Материальная культура.
Поселения.Земледелие как основной вид занятий обусловливало оседлый образ жизни и соответственно в подавляющем большинстве случает стационарность поселений русского этноса. Выбор места проживания определялся многими факторами, такими как:
· Наличие «угодий» (пашен, сенокосов, выгонов, лесных участков и т.д.);
· Близость водных источников;
· Наличие путей сообщений (сухопутных или водных).
Поселения русских делились на две категории: города и сельские поселения различных видов.
Для города, возникшего в древней или средневековой Руси, было характерно наличие оборонительной стены, кремля, уличная планировка, деление на кварталы по занятиям жителей и степени их зажиточности.
Сельские поселения в конце XIX – XX вв. были представлены двумя разновдиностями: село и деревня.
Село –сельское поселение, в котором имелась церковь, в деревне церкви не было. Поэтому село играло роль центра для окружающих деревень, будучи не только сосредоточием церковной жизни, но и местом, где размещались административные органы, пункты торговли, низшие учебные заведения.
Существовали и другие виды сельских населенных пунктов.
Погост –поселение на Русском Севере. Слово многозначно:1) обозначает место, обычно возвышенное, где стоит церковь и дома для причта. Со временем, когда на погосте появляются дома мирян, он становится населенным пунктом подобно селу, центральным для других деревень. 2) После отпевания покойника в церкви погоста его часто тут же и хоронили, поэтому еще одно значение этого слова – кладбище.
Займище – временное поселение около сельскохозяйственных угодий, расположенных далеко от места основного проживания. Здесь во время летних работ жила часть членов семьи, для чего ставились простые жилые строения, иногда хозяйственные. Со временем займище могло превратиться в постоянное поселение.
Выселок– новое поселение, которое возникало в случае перенаселенности поселения и находилось на расстоянии зрительной связи.
Починок или выставка –поселение, которое возникало в случае, когда часть жителей уходила далеко от прежнего места жительства, обосновываясь в необжитых местах. Нередко государство, стимулируя заселение новых земель, освобождало жителей починка на какое-то время от налогов. После истечения этого срока все население починка часто переселялось на новое место, чтобы сохранить льготу, но и государство при этом в накладе не оставалось, поскольку было заинтересовано в хозяйственном освоении новых территорий.
Сельцо – поселение, состоявшее из одного господствого двора, как правило находящегося в живописном месте на возвышенности. Со временем здесь могли возникнуть и крестьянские усадьбы.
Деревня с большим двором – усадьба феодала и домами дворни, часто с церковью, встречается на Севере.
Хутор - поселение, состоящее из одного двора.
Кордон – редко встречаемый тип поселения, первоначально он состоял из одного постоялого двора, который ставился при дороге, затем здесь появлялись крестьянские усадьбы. Слово «кордон» имело значение в русском языке – граница.
Слобода – название городского квартала, но иногда и сельского поселения, часто примыкающего к городской черте. Жители слободы не порывая полностью с сельским хозяйством, переходят на занятие ремеслом как основным источником доходов. Название поселения произошло от слова «свобода» – от налогов, т.к. государство было заинтересовано в развитии ремесленного производства.
Рядок – крупное поселение с линейной планировкой, имел переходный от села к городу характер, значительная часть жителей рядка занималась ремеслом и торговлей.
Посад – застройка, примыкавшая к городу с внешней стороны, потом посадом стало называться самостоятельное поселение, жители которого по большей части занимаются ремеслом и торговлей.
Станица – поселение казачества, аналог русского села, имела церковь, здание казаческого самоуправления, лавки, школы.
Хутор – поселение казачества, аналог русской деревни.
Заимка (сибир.) – место поселения одной семьи около пахотных или промысловых угодий, потом рядом начинали селиться другие семьи, и заимка превращалась в небольшое поселение.
Структура поселений. Основной структурной единицей сельского, а для традиционной культуры Руси нередко и городского поселения, был жидищно-хозяйственный комлекс, называемый усадьбой.Он представляет собой совокупность жилых и хозяйственных строений, примыкающих к ним огорода, иногда сада, на юге России – двора, как здесь называлось открытое пространство, ограниченное постройками. Взаиморасположение усадеб могло быть разным.
Жилищно-хозяйственные комлексы имеют свои отличия, которые связаны с климатическими условиями, а также наличием строительных материалов.
Севернорусский жилищно-хозяйственный комлекс характеризуется возведением огромных построек, причем под одой крышей объединялись жилые и хозяйственные постройки, образуя большой крытый дом-двор, называемой народом хороминой.
Дома, наызваемые на севере и в средней полосе России избами,при уличной планировке ставились к улице узкой торцевой стороной. Сруб делался очень высоким, под его углы подкладывали крупные камни, пни или вертикально поставленные короткие бревна. Между этими подпорками и нижним венцом сруба помещали прокладку из бересты, защищающую дерево отвлаги.
Пол настилали на высоте 2-3 м от земли, что делало дом более теплым. Кроме того, тяжелое строение быстро оседало из-за постоянной влажности почвы и сгнивания в ней нижних венцов сруба.
Для севернорусского дома характерна двухскатная крыша, покрытая тесом (т.е. тесанные топором доски) в два ряда. Главной особенностью севернорусского жилища была идеальная пригнанность всех частей дома, позволяющая строить без использования гвоздей.
В стенах дома прорубались окна (8-10 шт.), обрамленные косяками, размеры которых были невелики, их делали с частыми переплетами, в которые вставлялась слюда или бычий пузырь. В большие холода окна закрывались украшенными ставнями. Дверь для лушего сохранения тепла делали широкой и низкой, но с высоким порогом.
При больших размерах дома и практически неограничеснными строительными материала делался пятистенок (со стеной, делящей дом надвое пятой стеной) или крестовик (который имел шесть стен и делил пространство дома на 4 части).
Обязательной частью севернорусского дома было крыльцо, которое представляло собой или наружнюю лестницу, пристроенную к стене и имеющую навес, или, если лестница делалась внутри строения, то крыльцо имело вид навеса над входом, который в тоже время был полом устроенного над ним балкона с крышей.
По мере продвижения на юг характер жилищно-поселенческих комплексов Европейского Севера изменялся – уменьшались размеры построек, исчезали двухэтажные жилища и т.д.
Жилищно-хозяйтвенный комплекс южнорусской группы.Южная часть Европейской России страдала от недостатка древесных материалов, поэтому приходилось использовать глину, камень, солому и камыш.
Южнорусское жилище (хата) ставилась продольной стороной к улице, имело четырехскатную крышу, крытую соломой, камышом или щепой. Для утепления стены штукатурили изнутри и снаружи, обивая крест-накрест длинными прутьями орешника и обмазывая глиной. Часто глинобитные стены дома обмазывали глиной и белили.
Постройки ставили на камни или на верикально вколоченные короткие столюы. Пространство между почвой и нижним венцом засыпали землей, песком или опилками и это сооружение называлось завалинка. Снаружи завалинку обкладывали досками, а сверху желали скат для предохранения от размывания стекающей с крыши водой. Завалинку использовали часто как скамейку.
Пол настилался на высоте 30-50 см от земли, под ним выкапывали погреб для хранения продуктов, но в бедных домах пол был земляной или глинобитный.
Крыльцо южнорусского дома отсутствовало, и делался лишь навес над входом.
Кроме жилищно-хозяйственных комплексов структурной частью поселений были другие строения. В более мелких населенных пунктах – проще, в крупных поселения – сложной. Периферийная часть селения называлась околица, на Севере селение нередко огораживалось, а в месте прохода устраивали ворота и калитку.
В крупных поселения ставилась церковь с колокольней. Иногда строили две церкви, одну большую, обычно деревянную, она была летней, другую – поменьше, с отоплением, каменную для использования в зимнее время. Купол церкви и шпиль колокольни были видны издалека и служили ориентиром для путников.
В небольших селах, особенно на Севере, ставилась часовня, повторяющая во многих деталях церковь, но без церковного причта и имеющая меньшие размеры.
К церкви большого селения часто примыкала площадь, в праздничные дни она была местом базарной торговли, а также использовалась для народных увеселений. Зачастую здесь же строили общественные постройки: волостная управа, школы (церковно-приходские, а позже земские), лавки и т.д. Для приезжих ставили постоялые дворы.
Также были постройки общественного питания и досуга – харчевни, питейные заведения (кабаки), производственные строения – маслодельни, смолокурни, кузницы, пожарные сараи, магазеи, куда ссыпались излишки зерна на нужды общины.
На околице сосредотачивались гумна с токами и снопосушильными соорудениями. Иногда по соображениям пожарной безопасности здесь ставили отдельной группой амбары, за границами селения часто размещались пожароопасные бани, кузницы и смолокурни.
За пределами населенного пункта на возвышенности ставили ветряные мельницы, в низинах на реках и ручьях – водяные. Селение стрмились основывать у водного источника, оибо рыли колодцы с водоподъемным механизмом – журавлем или воротом. При отсутствии естественного водоема выкапывали пруд.
Сельские населенные пункты нередко обносили изгородью, которая не давала разбредаться скотине, выпасаемой у дома или пригнанной с пастбища, служила предупреждением хищнику. Деревенская изгородь имела также сакральный смысл, разделяя пространство на два мира: свой (человеческий) и чужой (не освоенный, природный, враждебный человеку). Однако такие представления были характерны для сознания жителей северных лесных районов.
Планировка поселений, т.е. взаиморасположение усадеб и построек хозяйственного назначения, могла быть различной.
1. Свободная (беспорядочная, кучевая) планировка характерна для севернорусских малодворных поселений, когда усадьбы размещались и ориентировались как бы произвольно, без определенного порядка. Но этот видимый беспорядок имел логику: постройки ставились не в низине, но на возвышенности – «угоре», на ровной площадке с плотным грунтом, дом ориентировался фасадом на юг.
2. Гнездовая планировка – близка к этому типу: жилищно-хозйственные комплексы объединялись в несколько групп, расположенные неподалеку друг от друга.
3. Рядовая –более развитый тип планировки – когда усадьбы ставятся бок о бок в ряд, а фасады домов ориентируются в одну сторону, часто на воду. При этом старались, чтобы фасады смотрели на светлую сторону (юг или восток), чтобы вход был с южной стороны, а северную сторону делали глухой или с минимальным количеством окон. Со временем образовывалось несколько рядов усадеб, тогда между ними могла проходить дорога.
4. Уличная планировка являлась производной от рядовой планировки. При ней жилищно-хозяйственные комплексы образовывали попарно параллельные линии, а фасады домов были обращены друг к другу. Между рядами усадеб проходила дорога. Возможен был и другой вариант – по одну сторону дороги ставили жилища, а по другую располагались хозяйственные постройки, огороды и сады.
5. Линейно-рядовая планировка предполагала соединение нескольких рядов улиц переулками.
6. Радиально-уличная планировка образовывалась в том случае, если улицы расходились лучами от некоего центра (обычно им была церковь с торговой площадью), другие же улицы образовывали концентриеские кольца вокруг него.
6. Квартально-уличная планировка предполагала пересечение улиц друг с другом. Она могла быть бессистемной, когда селение застраивалось стихийно, без плана, при ней улицы были неровными, пересекающимися под назными углами друг с другом.
Внутрення планировка жилища определялась месторасположением печи, ориентацией ее устья и положения переднего угла.
Северно-среднерусская планировка была распространена на севере и в центре Европейской Роисси, а также в южнорусских районах поздней колонизации (курские, донские, терские земли). Для нее характерно расположение печи при входе слева или страва, устье обращено к узкой фасадной стене дома, по диагонали от него у дальней стены находился красный угол. Пространство от устья печи до передней стены называлось упеч (середа, куть, чулан), считался женской половиной, иногда отделялся от остального помещения занавеской или дощатой перегородкой.
Западнорусская планировкабыла характерна для Смоленской, Псковской, частично Новгородской, Петербургской, Курской, Воронежской губернии, для некоторых районов Кубани и Терека. Печь располагалась слева или справа от входа, но устьем к длинной стороне. Угол, где готовлии пищу, находился у двери. За боковой стеной печи допередней торцевой стены делался деревянный настил для спанья – пол или примост, неподавлеку от примоста ставлся сундук. В торцевой стене прорубалось только одно коно, два окна делали в продолной стене, находящейся против устья печи.
Восточно-южнорусская планировкабыла распространена в Воронежской, Тамбовской, частично Пензенской, Рязанской, Тульской губерниях. Для нее характерно расположение печи в дальнем от входа углу. Устье печи было обращено к входной двери. По диагонали от него между дверью и длинной стеной на улицу находился передний угол. Пол и полати настилались между боковой стеной печи и длинной передней стеной.
Западно-южнорусскаяпланировка отмечена в Калужской, Орловской, Курской, частично в Тульской, Рязанской губерниях. Печь размещалась в дальнем от входа углу, но устьем была обращена к длинной стене дома, выходившей на улице, передний угол располагался в другом, дальнем от входа углу. Настил для спанья («пол») делали между боковой стеной печи и стеной дома, где была дверь.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1289;