Колебания артериального давления
Об изменениях АД в сочетании с синдромом позвоночной артерии писали K.Gutzeit (1951), В.В.Пинчук (1957), В.В.Ежевская (1957), Е.ГДубенко (1990) и др. В эксперименте раздражение позвоночного нерва вызывало то повышение АД (Francois-Frank С, 1899; Candorelli D., 1961), то его понижение (Nagashima С, 1972), то его повышение или понижение в зависимости от силы тока (Kunert W., 1961). При этом нашими сотрудниками (Богданов Э.И., По-
Ортопедическая неврология. Синдромология
пелянскийЯ.Ю., 1980), во-первых, было подтверждено положение о наличии в позвоночной артерии таких же бароре-цепторов, как и в сонной: повышение давления в ней введением под давлением дефибринированной крови вызывало гипотензивный эффект, равный 20-30 мм Hg, а новокаини-зация сосуда снижала этот эффект. Во-вторых, было показано, что ганглиозный аппарат самой адвентиции позвоночной артерии участвует в осуществлении гипотензии через периферически-рефлекторные механизмы. Центральная регуляция при уменьшении притока крови к позвоночной артерии обеспечивает гипертензию. В реализации центральных механизмов гипотензии участвует блуждающий нерв. Перерезка его на уровне углового узла снижает гипотензивный рефлекс. При интактной ретикулярной формации и гипоталамической области, как мы упоминали выше, раздражение позвоночного нерва не вызывает в этих областях больших клинически значимых нарушений кровообращения и, соответственно, больших колебаний АД (Попелян-ский Я.Ю., 1961; Шмидт И.Р., 1966). Раздражение шейного симпатикуса не меняет и барьерной проницаемости в мозгу (GeigerM., 1958). При наличии же скрытой или явной патологии высших вегетативных центров синдром позвоночной артерии сопровождается повышением АД (Горбатов-ский Я.А., 1974).
Интересно, что ортостатическая гипотония (снижение АД более чем на 30 мм при переходе в вертикальное положение) часто сопровождается шейной болью, предшествующей потере сознания при отсутствии вагальной реакции замедления пульса. Если отвлечься от этого синдрома при прогредиентных дегенеративных заболеваниях мозга (Шая-Драйжера или Рейли-Дая), следует учесть, что гипотензию при данном синдроме связывают с поражением эфферентной части барорецепторной дуги: рецепторы аорты и сино-каротидной зоны (афферентные ветви X нерва) —> п.depressor (аортальные Циона, Людвига и каротидная Геринга) -4 вагальные ядра ствола мозга —> эфферентные волокна блуждающего нерва, обеспечивающего падение АД и брадикар-дию (Суоп Е., Ludwig К., 1886; Czermak L., 1817; Hering H.E., 1895; Черниговский В.Н., 1947). Сами сосудистые рефлекторные зоны находятся под регулирующим влиянием симпатикуса.
Отдельно стоит вопрос о возможном повышении лик-ворного давления при Рубцовых арахноидальных изменениях вследствие непосредственно нервных влияний шейного симпатикуса и аутоаллергического сопровождения (Domnak G., 1956; Sturma А., 1958; Иргер ИМ, 1972). Описанные клинические и экспериментальные данные, равно как и гипотензивный эффект от лечебных воздействий на шейную область, дали повод выделить среди симптоматических гипертоний и «шейную гипертонию» (Gutzeit К., 1951; Егорова О.В., 1953; Otto W., 1958; Шмидт И.Р., 1966). А.А.Малынова (1969) отмечала почти одинаково часто как гипер-, так и гипотонию. Височное же давление на стороне синдрома позвоночной артерии чаще бывает повышенным. В нашей клинике изучалась возможность и гипотонии, как системной, так, в особенности, и височной, что было выявлено сначала клинически (Шмидт И.Р., 1966; Голосова Л.О., 1969), а впоследствии и экспериментально. Плетизмо-, ос-циллографические и тонометрические исследования больных с синдромом позвоночной артерии показали, что, в отличие от спазмированного состояния крупных артерий,
а также артериол плеча и позвоночной артерии, в затылочной и височной артериях в 50-62% наблюдений имела место регионарная гипотония. Колебания давления усиливались при воздействиях на точку позвоночной артерии. По мере усиления клинических признаков остеохондроза эти колебания регионарного давления становились слабее. Одновременно анализ плетизмограмм в точке позвоночной артерии больных с выраженными проявлениями остеохондроза указывал на признаки «собственной активности сосу-додвигательного центра». При воздействии на эту зону появлялись аритмии и неравномерность пульсовых и дыхательных волн. Эти изменения осуществлялись не через периферические рефлекторные, а через центральные механизмы, т.к. преобладали у лиц с преморбидной церебральной недостаточностью.
В условиях преморбидной церебральной недостаточности при синдроме позвоночной артерии возможны паро-ксизмальные состояния выключения всего сознания или одной лишь произвольной моторики.
Приступы выключения сознания. Обмороки (синкопальные приступы Унтерхарншайдта)
Они первоначально были описаны на основании наблюдения над тремя больными шейным остеохондрозом (Unterharnscheidt F., 1956, 1959). Т.к. приступы провоцировались поворотом головы, автор, как до него и F.K.Ford (1952), их связывал с патологической подвижностью аксиса и нарушением кровообращения в стволе мозга у больных с синдромом позвоночной артерии. Обморок следовал за болями в затылке, ощущениями жара, «распирания» и шума в голове, фотопсиями и головокружением. Приходя в сознание после обморока, больные часами испытывали слабость, головную боль; оставались органические микросимптомы. Связь синдрома с состоянием позвоночной артерии определяется как зависимостью его от движения головой, так и улучшением после декомпрессии артерии (Gutmann G., Tiwisina Th., 1959) и других лечебных воздействий на нее (Gutmann G., 1963). По нашим наблюдениям, этот синдром часто ошибочно диагностируется как вертеброгенный при отсутствии соответствующей доказанной патологии и при явном вестибулярном генезе приступа. При этом провоцирующее приступ изменение положения головы — вестибулярный раздражитель принимается за цервикальный. F.Broser (1957) включил этот синдром в группу вестибулярных ваговазальных приступов, придавая особое значение повышению парасимпатического тонуса лабиринта. Такие приступы описывались и при нарушениях кровообращения в вертебробазилярной системе непозвоночного генеза (Литвак Л.Б., Манчуленко Ю.А., 1968).
По мнению В.Б.Шалькевича, Л.С.Гиткиной (1981), H.Koga, GAusti (1982), при этих приступах потеря тонуса и сознания, а также эмоционально-мнестические нарушения обусловлены ишемией нисходящей ретикулярной формации и лимбических структур. У всех описанных нами в 1961 г. 4 больных с вертеброгенным синдромом Унтерхарншайдта в анамнезе была травма черепа. В последующем мы наблюдали таких больных и с остаточной энцефалопатией другого генеза. Приводим пример приступов, которые можно трактовать равно как посттравматические вегетативные кризы, возможные и независимо от остеохондроза.
Глава V. Синдромы шейного остеохондроза
В данном наблюдении о роли цервикальной патологии указывали на приуроченность приступов к повороту головы и послеприпадочные вегетативные нарушения в верхнем квадранте тела на стороне корешковых нарушений.
Больная Г., 55 лет.Синкопальные приступы Унтер-харншайдта, плечелопаточный периартроз справа. Была чернорабочей, маляром, служащей. Menses начались с 19 лет лишь после замужества и прекратились в 53 года. Перенесла возвратный тиф, а в 40 лет упала с третьего этажа, была без сознания несколько часов. С тех пор частые боли в шее с отдачей в правую теменную область. Стала испытывать боли и в правой половине лица, и в надплечье. Они усиливаются при кашле и отдают во II-V пальцы правой руки, в которых испытывает и ощущение онемения. За год до поступления больной в отделение боли в правой руке и голове усилились. Раза два в месяц на высоте головной боли теряет сознание на минуты (до часа) с последующей общей слабостью, иногда с покраснением лица справа, после чего головная боль остается на 1-1,5 дня.
В статусе отмечались смешанного типа поражения правого внутреннего и среднего уха с отсутствием воздушной и костной проводимости (Швабах-вправо). Отсутствие реакции рук после вращения на кресле Бараки, негрубая гипоальгезия справа в зоне полукапюшона-полукуртки и более очерченная и выраженная гипоальгезия в зоне Сб справа. На спондилограмме — остеохондроз Cv-vi (+++)- Ограничение объема движений в шее, болезненное напряжение передней лестничной мышцы и картина правостороннего плечелопаточного периартроза. Боль в надплечье усиливалась при повороте головы влево, отмечалась болезненность типичных точек справа в верхнем квадранте. Аналог симптома Россолимо на руках, клоноид правой стопы, отсутствие брюшных рефлексов. Была привередливой, плаксивой. Наблюдение в течение года подтвердило наличие приступов потери сознания, наступающих при изменении положения головы. Обмороки начинаются с усиления боли в шее и голове справа, побледнения лица. Перед полной потерей сознания успевает сесть или лечь. Во время приступов, которые длятся в течение 3-5 минут, резкая мышечная гипотония, а после них легкая отечность правой руки и лица. Улучшение наступало всякий раз после курса лечебных воздействий на область шеи (электрофорез йодистого калия, но-вокаинизация лестничной мышцы и пр.)
Другой вариант того же приступа — выключение не всей сознательной, а лишь одной моторной активности, нечто подобное астеническому варианту гипоталамических приступов Н.М.Иценко (1936). Наступает инактивность мышц конечностей, но не паралич, т.к. нет никаких признаков проводникового или периферического поражения. Больной «оседает», падает. Эти состояния так и названы приступами падения, drop attacks (Brain R., 1957; Kremer, 1958; Meyer Y.S., 1960; Serratice G., 1963; Plagne R. et al, 1964; Зинченко А.П., 1965; Чайковский М.Н., 1967; Шутов А.Л. и соавт., 1970; Эниня Г.И., Загорянская Г.В., 1993). И при такого рода приступах можно говорить о цервикогении лишь при условии их возникновения в связи с изменением положения головы, при наличии других клинических, а не только спондилогра-фических признаков очагового поражения. Вряд ли можно считать обоснованным предположение о связи приступов с ишемией зоны перекреста пирамидных путей.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 887;