу­ща­ем, что в эту ми­ну­ту он не хо­чет нас ви­деть, мы реа­ги­ру­ем един­ст­вен­но воз­мож­ным об­ра­зом — па­да­ем ду­хом.

В ка­кой-то ме­ре это про­ти­во­ре­чие на­ду­ман­но, по­­скол­ьку ре­ак­ция От­клю­че­ния мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать о не­же­ла­нии че­ло­ве­ка об­щать­ся во­об­ще, а не кон­крет­но с на­ми. Есть лю­ди, ко­то­рые, дос­тиг­нув пи­ка раз­оча­ро­ва­ния в об­ще­нии бла­го­да­ря силь­но­му ра­бо­че­му или до­маш­не­му стрес­су, не спо­соб­ны аде­к­ват­но реа­ги­ро­вать на лю­бую по­­пы­тку об­ще­ния с ни­ми: как бы мы ни ста­ра­лись их раз­ве­се­лить или уди­вить, они не смо­гут про­де­мон­ст­ри­ро­вать при­ем­ле­мый уро­вень во­вле­чён­но­сти в бе­се­ду. Для та­ких лю­дей «ук­лон­чи­вый взгляд», «бе­гаю­щий взгляд», «дро­жа­­щие ве­ки» и «за­кры­ваю­щие­ся ве­ки» — это не­из­беж­ные ре­ак­ции, раз­но­вид­ность нерв­но­го ти­ка. Ос­таль­ных они мо­гут раз­дра­жать, но че­ло­ве­ку, по­даю­ще­му та­кие сиг­на­­лы, они да­ют на мгно­ве­ние по­чув­ст­во­вать се­бя в оди­но­че­­с­тве, ти­ши­не и спо­кой­ст­вии. Лю­бое мгно­ве­ние От­клю­че­­ния — это, по су­ти, скром­ный, сим­во­ли­че­ский по­бег от ти­ра­нии со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти. От­клю­че­ние умень­­ш­ает, пусть и на до­лю се­кун­ды, вхо­дя­щий по­ток ощу­ще­­ний и по­мо­га­ет вос­ста­но­вить жиз­нен­но не­об­хо­ди­мое рав­­н­ов­есие ме­ж­ду «вхо­дом» и «вы­хо­дом».

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 757;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.