Художественно-эстетическая культура. Пути и средства эстетического воспитания.

 

Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценности, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное распространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой критике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, высокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической культуры, превратилось в товар. Ценность произведения искусства измеряется его способностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом искусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством познания жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искусство ¾ способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом.

О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в 30-е гг. прошедшего столетия. Искусство «… вынуждено фактически пренебрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают «развлекательными» и «забавными»… Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товарных… Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных»6.

Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, товар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер ¾ все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е. не заставляет напрягаться умственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массовой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для этого современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порнографии, мистики ¾ словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал ТВ.

Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, которая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отделить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нравственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни.

Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяжелые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаретами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса. Социологи изучали ценности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмосфере рок-концерта). Первая ценность ¾ сама музыка и уход от жизни: «металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, наркотики, секс. Второй комплекс ценностей ¾ агрессия, черный юмор, цинизм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смерти, самоубийства, одиночества, страха, гибели7.

Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется ¾ шоу-бизнес. К сожалению, это явление ¾ эксплуатация подростковой незрелости ¾ подтверждает сказанное выше: главное ¾ продать. Происходит коммерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто занимается воспитанием.

Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, читатель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, прививать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов классического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так сказать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова «духовный». Школа вообще консервативна, ее задача ¾ передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь начинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для самостоятельного освоения мира.

Итак, эстетическое воспитание ¾ процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания ¾ формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

¨ эстетическое восприятие ¾ способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

¨ эстетические чувства ¾ эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

¨ эстетические потребности ¾ нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

¨ эстетические вкусы ¾ способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

¨ эстетические идеалы ¾ социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая художественная культура» для учащихся средних и старших классов, в котором учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитектуры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и православная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам православной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоциональные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живописью, музыкой.

Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во внеурочное время. Школьные педагоги имеют возможность проводить инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое другое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художественной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры.

Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театральные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня. Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школьный поэтический театр» ¾ ШПТ, спектакли которого отличались прекрасным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин8.

Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и дружеское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения.

Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, художественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известна развивающая и образовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, будучи частью эстетического воспитания, использует в основном средства искусства и все средства процесса обучения.

Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетического воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение художественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные пособия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и современной, народной музыки.

Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С. Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого.

 

    1. Физическая культура. Основные пути и средства воспитания физической культуры.

Поставим сразу вопрос шире: речь следует вести не только о развитии у человека двигательных умений, силы, ловкости, которые во многом формируются естественно при нормальном образе жизни, и не о здоровье в узком смысле, т. е. отсутствии морфологических и функциональных изменений. Речь должна идти о формировании здорового образа жизни, культуры тела и духа. По существу, вопрос полноценного физического развития растущих поколений ¾ это проблема экологии человека, сохранения его как вида. Не случайно и в античной Греции, и в культурах других народов физическое воспитание стояло наряду с умственным, нравственным и эстетическим. О связи физического развития с интеллектом и сознанием писал создатель научной системы физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования убедительно доказывают единство физического, умственного, эмоционального развития человека.

На первое место среди задач физического воспитания современная педагогика, в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями знания, ставит вопрос о здоровье людей. Недавно возникла даже межнаучная дисциплина валеология, изучающая проблемы здоровья человека. В России с 1994 г. выходит журнал «Школа здоровья», публикующий материалы по разным аспектам здоровья школьников, в том числе по образовательным программам в области здоровья, т. е. о том, как обучать детей и взрослых сохранению и укреплению здоровья. Медики, психологи и социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, нравственное, духовное. Наука понимает здоровье не как отсутствие болезни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения человека.

Ученые доказывают, что здоровье не столько счастливая случайность, сколько следствие самовоспитания, поведения, стиля жизни, взглядов на жизнь, это способность к развитию, совершенствованию. Поэтому здоровью надо учить9.

В настоящее время, примерно со второй половины XX в., в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно:

¨ ухудшение здоровья, заболеваемость, неудовлетворительное физическое развитие;

¨ прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков;

¨ увеличение числа психически нездоровых молодых людей, групп молодежи с девиантным поведением.

Можно сказать, значительная часть молодежи школьного возраста и студентов ведет нездоровый образ жизни: недостаточность физических нагрузок, пребывание в закрытом помещении, в том числе у компьютера, отсутствие контактов с живой природой, нездоровое питание, отсутствие социально ценной деятельности, смысла жизни, пустое времяпрепровождение, табак, пиво, грубая речь.

В широкой печати и в специальной литературе сообщается о наиболее распространенных болезнях молодежи: хронические болезни желудка и органов дыхания, зрения, нарушение осанки и др. Делаются пугающие выводы о том, что очень мало детей школьного возраста практически здоровы. Еще более тревожат данные о росте показателей по венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания и явления есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия» и ранняя половая жизнь. Подобное медики называют болезнями поведения. Все эти «увлечения» несовершеннолетних граждан общество должно считать отклоняющимся поведением, т. е. противоречащим социальным нормам.

Следует указать на две основные группы причин нездорового состояния части детей и школьной молодежи. Это социальные и педагогические причины. К первым относится общее социально-экономическое положение в России, низкий уровень жизни большинства населения и нездоровая морально-психологическая атмосфера в обществе, в том числе безответственное поведение взрослых. Среди педагогических причин надо назвать такие: перегрузка учебных планов школ и вузов (слишком много дисциплин и аудиторных занятий); мало уроков физкультуры и внеурочных оздоровительных и спортивных занятий; в больших городах часто нет условий проводить уроки физкультуры на воздухе. Все сказанное делает проблему физического воспитания сложной и комплексной.

И тем не менее образовательные учреждения всех уровней, а также учреждения дополнительного образования, общественные, спортивные организации, предприятия, органы федерального и местного управления проводят работу по физическому воспитанию.

Физическое воспитание ¾ это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура¾ одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и духа и система деятельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитии человека, о духовно-нравственном и физическом совершенствовании человека. На эти традиции опирается физическое воспитание в современных обществах. Для совершенствования теории физического воспитания в современной России важно использовать весь спектр культуры и знаний в этой области: научные теории, народные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого духа и тела. Анализ народного опыта и учений прошлого показывает, что здоровое и гармоническое развитие личности зависит от искусства дыхания, движения, питания и все вместе от сознания человека.

К задачам и содержанию физического воспитания в школе относятся:

¨ развитие основных двигательных качеств, умений и навыков;

¨ обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

¨ воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом;

¨ формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

¨ формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Систему физического воспитания в школе составляют физические упражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства физического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки наряду с убеждением, инструкциями, положительным примером взрослых. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома.

К сожалению, уроки физкультуры в России носят излишне академический, спортивный характер, т. е. у нас больше искусственных гимнастических упражнений на снарядах. Это имеет отрицательные стороны: не все дети могут выполнить нормы и потому негативно относятся к занятиям; кроме того, на уроке слишком мало времени для активной работы каждого ребенка, если снаряд один на тридцать человек. Более активное использование подвижных, народных и спортивных игр целесообразно на уроках физической культуры. Большие возможности для физического развития и просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: ежемесячные дни здоровья для всей школы, кружки, секции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и др.

Физическое воспитание, как мы сказали, тесно связано с формированием здорового образа жизни школьников. Напомним, речь идет о предупреждении, профилактике вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на физическо-физиологическое здоровье и имеют серьезные морально-психологические и социальные последствия. К этим привычкам и поведению, повторим, относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексуальное поведение, сексуальная распущенность. Такое поведение ведет к противоправным действиям, к беременности несовершеннолетних и социально незрелых девочек, соответственно к абортам, к оставленным в Доме малютки детям, к заболеваниям, передающимся половым путем. Следовательно, задача школы и общества по формированию здорового образа жизни ¾ это привитие резко негативного отношения к такому поведению и образу жизни, его категорического неприятия и одновременно утверждение в сознании молодежи социально одобряемых ценностей и поведения, не вредящего здоровью.

Средняя школа, образовательные учреждения могут проводить такую работу, но при помощи специалистов, при наличии соответствующей системы и подготовки учителей. Предупреждать названные отклонения в поведении учащихся учителя могут в процессе преподавания почти всех предметов: на уроках ботаники, биологии, анатомии, химии, физики и даже математики, с одной стороны; на уроках литературы, истории, права, обществоведения, музыки, физкультуры, безопасности жизни, с другой стороны. Задача учителей в том, чтобы дать информацию о «саморазрушительном поведении», о средствах, «вызывающих химическую зависимость», сформировать способность к самоконтролю, способствовать интериоризации социально одобряемых ценностей и индивидуально приемлемых норм поведения.

Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. На Западе имеются многочисленные курсы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был некоторое время предмет «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учителей должны быть глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Содержание такого обучения и воспитания не должно сводиться к «анти», т. е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни каждого. Учителя должны использовать все средства просвещения и пропаганды: не только лекции и объяснения, но и наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, в том числе и личное влияние, пример. Учителя не должны курить, не говоря уже об алкоголе и наркотиках. Школьные психологи и учителя могут проводить тренинги по выработке поведения, сохраняющего здоровье и способствующего личностному росту.

Во внеурочной работе школы также имеются значительные возможности для антиотравляющего воспитания, для предупреждения губительного поведения подростков. Главным условием такой работы, помимо пропаганды и просвещения, является создание условий для альтернативного поведения, свободного от вредных модных увлечений, от зависимости. Имеется в виду главный закон воспитания ¾ воспитывать, вовлекая в деятельность. Лучшее, что может сделать школа, ¾ организовать интересную и содержательную жизнь детей и подростков, предоставить возможности для разнообразных занятий: познавательных, исследовательских, художественных, технических, спортивных и др. Конечно, в этом школа должна тесно сотрудничать с общественными организациями и государственными учреждениями, а также обучать и привлекать родителей.

Особого внимания в проблеме формирования здорового образа жизни требует половое воспитание ¾ система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни.

Проблема полового воспитания является комплексной и сложной в силу ряда социокультурных и педагогических факторов, общей либерализации жизни, и в частности из-за сексуальной революции. Главные тревожащие проявления остроты и сложности проблемы таковы: снижение моральных требований в отношениях полов, пропаганда полной свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовершеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве, проституция. Названным определяются задачи полового воспитания:

¨ формирование полоролевой идентификации мужского и женского поведения;

¨ формирование психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;

¨ подготовка к ответственному супружеству и родительству.

Также важно сформировать сознание связи сексуального поведения со здоровым образом жизни, со свободой от разрушающих здоровье и личность привычек.

Решая эти задачи, школа, во-первых, может и должна обучать, просвещать и, во-вторых, воздействовать на поведение, воспитывать. Для этого, считают специалисты, недостаточно общеобразовательных предметов, необходимы программы по половому просвещению и воспитанию всех детей школьного возраста. Такие программы имеются в школах многих стран мира, есть они и в России (см. Д. В. Колесов, В. Е. Каган). Пока проводились и проводятся экспериментальные занятия по ним, и результаты оцениваются неоднозначно. Есть много проблем по содержанию информации, по срокам сексуального просвещения (возраст детей), по подготовке учителей к проведению занятий, наконец, по отношению к этим программам общества.

В 1995 г. Министерство образования ввело в ряде школ экспериментальные курсы полового просвещения, что привело к скандалу и отступлению его сторонников. По мнению большинства специалистов и общественности, методология, содержание и методика программы, рекомендованной министерством, не могут быть принятыми в российских школах. Программа не просвещает, а развращает, стимулирует сексуальную активность детей и подростков, провоцирует раннюю половую жизнь, иначе говоря, дает обратный ожидаемому результат. Дело в том, что в науке имеются три модели полового просвещения: либеральная, ограничительная и демократическая. Отвергнутая программа была либеральной, что означает: можно сообщать всю информацию и без всяких моральных оценок. Тогда дети узнают не только то, в чем они действительно нуждаются и что будет служить их правильной половой социализации, но и вообще все о сексуальной жизни людей, в том числе о, мягко сказать, нестандартных ее формах. При этом им объясняется, что все формы и пути одинаково хороши.

Ограничительно-охранительная модель полового просвещения предполагает: чем меньше информации, тем лучше; есть определенное поведение в отношениях полов, ему надо следовать. Согласно демократической модели полового воспитания молодежи следует сообщать только то, что требуется знать в каждом возрасте, обосновывать нормы поведения, убеждать, предоставлять выбор и одновременно формировать чувство ответственности за свое поведение10.

Половым просвещением в школе должны заниматься специалисты, учителя же и родители должны заниматься в первую очередь нравственным воспитанием детей, так как сексуальное просвещение, равно и занятия физическими упражнениями, спортом, вне морально-психологического и социального контекста дают скорее негативные результаты.

Таким образом, мы пришли к началу ¾ нравственному и гражданскому воспитанию, ибо нездоровые привычки и поведение ведут к нарушению нравственных норм, к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а дальше и к правонарушениям. Необходимо единство всех направлений воспитания, комплексный подход к организации воспитательной работы в системе образования и в обществе. Вместе с тем анализ проблем в воспитании, обзор главных социальных ценностей, составляющих основу содержания воспитания, позволяет уяснить педагогам, родителям и всем членам общества, ответственным гражданам страны актуальность конкретных воспитательных задач и пути их решения школой.

Контрольные вопросы:

1.Дайте понятие- содержание воспитания.

2.Раскройте понятие – культура жизненного самоопределения.

3.О чём говорится в Законе Р.Ф. «Об образовании»

4. Дайте понятие:

а) трудового воспитания,

б)патриотического воспитания,

в) эстетического воспитания,

г) физического воспитания








Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 1562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.