Те­ло­дви­же­ния, ко­то­рые го­то­вят нас к дей­ст­ви­ям и вы­да­ют на­ши на­ме­ре­ния

 

Го­то­вясь со­вер­шить ка­кое-ли­бо дей­ст­вие, мы час­то де­ла­­ем не слиш­ком за­мет­ные Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния. Они на­зы­ва­ют­ся так, по­то­му что слов­но на­ме­ка­ют на то, что мы со­би­ра­ем­ся сде­лать. Ко­гда че­ло­век го­тов сде­лать что бы то ни бы­ло, он при­сту­па­ет к дей­ст­вию не меш­кая, и «на­чаль­ные» дви­же­ния плав­но пе­ре­хо­дят в дви­же­ния, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся дей­ст­вие. Ес­ли, од­на­ко, че­ло­век по ка­кой-то при­чи­не ко­леб­лет­ся, его хва­та­ет лишь на пер­вую фа­зу дей­ст­вия. Мы на­чи­на­ем дей­ст­во­вать, по­том ос­та­нав­ли­ва­ем­ся, на­чи­на­ем, сно­ва ос­та­нав­ли­ва­ем­ся. На­мёк, та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся двой­ным: не­что по­бу­ж­да­ет нас к дей­ст­вию, не­что, на­про­тив, нас ос­та­нав­ли­ва­ет.

В ком­му­ни­ка­тив­ных си­туа­ци­ях клас­си­че­ским Под­го­­т­ов­ител­ьным Дви­же­ни­ем яв­ля­ет­ся дви­же­ние «вце­пить­ся в крес­ло». Хо­зя­ин и гость не­ко­то­рое вре­мя бе­се­ду­ют, за­тем на­ста­ёт мо­мент, ко­гда хо­зя­ин дол­жен уда­лить­ся по не­кое­му де­лу. Его стрем­ле­ние уй­ти сдер­жи­ва­ет­ся его же­­л­ан­ием не быть гру­бым с гос­тем. Ес­ли бы хо­зя­ин не ду­мал о чув­ст­вах гос­тя, он про­сто под­нял­ся бы и объ­я­вил о том, что ухо­дит. Имен­но так и хо­чет по­сту­пить его те­ло — од­на­ко веж­ли­вость при­ко­вы­ва­ет хо­зяи­на к крес­лу и не да­ёт ему встать. Тут и на­сту­па­ет оче­редь Под­го­то­ви­­тел­ьн­ого Дви­же­ния «вце­пить­ся в крес­ло». Хо­зя­ин про­дол­­ж­ает раз­го­ва­ри­вать с гос­тем и слу­шать его, при этом он по­да­ёт­ся впе­рёд и вце­п­ля­ет­ся ру­ка­ми в под­ло­кот­ни­ки, слов­но хо­чет от­толк­нуть­ся от них. Это пер­вое, что он сде­лал бы, ес­ли бы стал под­ни­мать­ся. Ес­ли бы хо­зя­ин не ко­­л­еба­лся, дан­ное дви­же­ние за­вер­ши­лось бы за до­лю се­кун­­ды. Те­перь, од­на­ко, оно длит­ся ку­да доль­ше. Те­ло хо­зяи­на за­сты­ло в по­зе «я го­тов встать» и про­дол­жа­ет на­хо­дить­ся в ней, слов­но хо­зяи­на па­ра­ли­зо­ва­ло как раз то­гда, ко­гда он вста­вал.

Хо­зя­ин, ко­то­рый со­вер­ша­ет рас­тя­ну­тое во вре­ме­ни Под­го­то­ви­тель­ное Дви­же­ние, мо­жет со­вер­шать его соз­­н­ател­ьно, что­бы сде­лать на­мёк гос­тю, или же не­осоз­нан­­но. Гость, ес­ли он по­гло­щён бе­се­дой, мо­жет не за­ме­тить, что хо­зя­ин пе­ре­ме­нил по­зу, или за­ме­тить, но про­иг­но­ри­­р­овать на­мёк. Чув­ст­ви­тель­ный гость обыч­но реа­ги­ру­ет очень бы­ст­ро. Он то­же мо­жет дей­ст­во­вать не­осоз­нан­но или же осоз­нан­но, при­няв сиг­нал и по­няв, что он от­ни­­м­ает у хо­зяи­на вре­мя.

Мы со­вер­ша­ем Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния и реа­ги­­р­уем на них при са­мых раз­ных об­стоя­тель­ст­вах прак­ти­­ч­ески ка­ж­дый день, за­час­тую да­же не по­доз­ре­вая о том. Вся­кий раз, ко­гда мы идём по мно­го­люд­ной ули­це, мы реа­ги­ру­ем на Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния дру­гих пе­ше­­х­одов. Так мы из­бе­га­ем столк­но­ве­ний и не тра­тим ни вре­мя, ни си­лы на рез­кое тор­мо­же­ние. По­доб­ное по­ве­де­­ние да­ёт сбой лишь из­ред­ка, ко­гда мы не­вер­но тол­ку­ем на­ме­ре­ния при­бли­жаю­ще­го­ся че­ло­ве­ка. Всем нам при­хо­­д­илось стал­ки­вать­ся с не­об­хо­ди­мо­стью раз­ми­нуть­ся с кем-ли­бо в уз­ком про­хо­де. Один че­ло­век при этом мо­жет дви­­нут­ься вле­во, вто­рой — впра­во, в ре­зуль­та­те оба за­ми­ра­ют на мес­те. Од­но­вре­мен­но осоз­нав свою ошиб­ку, они про­бу­ют пой­ти в дру­гую сто­ро­ну и вновь ока­зы­ва­ют­ся ли­цом к ли­цу. В этот мо­мент лю­ди обыч­но из­ви­ня­ют­ся, и один из них ус­ту­па­ет дру­го­му до­ро­гу. Ино­гда до­ро­гу ус­ту­­п­ают опять-та­ки оба — и ждут, ко­гда вто­рой прой­дёт ми­мо. Так они до­хо­дят до точ­ки, ко­гда воз­ни­ка­ет ну­ж­да в вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. Они об­ме­ни­ва­ют­ся ре­п­ли­­к­ами: «Про­хо­ди­те!» — «Толь­ко по­сле вас!» Ра­но или позд­но та­кое слу­ча­ет­ся с ка­ж­дым — в ко­ри­до­ре, в двер­ном про­ёме или на ули­це, — но про­ис­хо­дит это ред­ко, и все бла­го­да­ря то­му, что ча­ще все­го мы рас­по­зна­ем Под­го­то­­в­ител­ьные Дви­же­ния дру­гих лю­дей пра­виль­но.

 

 

Же­лая под­нять­ся со сту­ла, мы со­вер­ша­ем Под­го­то­ви­тель­ное

дви­же­ние к это­му дей­ст­вию, и на­ша по­за час­то сиг­на­лит о

том, что мы хо­тим пре­рвать об­ще­ние. (По Сид­дон­су, 1822 г.)

 

Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния мо­гут быть и не­уло­ви­­м­ыми, и бо­лее чем за­мет­ны­ми. Тер­пе­ли­вый слу­ша­тель, на ко­то­ро­го на­се­да­ет за­ну­да, мо­жет все­го лишь за­стег­нуть пу­го­ви­цу на пид­жа­ке или рас­пря­мить скре­щён­ные но­ги. Ес­ли они бе­се­ду­ют стоя, он мо­жет на­чать от­да­лять­ся от за­ну­ды, чуть от­сту­пив на­зад, или раз­вер­нуть ту­ло­ви­ще, не сво­дя глаз с ли­ца со­бе­сед­ни­ка. Пер­вые на­мё­ки мо­гут про­пасть да­ром, но по­след­ние за­нуд­ли­вый со­бе­сед­ник не смо­жет не за­ме­тить. Да­же бес­пре­стан­но лю­бую­щий­ся со­бой за­ну­да пой­мёт на­мёк, ко­гда его слу­ша­тель, по-преж­не­му улы­ба­ясь и ки­вая, на­чи­на­ет вдруг пя­тить­ся. К со­жа­ле­нию, за­ну­ды сплошь и ря­дом соз­на­ют, что они за­ну­ды, и ста­ра­­ю­тся пре­сечь Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния в за­ро­ды­ше. Они хва­та­ют жерт­ву за ру­ку или кла­дут ру­ку на её пле­чо или пред­пле­чье, что­бы жерт­ва не смог­ла вы­рвать­ся сра­зу. Мы час­то го­во­рим, что за­ну­да при­пёр ко­го-то к стен­ке (buttonhole), ме­ж­ду тем это сло­во, из­на­чаль­но зву­чав­шее как buttonhole! (англ. «дер­жать за пу­го­ви­цу»), от­сы­ла­ет к по­пу­ляр­но­му сто-две­сти лет на­зад обы­чаю дер­жать со­бе­­се­дн­ика за пу­го­ви­цу. Со­бе­сед­ник при этом мог со­вер­шать ма­ло­за­мет­ные Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния, но вот пя­­тит­ься прочь от за­ну­ды он был уже не спо­со­бен. По­мо­га­­ли толь­ко са­мые экс­трен­ные ме­ры. Вот, на­при­мер, за­бав­­ное на­блю­де­ние, да­ти­руе­мое 1808-м го­дом: «Чарльз Лэм, ко­то­ро­го Коль­ридж дер­жал за пу­го­ви­цу... от­ре­зал эту пу­­г­ов­ицу».

Дру­гая край­ность, в ко­то­рую впа­да­ют лю­ди, же­лаю­­щие пре­рвать раз­го­вор, — Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния, со­дер­жа­щие в се­бе уг­ро­зу. Сре­ди дви­же­ний, на­ме­каю­щих на воз­мож­ность на­па­де­ния, мож­но вы­де­лить бо­лее уме­­ре­нные: че­ло­век сжи­ма­ет ку­ла­ки или вце­п­ля­ет­ся в ка­кой-ли­бо не­оду­шев­лён­ный пред­мет с та­кой си­лой, что у не­го бе­ле­ют кос­тяш­ки паль­цев. На­мё­ки мо­гут быть и не столь тон­ки­ми: уг­ро­жаю­щий нам че­ло­век от­кры­ва­ет рот и ска­­ли­тся, а то и под­ни­ма­ет на нас ру­ку. Лю­бо­пы­тен фе­но­­мен ос­ка­ла: ска­ля­щий­ся че­ло­век по­ка­зы­ва­ет, что го­тов нас уку­сить — оче­вид­но, имен­но так с про­тив­ни­ка­ми рас­прав­­л­ялись на­ши дои­сто­ри­че­ские пред­ки. Ма­лень­кие де­ти, же­лая на­пасть, ино­гда ку­са­ют­ся, и в дет­ских са­дах при­­стал­ьно сле­дят за осо­бо ку­са­чи­ми ин­ди­ви­да­ми, од­на­ко взрос­лые в сти­хий­ных дра­ках по­ла­га­ют­ся на ру­ки боль­ше, чем на зу­бы. Взрос­лые не ку­са­ют­ся, за­то в их ар­се­на­­ле есть со­от­вет­ст­вую­щее Под­го­то­ви­тель­ное Дви­же­ние: рот ши­ро­ко от­крыт, гу­бы от­то­пы­ре­ны, зу­бы об­на­же­ны. При этом муж­чи­ны и жен­щи­ны ве­дут се­бя чуть по-раз­­н­ому. У жен­щин паль­цы и за­пя­стья сла­бее, по­то­му их ос­кал — это Под­го­то­ви­тель­ное Дви­же­ние, за ко­то­рым мо­жет по­сле­до­вать са­мый на­стоя­щий укус. Не так дав­но до су­да дош­ло де­ло, воз­бу­ж­дён­ное про­тив жен­щи­ны, от­ку­­си­вшей ухо со­се­ду, с ко­то­рым она не на шут­ку по­спо­ри­ла.

Под­ня­тая ру­ка со сжа­тым ку­ла­ком — это дви­же­ние, под­го­тав­ли­ваю­щее нас к ти­пич­но­му уда­ру свер­ху вниз. Уме­рен­ная фор­ма это­го жес­та — лёг­кий взмах ру­кой вверх, за­тем че­ло­век мо­жет или ха­рак­тер­ным об­ра­зом по­тря­сти ку­ла­ком, или за­не­сти ру­ку над го­ло­вой. По­след­­ний жест пре­вра­тил­ся в Со­вет­ском Сою­зе в при­вет­ст­вие: за­не­сён­ная над го­ло­вой ру­ка сим­во­ли­зи­ру­ет аг­рес­сию, без ко­то­рой не бы­ло бы мя­те­жа, вы­лив­ше­го­ся в ком­му­ни­сти­че­­ское вос­ста­ние. Под­го­то­ви­тель­ное Дви­же­ние пре­вра­ти­лось в фор­ма­ли­зо­ван­ный сим­вол и са­мо по се­бе ста­ло жес­том. Та­кое при­вет­ст­вие уже не мо­жет раз­вить­ся в пол­но­цен­­ный удар, за­то оно вы­ра­жа­ет со­бой обоб­щён­ное на­ме­ре­­ние, ко­то­рое уже во­пло­ти­лось в жизнь в про­шлом и мо­жет вновь стать ре­аль­но­стью в бу­ду­щем.

В од­ном из ви­дов спор­та, бок­се, наи­бо­лее зна­чи­мая фор­ма Под­го­то­ви­тель­но­го Дви­же­ния — не на­стоя­щее дви­же­ние, зна­ме­ную­щее на­ча­ло дей­ст­вия, а об­ман­ное, так на­зы­вае­мый «финт». Бок­сёр по­ни­ма­ет, что про­тив­ник вни­­м­ател­ьно смот­рит на его ку­ла­ки и торс, от­сле­жи­вая ма­­ле­йшее их дви­же­ние, ко­то­рое мо­жет ока­зать­ся под­го­то­­в­ител­ьным. По­это­му он со­вер­ша­ет об­ман­ные Под­го­то­ви­­тел­ьные Дви­же­ния, и они пре­вра­ща­ют­ся в эле­мен­ты при­зван­ной об­ма­нуть со­пер­ни­ка сис­те­мы. Лю­бой бок­сёр­ский по­еди­нок мож­но раз­ло­жить на от­дель­ные дви­же­­ния и вы­вес­ти от­но­ше­ние ре­аль­ных уда­ров к Под­го­то­ви­­тел­ьным Дви­же­ни­ям. Как пра­ви­ло, чем тя­же­лее бок­сё­ры, тем это от­но­ше­ние мень­ше. Это по­нят­но: чем боль­ше ве­сит бок­сёр, тем боль­ше из­ну­ря­ют его ата­ки (не­важ­но, ата­ку­ет он или за­щи­ща­ет­ся). От­то­го в по­един­ках тя­же­ло­­в­есов Под­го­то­ви­тель­ных Дви­же­ний ку­да боль­ше, чем уда­ров, и бок­сё­ры толь­ко и де­ла­ют, что об­ме­ни­ва­ют­ся фин­­т­ами.

Бе­гу­ны фин­тить не мо­гут, од­на­ко Под­го­то­ви­тель­ное Дви­же­ние мож­но на­блю­дать на стар­те лю­бо­го за­бе­га: ко­гда су­дья ко­ман­ду­ет «на старт!», спорт­сме­ны за­ми­ра­ют в од­ном и том же «ис­ход­ном по­ло­же­нии». Чем ко­ро­че за­бег, тем важ­нее эта под­го­то­ви­тель­ная по­за. На сто­мет­ров­ке тех­нич­ность «ис­ход­но­го по­ло­же­ния» час­то оп­ре­де­ля­ет по­бе­ди­те­ля. При этом со­рев­ную­щие­ся столь на­пря­же­ны, что по­сто­ян­но слу­ча­ют­ся фаль­стар­ты: один из бе­гу­нов сры­­в­ае­тся с мес­та до то­го, как су­дья стре­ля­ет из стар­то­во­го пис­то­ле­та.

К осо­бой ка­те­го­рии Под­го­то­ви­тель­ных Дви­же­ний от­­н­ося­тся дви­же­ния, под­го­тав­ли­ваю­щие не од­но, а сра­зу два дей­ст­вия. Та­кое слу­ча­ет­ся, ко­гда мы хо­тим со­вер­шить сра­зу два дви­же­ния. Те­ло сна­ча­ла по­ви­ну­ет­ся од­но­му им­­пул­ьсу, по­том дру­го­му, им­пуль­сы на­чи­на­ют че­ре­до­вать­ся. Ко­гда че­ло­век хо­чет в од­но и то же вре­мя по­вер­нуть­ся на­­пр­аво и по­вер­нуть­ся на­ле­во, он не мо­жет сде­лать то и дру­гое од­но­вре­мен­но, по­это­му он вы­би­ра­ет од­но дей­ст­вие и на­чи­на­ет по­во­ра­чи­вать­ся на­ле­во. По ме­ре то­го как он со­­ве­рш­ает это дви­же­ние, он уда­ля­ет­ся от вто­рой це­ли, со­от­­ве­тс­тве­нно, в нем воз­рас­та­ет же­ла­ние по­вер­нуть­ся на­пра­­во. Он оса­жи­ва­ет се­бя и по­во­ра­чи­ва­ет­ся на­пра­во, уда­ля­ясь от пер­вой це­ли; те­перь ему ещё боль­ше хо­чет­ся по­вер­­нуть на­ле­во. Так он и мо­та­ет­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну, не зная, ку­да по­вер­нуть­ся. Эти че­ре­дую­щие­ся Под­го­то­ви­тель­­ные Дви­же­ния (они же Дву­смыс­лен­ные Дей­ст­вия) за­час­­тую со­вер­ша­ют­ся в оп­ре­де­лён­ном рит­ме, ко­то­рый ни­где не про­яв­ля­ет­ся столь от­чёт­ли­во, как у пре­по­да­ва­те­ля, чи­­та­ющ­его лек­цию, или у ора­то­ра, вы­сту­паю­ще­го с ре­чью. Ора­тор хо­чет ос­та­вать­ся на мес­те и до­ве­сти речь до кон­ца, в то же вре­мя он же­ла­ет сбе­жать от слу­ша­те­лей, по­­скол­ьку, как бы дру­же­ст­вен­на ни бы­ла ау­ди­то­рия, ора­тор пре­бы­ва­ет в по­ло­же­нии «один про­тив всех», и ему все­гда ка­жет­ся, что слу­ша­те­ли на­строе­ны про­тив не­го. Он не мо­жет спо­кой­но сто­ять на мес­те и на­чи­на­ет рас­ка­чи­вать­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну. Сте­пень рас­ка­чи­ва­ния мо­жет быть раз­лич­ной: от еле за­мет­но­го ко­ле­ба­ния тор­са до по­во­ро­­тов ту­ло­ви­ща то в од­ну сто­ро­ну, то в дру­гую. Ес­ли ора­тор ве­ща­ет из вра­щаю­ще­го­ся крес­ла, он мо­жет, сам не зная за­чем, рит­мич­но по­во­ра­чи­вать его то впра­во, то вле­во, что не­ве­ро­ят­но раз­дра­жа­ет слу­ша­те­лей. На те­ле­сту­ди­ях вра­­ща­ющи­еся крес­ла встре­ча­ют­ся ред­ко — что­бы у гос­тей пе­ре­да­чи не бы­ло воз­мож­но­сти вер­теть­ся ту­да-сю­да во вре­мя ин­тер­вью.

Ес­ли вам слу­чи­лось ока­зать­ся на уто­ми­тель­ной кон­фе­­ре­нции, вы мо­же­те раз­влечь­ся, со­ста­вив клас­си­фи­ка­цию ора­то­ров по их ЧПД (Че­ре­дую­щим­ся Под­го­то­ви­тель­ным Дви­же­ни­ям). Ора­то­ры мо­гут ша­тать­ся, на­кло­нять­ся, рас­­к­ач­иват­ься, по­во­ра­чи­вать­ся, ко­ле­бать­ся, хо­дить и про­гу­ли­­ват­ься. Пред­ста­ви­те­ли по­след­ней ка­те­го­рии мо­гут ис­хо­дить всю ка­фед­ру вдоль и по­пе­рёк. Один про­фес­сор от­ли­чал­ся тем, что, чи­тая лек­цию, упи­рал­ся в сте­ну ау­ди­то­рии, от­­кр­ывал ок­но, за­кры­вал его, про­гу­ли­вал­ся до про­ти­во­по­­ло­жной сте­ны, от­кры­вал дру­гое ок­но, за­кры­вал его и вновь по­вто­рял весь про­цесс. Во вре­мя этих про­гу­лок лек­ция ни на миг не пре­ры­ва­лась, при этом рит­мич­ные че­ре­до­­в­ания дви­же­ний про­фес­со­ра на­по­ми­на­ли брач­ный та­нец ка­ко­го-то жи­вот­но­го. Мно­гие зве­ри и пти­цы, уха­жи­ваю­­щие за осо­бью дру­го­го по­ла, тан­цу­ют, дви­га­ясь то впра­во, то вле­во — сек­су­аль­ное вле­че­ние в них со­рев­ну­ет­ся с же­­л­ан­ием убе­жать. Точ­но так же про­яв­ля­лись кон­флик­тую­­щие же­ла­ния упо­мя­ну­то­го про­фес­со­ра чи­тать лек­цию и вы­­рват­ься из ау­ди­то­рии (в его слу­чае, оче­вид­но, че­рез ок­но).

Опи­сан­ный слу­чай не­ти­пи­чен, од­на­ко ора­тор, ко­то­­рый про­из­но­сит речь, не со­вер­шая ни­ка­ких Под­го­то­ви­­тел­ьных Дви­же­ний, — это ско­рее ис­клю­че­ние, чем пра­­в­ило. Поч­ти все­гда дви­же­ния ора­то­ра под­чи­не­ны ха­рак­­те­рн­ому для не­го рит­му; у ка­ж­до­го, кто чи­та­ет лек­цию, есть свой темп, ко­то­рый мож­но оп­ре­де­лить при по­мо­щи се­кун­до­ме­ра. За од­ним пре­по­да­ва­те­лем на­блю­да­ли то­гда, ко­гда он, по сов­па­де­нию, чи­тал лек­цию о рит­мич­ных дей­­с­тв­иях жи­вот­ных. В мо­мент, ко­гда пре­по­да­ва­тель при­нял­­ся го­во­рить о том, что при­ма­ты — обезь­я­ны и лю­ди — по срав­не­нию с дру­ги­ми жи­вот­ны­ми со­вер­ша­ют рит­мич­­ные дей­ст­вия не столь час­то, сам он на вре­мя пе­ре­стал рит­мич­но рас­ка­чи­вать­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну, слов­но пы­­т­аясь та­ким об­ра­зом под­твер­дить ис­тин­ность ска­зан­но­го. Дан­ное на­блю­де­ние лишь под­чёр­ки­ва­ет тот факт, что, ко­гда мы го­во­рим, что не от­да­ём се­бе от­чёт в том, ка­кие дей­ст­вия со­вер­ша­ем, мы чрез­мер­но уп­ро­ща­ем си­туа­цию. Мы мо­жем не соз­на­вать че­го-ли­бо, од­на­ко на уров­не под­­со­зн­ания мы со­вер­шен­но точ­но зна­ем, что де­ла­ем. Воз­мож­­но, имен­но бла­го­да­ря этой под­соз­на­тель­ной ос­ве­дом­лён­но­сти мы со­вер­ша­ем еле за­мет­ные рит­мич­ные дви­же­ния, го­то­вя­щие те­ло к по­бе­гу. На­ше те­ло слов­но шеп­чет нам: «Не бес­по­кой­ся, ты смо­жешь убе­жать, ес­ли за­хо­чешь», — и, по­вто­ряя раз за ра­зом од­ни и те же под­го­то­ви­тель­ные те­ло­дви­же­ния, мы чув­ст­ву­ем се­бя все бо­лее и бо­лее уве­­ре­нно.

Сре­ди свой­ст­вен­ных лю­дям те­ло­дви­же­ний есть це­лый класс дей­ст­вий, бе­ру­щих на­ча­ло в та­ко­го ро­да дви­же­ни­ях. Мы на­зы­ва­ем их «тан­ца­ми». Поч­ти все на­ши тан­цы из­на­­чал­ьно пред­став­ля­ли со­бой длин­ную че­ре­ду раз­но­об­раз­­ных Под­го­то­ви­тель­ных Дви­же­ний. Та­нец мож­но рас­смат­­р­ивать как пе­ре­ме­ще­ние в ни­ку­да. На тан­це­валь­ной пло­­ща­дке мы дви­га­ем­ся, дви­га­ем­ся, дви­га­ем­ся, и ко­гда му­зы­ка за­ти­ха­ет, мы ока­зы­ва­ем­ся в ис­ход­ной точ­ке. Мы вер­тим­­ся, рас­ка­чи­ва­ем­ся, на­кло­ня­ем­ся впе­рёд и на­зад и так да­лее. Тан­цор по­хож на по­пу­гая, за­пер­то­го в ма­лень­кой клет­ке: пти­ца бе­га­ет взад-впе­рёд по жёр­доч­ке, но не мо­жет ни­ку­да уле­теть. Лю­ди мо­гут «уле­теть», но не хо­тят, на­обо­­рот, мы на­хо­дим удо­воль­ст­вие в том, что­бы тан­це­вать и на­блю­дать за тем, как тан­цу­ют дру­гие. Ритм че­ре­дую­щих­­ся Под­го­то­ви­тель­ных Дви­же­ний за­мы­ка­ет­ся на са­мом се­бе.

Ана­лиз сти­лей тан­цев на­ро­дов ми­ра (их изу­ча­ет нау­ка под на­зва­ни­ем «хо­рео­мет­рия») вы­явил не­сколь­ко ос­­но­вных ти­пов те­ло­дви­же­ний, ко­то­рые в об­щем слу­чае свя­за­ны с куль­ту­рой, по­ро­див­шей кон­крет­ный та­нец. Тан­цы со­сто­ят из по­вто­ряю­щих­ся дви­же­ний, сим­во­ли­зи­­ру­ющих те или иные по­все­днев­ные за­ня­тия. Эле­мен­ты тан­цев при­шли из охо­ты, со­би­ра­ния пи­щи и ру­тин­ных дей­ст­вий, свя­зан­ных с ве­де­ни­ем хо­зяй­ст­ва. Ис­точ­ни­ка­ми тан­це­валь­ных дви­же­ний ста­ли так­же уха­жи­ва­ние, бра­че­ва­ние и раз­лич­ные за­ня­тия из сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Глав­ная цель ис­пол­не­ния уп­ро­щён­ных дви­же­ний та­ко­го ро­да в хо­де му­зы­каль­но­го ри­туа­ла — од­но­вре­мен­ные и син­хрон­ные дей­ст­вия боль­шо­го чис­ла лю­дей. Тан­це­валь­­ные дви­же­ния, ко­то­рые все уча­ст­ни­ки дей­ст­ва со­вер­ша­­ют в од­но вре­мя и в од­ном тем­пе, уси­ли­ва­ют у ка­ж­до­го от­дель­но взя­то­го тан­цую­ще­го ощу­ще­ние пра­виль­но­сти жиз­нен­ных ус­та­но­вок груп­пы. Ко­гда тан­цо­ры пры­га­ют и кру­жат­ся вме­сте, они ощу­ща­ют свой кол­лек­тив как еди­ное це­лое, и на­гра­дой им слу­жит чув­ст­во при­над­леж­но­­сти к груп­пе, вы­ра­жен­ное на фи­зи­че­ском уров­не дви­же­­ни­ями те­ла. Для то­го что­бы дос­тичь та­ко­го ре­зуль­та­та, тан­це­валь­ные дви­же­ния долж­ны быть не слиш­ком слож­­н­ыми, а от­дель­ные се­рии этих дви­же­ний не долж­ны быть слиш­ком длин­ны­ми. (Тан­цы, воз­ве­дён­ные в ранг ис­кус­ст­­ва, — это, ко­неч­но, со­всем дру­гое де­ло.) На­род­ные и лю­­б­ител­ьские тан­цы со­сто­ят из не­слож­ных се­рий рит­мич­­ных дви­же­ний, ими­ти­рую­щих те или иные ас­пек­ты по­­вс­едне­вных за­ня­тий, при­чём син­хрон­ное по­вто­ре­ние этих дви­же­ний по­ро­ж­да­ет чув­ст­во общ­но­сти. Не­уди­ви­тель­но, что в ос­но­ве тан­ца ле­жат эле­мен­ты те­ло­дви­же­ний, ко­то­­рые лег­че все­го по­вто­рить, и это, как пра­ви­ло, Под­го­то­ви­­тел­ьные Дви­же­ния. Встре­ча­ют­ся в тан­цах и дви­же­ния, на­блю­дае­мые на бо­лее позд­них эта­пах охо­ты, борь­бы, бра­че­ва­ния и то­му по­доб­ных за­ня­тий, но ча­ще все­го тан­­ц­евал­ьн­ыми ста­но­вят­ся дви­же­ния, с ко­то­рых дей­ст­вие на­чи­на­ет­ся, то есть под­го­то­ви­тель­ные. В во­ин­ст­вен­ном тан­це вои­ны дёр­га­ют­ся и под­пры­ги­ва­ют, как ес­ли бы они рва­лись в бой; в брач­ном тан­це мо­ло­дые парт­нё­ры при­­бл­иж­аю­тся друг к дру­гу, за­тем рас­хо­дят­ся и при­бли­жа­­ю­тся вновь. В баль­ном тан­це муж­чи­на ве­дёт жен­щи­ну за со­бой, слов­но же­ла­ет её ку­да-то уве­сти. Объ­я­тия тан­цую­­щих на­ме­ка­ют на бли­зость, ко­то­рой парт­нё­ры так и не дос­ти­га­ют. Вме­сто это­го муж­чи­на сно­ва и сно­ва ве­дёт жен­­щ­ину за со­бой — та­нец за тан­цем. В ноч­ном клу­бе мо­ло­дые па­ры не кру­жат по за­лу, они пред­по­чи­та­ют тан­це­вать ли­цом к ли­цу и со­вер­ша­ют эро­ти­че­ские Под­го­то­ви­тель­ные Дви­же­ния. Час­то в по­доб­ных тан­цах лю­ди от­во­ра­чи­ва­ют­­ся друг от дру­га, что­бы в сле­дую­щий мо­мент вновь ока­­зат­ься ли­цом к ли­цу.

Ес­ли лю­бой из этих тан­цев зай­дёт слиш­ком да­ле­ко и пе­рей­дёт гра­ни­цы уп­ро­щён­ных Под­го­то­ви­тель­ных Дви­­ж­ений, тан­цо­ры на тан­це­валь­ных пло­щад­ках в ско­ром вре­ме­ни пре­вра­тят­ся в ак­тё­ров, изо­бра­жаю­щих под му­­з­ыку убор­ку до­ма, уха­жи­ва­ние, бра­че­ва­ние или борь­бу. В этом слу­чае ка­ж­дый ин­ди­вид в кон­це кон­цов ув­ле­чёт­ся спе­ци­фи­че­ски­ми дей­ст­вия­ми, и кол­лек­тив со­бьёт­ся с еди­­н­ого рит­ма. Бла­го­да­ря срав­ни­тель­ной про­сто­те и не­спе­­ц­ифи­чн­ости Под­го­то­ви­тель­ных Дви­же­ний их со­во­куп­ность слу­жит ис­точ­ни­ком для рит­мич­ных тан­цев. На­чи­ная ка­кое-ли­бо дей­ст­вие, мы обыч­но раз­во­ра­чи­ва­ем­ся, при­па­да­­ем к зем­ле, по­тя­ги­ва­ем­ся, под­пры­ги­ва­ем, дёр­га­ем­ся или де­ла­ем не­сколь­ко ша­гов в том или ином на­прав­ле­нии. Эти дви­же­ния очень лег­ко по­вто­рить, и имен­но они со­став­ля­­ют ос­но­ву боль­шин­ст­ва тан­цев, ис­пол­няе­мых не­про­фес­­си­онал­ьн­ыми тан­цо­ра­ми, — тан­цев, ко­то­рые мож­но на­­бл­юдать се­го­дня и в глу­хих де­рев­нях, и в боль­ших го­ро­­дах.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 928;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.