Особенности хозяйства и материальной культуры русского народа
Земледелие.Основой традиционного жизнеобеспечения русского этноса изначально было сельское хозяйство с преобладанием в нем пашенного земледелия. Его особенности определялись географическими условиями (климат, характер почвы и растительности, наличие водных источников, рельеф местности), ставшими причиной некоторых различий в традиционной хозяйственной деятельности русских.
Особенности природно-климатических зон (температура, влажность, характер ветров, континентальность и умеренность климата) обусловили наличие двух основных региональных типов традиционного хозяйства русских: сельскохозяйственного и промыслового.
Сельскохозяйственный типхарактерен для Европейской части России и южных районов Сибири.
Промысловый тип характерен для Крайнего Севера Европейской части России (лесная охота), приморская зона (охота на морского зверя, рыболовство, собирательство и лесные промыслы). Южная граница промысловой зоны проходила от Заонежья на западе до Северного Урала на востоке. За Уралом она шла от низовьев Оби у г. Березова к северному берегу Охотского моря, Камчатке и Приморью.
В сельском хозяйстве доминировало земледелие, на втором месте по значимости шло животноводство.
Земледелиерусских по хозяйственно-культурной классификации относится к пашенному земледелию лесной и лесостепной зон умеренного пояса.
Традиционная агротехника.Именно земледелие обусловило распорядок народной жизни, ее круговорот. Земледельческий год начинался обычно 1 / 14 марта – в день св. Евдокии с подготовки сельскохозяйственного инвентаря: «Пришли Евдокеи – мужику затеи – соху точить, борону чинить».
В связи с тем, что основная территория русского этноса располагалась в северной лесной зоне, долгое время пахоте предшествовала подсЕка.О ее значимости в прошлом свидетельствует древнерусские названия месяцев: сечень (февраль) – вырубка растительности под пашню; сухой (март) – сохнут срубленные деревья и кустарники; березозол (апрель) – время сжигания растительности, превращение ее в золу. Расчищенный участок земли использовали в течение трех-шести лет, после чего урожайность его резко падала, поле забрасывали, и оно зарастало лесом.
С XIV в. на Руси стали практиковать паровую систему,при котором пахотную землю делили на три части: яровое поле, озимое, «пар». Яровое поле пахали, засеивали и собирали урожай в один год; озимое пахали и засеивали во второй половине лета – начале осени, урожай собирали на следующий год; на паровое поле вывозили навоз, здесь выпасали скот. Через год меняли назначение каждого участка. Такая система называлась трехполье, оно позволяло не применять подсечно-огневое земледелие, а также растянуть сроки земледельческих работ.
На юге в лесостепной и степной зонах Европейской и в ряде Азиатской частей России использовалась зАлежная или перелОжная системы, при которых земля использовалась долгое время постоянно, пока урожаи не становились совсем низкими. Потом ее забрасывали на длительный срок для восстановления плодородия.
Обработка почвы. Подготовка к очередному земледельческому году включала в себя как практические действия, так и магические обряды, представляющие собой имитацию основных видов полевых работ. Эти магические обряды производились в период, предшествующий работам или в их начале – на Святки, Масленицу, Чистый четверг.
Сроки сельскохозяйственных работ определялись климатическими условиями. Примечательно, что сроки, предписываемыми традицией, явно ориентировались на холодных климат, что указывает на северные районы как территорию формирования русской земледельческой культуры. Считалось, что начало пахоты должно быть приурочено к Егорьеву дню (23 апреля / 6 мая), хотя на юге Европейской части России она к этому времени заканчивалась. Основными пахотными орудиями были соха на севере и плуг на юге. Их конструкция позволяла учитывать особенности почвы при вспашке.
Боронованиепозволяло выравнивать поле, вычесывать сорные травы, разбивать куски почвы, чтобы зерно укрылось в земле.
Внесение удобрений.В качестве удобрения вывозили навоз, зачастую смешанного с золой, соломой, листьями, хвоей и т.д.Вывоз навоза(навозница)был приурочен к предтроицкой родительской субботе, выполнялся всем селением, после чего устраивалась совместная трапеза.
Традиционные культуры русского земледельца.Основных хлебных зерновыхкультур было три – ячмень (на Русском Севере), рожь, пшеница(на юге).
Также в северно-восточных губерниях выращивали овес (на фураж, в пищу – в виде толокна, из овсяной муки пекли блины, варили кисель); на юге – просо (для подкормки домашней птицы, а также варили пшенную кашу); гречиху.
Технические культуры – лен и коноплю – использовали для изготовления одежды и предметов быта из тканей; также употребляли в пищу конопляное масло, а жмыхи – на корм скоту.
Полевыекультуры– репа и горох –чрезвычайно широко использовали в кулинарии.
Начиная с Петра I, постепенно стали осваиваться новые культуры: картофель, подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза, табак. По мере освоения южных земель русское население стали выращивать арбузы, дыни, виноград, а также кормовые травы: вику, клевер, хмель (для варки пива).
Также выращивали огородные культуры:лук, чеснок, морковь, капуста, огурцы, редька, красная свекла, чечевица, хрен, горчица, мак. На юге также выращивали помидоры, баклажаны, кабачки, перец.
Садовые культурыв крестьянском хозяйстве особого значения не имели по причине холодного климата на севере или из-за малоземелья на юге.
Сев.Важное значение отводилось срокам сева для различных видов зерновых. Первым сеяли овес, т.к. он требовал много влаги, во влажную почву сеяли пшеницу, рожь – в сухую. Ячмень сеяли на юге в первую половину апреля, а на севере – на Федора Преосвещенного (29 мая/ 11 июня), отчего в народе его называли Федором-житником. Просо сеяли еще позже, т.к. оно любило тепло, а сев льна рекомендовали производить на Алену-льняницу (21 мая / 3 июня). Последней из зерновых сеяли гречиху – на Алену-гречишницу (13/26 июня) или на Елисея-гречкосея (14-27 июня).
Поскольку «год на год не приходится» рекомендованных сроков жестко не придерживались, а ориентировались на природные приметы.
Сев сопровождался многочисленными магическими действиями: в сусек с семенным зерном клали просфору, сеял обычно «большак» – старший мужчина в доме, глава семьи, идя по полю разбрасывал зерно из севалки – специального мешка или короба.
Зерно на поле везли в незавязанных мешках, чтобы оно не завязалось (не потеряло всхожесть). Чтобы его не сглазили, везли ночью, в мешки клали куринные яйца, обычно крашенные пасхальные. Во время сева льна эти яйца подбрасывали вверх, чтобы стебли растений были высокими. Сеятель надевал чистую рубашку, не должен был ругаться, иначе будет много сорняков. Если лен сеял мужчина, то он должен был надеть женский фартук.
Иногда после сева тут же на пашне устраивалась обильная трапеза, чтобы будущий урожай обеспечил сытую жизнь.
Овощи сажали женщины, при посадке они раздевались, садились на грядки с распущенными волосами и произносили заговоры.
Сенокосначинался вскоре после окончания сева яровых и вывоза навоза. Косили мужчины и парни рано утром по росе. Косы были двух типов – литовка (с длинной ручкой) и горбуша (с короткой ручкой). Подсохшую траву скребали в копны, после чего ее вилами сметывали в стог.
Покосное время считалось праздничным и потому в этот период носили особо нарядную одежду.
Покос заканчивался до Казанской (8/21 июля), а на севере – до Ильина дня (20 июля / 2 августа).
СтрадАприурочивалась на юге к Казанской, а на севере страда начиналась с Ильина дня или с Пуда и Трифона (23 июля/ 5 августа), оттого эти святые назывались бессоники. Вместе со страдой начиналась подготовка полей под озимые.
Страда была одной из тяжелейших крестьянских работ, ложилась главным образом на плечи женщины, занимала почти два месяца, требовала точно выдерживать сроки уборки тех или иных культур, иначе велики были потери. Колосья жали серпом и из них скручивали сноп. Снопы укладывались определенным порядком и эти сооружения назывались в разных местах по- разному – бабка, крестец, (с)услон.
Ближе к концу жатвы начинали уборку других культур.
Уборка урожая обставлялась, как и сев, многими обрядами и предписаниями. Начинать жатву старались всем «миром», Так называемые зажинки были праздником для всего селения, сопровождаемым совместной трапезой. Окончание жатвы – дожинки – должны были обеспечить урожай на следующий год.
Обмолот.После окончания жатвы надо было доставить хлеб с поля и обмолотить его, т.е. отделить зерноот колоса, и провеять, прежде чем засыпать в закрома. Для первичной обработки урожая предназначалось специальное место – гумнО,где размещалась площадка для обмолота зерновых, снопосушильное сооружение, постройки для хранения отходов обмолота.
Более совершенным типом снопосушильной постройки представлял собой овИн –двухэтажное бревенчатое или плетневое, глинобитное сооружение размерами 3 на 4 метра.Нижний этаж мог представлять собой яму, в котором была печь, верхний этаж плотно забивался снопами. Дождь при сушке хлеба в овине не был помехой, но была велика опасность пожара. Поэтому с конца XIX в. овины вытесняются более безопасными ригами – одноэтажными срубными постройками высотой до 4 м, с полом и потолком, в одной из стен ее прорубались окна для подачи снопов, внутри ставили печь.
Хранение зерновыхпроходило в специальных постройках – амбарах, которые на севере были бревенчатыми, часто двухэтажными, а на юге представляли собой плетневые конструкции, обмазанные глиной. Внутри амбара делали дощатые отсеки для каждого вида зерна – сусеки. В степных районах долго сохранялся архаический способ хранения зерна в ямах. Их выкопывали глубиной несколько метров в суглинке, затем внутри разводили огонь, поддерживая его до тех пор, пока стены не прокалятся и не станут водонепроницаемыми. Стены ямы обкладывали берестой. Здесь зерно могло храниться десятилетиями.
Практиковалось хранение хлеба в стогах, где зерно проветривалось воздухом.
За расходом зерна в крестьянской семье зорко следили, половину надо было съесть не раньше Петра-полукорма (16/29 января) или Аксиньи-полухлебницы (24 января/ 6 февраля).
Для размола зерна использовали мельницы, которые могли быть ручными, ветряные или водяные.
Животноводство(вместе с птицеводством) занимало значительное место в русском традиционном хозяйстве. Оно носило по большей части потребительский полунатуральный характер. Но в некоторых районах Европейского Севера и Сибири по причине обилия корма животноводство имело товарное значение, а земледелие приспосабливалось к нему. В первую очередь здесь выращивали крупный рогатый скот и лошадей.
Русские держали преимущественно крупный рогатый скот (коров), лошадей, мелкий рогатый скот (овец, коз), а также свиней и домашнюю птицу.
Пастушество и его обрядность. Содержание скота было стойлово-выгонным. В холодное время года скотину содержали в помещениях, после окончания холодного периода, когда подножный корм появлялся, скот начинали выпасать на пастбище (выгоне), коров и овец – в дневное время, лошадей выпасали ночью, часто под присмотром подростков. Свиней содержали в помещениях круглосуточно. Мелкий рогатый скот держали вблизи жилища без присмотра. Там же искали корм куры, а гусей и уток гнали на водоемы, вечером птицу загоняли обратно.
На Севере и в Сибири скот иногда выпасали без присмотра на поскотинах (осеках). Но чаще всего скот выпасали под надзором пастуха. В больших селах пастухов было несколько, по каждому виду животных – «коровий», «овечий» или «конский» или «табунщик». Если стада были большие, то его пасли два-три пастуха, либо пастух с помощником-подростком – подпаском.
Пастух был особой фигурой в крестьянской среде – «чужим» среди «своих», т.е. маргиналом, т.к. с точки зрения крестьянина у него не было настоящего хозяйства. Маргинальность положения определяла его особый статус (чаще всего низкий), это была маргинальность социальная, территориальная, иногда этническая или конфессиональная.
Успех в профессии пастуха определялся не столько профессионализмом, сколько случайностью, которая управлялась потусторонними силами, с первую очередь лешим. С ним пастух вступал с особые договорные отношения, «поручая» ему защиту стада. Производимые для этого магические действия имели явно нехристианский характер, хотя в них использовалась и христианская атрибутика. Пастух был язычником среди крестьян.
Комплекс магических действий, которые производил пастух для сохранности скота, часто носил называние (брать) отпуск(были и другие названия – привада, обход, огорода, оберег, запас). Считалось, что благодаря им можно безболезненно отпускать скотину в лесу, потому что она находится под покровительством потусторонних сил. При найме пастуха крестьяне узнавали, есть ли у него «отпуск», который он обычно получал от коллеги, который им уже не пользовался, поскольку по старости или болезни оставил это занятие.
Считалось, что «отпуск» действует со дня первого выгона скота и до окончания выпаса. Во многих местах первый выгон приурочивался ко дню Георгия Победоносца (23апреля / 6 мая), который считался покровителем домашнего скота. В этот день с утра скот сгоняли к церкви или часовне, священник святил воду и опрыскивал ею животных. Затем пастух совершал магические обряды: обходил вокруг стада по солнцу, иногда троекратно, в одной руке у него могла быть зажженная свеча, в другой – решето с сакральными (священными) предметами – хлебом, «четверговой» солью (запеченной в Чистый четверг»), замком, ножом, восковым шариком с закатанными в нем шерстинками от каждого животного в стаде, предметами христианского культа – крестом, иконой-складнем. Обход сопровождался произнесением заговора, направленного на то, чтобы скот держался вместе. Обход должен был создать защитный магический круг, свеча символизировала, что он горящий, сакральные предметы усиливали защитные свойства круга.
Кроме этого, в арсенале пастуха были действия рационального свойства. Например, утром он прогонял животных между двумя кострами, чтобы скотина пропахла дымом, что отпугивало хищника. На границах пастбища он мазал деревья и кустарники медвежьим жиром, который покупал у охотником, чтобы скот не выходил за его пределы. Для того, чтобы было легче собирать скот в лесу, он на них навешивал колокольцы ботала и т.д. При сборе животных пастух подавал им особый сигнал, щелкал кнутом, играя в рожок, или отбивал определенный ритм колотушкой по барабанке – резной доске, которую он носил на груди.
Пастух был ветеринаром, он ходил на пастьбу с набором инструментом и бутылочкой дегтя для дезинфекции ран. Пастух был следопытом и по следам мог найти пропавшее животное.
Взятие «отпуска» предполагало наложение на пастуха определенных запретов, которые действовали в течение всего сезона выпаса. Например, он не должен был стричься и бриться, собирать ягоды и грибы, рОнить кровь (охотиться и рыбачить), пролезать через изгородь, ломать деревья и кустарники, вступать в интимные отношения с женщинами и т.д. Считалось, что нарушение запрета повлечет за собой несчастье – пропажу животного, болезни скотины.
Оплата труда пастуха была обычно натуральной, производилась по окончанию сезона выпаса и определялась количеством голов скота в стаде. Каждая семья за каждое животное расплачивалось с пастухом отдельно. Питался пастух у хозяев по очереди, у них же и ночевал, если был не местный. Те же хозяева должны были снабжать его продуктами на день.
В южных районах существовал пастушеский обход, который совершался на Рождество. Пастух затемно обходил хозяев и, стоя в сенях, бросал в избу несколько горстей зерна и произносил определенную формулу: «Коровкам телиться, теляточкам водиться, третий на здоровье». Напротив пастуха становились женщины и ловили зерно в подолы, потом добавляли к семенному зерну. Пастуха за «отсевание» одаривали продуктами и деньгами.
Семейная и общинная животноводческая обрядность. Одну из разновидностей обрядности, производимой в рамках семьи и общины, представляют собой так называемые скотьи праздники. Они посвящались либо всем животным, либо какому-нибудь их виду. Один из них, приуроченный к первому выгору скота приходился на день Георгия Победоносца, который считался общим покровителем домашней скотины. Другим таким святым был Илья. В Ильин день (20 июля / 2 августа) устраивался жертвенный праздник благодарения святого за сохранность скота. Крестьяне забивали быка, купленного в складчину.
Были праздники отдельных животных.
Бараний праздниксправлялся в начале июля, в некоторых местах на Успение (15 / 28 августа). Жители в складчину покупали баранов или приводили собственных, резали и разделывали их, готовили мясо и угощались им на природе.
Лошадиный праздник отмечался 18 / 31 августа в день Флора и Лавра - покровителей лошадей. В этот день чистили и мыли лошадей, украшали гривы и хвосты разноцветными ленточками, кропили у церкви «святой» водой, на лошадях в это день не работали.
Курячьи имениныустраивались 1/14 ноября в день святых Косьмы и Демиана – покровителей кур. В птичниках, чтобы куры были здоровы и плодовиты и чтобы им не навредила кикимора, вешали Куринного бога – камень с естественным отверствием. В это день обязательно ели кур, причем старались не ломать костей, иначе цыплята будут рождаться уродливыми. Молодежь устраивала посиделки в снятой на вечер избе. Когда наступала темнота, парни отправлялись воровать кур по дворам, потом девушки готовили из них угощение, и устраивалась трапеза.
Свиной праздник праздновался в ночь 1/14 января в канун дня Василия Кесарийского, считавшегося покровителем свиней. Готовили ритуальные блюда из свинины, их потом использовали в обряде кесаретского молить: члены семьи брали в рот по куску свинины, становились на четвереньки и трижды по солнцу обходили стол, произнося звуки, подражающие свиному хрюканью. После этого садились за трапезу. Свинья как плодовитое животное символизировало плодородие, ее поедание в этот день должно было способствовать благополучию наступающего года.
Магические действия, имеющие целью умножение всей скотины в домашнем хозяйстве, повышение ее продуктивности и сохранности, были частью календарной обрядности. На Рождество пекли печенье в виде изображений животных – козули, коровушки, лошадушки, на Благовещенье (25 марта / 7 апреля) – катушки (овцы). Это было проявлением имитативной магии, смысл которой заключается в том, чтобы изображение явления стало действительностью: много изображений домашних животных – много скота в хозяйстве.
На Агафью(5/18 февраля) предпринимались особые меры по защите коров от «коровьей смерти», в частности в хлевах вешали в качестве оберега старые лапти, пропитанные дегтем. В Чистый Четверг, чтобы не терялась скотина, хозяйка выкрикивала в трубу кличку каждого своего животного в устье печи, а хозяин, сидя на крыше дома у трубы, откликался, подражая звукам этого животного.
Другие виды животноводческой обрядности имели окказиональный (по случаю) характер – при доении коровы, получении приплода, продаже /купле домашних животных, их болезни и смерти. Так, когда доили корову, то старались делать так, чтобы никто не видел и не «сглазил» молоко.
В случае массового падежа домашней скотины от заразной болезни производился особый обряд – опахивание. Участниками обряда были обязательно женщины определенного статуса или внешности: старухи, целомудренные девушки, женщины с черными волосами и т.д. Сакральным было их число – 3, 9, 12. Они должны были быть либо в одних рубашках, либо вообще без одежды, босые, с распущенными волосами, ночью, впрягшись в пахотное орудие (соху, плуг, борону), они «посолонь» проводили борозду вокруг селения. Участницы обряда должны были производить много шума – бить в печные заслонки, щелкать кнутами, кричать, пели песни о смерти и погребении. Встретившееся им животное предписывалось убить, а человека сильно избить. Завершался обряд убийством, иногда с закапыванием живьем какого-нибудь животного – собаки, кошки, черного петуха или больной скотины.
Поскольку обряд иногда назывался «смерть гонять», можно предполагать, что приносимое в жертву животное считалось ее воплощением, а проведенная вокруг деревни борозда должна была препятствовать новому проникновению смерти в селение. Кроме «опахивания» были и другие магические меры предотвращения падежа скотины: прогоняли животных через земляные ворота – тоннель, вырытый в холме, или через живой огонь – между двумя кострами, зажженными от огня, полученного трением двух кусков дерева.
Пособные занятия, промыслы и ремесла.Кроме земледелия и животноводства у русских существовали другие разнообразные виды традиционной хозяйственной деятельности. У некоторых групп русских, там, где экологические условия затрудняли занятие земледелием и животноводством, либо вообще не позволяли ими заниматься, акцент делался на промысловую деятельность. Это касалось русского населения Европейского Севера и Сибири, за исключением ее южной части.
К подсобным занятиям относятся дополнительные способы получения продуктов питания – рыболовство, охота, собирательство и бортничество / пчеловодство.
Однако, когда эти занятия играют большую роль в хозяйстве, особенно если приобретают товарное значение, их принято именовать промыслами.К промыслам также относят виды деятельности, направленные на получение материалов и сырья для использования в производстве и быту, - заготовку леса, углежжение, гонка дегтя, получение смолы.
Под ремеслом принято понимать производство изделий, необходимых человеку в процессе его жизнедеятельности, из дерева, керамики, металла, стекла, кажи, кости и т.д.т. - плотницкое, гончарное, кузнечное, стеклодувное и др. Ремесленные занятия имеют обычно товарный характер, при котором изделия производиться на заказ или на рынок, поэтомы к ним может применяться понятие «промысел». Но есть понятие домашнее ремесло, т.е. ремесло, ориентированное на собственное потребление.
Рыболовство. В основном практиковалось речное и озерное рыболовство, морское – у групп населения, проживающих на побережье морей, иногда оно дополнялось охотой на морского зверя. Наиболее распространены были различные виды сетей. В некоторых местах использовали также котцы или запоры, представлявшие собой изгородь поперек течения реки из почти вплотную поставленных кольев. Между ними оставляли один или несколько проходов, в которых устанавливали ловушки.
Рыбу поражали также острогами, лучили ночью – разжигали на носу лодки в металлическом приспособлении сосновые лучины, плыли по воде и били острогой рыб, привлеченных светом.
На морях Европейского и Сибирского Севера и Дальнего Востока была распространена охота на морского зверя – тюленя, нерпу, сивуча, которых били гарпунами.
Покровителями рыболовства считался апостол Петр, денно которого приходится на 29 июня / 12 юбля, рыбаками он отмечался как праздничные с совместной трапезой и отправлением обрядов.
Охотау русских имеет давние традиции. В древней Руси она была источником мяса и пушнины, имевшей экспортное значение, а, кроме того, развлечением знати. По мере увеличения плотности населения и истребления зверя охотничий промысел был вытеснен на периферию русской этнической территории – на Европейский Север и Сибирь.
Основными объектами охоты были копытные (лось, олень, кабан, косули, кабарга и т.д.) и пушные звери (белка, соболь, заяц, лиса, волк, медведь, песец), а также боровая и водоплавающая птица (глухарь, рябчик, тетерев, утка, гусь).
Охотились в одиночку, иногда образовывали артели в несколько человек. Охота носила сезонный характер, чаще всего в зимнее время. Промысловая охота на Европейском Севере и Сибири предполагала многомесячное нахождение охотников в тайге.
В охоте использовали, ружья, сидки, ловушки-самоловы, самострелы. Существовало множество магических обрядов, предписаний, запретов и примет. Особенно касалось охоты на медведей. Охотник для удачи обращался к лешему, совершая определенные действия, сопровождаемые заговорами.
Собирательство было распространено повсеместно, собирали грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, заготавливали соки деревьев (березы, клена, сосны). Также собирали съедобные растения – щавель, дикий лук-резанец, хвощ, сныть, борщевик, дудник, рогозу, полевую мальву.
Собирали растения, которые затем использовали в качестве красителей – березовый лист, кору дуба, вяза, ольхи, черные грузди, ягоды калины.
Бортничество / пчеловодство представляют собой два разных этапа технологии получения меда и воска. Более архаичный способ добычи меда является бортничество, ему на смену пришло пасечное пчеловоство. Пчеловодство было мало развито, имело потребительское значение. Товарный характер пчеловодство имело на юге Сибири и у русских Казахстана и Киригизии.
Лесные промыслы включали в себя заготовку, древесины, дранье коры, выжигание угля, гонку дегтя, добывание смолы (живицы), выгонка скипидара и т.д.
Ремесла.Большая часть ремесленной продукции производилось в рамках крестьянского хозяйства, но в неземледельческих районах часть продукции – пряжа, холсты, кожи и т.д. – поставлялись на рынок.
Ремесленные занятия могли существовать и в качестве отхожих промыслов, когда специалист уходил из дома, работая у заказчиков, у них же проживая, столуясь. Ремеслом в своем хозяйстве крестьяне занимались в свободное от полевых работ время, возводили жилые и хозяйственные постройки, делалась мебель (столы, скамейки, кровати); после обработки льна, конопли, стрижки овец прялась пряжа, а их нее ткали полотно; обрабатывались шкуры и кожи; делалась домашняя утварь (берестяная, деревянная, глиняная посуда, сельскохозяйственные орудия труда, транспортные средства и т.д.).
Товарное производство ремесленных изделий развивалось в областях с неплодородными почвами и где имелось необходимое сырье – лес, глина, а также была высокая плотность населения, обеспечивающая сбыт готовой продукции. В черноземных губерниях Центра страны и в Среднем Поволжье в сельской местности промыслы и ремесла существовали преимущественно в качестве домашнего производства нетоварного характера, а основная часть изделий либо поставлялась городом, либо производилось отходниками.
Важную роль играли деревообработка(плотницкое и столярное ремесло), производство керамических изделий: посуда, кирпич, черепица, изразцы, игрушки в виде фигурок людей, птиц, животные, которые могли служить свистульками.
Обработка металла была одним из самых важных видов производства, особенно кузнечество. Практически в каждом селе был кузнец, который обслуживал нужды местных жителей – изготавливал металлические части орудий труда, ковал подковыю, гвозди, скобы, задвижки, сковороды, ухваты, металлические части конской упряжи, подковывал лошадей.
Магия кузнечества хорошо прослеживается по фольклорные материалам, недаром слова «кузнец» и «козни» однокоренные. Кузнец выступал в качестве специалиста сакрального: в мифе он запрягает в плуг Змия и пашет на нем, к нему обращались девушки с просьбой «сковать свадебку», в фольклорных текстах перековывает старого на молодого, а грубый голос в тонкий и др.
Ювелирное производство всегда имело товарное значение. Изготавливались женские украшения (серьги, кольца), предметы христиаинского культа (кресты). Практиковалось чернение серебряных изделий, украшение их финифтью – особой эмалью. Существовал золотобойный промысел - производство сусального золота, которое использовалось при золочении куполов храмов, архитектурных деталей, деревянных и металлических изделий.
Как потребительское и товарное производство повсеместно было распространено прядение, ткачество, обработка шкур и кож, производство из них одежды, обуви, головных уборов – сапожное, портняжье, шубное, рукавишное дело, а также шорное. На использовании растительных материалов базировалось веревочное и канатное производство. Снятый во время обработки кож и шнур волос употреблялся для изготовления щеток, кистей, сит, решет. Из костей и стружек копыт животных варили клей.
Из других занятий, также имевших ремесленно-товарный характер, но не столь распространенных, отметим производство стеклянных изделий – бус, стеклярусами, зеркал. Из камня делали бруски, точила, жернова, надгробные памятники. Изготавливались музыкальные инструменты– гармоники, балалайки, гитары. Из жиров и щелочей производили мыло, из воска делали свечи. Особые отрасли и ремесла составляли иконописьи лубок.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1211;