Дей­ст­вия, при­зван­ные уми­ро­тво­рить во­об­ра­жае­мых бо­гов

 

Ре­ли­ги­оз­ные Дей­ст­вия по сво­ей су­ти вы­ра­жа­ют под­чи­не­­ние до­ми­ни­рую­щим ин­ди­ви­дам, ко­то­рых на­зы­ва­ют бо­га­­ми. Эти дей­ст­вия вклю­ча­ют в се­бя раз­лич­ные ва­ри­ан­ты при­ни­же­ния се­бя, та­кие, как пре­кло­не­ние ко­лен, по­кло­­ны, про­сти­ра­ние ниц, рас­пе­ва­ние мо­литв и ри­туа­лы са­­м­оун­иж­ения и жерт­во­при­но­ше­ния, а так­же при­но­ше­ние да­ров бо­гам и сим­во­ли­че­ские сиг­на­лы, за­ве­ряю­щие бо­гов в пре­дан­но­сти.

По су­ти, Ре­ли­ги­оз­ные Дей­ст­вия — это по­пыт­ка уми­­л­ост­ивить до­ми­ни­рую­щих сверх­су­ществ с це­лью об­рес­ти бла­га или из­бе­жать на­ка­за­ния. В та­ком по­ве­де­нии нет ни­че­го не­обыч­но­го. Жи­вот­ные, об­ла­даю­щие низ­ким ста­­т­усом, схо­жим об­ра­зом, вы­ка­зы­ва­ют по­кор­ность сво­им бо­лее силь­ным со­брать­ям. Уди­ви­тель­ная осо­бен­ность Ре­­л­иг­ио­зных Дей­ст­вий, на­блю­дае­мых се­го­дня, со­сто­ит в том, что лю­ди дек­ла­ри­ру­ют под­чи­не­ние до­ми­ни­рую­ще­му ин­ди­ви­ду или ин­ди­ви­дам, с ко­то­ры­ми не­воз­мож­но встре­­тит­ься ли­цом к ли­цу. Бу­ду­чи пред­став­ле­ны изо­бра­же­ния­­ми и ар­те­фак­та­ми, те вы­ра­жа­ют свою во­лю ис­клю­чи­тель­­но че­рез «аген­тов», на­зы­вае­мых жре­ца­ми или свя­щен­ни­­к­ами. Эти по­сред­ни­ки поль­зу­ют­ся боль­шим влия­ни­ем и ува­же­ни­ем, по­сколь­ку бо­ги на­де­ля­ют их час­тич­кой сво­ей си­лы. По­это­му жре­цам столь важ­но по­сто­ян­но дер­жать при­вер­жен­цев куль­та в по­ви­но­ве­нии до­ми­ни­рую­щим сверх­­с­ущ­ес­твам. Де­лать это мож­но раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми.

Жре­цы по­ощ­ря­ют дав­ле­ние на по­сле­до­ва­те­лей кон­ку­­р­иру­ющих куль­тов. Это дав­ле­ние мо­жет силь­но раз­нить­ся по фор­ме — от уме­рен­но­го осу­ж­де­ния до из­де­ва­тельств, от­кры­той не­на­вис­ти и жес­то­ких го­не­ний. Мно­гие ре­ли­­гии, про­по­ве­дую­щие сей­час тер­пи­мость, бы­ва­ли край­не не­тер­пи­мы к не­вер­ным. Ре­ли­ги­оз­ность иг­ра­ет су­ще­ст­вен­­ную роль в ме­ха­низ­мах об­ще­ст­вен­ной изо­ля­ции. Пре­дан­­ность ме­ст­ным бо­гам тре­бу­ет от­де­лить тех, кто ве­ру­ет пра­­вил­ьно, от тех, кто ве­ру­ет как-то ина­че. От­сю­да — воз­­ни­кн­ов­ение раз­лич­ных сект, вра­ж­дую­щих ме­ж­ду со­бой.

Жре­цы час­то со­чи­ня­ют убе­ди­тель­ные ис­то­рии о том, как бо­ги на­ка­зы­ва­ют не­по­кор­ных. В про­шлом лю­бое ес­­т­ес­тве­нное бед­ст­вие — по­топ, эпи­де­мия, не­уро­жай, по­жар — тол­ко­ва­лось как про­яв­ле­ние бо­же­ст­вен­но­го гне­ва; «глад и мор» на­сы­ла­лись, что­бы по­ка­рать лю­дей за не­по­­в­ин­ов­ение бо­гам. Жре­цы го­во­рят, что сов­па­де­ния на са­мом де­ле — во­все не сов­па­де­ния, и, ис­поль­зуя вну­шае­­мость ве­рую­щих, по­ро­ж­да­ют в ито­ге суе­ве­рия.

Жре­цы при­ду­мы­ва­ют за­гроб­ный мир, где по­кор­ных ве­рую­щих воз­на­гра­дят, а не­по­кор­ные бу­дут веч­но стра­дать. Ис­то­ри­ки при­во­дят сви­де­тель­ст­ва то­го, что ве­ра в жизнь по­сле смер­ти за­ро­ди­лась мно­го ты­сяч лет на­зад. Древ­ние за­хо­ро­не­ния пол­нят­ся пред­ме­та­ми, ко­то­ры­ми умер­ший снаб­жал­ся, что­бы ему хо­ро­шо жи­лось на том све­те. Этот обы­чай, ухо­дя­щий кор­ня­ми в ка­мен­ный век, не ис­че­зал не­сколь­ко ты­ся­че­ле­тий.

Уди­ви­тель­но, но во все вре­ме­на мно­же­ст­во впол­не ра­­зу­мных лю­дей в са­мых раз­ных стра­нах под­да­ва­лись дав­ле­­нию свя­щен­ни­ков и ис­пы­ты­ва­ли страх пе­ред бо­га­ми. Влия­ние жре­цов под­дер­жи­ва­лось за счёт не­сколь­ких фак­то­ров.

Пер­вый и, воз­мож­но, са­мый важ­ный из них — это об­­р­ет­ение на­ши­ми да­лё­ки­ми пред­ка­ми чув­ст­ва вре­ме­ни. Дру­гие ви­ды об­ме­ни­ва­ют­ся ин­фор­ма­ци­ей о на­стоя­щем, де­мон­­с­тр­ируя своё внут­рен­нее со­стоя­ние на дан­ный мо­мент, но не спо­соб­ны раз­мыш­лять о бу­ду­щем Че­ло­век в со­стоя­нии осоз­нать не­из­беж­ность соб­ст­вен­ной смер­ти, и эта мысль для не­го не­вы­но­си­ма. Лю­бое жи­вот­ное, столк­нув­шись с рис­ком уме­реть, стре­мит­ся как-то се­бя за­щи­тить. Встре­тив­­шись с хищ­ни­ком, оно убе­га­ет, пря­чет­ся, ата­ку­ет или ис­­пол­ьз­ует ка­кой-то дру­гой за­щит­ный ме­ха­низм, на­при­мер, при­ки­ды­ва­ет­ся дох­лым или ис­пус­ка­ет во­ню­чие га­зы. Есть мно­го ме­ха­низ­мов са­мо­за­щи­ты, но все они вклю­ча­ют­ся лишь при встре­че с ре­аль­ной опас­но­стью. Ко­гда че­ло­век осоз­на­ет, что в бу­ду­щем он обя­за­тель­но ум­рёт, он си­лой мыс­ли пре­вра­ща­ет по­тен­ци­аль­ную опас­ность в ре­аль­ную. Его спо­соб за­щи­тить­ся — ска­зать, что смер­ти не бу­дет. Он не мо­жет от­ри­цать то­го, что его те­ло ум­рёт и сгни­ёт, по­­скол­ьку это слу­ча­ет­ся со все­ми; по­то­му че­ло­век ре­ша­ет про­­бл­ему, при­ду­мы­вая се­бе бес­смерт­ную ду­шу, ко­то­рая боль­ше «его», не­же­ли соб­ст­вен­ное фи­зи­че­ское те­ло. Ес­ли ду­ша мо­жет пе­ре­жить смерть, зна­чит, че­ло­век су­мел за­щи­тить свою жизнь от уг­ро­жаю­щей ей опас­но­сти.

По­сред­ни­ки ме­ж­ду бо­га­ми и людь­ми из­вле­ка­ют из этой си­туа­ции все воз­мож­ные вы­го­ды. Им все­го лишь нуж­но по­сто­ян­но на­по­ми­нать сво­им по­сле­до­ва­те­лям, что те смерт­ны, и убе­ж­дать их в том, что жиз­нью по­сле смер­ти ве­да­ют имен­но те кон­крет­ные бо­ги, ко­то­рым они, жре­цы, слу­жат. Все ос­таль­ное сде­ла­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­­ния ве­рую­щих.

Во-вто­рых, свя­щен­но­слу­жи­те­лям по­мо­га­ет та­кое свой­­с­тво че­ло­ве­ка, как не­оте­ния. В био­ло­гии не­оте­ни­ей на­зы­­в­ае­тся свой­ст­вен­ная не­ко­то­рым ви­дам спо­соб­ность к раз­мно­же­нию на ста­дии, пред­ше­ст­вую­щей взрос­ло­му со­стоя­нию. Мож­но ска­зать, что со вре­ме­нем юные осо­би дан­но­го ви­да ста­но­вят­ся все бо­лее взрос­лы­ми — или, ско­рее, взрос­лые ста­но­вят­ся все бо­лее юны­ми. По мно­гим па­ра­мет­рам че­ло­век — это не­оте­ни­че­ская обезь­я­на. Взрос­лый че­ло­век боль­ше по­хож на юную обезь­я­ну, чем на взрос­лую, он столь же иг­рив и лю­бо­пы­тен. Ко­гда обезь­­­яна взрос­ле­ет, она те­ря­ет юно­ше­скую иг­ри­вость; че­ло­век не те­ря­ет её ни­ко­гда.

Точ­но так же со­ба­ки — это не­оте­ни­че­ские вол­ки. Лю­дям нра­вят­ся иг­ри­вые «дру­зья че­ло­ве­ка», от­то­го он вы­во­­дит все бо­лее «юных» со­бак. Взрос­лая до­маш­няя со­ба­ка пры­га­ет, ска­чет и иг­ра­ет с хо­зяи­ном так же, как вол­чо­­нок. Вол­ча­та вы­рас­та­ют и пе­ре­ста­ют иг­рать. Щен­ки то­же вы­рас­та­ют, но их по­ве­де­ние, как и по­ве­де­ние лю­дей, ос­та­ёт­ся ин­фан­тиль­ным — они иг­рать не пе­ре­ста­ют. Ина­че го­во­ря, они реа­ги­ру­ют на че­ло­ве­ка так, слов­но ви­дят в нем ро­ди­те­ля. Вла­де­лец со­ба­ки пре­вра­ща­ет­ся в до­ми­ни­­ру­ющую фи­гу­ру, в от­ца или мать со­ба­ки. Бу­ду­чи не­оте­ни­че­ски­ми жи­вот­ны­ми, со­ба­ки мо­гут спа­ри­вать­ся и раз­­мн­ожат­ься, и все рав­но они реа­ги­ру­ют на «ро­ди­тель­ское» до­ми­ни­ро­ва­ние и под­чи­ня­ют­ся хо­зяи­ну. Дру­ги­ми сло­ва­­ми, для со­ба­ки че­ло­век — это бог.

Бла­го­да­ря эво­лю­ции не­оте­ни­че­ская обезь­я­на — че­ло­­век — ока­за­лась в том же по­ло­же­нии, что и со­ба­ка. Прой­дя ста­дию по­ло­во­го со­зре­ва­ния, он по-преж­не­му ну­ж­да­ет­ся в ро­ди­те­ле — в сверх­ро­ди­те­ле, ко­то­рый стал бы для че­ло­­в­ека тем же, чем че­ло­век стал для со­ба­ки. От­сю­да один шаг до изо­бре­те­ния бо­га — ли­бо в его жен­ской ипо­ста­си (мать-бо­ги­ня), ли­бо в муж­ской (бог-отец), ли­бо да­же це­лой се­мьи бо­гов. По­доб­но на­стоя­щим ро­ди­те­лям, эти бо­ги мо­гут за­щи­щать, на­ка­зы­вать и тре­бо­вать под­чи­не­ния.

Не­лиш­не спро­сить, по­че­му эту роль не мо­гут иг­рать соб­ст­вен­ные ро­ди­те­ли че­ло­ве­ка. От­вет прост: с точ­ки зре­ния био­ло­гии для то­го, что­бы вы­пол­нять ро­ди­тель­скую функ­цию, ро­ди­те­ли долж­ны быть фи­зи­че­ски круп­нее по­­то­мс­тва. Ре­бё­нок дол­жен смот­реть на ро­ди­те­лей сни­зу вверх. Они обя­за­ны быть силь­нее его, что­бы за­щи­тить ре­бён­ка от опас­но­сти. Как толь­ко де­ти вы­рас­та­ют и упо­­до­бл­яю­тся ро­ди­те­лям и в рос­те, и в ве­се, и в спо­соб­но­сти раз­мно­жать­ся, ро­ди­те­ли пе­ре­ста­ют счи­тать­ся та­ко­вы­ми.

А вот бо­ги и бо­ги­ни ос­та­ют­ся ог­ром­ны­ми. Как и ро­­д­ит­ели, они «на­вер­ху» — об­ра­ща­ясь к ним, мы под­ни­ма­­ем взгляд к не­бу. Они все­мо­гу­щи, ка­ки­ми и долж­ны быть хо­ро­шие ро­ди­те­ли. Мы мо­жем со­ста­рить­ся, но все рав­но зо­вём их «Свя­тая Мать» или «От­че» и до­ве­ря­ем­ся им, как де­ти до­ве­ря­ют­ся ро­ди­те­лям (или жре­цам, час­то при­сваи­­ва­ющ­ими се­бе по­доб­ные ти­ту­лы).

В-треть­их, свя­щен­но­слу­жи­те­ли ис­поль­зу­ют стрем­ле­­ние лю­дей к со­труд­ни­че­ст­ву. Ко­гда на­ши да­лё­кие пред­ки сде­ла­лись охот­ни­ка­ми, они бы­ли вы­ну­ж­де­ны до­ве­рять друг дру­гу в ку­да боль­шей сте­пе­ни, не­же­ли рань­ше. Вождь дол­жен был по­ла­гать­ся на со­пле­мен­ни­ков и рас­счи­ты­вать уже не на пас­сив­ное под­чи­не­ние, но на ак­тив­ное со­труд­ни­че­ст­во. Од­на­ко ес­ли по­зво­лить им про­яв­лять ини­циа­­т­иву, есть опас­ность, что охот­ни­ки пе­ре­ста­нут сле­по и бе­зо­го­во­роч­но под­чи­нять­ся во­ж­дю или пле­ме­ни. Ра­зум­­ное со­труд­ни­че­ст­во, в ко­то­ром от­ча­ян­но ну­ж­да­лись груп­пы охот­ни­ков, мог­ло лег­ко обер­нуть­ся по­те­рей столь же не­об­хо­ди­мой спло­чён­но­сти. Как вождь мо­жет тре­бо­вать од­но­вре­мен­но сле­пой ве­ры и при­зы­вать к ра­зум­но­му со­­тру­дн­ич­ес­тву? Очень про­сто: сле­ду­ет при­ду­мать сверх­во­­­ждя, бо­га, бла­го­да­ря ко­то­ро­му груп­па спло­тит­ся ра­ди еди­ной це­ли, и в то же вре­мя по­зво­лить чле­нам груп­пы ра­зум­но со­труд­ни­чать друг с дру­гом.

Та­ко­вы три фак­то­ра, без ко­то­рых свя­щен­но­слу­жи­те­­ли не смог­ли бы столь ус­пеш­но рек­ла­ми­ро­вать сво­их бо­гов и Ре­ли­ги­оз­ные Дей­ст­вия: стрем­ле­ние че­ло­ве­ка за­щи­­тит­ься от уг­ро­зы смер­ти; стрем­ле­ние об­рес­ти сверх­ро­ди­­т­еля; стрем­ле­ние об­рес­ти сверх­во­ж­дя. Бог, обе­щаю­щий жизнь по­сле смер­ти в ином ми­ре, за­щи­щаю­щий «де­тей» не­за­ви­си­мо от их воз­рас­та, пред­ла­гаю­щий по­слу­жить ве­­л­ик­ому де­лу и спла­чи­ваю­щий лю­дей во­еди­но, ав­то­ма­ти­­ч­ески вы­зы­ва­ет у них по­зи­тив­ную ре­ак­цию.

От жре­цов и свя­щен­ни­ков тре­бу­ет­ся обес­пе­чить ве­­ру­ющих впе­чат­ляю­щи­ми об­ря­да­ми. Поч­ти во всех ре­ли­­г­иях есть це­ре­мо­ниа­лы, в хо­де ко­то­рых по­чи­та­те­ли дан­­н­ого бо­же­ст­ва мо­гут на­сла­дить­ся уча­сти­ем в слож­ной груп­по­вой дея­тель­но­сти. Си­ла и власть бо­га про­яв­ля­ют­ся в том, что он мо­жет до­ми­ни­ро­вать и ко­ман­до­вать, под­чи­­няя се­бе ог­ром­ные тол­пы лю­дей; в то же са­мое вре­мя уси­­л­ив­ае­тся и вза­им­ная связь ме­ж­ду ве­рую­щи­ми. По­сколь­ку бо­ги яв­ля­ют­ся сверх­ро­ди­те­ля­ми и сверх­во­ж­дя­ми, они оби­та­ют в про­сто­рных до­мах, где «встре­ча­ют­ся» со свои­ми по­чи­та­те­ля­ми. Ес­ли бы ино­пла­не­тя­не, не знаю­щие ни­­ч­его о на­шей ци­ви­ли­за­ции, про­ле­те­ли на кос­ми­че­ских ко­раб­лях над зем­ны­ми по­се­ле­ния­ми, они мо­мен­таль­но за­ме­ти­ли бы, что во мно­гих де­рев­нях и го­ро­дах од­но или два зда­ния вы­де­ля­ют­ся свои­ми раз­ме­ра­ми. Воз­вы­ша­ясь над ос­таль­ны­ми до­ма­ми, эти ог­ром­ные строе­ния яв­но слу­жат при­ста­ни­ща­ми ка­ким-то ги­ган­там, чей рост во мно­го раз пре­вы­ша­ет рост сред­не­го зем­ля­ни­на. До­ма бо­гов — хра­мы, ме­че­ти, церк­ви и со­бо­ры — рас­счи­та­ны слов­но на ве­ли­ка­нов, и ино­пла­не­тя­не силь­но уди­ви­лись бы, уз­нав, что ве­ли­ка­ны эти ни­ко­гда не бы­ва­ют до­ма. Их по­сле­до­ва­­т­ели то и де­ло на­ве­ща­ют их и по­кло­ня­ют­ся им, но са­ми ги­ган­ты ос­та­ют­ся не­ви­ди­мы. Толь­ко их кри­ки раз­но­сят­ся по­всю­ду — или же это зво­нят в ко­ло­ко­ла? Че­ло­век — су­­щ­ес­тво, го­раз­дое на вы­дум­ки.

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 556;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.