Те­ло­дви­же­ния, под­чер­ки­ваю­щие ритм ре­чи

 

Ди­ри­жер­ские Зна­ки слов­но от­би­ва­ют ритм, в ко­то­ром про­го­ва­ри­ва­ют­ся сло­ва. Роль этих зна­ков очень важ­на: они ак­цен­ти­ру­ют вни­ма­ние на от­дель­ных мо­мен­тах в на­шей ре­чи. Ди­ри­жер­ские Зна­ки ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью на­ших раз­го­во­ров, и за­час­тую мы жес­ти­ку­ли­ру­ем, да­же ко­гда го­во­рим по те­ле­фо­ну.

К дан­но­му ти­пу зна­ков от­но­сят­ся все зна­ки, ко­то­рые мы по­да­ем, ко­гда бе­се­ду­ем с кем-то или вы­сту­па­ем на пуб­ли­ке. Ру­ки вдох­нов­лен­но­го ора­то­ра ред­ко бы­ва­ют не­­по­дви­жны, они взле­та­ют, рас­се­ка­ют воз­дух и чер­тят в нем ли­нии, управ­ляя «му­зы­кой» слов. Ора­тор ис­поль­зу­ет эти зна­ки на­по­ло­ви­ну не­осоз­нан­но. Он зна­ет, что его ру­ки дви­га­ют­ся, но, ес­ли по­про­сить его точ­но опи­сать Ди­­р­иже­рские Зна­ки, ока­жет­ся, что он не в со­стоя­нии это сде­лать. Ора­тор ска­жет, что «де­лал взма­хи ру­ка­ми», но под­роб­нее опи­сать их не смо­жет. По­ка­жи­те ему ви­део­за­­пись его «ди­ри­жи­ро­ва­ния» — и он изу­мит­ся то­му, что его ру­ки да­ют на­стоя­щее ба­лет­ное пред­став­ле­ние, ис­пол­­няя вир­ту­оз­ные па-де-де и не ус­по­каи­ва­ясь ни на ми­ну­ту.

Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют имен­но дви­же­ния рук. Ес­ли бы Ди­ри­жер­ские Зна­ки лишь под­чер­ки­ва­ли ритм на­шей ре­чи, мы бы не ос­та­нав­ли­ва­лись на них столь под­роб­но. Ка­ж­дый раз, ко­гда ру­ки ак­цен­ти­ру­ют вни­ма­ние на той или иной мыс­ли, они при­ни­ма­ют не­кое по­ло­же­ние, и по­­л­ож­ения эти раз­нят­ся от слу­чая к слу­чаю, от ин­ди­ви­да к ин­ди­ви­ду и от куль­ту­ры к куль­ту­ре. Взма­хи рук со­об­ща­ют: «Вот об этом я го­во­рю, и об этом, и еще об этом». По­­л­ож­ение рук со­об­ща­ет: «...И го­во­рю я это, пре­бы­вая вот в та­ком на­строе­нии». Раз­ра­бо­та­на де­таль­ная клас­си­фи­ка­ция «ди­ри­жер­ских» по­ло­же­ний рук, по­зво­ляю­щая изу­чить их ес­те­ст­вен­ную ис­то­рию, не­по­сред­ст­вен­но на­блю­дая за людь­ми. Вот са­мые важ­ные ти­пы Ди­ри­жер­ских Зна­ков:

 

1. Точ­ный за­хват пус­то­ты. Все дви­же­ния ру­ки че­ло­ве­ка мо­гут быть от­не­се­ны к од­но­му из двух ти­пов: «точ­ный за­хват» и «си­ло­вой за­хват». При точ­ном за­хва­те за­дей­ст­во­­в­аны паль­цы ру­ки, при си­ло­вом — вся кисть. Мы со­вер­­ш­аем точ­ный за­хват, ко­гда ос­то­рож­но бе­рем не­боль­шие пред­ме­ты и ак­ку­рат­но ими ма­ни­пу­ли­ру­ем, на­при­мер, ко­гда пи­шем руч­кой или шьем игол­кой. По­да­вая Ди­ри­жер­­ские Зна­ки, мы час­то со­вер­ша­ем точ­ные за­хва­ты, при этом на­ши ру­ки ос­та­ют­ся пус­ты­ми. Ины­ми сло­ва­ми, мы «за­хва­ты­ва­ем» пус­то­ту. Дан­ный тип Ди­ри­жер­ских Зна­ков под­чер­ки­ва­ет стрем­ле­ние ора­то­ра к изящ­ным и точ­ным вы­ра­же­ни­ям. Его ру­ки за­ост­ря­ют вни­ма­ние на утон­чен­­н­ости ак­цен­ти­руе­мых вы­ска­зы­ва­ний.

Есть два рас­про­стра­нен­ных ва­ри­ан­та точ­но­го за­хва­та пус­то­ты: «паль­цы ще­пот­кой» и «со­при­кос­но­ве­ние двух паль­цев». В пер­вом слу­чае кон­чи­ки всех пя­ти паль­цев со­­пр­ик­ас­аю­тся, об­ра­зуя плот­ное коль­цо, слов­но мы бе­рем ще­пот­ку че­го-ли­бо.

Во вто­ром слу­чае со­при­ка­са­ют­ся толь­ко два паль­ца — боль­шой и ука­за­тель­ный. Этот ва­ри­ант точ­но­го за­хва­та пус­то­ты рас­про­стра­нен бо­лее дру­гих, по­сколь­ку тре­бу­ет мень­ше­го мы­шеч­но­го уси­лия, не­же­ли знак «паль­цы ще­­по­ткой».

 

 

2. Точ­ный за­хват пред­ме­та. В этом слу­чае паль­цы ос­то­­ро­жно дер­жат ма­лень­кий во­об­ра­жае­мый пред­мет, и ука­­з­ател­ьный па­лец не со­при­ка­са­ет­ся с ос­таль­ны­ми. Дан­ное по­ло­же­ние ру­ки — «за­хват воз­ду­ха» — от­ра­жа­ет не столь­ко точ­ность вы­ска­зы­ва­ния, сколь­ко по­иск бо­лее под­­х­од­ящих слов. Обыч­но «за­хват воз­ду­ха» оз­на­ча­ет, что ора­тор за­да­ет не­кий во­прос или не уве­рен в том, о чем го­во­­рит, он слов­но ищет что-то. Ру­ка, по­даю­щая Ди­ри­жер­­ский Знак, поч­ти ух­ва­ти­ла от­вет — но все-та­ки не со­всем.

 

 

 

 

Наи­бо­лее ха­рак­тер­ные /Ди­ри­жер­ские Зна­ки, ис­поль­зуе­мые жес­ти­ку­ли­рую­щи­ми ора­то­ра­ми. Ко­гда на­ши по­ли­ти­че­ские ли­де­ры про­из­но­сят пла­мен­ные ре­чи, они час­то де­ла­ют знак «об­хват воз­ду­ха», под­чер­ки­ваю­щий стрем­ле­ние кон­тро­ли­ро­вать си­туа­цию.

 

3. Си­ло­вой за­хват пус­то­ты. Мы при­ме­ня­ем си­ло­вой за­хват, ко­гда ре­ши­тель­но и бес­це­ре­мон­но сжи­ма­ем что-ли­бо в ру­ке, — на­при­мер, ру­ко­ят­ку мо­лот­ка. При этом паль­цы плот­но об­хва­ты­ва­ют пред­мет. Ко­гда мы дер­жим во­об­ра­­жа­емый пред­мет, ина­че го­во­ря, пус­то­ту, по­лу­ча­ют­ся зна­ки «со­гну­тые паль­цы» и, ес­ли дви­же­ние до­ве­де­но до ло­­г­ич­еск­ого кон­ца, «сжа­тый ку­лак».

«Со­гну­тые паль­цы» со­гну­ты ров­но на­столь­ко, что кон­­ч­ики паль­цев еле ка­са­ют­ся ла­до­ни. Этот до­воль­но вя­лый Ди­ри­жер­ский Знак, со­об­щаю­щий нам, что ора­тор не­ре­­ш­ит­елен и мыс­ли у не­го рас­те­ка­ют­ся. На­про­тив, «сжа­тый ку­лак», хоть и ос­тав­ля­ет ощу­ще­ние бес­це­ре­мон­но­сти, сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ора­тор на­стро­ен ре­ши­тель­но и взве­ши­ва­ет ка­ж­дое свое сло­во.

Из всех Ди­ри­жер­ских Зна­ков, по­да­вае­мых ру­ка­ми, «сжа­тый ку­лак» точ­нее про­чих пе­ре­да­ет на­строй го­во­ря­­щ­его, по­то­му раз­лич­ные ва­ри­ан­ты это­го зна­ка час­то ис­поль­зу­ют­ся ора­то­ра­ми, ко­гда они хо­тят про­из­ве­сти хо­ро­­шее впе­чат­ле­ние на пуб­ли­ку. Ко­леб­лю­щий­ся и не­ре­ши­­тел­ьный по­ли­тик по­ка­зы­ва­ет слу­ша­те­лям сжа­тый ку­лак в соз­на­тель­ной по­пыт­ке об­ма­нуть их, за­ста­вив по­ве­рить в то, что на са­мом де­ле он смел и по­лон ре­ши­мо­сти. Ина­че го­во­ря, дан­ное дей­ст­вие слиш­ком од­но­знач­но «про­чи­ты­­в­ае­тся», что­бы слу­жить сколь бы то ни бы­ло на­деж­ным ин­ди­ка­то­ром на­строе­ния ора­то­ра.

 

4. Си­ло­вой за­хват пред­ме­та. Ко­гда ора­тор пы­та­ет­ся сов­ла­­дать с об­стоя­тель­ст­ва­ми и на­ме­рен про­из­не­сти ти­ра­ду, ко­то­рая по­зво­ли­ла бы ему взять си­туа­цию под кон­троль, он со­вер­ша­ет си­ло­вой за­хват во­об­ра­жае­мо­го пред­ме­та. Так по­яв­ля­ет­ся знак «об­хват воз­ду­ха»: паль­цы рас­то­пы­ре­­ны и слег­ка со­гну­ты. Ру­ка слов­но сгре­ба­ет воз­дух, но не до­во­дит дви­же­ние до ло­ги­че­ско­го кон­ца.

 

5. Удар по пус­то­те. Го­во­ря­щий ис­поль­зу­ет ру­ки не как «ма­ни­пу­ля­то­ры», а как удар­ный ин­ст­ру­мент. Вме­сто то­го что­бы за­хва­ты­вать или об­хва­ты­вать во­об­ра­жае­мые пред­ме­ты, он ру­бит, ко­лет или из­би­ва­ет воз­дух. Знак «ру­бить воз­дух» (че­ло­век ру­бит воз­дух рас­прям­лен­ной на­пря­жен­ной ки­стью слов­но то­по­ром) — это Ди­ри­жер­­ский Знак, при­су­щий аг­рес­сив­ным ора­то­рам, ко­то­рые хо­тят, во что бы то ни ста­ло, до­не­сти свои идеи до слу­­ш­ат­елей, на­вя­зав им соб­ст­вен­ное мне­ние. Осо­бый ва­ри­­ант зна­ка «ру­бить воз­дух» — «ру­ки-нож­ни­цы»: за­пя­стья рас­по­ла­га­ют­ся од­но над дру­гим под пря­мым уг­лом, ру­ки ру­бят воз­дух син­хрон­но. «Ру­ки-нож­ни­цы», как пра­ви­ло, со­об­ща­ют на­блю­да­те­лю, что го­во­ря­щий ко­му-то в чем-то от­ка­зы­ва­ет или что-то от­вер­га­ет. Мож­но пред­ста­вить се­бе, что он слов­но про­ру­ба­ет­ся сквозь вра­же­скую обо­­р­ону, от­би­вая ар­гу­мен­ты «про­тив­ной сто­ро­ны» на­пра­во и на­ле­во.

«Ко­лю­щий удар» (кон­чи­ки паль­цев слов­но ты­чут в слу­­ш­ат­еля) так­же не­сет в се­бе за­ряд аг­рес­сии, толь­ко здесь эта аг­рес­сия бо­лее спе­ци­фич­на: обыч­но она не име­ет ни­­ч­его об­ще­го с об­су­ж­дае­мой про­бле­мой и на­прав­ле­на про­тив со­бе­сед­ни­ка.

«Удар по воз­ду­ху» — наи­бо­лее аг­рес­сив­ный из Ди­ри­­же­рских Зна­ков: ко­гда че­ло­век, про­из­но­ся­щий речь, по­­тр­яс­ает ку­ла­ком и бьет им воз­дух, со­мне­вать­ся в том, что ора­тор зол, не при­хо­дит­ся. Ме­ж­ду этим зна­ком и «сжа­тым ку­ла­ком» как ва­ри­ан­том си­ло­во­го за­хва­та пус­то­ты есть оп­ре­де­лен­ное сход­ст­во, од­на­ко обыч­но один знак мож­но от­ли­чить от дру­го­го. «Сжа­тый ку­лак» мы ви­дим, ко­гда ру­ка хва­та­ет воз­дух, а «удар по воз­ду­ху» — ко­гда она по не­му уда­ря­ет. В обо­их слу­ча­ях ру­ки от­би­ва­ют ритм аг­рес­­си­вно, но толь­ко при «уда­ре по воз­ду­ху» соз­да­ет­ся впе­­ча­тл­ение, что ора­то­ру хо­чет­ся ко­го-то по­бить.

6. Про­тя­ну­тая ру­ка. Мож­но не хва­тать воз­дух и не бить по не­му, а про­сто вы­тя­нуть «ди­ри­жи­рую­щую» ру­ку пе­ред ту­ло­ви­щем и дер­жать ее в ней­траль­ном по­ло­же­нии, све­дя рас­прям­лен­ные паль­цы вме­сте. В этом слу­чае зна­че­­ние зна­ка за­ви­сит от по­ло­же­ния ла­до­ни.

«Ла­до­ня­ми вверх»: мы ви­дим са­мую на­стоя­щую «про­­т­ян­утую ла­донь» ни­ще­го. Этот Ди­ри­жер­ский Знак умо­­л­яет слу­ша­те­ля со­гла­сить­ся.

«Ла­до­ня­ми вниз»: уми­ро­тво­ряю­щий знак не­воз­му­ти­мо­го че­ло­ве­ка. Знак, под­чер­ки­ваю­щий на­ме­ре­ние го­во­ря­­щ­его спус­тить не­что на тор­мо­зах, умень­шить на­кал стра­стей, взять си­туа­цию под кон­троль.

«Ла­до­ня­ми впе­ред»: «я про­тив, я от­кло­няю ва­ши сло­ва». Ру­ка дви­жет­ся к со­бе­сед­ни­ку, слов­но за­щи­щая го­во­­р­ящ­его и ос­та­нав­ли­вая во­об­ра­жае­мый пред­мет, ко­то­рый ему уг­ро­жа­ет. Знак, со­пут­ст­вую­щий воз­ра­же­ни­ям.

«Ла­до­ня­ми на­зад»: знак че­ло­ве­ка, ищу­ще­го ус­по­кое­­ния. Как пра­ви­ло, дан­ный знак де­ла­ет­ся обеи­ми ру­ка­­ми, ла­до­ни при этом рас­по­ло­же­ны на уров­не гру­ди. Ру­ки за­сты­ва­ют у ту­ло­ви­ща, слов­но че­ло­ве­ка об­ни­ма­ет не­­в­ид­имый друг. Та­кое по­ло­же­ние рук вы­ра­жа­ет по­пыт­ку ух­ва­тить­ся за мысль, ос­мыс­лить об­су­ж­дае­мые идеи или ме­та­фо­ри­че­ски при­тя­нуть слу­ша­те­ля бли­же к го­во­ря­­щ­ему.

«Ла­до­ня­ми внутрь»: ищу­щий знак че­ло­ве­ка, ве­ду­ще­го пе­ре­го­во­ры. Ру­ка вы­тя­ги­ва­ет­ся слов­но для ру­ко­по­жа­тия и встре­ча­ет на сво­ем пу­ти лишь воз­дух. Этот Ди­ри­жер­ский Знак ука­зы­ва­ет на же­ла­ние про­тя­нуть со­бе­сед­ни­ку ру­ку, до­тро­нуть­ся до не­го. Здесь пре­ва­ли­ру­ет ми­ро­твор­че­ский на­строй, же­ла­ние пре­одо­леть рас­стоя­ние ме­ж­ду го­во­ря­­щим и слу­ша­те­лем, до­не­сти до соз­на­ния со­бе­сед­ни­ка идею, вы­ра­жен­ную в сло­вах.

7. На­ме­ре­ние кос­нуть­ся. Ко­гда паль­цы на ру­ке рас­то­пы­­р­ены «вее­ром», Ди­ри­жер­ский Знак об­ре­та­ет осо­бое зна­­ч­ение. Знак «кос­нуть­ся воз­ду­ха» весь­ма по­пу­ля­рен сре­ди лю­дей, для ко­то­рых об­ще­ние — часть про­фес­сии. Го­во­ря­­щий вы­тя­ги­ва­ет паль­цы так, слов­но хо­чет ка­ж­дым из них кос­нуть­ся од­но­го из слу­ша­те­лей. Кон­чи­ки паль­цев ка­са­­ю­тся во­об­ра­жае­мых пред­ме­тов, по­это­му этот утон­чен­­ный знак со­от­но­сит­ся с точ­ны­ми за­хва­та­ми, опи­сан­ны­ми ра­нее. Раз­ни­ца со­сто­ит в том, что здесь кон­чи­ки паль­цев не со­при­ка­са­ют­ся один с дру­гим, как в ва­ри­ан­те «паль­цы ще­пот­кой»: ора­тор буд­то пы­та­ет­ся до­тро­нуть­ся ими до тех, с кем раз­го­ва­ри­ва­ет.

8. Со­еди­нен­ные ру­ки. Ко­гда го­во­ря­щий тем или иным об­ра­зом со­еди­ня­ет ру­ки, этот знак оз­на­ча­ет, что «ди­ри­жи­­р­ов­ание» на вре­мя пре­кра­ща­ет­ся. Он про­дол­жа­ет го­во­­рить, но вме­сто то­го, что­бы под­чер­ки­вать ритм ре­чи, уют­но за­мы­ка­ет­ся в соб­ст­вен­ных мыс­лях, «по­жи­ма­ет ру­ку сам се­бе».

Как ни стран­но, та­кое за­мы­ка­ние в се­бе час­то всту­па­­ет в кон­фликт со стрем­ле­ни­ем за­ост­рить вни­ма­ние на ка­кой-ли­бо мыс­ли, и ора­то­ры на­чи­на­ют вес­ти се­бя не­аде­к­­ва­тно: их со­еди­нен­ные ру­ки слов­но хо­тят взбун­то­вать­ся про­тив са­мо­ус­по­кое­ния. Ес­ли го­во­ря­щий не разъ­е­ди­ня­ет их, ру­ки на­чи­на­ют дер­гать­ся в такт про­го­ва­ри­вае­мым мыс­лям. По­доб­ный «уход от ди­ри­жи­ро­ва­ния» час­то мож­но на­блю­дать у ин­ди­ви­дов, ко­то­рые, по­пав в слож­ную си­­ту­ацию, ощу­ща­ют тре­во­гу и не­уве­рен­ность, но тем не ме­нее твер­до на­ме­ре­ны ска­зать со­бе­сед­ни­кам все то, что счи­та­ют нуж­ным.

9. Ука­за­тель­ный па­лец. Как пра­ви­ло, Ди­ри­жер­ские Зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют­ся син­хрон­ной «ра­бо­той» всех паль­цев ру­ки. Есть, од­на­ко, рас­про­стра­нен­ный знак, до­ми­ни­рую­щим эле­мен­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся лишь один па­лец — ука­за­­тел­ьный. Это знак «вы­тя­ну­тый ука­за­тель­ный па­лец».

Дан­ный знак рас­про­стра­нен в двух ва­ри­ан­тах: «ука­­зу­ющий па­лец» и «под­ня­тый па­лец». В пер­вом слу­чае ука­за­тель­ный па­лец на­прав­лен на слу­ша­те­ля или об­су­ж­­да­емый пред­мет. По­ка­зы­вая паль­цем на пред­мет, мы мо­жем все­го лишь под­чер­ки­вать его зна­чи­мость для на­­ш­его раз­го­во­ра, од­на­ко ко­гда мы по­ка­зы­ва­ем паль­цем на дру­го­го че­ло­ве­ка, зна­че­ние зна­ка ме­ня­ет­ся: мы от­да­­ем при­ка­зы и тре­бу­ем под­чи­не­ния. Ес­ли ора­тор рит­мич­но ты­чет паль­цем в со­бе­сед­ни­ка, это от­кры­тое про­яв­ле­ние вра­ж­деб­но­сти. Ука­за­тель­ный па­лец «про­ты­ка­ет воз­дух», од­на­ко со­бе­сед­ник ощу­ща­ет, как тот слов­но впи­ва­ет­ся ему в реб­ра.

«Под­ня­тый па­лец» так­же со­про­во­ж­да­ет уг­ро­зу или по­пыт­ку до­ми­ни­ро­вать, но по иной при­чи­не. Здесь па­лец сим­во­ли­зи­ру­ет ду­бин­ку или пал­ку, под­ня­тую для то­го, что­бы на­нес­ти ею сим­во­ли­че­ский удар. Ко­гда го­во­ря­щий вы­со­ко под­ни­ма­ет ру­ку с под­ня­тым паль­цем, со­бе­сед­ник ощу­ща­ет опас­ность, по­сколь­ку этот знак на­по­ми­на­ет ру­ку с пер­во­быт­ным ору­жи­ем, за­не­сен­ным для смер­тель­но­­го уда­ра.

Из­вест­но, что ко­гда ма­лень­кие де­ти и пред­ста­ви­те­ли от­ря­да при­ма­тов хо­тят уда­рить ко­го-то, они ча­ще все­го под­ни­ма­ют ру­ку. Дан­ное ата­кую­щее дви­же­ние яв­ля­ет­ся для них ба­зо­вым. Из­вест­но так­же, что, ко­гда взрос­лые лю­ди де­рут­ся без пра­вил (на­при­мер, уча­ст­вуя в бес­по­ряд­­ках), они по­вто­ря­ют имен­но это те­ло­дви­же­ние. Впол­не воз­мож­но, что дан­ный спо­соб по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся для лю­дей вро­ж­ден­ным. От­сю­да сле­ду­ет, что, ко­гда го­во­ря­­щий уг­ро­жаю­ще под­ни­ма­ет па­лец и на­чи­на­ет мо­ло­тить им воз­дух, слов­но это и не па­лец во­все, а ми­ниа­тюр­ный удар­ный ин­ст­ру­мент, дан­ный знак при­зван за­пу­гать со­бе­­се­дн­ика, про­бу­див в нем глу­бо­ко за­пря­тан­ный страх, пусть да­же сам по се­бе ука­за­тель­ный па­лец — все­го лишь скром­ный сим­во­ли­че­ский за­ме­ни­тель на­стоя­ще­го ору­жия.

10. Зна­ки, по­да­вае­мые го­ло­вой. В пер­вую оче­редь в Ди­ри­­же­рских Зна­ках за­дей­ст­во­ва­ны, ко­неч­но же, ру­ки, од­на­ко от­би­вать ритм ре­чи мож­но и дру­ги­ми час­тя­ми те­ла. Го­­л­ова час­то иг­ра­ет вспо­мо­га­тель­ную роль: го­во­ря­щий ки­ва­ет в такт соб­ст­вен­ным сло­вам, при этом его го­ло­ва рез­ко опус­ка­ет­ся вниз и за­тем ме­нее рез­ко воз­вра­ща­ет­ся в ис­­хо­дное по­ло­же­ние («ны­рок го­ло­вой»). Ко­гда мы ки­ва­ем, го­ло­ва по­да­ет­ся не­мно­го впе­ред, от­че­го дви­же­ние ка­жет­­ся ата­кую­щим. Дей­ст­ви­тель­но, этот Ди­ри­жер­ский Знак обыч­но под­чер­ки­ва­ет ре­ши­тель­ные и аг­рес­сив­ные за­яв­ле­­ния. Из­на­чаль­но по­доб­ное дви­же­ние го­ло­вы оз­на­ча­ло на­­м­ер­ение на­бро­сить­ся на че­ло­ве­ка и уда­рить его.

11. Зна­ки, по­да­вае­мые те­лом. Они схо­жи со зна­ка­ми, по­­д­ава­ем­ыми го­ло­вой, но по­да­ют­ся всем те­лом, ко­то­рое рез­ко дер­га­ет­ся («по­дер­ги­ва­ние те­ла»). Дан­ное те­ло­дви­­ж­ение мож­но на­блю­дать, ко­гда го­во­ря­ще­го пе­ре­пол­ня­ет эн­ту­зи­азм и он прак­ти­че­ски рвет­ся в бой. Наи­бо­лее вы­­р­аз­ител­ьно та­кие зна­ки по­да­ют ди­ри­же­ры ор­ке­ст­ров, за­­ча­стую мож­но уви­деть так­же, как со­дро­га­ют­ся не­по­мер­­но чув­ст­ви­тель­ные ора­то­ры, от­ча­ян­но и аг­рес­сив­но пы­­та­ющи­еся за­вое­вать вни­ма­ние слу­ша­те­лей.

Дру­гой Ди­ри­жер­ский Знак это­го ти­па час­то по­да­ют пев­цы — это «по­ка­чи­ва­ние те­ла», при ко­то­ром торс скло­­н­яе­тся то в од­ну сто­ро­ну, то в дру­гую со­об­раз­но с рит­мом му­зы­ки, он же — ритм слов, ко­то­рые про­из­но­сит на­рас­пев ис­пол­ни­тель.

12. Зна­ки, по­да­вае­мые но­га­ми. Как пра­ви­ло, Ди­ри­жер­­ские Зна­ки не по­да­ют­ся но­га­ми — за од­ним важ­ным ис­­кл­юч­ен­ием. Речь о зна­ке «при­то­пы­ва­ние но­гой». Этот Ди­ри­жер­ский Знак по­да­ют поч­ти ис­клю­чи­тель­но стра­ст­­ные, пла­мен­ные ора­то­ры, до­во­дя­щие се­бя до при­па­доч­­ных со­стоя­ний. Они то­па­ют но­гой, от­ме­чая ка­ж­дое сло­во, ко­то­рое ка­жет­ся им важ­ным, и в ито­ге дан­ный Ди­ри­­же­рский Знак, как и в слу­чае с ку­ла­ком, сту­ча­щим по сто­лу, не толь­ко ви­ден, но и слы­шен.

Та­ко­вы ос­нов­ные ти­пы Ди­ри­жер­ских Зна­ков. В со­от­­ве­тс­твие ка­ж­до­му из этих зна­ков по­став­ле­но на­строе­ние ора­то­ра, но не сто­ит ду­мать, что кон­крет­ный знак все­гда вы­ра­жа­ет упо­мя­ну­тое на­строе­ние. Здесь нет и не мо­жет быть оп­ре­де­лен­но­сти, толь­ко ве­ро­ят­ность, и то­му есть вес­кая при­чи­на: фак­тор лич­ных при­стра­стий. Ка­ж­дый из нас, взрос­лея, пред­по­чи­та­ет од­ни Ди­ри­жер­ские Зна­ки дру­гим и с го­да­ми все боль­ше со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на «лю­би­­мых» зна­ках в ущерб ос­таль­ным. Ины­ми сло­ва­ми, по­да­­ва­емые на­ми Ди­ри­жер­ские Зна­ки ме­ня­ют­ся, ко­гда ме­ня­­е­тся наш на­строй, но не столь чет­ко, как это вы­гля­дит в при­ве­ден­ном опи­са­нии: на­при­мер, ес­ли нам нра­вит­ся по­­д­авать зна­ки ру­ка­ми, эти зна­ки со вре­ме­нем бу­дут по­­кр­ывать бо­лее ши­ро­кий спектр на­строе­ний, чем тот, что опи­сан вы­ше.

Уче­ные от­ме­ча­ют и дру­гие осо­бен­но­сти Ди­ри­жер­­ских Зна­ков у раз­ных групп лю­дей. Ут­вер­жда­ет­ся, что од­ни на­ро­ды жес­ти­ку­ли­ру­ют боль­ше, чем дру­гие; что чем ни­же со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­ве­ка, тем энер­гич­нее его жес­ти­ку­ля­ция; что мол­ча­ли­вые лю­ди жес­ти­ку­ли­ру­ют боль­ше, чем сло­во­охот­ли­вые. Су­дя по имею­щим­ся дан­ным, на­цио­наль­ные раз­ли­чия дей­ст­ви­тель­но су­ще­ст­ву­ют, в ча­­с­тн­ости, ви­део­съем­ки под­твер­ди­ли, что в стра­нах Сре­ди­­зе­мн­ом­орья лю­ди жес­ти­ку­ли­ру­ют ку­да ак­тив­нее жи­те­лей се­ве­ра Ев­ро­пы. Яс­но, что раз­ли­чие это свя­за­но не столь­ко с на­ро­да­ми, сколь­ко с гео­гра­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем стра­ны, и ес­те­ст­вен­но пред­по­ло­жить, что при­чи­ной все­му — раз­ни­ца тем­пе­ра­тур, но по­ка что ни­кто не смог объ­яс­нить, по­че­му раз­ни­ца тем­пе­ра­тур долж­на вли­ять на жес­ти­ку­­л­яцию.

Клас­со­вые раз­ли­чия так­же мо­гут су­ще­ст­во­вать, но за­­ча­стую они пре­уве­ли­чи­ва­ют­ся. Дей­ст­ви­тель­но, вик­то­ри­ан­­ский выс­ший класс осу­ж­дал «со­ци­аль­ное рас­тор­ма­жи­ва­ние», а энер­гич­ная жес­ти­ку­ля­ция, «по­мо­гаю­щая го­ло­су», рас­це­ни­ва­лась как «вуль­гар­ная» ав­то­ром кни­ги «По­ве­де­­ние в хо­ро­шем об­ще­ст­ве» («The Habits of Good Society»), из­да­вав­шей­ся в 60-х го­дах XIX ве­ка в Лон­до­не и Нью-Йор­ке. Тем не ме­нее, вик­то­ри­ан­ский ора­тор бо­лее чем ак­тив­но жес­ти­ку­ли­ро­вал и мог да­же со­вер­шен­ст­во­вать ис­кус­ст­во жес­ти­ку­ля­ции по кни­гам. Все за­ви­се­ло от кон­­кре­тн­ого со­ци­аль­но­го кон­тек­ста, и да­же в Вик­то­ри­ан­­скую эпо­ху все бы­ло со­всем не так про­сто, как ка­жет­ся на пер­вый взгляд. От­го­ло­ски этой эпо­хи встре­ча­ют­ся и се­го­дня: здесь и там мож­но ус­лы­шать, что из­лиш­не эмо­­ци­онал­ьная жес­ти­ку­ля­ция не­при­стой­на, од­на­ко гра­ни­цы ме­ж­ду со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми в на­ше вре­мя прак­ти­че­­ски стер­лись. В ка­ж­дом слое об­ще­ст­ва есть лю­ди, ко­то­рые азарт­но жес­ти­ку­ли­ру­ют, и лю­ди, ко­то­рые зна­ков поч­ти не по­да­ют.

Что до ут­вер­жде­ния о бо­лее энер­гич­ной жес­ти­ку­ля­­ции мол­ча­ли­вых лю­дей, оно не на­шло под­твер­жде­ния на прак­ти­ке. Тео­рия гла­си­ла, что не­уме­ние на­хо­дить пра­­вил­ьные сло­ва урав­но­ве­ши­ва­ет­ся жес­ти­ку­ля­ци­ей и мол­чу­ны по­ка­зы­ва­ют ру­ка­ми то, что не мо­гут вы­ра­зить вер­баль­но. Опять же, ис­ти­на не столь про­ста. Есть пре­вос­ход­ные ора­то­ры, ко­то­рые про­из­но­сят ре­чи, поч­ти не дви­га­ясь, од­на­ко боль­шин­ст­во «го­во­ру­нов» энер­гич­но жес­ти­ку­ли­­р­уют. Наи­бо­лее крас­но­ре­чи­вые лю­ди из чис­ла ны­не жи­­в­ущих вла­де­ют язы­ком зна­ков про­сто бле­стя­ще. И на­обо­­рот, мно­гие лю­ди, ко­то­рым обыч­но не­че­го ска­зать, столь не­об­щи­тель­ны и уг­рю­мы, что их ру­ки и сло­ва не­вы­ра­зи­­тел­ьны в рав­ной сте­пе­ни.

Ес­ли вы­не­сти за скоб­ки груп­по­вые и ин­ди­ви­ду­аль­ные от­ли­чия, ос­та­ет­ся еще час­то­та, с ко­то­рой один и тот же че­ло­век по­да­ет Ди­ри­жер­ские Зна­ки в раз­лич­ных си­туа­­ц­иях. Она то­же ме­ня­ет­ся. По­сколь­ку эти Зна­ки свя­за­ны с под­чер­ки­ва­ни­ем соб­ст­вен­ных слов и на­строе­ни­ем, в си­­ту­ац­иях, ко­гда уст­ные ком­мен­та­рии дос­та­точ­но буд­нич­­ны, на­при­мер, при по­се­ще­нии про­до­воль­ст­вен­но­го ма­га­­з­ина сло­вам со­пут­ст­ву­ет не так мно­го Ди­ри­жер­ских Зна­ков, как в дис­кус­сии, ко­гда че­ло­век не­ис­то­во от­стаи­ва­ет свою точ­ку зре­ния. Как пра­ви­ло, вос­тор­жен­ные лю­ди жес­­т­ик­ул­ир­уют ку­да энер­гич­нее ци­ни­ков. Вос­тор­жен­ный че­­л­овек хо­чет по­де­лить­ся эн­ту­зи­аз­мом со слу­ша­те­ля­ми и ощу­ща­ет на­стоя­тель­ную по­треб­ность ак­цен­ти­ро­вать вни­­м­ание на ка­ж­дой мыс­ли, ко­то­рую счи­та­ет зна­чи­мой. Ци­ник не­вос­тор­жен во всех сво­их про­яв­ле­ни­ях и та­кой по­треб­но­сти не чув­ст­ву­ет.

По­ве­де­ние вос­тор­жен­ных лю­дей под­во­дит нас к важ­­н­ому мо­мен­ту. Ди­ри­жер­ские Зна­ки го­ря­че­го при­вер­жен­ца че­го-ли­бо под­чер­ки­ва­ют его вос­тор­ги и вы­зы­ва­ют ана­ло­­ги­чные чув­ст­ва в тех, к ко­му он об­ра­ща­ет­ся. Чем силь­нее об­рат­ная связь, тем охот­нее он ре­шит, что ему уда­лось до­не­сти до ау­ди­то­рии свои мыс­ли, тем мень­ше у не­го бу­дет по­треб­ность (на под­соз­на­тель­ном уров­не) под­чер­ки­­вать сло­ва не­вер­баль­ны­ми сред­ст­ва­ми. Та­ким об­ра­зом, ре­ак­ция слу­ша­те­лей на речь — это клю­че­вой фак­тор, влияю­щий на ин­тен­сив­ность Ди­ри­жер­ских Зна­ков. Убе­­д­ител­ьный и им­по­ни­рую­щий слу­ша­те­лям ора­тор стре­­ми­тся све­сти жес­ти­ку­ля­цию к ми­ни­му­му, но по­ставь­те его пе­ред кри­ти­че­ски на­стро­ен­ной ау­ди­то­ри­ей — и его ру­ки нач­нут пля­сать. Он дол­жен по­бе­дить на­строй этой ау­ди­то­рии, а зна­чит, его жес­ты бу­дут вновь и вновь под­­че­рк­ивать его сло­ва. Уяс­нив эту за­ко­но­мер­ность, мы пой­мем, по­че­му ора­то­ры, вы­сту­паю­щие пе­ред тол­па­ми, жес­­т­ик­ул­ир­уют ку­да ак­тив­нее «го­во­ру­нов», бе­се­дую­щих один на один. Один и тот же че­ло­век, вы­сту­пая пе­ред дру­гом, по­даст ку­да мень­ше Ди­ри­жер­ских Зна­ков, чем в том слу­чае, ко­гда он бу­дет про­из­но­сить речь пе­ред груп­пой лю­дей. Как ни па­ра­док­саль­но, при­чи­на в том, что от груп­пы он по­лу­чит не столь силь­ную об­рат­ную связь. Ко­гда друг ки­ва­ет и улы­ба­ет­ся, го­во­ря­щий уве­рен в том, что его сло­ва дос­ти­га­ют ра­зу­ма ад­ре­са­та. Под­чер­ки­вать их лиш­ний раз нет не­об­хо­ди­мо­сти. А вот лю­ди, со­став­ляю­щие тол­пу, как пра­ви­ло, не стре­мят­ся по­ми­нут­но за­ве­рять ора­то­ра улыб­ка­ми и кив­ка­ми в том, что он прав. Они — часть тол­пы, что де­ла­ет их бес­при­стра­ст­ны­ми в от­но­ше­нии ора­то­ра. Они вни­ма­тель­но смот­рят на не­го и скры­ва­ют свою ре­ак­цию до мо­мен­та, ко­гда на­чи­на­ют ап­ло­ди­ро­вать. Для го­во­ря­ще­го «люд­ское мо­ре» яв­ля­ет со­бой вы­зов: слу­­ш­ат­ели не ки­ва­ют ему так, как ки­ва­ет близ­кий друг, во­­о­бще не­яс­но, что о чем все эти лю­ди ду­ма­ют. Вни­ма­ют они его мыс­лям или ос­та­ют­ся к ним без­у­ча­ст­ны­ми? Под­­со­зн­ател­ьно ора­тор ре­ша­ет, что един­ст­вен­ный вер­ный об­раз дей­ст­вий в та­кой си­туа­ции — го­во­рить и дви­гать­ся еще вы­ра­зи­тель­нее, что­бы по­ра­зить слу­ша­те­лей на­вер­ня­ка. Вот так лю­ди, ко­то­рые поч­ти не жес­ти­ку­ли­ру­ют в при­­ва­тных бе­се­дах, на­чи­на­ют яро­ст­но ма­хать ру­ка­ми, сто­ит им по­пасть на три­бу­ну.

На­ко­нец, мож­но до­ба­вить, что ин­ди­ви­ду­аль­ные Ди­­р­иже­рские Зна­ки раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко по час­то­те, но и по сти­лю. Од­на­ко эти раз­ли­чия поч­ти не ис­сле­до­ва­ны. Под­роб­ный рас­сказ о «диа­лек­тах» Ди­ри­жер­ских Зна­ков поя­вит­ся лишь то­гда, ко­гда уче­ные обоб­щат ре­зуль­та­ты по­все­днев­ных на­блю­де­ний.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 926;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.