Интеллектуальная, мировоззренческая культура. Пути и средства воспитания мировоззрения. Культура умственного труда.
Мировоззрение¾ система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения ¾ это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4). Можно видеть, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России это были диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.
В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.
Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.
Культура труда. Задачи и содержание трудовой деятельности детей и требования к ее организации.
Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе ¾ это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательной и профессиональной школе.
Задача школы, семьи и общества ¾ подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение - труд - профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации.
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьников, трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Труд является и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в XVII-XVIII вв., развивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой трудовой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки трудового и профессионального обучения. На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством. Старшеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, состав которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: автодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др. В школах, кроме того, имеются программы и учебники по технологии современного производства.
Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физической, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоционального развития даже в самом раннем возрасте. Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд ¾ «такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни» (Педаг. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 11).
Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Надо помнить, что основной труд школьника умственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реального продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской практике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся. В 60-70-е гг. были ученические бригады и даже заводы для школьников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Правильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду должно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и развития. Педагоги должны также знать, что часть школьников работает сегодня во время учебы и летом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное становление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается.
В настоящее время в условиях рыночной экономики система образования, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Для экономической подготовки юношества разработаны программы, учебные пособия. Школьники должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приобрести навыки экономического мышления, целесообразного личного экономического поведения. Уже в школе нужно учить умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдаленной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущности и динамике экономических процессов в стране и мире.
Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания является формирование у школьников стремления активно участвовать в трудовой и экономической жизни своей страны. Средства массовой информации внушают молодежи: «Бери от жизни все» ¾ и не говорят, что надо много работать, чтобы хорошо жить. В развитых странах мира люди много работают, производительность труда в США значительно выше, чем в Европе, тем более в России. Мысль о необходимости много работать, чтобы много получать, еще очень слабо усвоена молодежью, и это составляет педагогическую проблему.
Но вопрос не только в этом. Есть проблема мотивации труда, соотношения содержания работы и вознаграждения за труд и связанные с этим варианты экономического поведения и жизненные установки, стратегии. Согласно прагматической экономической стратегии работа ¾ только источник материального благополучия: здесь есть ориентация на зарплату независимо от содержания работы. Молодежь с таким поведением легче вписывается в рыночную экономику. Согласно второй стратегии (можно сказать, профессиональной) важно содержание труда: работа служит реализации способностей, развитию, росту личности. Таким людям трудно найти место в рыночных отношениях. Третью стратегию, тип экономического поведения, можно назвать безразличной: все равно что делать, лучше вовсе не работать. Так пишут специалисты по проблемам молодежи5. Они полагают, что в зависимости от типа экономического поведения складываются два «основных модуса жизни». Один, ориентированный на труд как на ценность и условие реализации личности, другой ¾ на внетрудовые ценности (семья, материальные блага).
Как видит читатель, вопросы труда, экономики, воспитания, морали очень тесно связаны. Чтобы частично облегчить молодежи вхождение в мир труда, в обществе создана служба профессиональной ориентации. Составной частью трудового и экономического воспитания является профессиональная ориентация ¾ процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:
¨ профессиональное просвещение ¾ ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;
¨ профессиональная диагностика ¾ изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической;
¨ профессиональная консультация ¾ выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;
¨ профессиональный отбор ¾ выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;
¨ профессиональная адаптация ¾ процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.
Специальную деятельность по профориентации проводят центры профессиональной ориентации, где работают специалисты. В профориентационной работе имеются два подхода ¾ адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможностям, обнаруженным в учебных достижениях и с помощью диагностических методик. Второй подход предлагает развивать ученика, обеспечить условия для разностороннего развития и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на второй подход и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой ¾ профессиональное самоопределение учащихся. Она конкретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.
Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.
Основные понятия теории нравственной культуры. Формирование нравственной целостности учащихся.
Общеизвестно, что школа, вузы ¾ система образования страны должна выпускать не только людей научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача многим справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации ¾ все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти вопросы составляют основу нравственного воспитания.
Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.
Мораль ¾ одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль¾ это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».
Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.
Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.
В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономный уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания ¾ внешний контроль. На конвенциональном уровне соблюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы сохранить себя, успешно жить в мире с другими ¾ это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный. На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, ¾ это внутренний контроль нравственного поведения.
Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства ¾ оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала ¾ это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.
Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание ¾ это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется ¾ меняется и мораль. Этические нормы отражаются в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.
В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гуманизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, человек ¾ высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноценное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государственном уровнях, война цивилизаций. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, происходит процесс секуляризации жизни человека и общества ¾ освобождение от влияния церкви и христианской морали на духовную, умственную, художественную, практическую жизнь человека. Это привело и к отделению школы от церкви, значит, к разделению религиозного и светского воспитания. В ХХ и наступившем ХХI в. люди доказывали и доказывают, что могут пренебрегать традиционными, религиозными и новыми, гуманистическими, ценностями.
Тем не менее современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие:
1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;
6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
7) сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.
Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе, семье, обществе.
Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нравственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на религию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках традиционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. По их мнению, светская гуманистическая мораль не может быть опорой в жизни, ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога. Христианские философы-моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены высшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нравственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т. е. познание Бога через молитву, смирение, доброделание, и как результат ¾ спасение души. Духовная, божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основу нравственного воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма.
В России уже выходит журнал «Духовно-нравственное воспитание», составлена программа и учебники по основам православия для школ. Однако, во-первых, преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности; во-вторых, усвоение христианской нравственности невозможно без веры, церкви, духовного опыта и принятия всего христианского мировоззрения. В-третьих, несмотря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю христианства, на великую силу христианского идеала, человечество все же идет путем науки, на основе рационального объяснения мира, на основе другого, научного, мировоззрения. И вряд ли русская система воспитания должна быть православной, несмотря на возрождение русской церкви.
Какими средствами решения задач нравственного воспитания располагает система образования, средняя школа России? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.
Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа… ¾ тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. Научные ответы на подобные «вечные» вопросы принято считать мировоззрением.
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 2273;