Реакции на опасность — настоящую и мнимую
Подобно представителям любого другого вида, люди стараются защитить себя, когда им грозит опасность. Человеческое тело слишком уязвимо и лишено почти всех видов естественного «панциря». Таковым, да и то отчасти, может считаться лишь твёрдый костяной покров вокруг мозга и пять костных выступов — надбровные дуги, скулы и переносица, — окружающие глаза. Эти кости помогают свести к минимуму ущерб, наносимый голове при прямых ударах: благодаря им увеличиваются наши шансы сохранить зрение и ясность мысли после физической атаки.
К системе «костной защиты» прилагается несколько защитных действий, которые у всех людей одинаковы. Начиная с четырёхмесячного возраста любой здоровый человек в момент, когда над ним внезапно нависает угроза, демонстрирует характерную «реакцию испуга». Это мгновенная реакция, и обычно её фиксируют, выстрелив из пистолета за спиной человека за секунду до того, как будет сделана фотография. Фотографируя «жертву», мы можем заснять на фотоплёнку реакцию испуга, свойственную нашему виду. Она всегда одна и та же: глаза зажмурены, рот растянут, голова вжата в плечи, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки, туловище подалось вперёд, живот втянут, колени слегка согнуты.
Эта защитная поза отображает первое из серии оборонительных движений, когда тело сжимается, делается более компактным и напрягается, чтобы выдержать ожидаемый удар. Глаза при этом защищаются молниеносно, а плечи и руки готовы защитить от удара голову.
Реакцию испуга в развитии можно наблюдать в любой уличной потасовке или в ситуации, когда в воздухе летают тяжёлые предметы. Голова склоняется ещё ниже, руки поднимаются, чтобы защитить лицо. Даже в формальной обстановке боксёрского ринга обороняющийся боксёр делает те же движения, защищая от наносимых ему ударов в первую очередь голову.
В других особых обстоятельствах приоритеты меняются. Профессиональные футболисты, выстраивающиеся «стенкой», чтобы защитить ворота от штрафного удара, встают лицом к тому, кто бьёт по мячу, и летящий с очень высокой скоростью мяч вполне может попасть одному из них в голову. Тем не менее, они закрывают руками не лицо, а область гениталий. Почему — понятно: футболист увидит, куда именно летит мяч, и в случае чего успеет прикрыть лицо руками, поэтому он заранее защищает место, которое сложнее защитить быстрым движением рук. На то, чтобы согнуть туловище, нужно потратить больше времени, чем на то, чтобы склонить голову, и область промежности в данном конкретном случае становится наиболее уязвимой. Тем не менее, фотографии, сделанные в момент удара, показывают, что, если не брать в расчёт положение рук, футболисты проявляют типичную реакцию испуга, описанную выше: голова втягивается в плечи, мышцы лица напрягаются. Игроки знают, что могут отбить мяч головой, тем не менее, на долю секунды они демонстрируют все ту же защитную реакцию. (Болельщики шутят теперь футболисты прикрывают уже не гениталии, а рот, потому что они вложили целое состояние в косметическое восстановление выбитых зубов.)
В момент, когда происходит физическое нападение, жертва обычно молчит, однако в последующие мгновения бегства, паники или временного расслабления часто проявляется ещё одна защитная реакция — крик. Это вопль тревоги, который издают не только люди и обезьяны, но и многие другие виды млекопитающих. Как сигнал, оповещающий других о необходимости бежать на помощь или защищать себя, данная реакция является для животного мира самой характерной. Она настолько неспецифична для любого вида, что мы можем распознать вопль тревоги независимо от того, какое животное его издаёт. Разумеется, он может быть очень разным, иногда это визг, иногда — вой, однако спутать крик, полный боли и страха, нельзя ни с чем. Что касается людей, мужчины и женщины издают крик тревоги не только с разной тональностью, но и с разной частотой. Взрослые мужчины кричат, когда им очень больно, и почти не кричат, когда паникуют и когда им страшно. Дети и женщины кричат и в той, и в другой ситуации. Разница особенно заметна в большом парке развлечений с его «чёртовыми колёсами» и комнатами страха и ужаса. Здесь то и дело слышны высокочастотные крики женщин, наслаждающихся «безопасной» паникой, в то время как вопли мужчин не слышны вообще.
Если спросить людей, чего они боятся больше всего на свете, их ответы окажутся поразительно отвлечёнными. Вместо того чтобы перечислять реальных современных «убийц» — быстрые автомобили, взрывчатые вещества, пули и ножи, загрязнение атмосферы и стрессовые ситуации, — люди склонны бояться того же, чего боялись наши предки, например, скользких, ползающих, крадущихся зверей, паразитов и насекомых, грома и молнии, замкнутого пространства и большой высоты. Это не значит, что опрошенных не страшат опасности современной цивилизации, однако, когда их просят рассказать о своих страхах, они забывают об очевидном и ищут в глубинах своего сознания обрывки воспоминаний о необъяснимой панике, тревоге или отвращении. Чаще всего люди находят образы, которыми набиты под завязку фильмы ужасов и которые по-прежнему заставляют нас содрогаться от страха, хотя вероятность столкнуться с такими «ужасами» в реальной жизни в наш век очень мала.
Больше чего бы то ни было люди боятся, конечно, змей. Относится это не только к странам, где данные рептилии действительно представляют опасность, но и, например, к Великобритании, где, путешествуя в течение года по сельской местности, вы рискуете погибнуть от укуса змеи в одном случае из 500 миллионов. В США, где водятся смертельно ядовитые гремучие змеи, шанс погибнуть — примерно один из шести миллионов. Тем не менее, даже в этих странах на первом месте в списке страхов неизменно появляется ядовитая змея. «Гонку ненависти» она выигрывает не из-за маленькой головы, а из-за очень длинной «шеи». По части устрашения со змеями не сравнится никто и ничто. Змеи вызывают у нас очень бурную реакцию: в Великобритании целых 19% телезрителей признались, что, когда на экране появляется змея, они либо выключают телевизоры, либо отворачиваются.
В качестве защитной реакции такой страх перед змеями, разумеется, дал нашим далёким предкам, спустившимся с деревьев на землю, огромное преимущество. Это преимущество сохранялось за ними на протяжении нескольких миллионов лет, пока в результате эволюции не появился современный человек. Можно сказать, что ненависть к змеям сыграла важнейшую роль на ранней стадии развития человечества. Живучесть страха перед рептилиями в столь явной форме означает, что со временем он превратился во врожденную реакцию. Доказательств этому нет, но и объяснить наши реакции по-иному сложно.
Самый сильный страх люди испытывают перед змеями. Боятся змей даже жители тех стран, где принять смерть от ядовитой рептилии можно с той же вероятностью, что и от удара молнии. Как показано на графике, страх перед змеями у британских детей достигает пика, когда им исполняется шесть лет, после чего постепенно убывает как у мальчиков, так и у девочек. Невзирая на фрейдистов, видящих в змеях фаллический символ, половое созревание со страхом перед змеями никак не связано. Трафик построен по данным, полученным в ходе опроса 11 960 детей (по Моррису и Моррису).
Ребёнок не выказывает страха перед змеями даже в возрасте двух лет, однако к трём годам он начинает их опасаться, а в четыре года его страх уже полностью сформировался. В шесть лет он достигает пика, после чего ребёнок боится змей все меньше до момента, когда достигает 14 лет. У представителей разных полов этот процесс идёт чуть по-разному — девочки в любом возрасте боятся змей больше, чем мальчики. Половое созревание не оказывает на страх перед змеями никакого влияния. Согласно фрейдистским теориям, змея есть фаллический символ, но эта точка зрения ошибочна. Верно другое: кривая интенсивности страха перед змеями фактически описывает стадии защищённости ребёнка в первобытном обществе. Очень маленького ребёнка защищает его мать. Подросток может защитить себя сам. А вот ребёнок младшего школьного возраста, в котором наблюдается самый сильный страх перед змеями, способен отправиться на самостоятельную прогулку и повстречать ядовитую змею, перед которой он будет беззащитен.
Кроме змей, люди страшатся также других животных, в частности пауков и крыс, а также паразитов, которые заводятся иногда в наших домах. Маленькие насекомые, контактирующие с кожным покровом, вызывают моментальную и характерную защитную реакцию, выражающуюся в резком ударе по тому месту, где насекомое коснулось кожи. Эта неосознанная реакция, как и реакция копытных, которые отгоняют хвостами мух. Поскольку контролировать её мы почти не в состоянии, оса или пчела, залетевшие в салон автомобиля, становятся для водителей источником большой опасности. Даже если водитель знает, что эти насекомые не ужалят, если их не рассердить, он часто не может сдержать себя, неизбежно отвлекается от дороги и ставит под угрозу безопасность находящихся в машине. Опять же, судя по всему, мы унаследовали эту реакцию от наших далёких предков и не можем приглушить её, невзирая на то что достаточно хорошо изучили жизнь насекомых.
Сложно сказать с уверенностью, какие именно из наших защитных реакций появились в ответ на страх, который вызывали в первобытных людях хищники огромных размеров. Львы, тигры и крокодилы занимают почётные места в списках животных, которых боятся дети, однако до змей и пауков им далеко. Возможно, дело в том, что наши предки считали этих зверей врагами и знали, какие меры предосторожности нужно предпринять, чтобы не пасть их жертвой. Ядовитые змеи и ядовитые пауки, заползающие на территорию племенной стоянки или внезапно появляющиеся в траве, вызывали приступы страха и паники куда чаще, поэтому реакция на них закрепилась в сознании современного человека.
У нашего вида есть и уникальная защитная реакция — суеверия. Беспрерывно улучшая реальные технологии личной безопасности (от щитов до пулестойких бронежилетов и от доспехов до подземных убежищ на случай ядерной войны), мы одновременно придумывали и самозащиту другого рода — магическую. Суеверия существовали в любую эпоху и в любой культуре. Они столь многочисленны и разнообразны, что существуют целые энциклопедии суеверий, описывающие в деталях каждое из них. Почти все они бессмысленны и бесполезны во всем, за исключением одного, самого важного аспекта: благодаря суеверию человек, совершающий некое действие, может ощутить себя чуть более защищённым от враждебного и загадочного мира. Перечислять суеверия здесь вряд ли уместно. В основе каждого из них лежит действие, которое предположительно оберегает человека от будущего несчастья. Суеверных людей не заботит тот факт, что между этим действием и требуемым результатом нет никакой логической связи. Они продолжают защищать себя, совершая это действие вновь и вновь, «на всякий случай». Породить суеверие легче лёгкого. Если вы скажете людям, что им повезёт, если они бросят в фонтан монетку, или что желание, загаданное в тот момент, когда они задувают все свечи на торте, непременно сбудется, они будут рады вам поверить. Даже если суеверие не «сработает», оно создаст благоприятные условия для общения и структурирует социальную коммуникацию.
Чем суеверия поражают воображение — так это тем, сколь они живучи даже в среде весьма рациональных, практичных и далёких от романтики жителей городов. Сегодня малозаметные защитные действия можно наблюдать почти всюду: мы то «скрестим на удачу пальцы» (раннехристианский знак, символизирующий распятие), то «постучим по дереву» после того, как чем-то похвастались (к священному дубу прикасались, дабы умиротворить бога Тора), то скажем «на здоровье», когда кто-то чихнул (при внезапном выдохе может вылететь вон и часть души человека), то дотронемся до какого-нибудь железного предмета (некогда железо считалось волшебным металлом, обладающим сверхъестественными свойствами). Чем утончённее культура, тем больше подобных суеверий у её представителей. В каждой стране мира есть одно-два излюбленных суеверия, причём люди, которые совершают те или иные «суеверные» действия, как правило, понятия не имеют, какое значение придавали этим действиям их предки. Они смеются над суевериями, говорят, что следовать им глупо, и все равно им следуют.
Особая категория Защитного Поведения — ношение разного рода амулетов и талисманов. Существуют буквально сотни «знаков удачи», которые люди различных стран и эпох носили с собой или на себе — и опять же практика ношения амулетов распространена сегодня почти повсеместно, невзирая на то, что мы живём в век науки. Как и раньше, люди улыбаются и говорят, что «это все чепуха», но от талисманов не отказываются.
Тех, кто специализируется на наблюдениях за людьми, особенно интересует такая разновидность амулета, как «замороженный знак». Это знак удачи в виде руки, которая подаёт определённый сигнал. Нося такой амулет, человек, так сказать, совершает защитное действие постоянно. Он не складывает пальцы в защитном знаке в момент, когда необходимо «отвести беду», за него несчастье отводит амулет, причём все время, и человек считает, что он получил постоянную защиту. Если поездить сегодня по Европе, найдётся по меньшей мере десяток подобных амулетов разных форм, продающихся в разных странах. Они защищают своего владельца самыми разными способами. Одни амулеты сделаны в виде оптимистических знаков — знака победы «V», знака «пальцы вверх», знака «о'кей». Другие, например, пальцы, растопыренные «козой», или греческий знак «мутза», прямо угрожают воображаемому «злу». Кроме того, отдельная категория амулетов отводит порчу и сглаз. В основе веры в сглаз лежит уверенность в том, что есть люди, взгляд которых способен принести несчастье. Защититься от сглаза можно, либо отводя взгляд от них, либо избегая их взгляда. Вы окажетесь в безопасности, если сумеете сделать так, чтобы эти люди не смотрели вам в глаза, для чего и носят большой и странный амулет, призванный привлекать «дурной взгляд». Отвлекать внимание людей с таким взглядом может и обсценный амулет в виде знака «фига»: неприличный знак неизбежно заставит человека отвести взгляд от ваших глаз. Есть и ещё один способ защититься: носить амулет в виде глаза, который «переглядит» того, кто может вас сглазить.
Вера в сглаз характерна для Средиземноморья, где даже умудрённые жизнью люди воспринимают эту опасность весьма серьёзно. Обычно все начинается с простого совпадения. Человек приходит к кому-то домой, вскоре после этого в доме умирает один из членов семьи, или домашнее животное, или случается какое-нибудь другое несчастье. Семья начинает думать, что человек их сглазил. Если позднее он вновь приходит в этот дом и вновь случается какая-то беда, семья уверяется в том, что у человека «дурной глаз». Теперь она пойдёт на все, чтобы не встретиться с этим человеком в третий раз. Если, однако, новой встречи никак не избежать, члены семьи приобретут амулеты и другие защитные талисманы. В некоторых странах рыбаки защищают свои лодки от всевозможных несчастий, вызванных сглазом, закрепляя на носах лодок пару искусственных глаз, которые в случае чего всегда «переглядят» врага. Этот обычай, восходящий к Древнему Египту, до сих пор существует во многих регионах. Кое-где дома защищают от сглаза, помещая на крышу пару рогов, символизирующих, как и знак «коза», защиту от атакующих сил зла. Защитные действия демонстрируют навязчивое стремление человека защититься от потенциальной опасности и заранее приготовиться к любому нападению. Современное общество располагает особыми защитными институтами в виде полиции, судебной системы, страховых компаний, директив о безопасности и так далее; достижения науки позволяют нам ощущать себя куда увереннее и отмахиваться от сказок про сглаз и порчу; и все равно мы не забываем о наследии наших предков — готовности в любой момент отразить внезапную и необъяснимую атаку. Не забываем мы и о сопутствующем этой готовности Защитном Поведении.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 833;