Одежда в системе традиционной культуры.

Одежда, а также головные уборы, обувь, украшения, прическа и косметика, является одним из самых значимых элементов культуры человека. Она выполняет несколько функций: защищает тело от неблагоприятного воздействия внешней среды, защищает от враждебных для человка сил и способствует благополучию ее владельцев (т.е. выполняет магическую функцию), отражает архаичные представления о строении мира.

Традиционная одежда имеет знаковую функцию, поскольку дает представление о возрасте, поле, семейном положении, соиальном статусе.

Многие элементы традиционной одежды восходят к временам Киевской Руси: у мужчин – туникообразная сорочка, неширокие штаны; у женщин - рубаха с длинными рукавами, поясная одежда (понева), определенная обувь – лапти, поршни, сапоги.

Одежда делилась на праздничную, повседневную, рабочую, обрядовую (свадебную, похоронную, моленную).

Праздничная включала в себя полный набор предметов, принятый в данной местности; шилась из лучшей ткани, желательно фабричного производства, она богато орнаментировалась, отличалась разнообразием цветов.

Повседневная одеждахарактеризовалась простотой, шилась из домотканной материи и состояла из необходимых предметов, украшалась скудно.

Рабочая одеждапредполагала использование старой повседневной, но для специфических работ изготавливась особые ее виды – для охотников, смолокуров, рыбаков и т.д.

Мужская одеждаотличалась от женской однотипностью у разных групп русского народа. Она состояла из рубахи, штанов, в холодную погоду носили различные виды верхней одежды.

Рубаха шилась обычно из светлого отбеленного холста, реже пестряди или крашенины, доходила до середины бедра, носилась навыпуск поверх штанов.

Разрез (ворот) рубахи делался сбоку, такая рубаха называлась косовороткой, либо посередине. Застегивалася ворот на пуговицу.

Орнамент рубахи был скромным, хоты бытовали и богато декорированные рубахи. Для ее украшения использовалась вышивка, тесьма, позумент, бисер, апликации. Орнамент наносился на край материи – ворот, подол, обшлага рукавов. Это имело практическое значение, поскольку ткань не занашивалась. Также декор имел магический смысл, обеспечивал защиту владельцу рубахи.

Штаны (порты, портки)шили из неокрашенного или набойчатого холста, пестряди с узором в полоску, праздничные – из фабричного сукна, чертовой кожи и др. Они состояли из двух штанин, соединенных вставкой, которая носила название огузок, ширинка, мотня и др. Верхний край подгибался и в него встравлялся ремень или шнурок - гашник. Штаны заправляли в сапоги с голенищами.

Пояс - обязательная деталь русской традиционной одежды, изготавлилвался из разных материалов: кушак (широкий матерчатый пояс) – для верхней одежды, выкладной пояс - был у старообрядцев с вытканным сложным геометрическими орнаментом, с надписями-пожеланиями. Существовало два способа подвязывания пояса - высоко под грудью и низко под животом.

Пояс имел практическое значение (утеплял одежду, а также к нему прикрепляли гаманы – мешочки для денег, табака и др.) и магическое – создавал вокруг человека непреодолимую для потусторонних сил преграду. В то же время, по народным представлениям, он делил человека на верхнюю часть, ритуально чистую, и нижнюю греховную: «Все мы до пояса – люди, а ниже – скоты».

В мужской одежде, как и в женской, четко отражались возрастные отличия. Мальчики ходили только в подпоясанных рубахах, сшитых из сношенной взрослой одежды или донашивали одежду старших братьев. Только в подростковом возрасте появлялась одежда, указываюшая на пол. Мальчики начинали носить штаны, но верхней одежды своей не было. У парней одевался таже жилет или пиджак, появлялась специально сшитая верхняя одежда. При вступлении в брак мужской костюм мало менялся, отличия проявлялись в манере ношения верхней одежды, головного убора, завязывания пояса. К старости одежда не имела особой отделки, исчезали украшения, преобладал темный или белый цвет. Старики обычно ходили в длинной не подпоясанной рубахе и подштанниках, не имели праздничной одежды, что свидетельствовало об их исключении из круговорота повседневной жизни.

Женская одеждабыла более разнообразна. Наибольшее распространение получили два комплекса – севернорусский и южнорусский. Общим элементом для обоих комплексов была рубаха. Женские рубахитуникообразного типа сохранились в основном в качестве ритуальных, повседневными к концу XIX века становятся рубахи сложного края с поликами. Женскя рубаха украшалась богатым орнаментом, т.к. женщина, как существо физически более слабое нуждалось в большей защищенности.

Женские рубахи различались по назначению, отражая возраст и статус тех, кто их носил. Ритуальные рубахи отличались туникообразным кроем, свадебные – особой отделкой, их не носили как повседневные, а передавали по наследству. Особо нарядными были рубахи, которые носили молодые женщины после вступления в брак до рождения первого ребенка, таким образом, демонстрировался расцвет жизненных сил женщины в этот период. С возрастом отделка рубахи женщины становилась все более скромной, а у старух она совсем отсутствовала.

Севернорусский комплексженской одежды включал в себя сарафан с передником и кокошник. Рубаха, входящая в севернорусский комплекс была с прямыми поликами. Существовало несколько типов сарафанов. Самый древний из них был шушун. К XIX веку наибольшее распространение получил клинник, а также круглый или московский сарафан. Кокошник представлял собой шапочку с твердой основой, которая делалась из вываренной бересты или прокрахмаленного несколько раз холста. Основа кокошника обтягивалась красивой дорогой материей, кокошник дополнительно украшался жемчугом, бисером, перламутром, цветным стеклом. Сарафан обязательно подпоясывался поясом, а поверх одевался передник (фартук).

Южнорусский комплекс состоял из поневы, надеваемой поверх рубахи, кички в качестве головного убора и некоторых видов одежды, которую носили поверх рубахи и поневы.

Южнорусская рубаха имела косые полики, нередко шилась составной. Понева напоминала собой юбку, которая шилась из черной, синей, реже красной плотной шерстяной ткани. Темное поле поневы было разделено светлыми полосами на прямоугольники с точками внутри них, либо прямоугольник делился изображением креста на 4 части. У пояса понева собиралась на вздержку.

Поверх рубахи и поневы одевали фактук или туникообразный передник – запон, занавеску, которая закреплялась на груди, имела лямки, иногда рукава, и тогда одевалась через голову.

Харакетрным головным убором южнорусской женщины была кичка, имевшая форму рогов, символизирующих богатство и зажиточность.

Знаковость женской одежды.Женская одежда, также как и мужская была четким маркером возраста. Девочки ходили только в рубахах. В подростковом возрасте одевали сарафан или юбку, а также носили дешевые украшения – серьги и бусы из высушенных ягод и косточек плодов. При вступлении в брачный возраст одежда девушек шилась из новой, часто фабричного изготовления ткани; у девушки появлились другие виды одежды – душегрея, навершник, головной убор с красивой отделкой, кожаная обувь, волосы заплетали в одну косу. Появлялось большое количество украшений – серьги, ожерелья, цепочки, гайтаны, кольца, браслеты и т.д.

Резко менялась одежда после вступления в брак – головной убор должен был полностью закрывать волосы, которые заплетали в 2 косы и завязывали узлом и укладывали на макушке. Цвет оодежды был очень ярок. В южных районах женщина начинала носить поневу, которой не было в девичьем костюме. Со временем по мере старения женщины уже не носили рогатую кичку, становился более темным цвет одежды, исчезали украшения и орнаментация. Недекорированную одежду также носили женщины, чей статус был тождественен старушечьему – вдовы, солдатки. Четко отражалось положение старых дев – они плели косу, как девушки, не имели права носить женский головной убор, надевать поневу и т.д.

 

Пища

 

Традиционная пища как предмет этнографического изучения. Питание человека представляет собой не только физиологический процесс, но и явление культуры. Также имеют культурный характер способ обработки продуктов, предписания и запреты. Пища может делиться на разрешенную, запретную, праздничную, ритуальную, профанную, престижную и низкостатусную и т.д..Используемые продукты, набор блюд, способ приготовления, порядок приема пищи является объетом этнографического исследования. Предметом исследования питания является его связь с хозяйственными занятиями народа, социальные, имущественные, религиозные, сезонные, религиозно-обрядовые и другие аспекты диеты, отражение в ней этнокультурной истории, в частности связей с другими этносами.

Факторы традиционного питания. На особенности традиционной пищи оказало влияние основное занятия русских – земледелие, дающее мучные и крупяные блюда, а также продукты животноводства – мясо и молоко. Значительную долю пищи на Севере и Сибири давали подсобные занятия – рыболовство и охота. Немалую роль в питании русских играл мед и продукты собирательства (грибы, ягоды, орехи, травы и т,д.).

Вместе с тем рацион питания определялся сезонностью. Растительные продукты (хлебные, крупяные, овощные блюда) потреблялись в течение всего года, молочные – с весны до осени, мясные – с поздней осени до весны. Самыми тяжелыми были весна и первая половина лета, когда кончались прошлогодние запасы, а нового хлеба еще не было.

Отражался на характере питания и региональный фактор. Например, на Севере выращивался ячмень и рожь, а недостаток хлеба покрывался продуктами рыболовства и охоты. На юге пшеничный хлеб был в достатке, поэтому здесь употребляли мало рыбы.

Имущественное положение также оказывало свое влияние. В зажиточных семьях больше употреблял мясной и молочной пищи, а также употреблялись покупные продукты – чай, сахар, баранки, крепкие алкогольные напитки.

Большое значение имел религиозный фактор, некоторые запреты относились еще к языческим временам, другие определялись нормами православия. В соответствии с этим пища делилась на скоромную (животного происхождения, кроме рыбы) и постную.

В течение года было четыре периода, когда нельзы было есть скоромную пищу: Великий пост (от Масленицы до Пасхи), Петровский пост (от Троицы до Петрова дня 12 июля по н.ст.), Успенский пост (от Медового Спаса 14 августа до Успения 28 августа по н.ст.), Рождественский/Филипповский пост (28 ноября до Рождества).

Было в году 3 однодневных поста – Крещенский сочельник (18 января), Ивана постного (11 сентября), день Воздвиженья (27 сентяря). Постными днями были среды и пятницы с исключениями: на Светлой седьмице (Пасхе), на неделе Пятидесятницы (Троицы), во время Святок, на Масленичной неделе и пятой недели Великого поста.

Кроме христианских, существовали пищевые предписания более раннего происхождения. Один из них - запрет на поедание давленины, т.е. мяса павшего животного. Существовал запрет на поедание диких животных (в связи с тотемистическими представлениями): медведя, бобра, белки, зайца, тетерева; домашнех животных: конины, голубей, лебедей.

Религиозно-магический фактор оказывал влияние на употребление видов пищи в календарной и семейной обрядности. Например, блины на Масленицу, рыбник на свадьбе, кутья на похоронах, яблоки на Пеображение.

В результате контактов с другии народами в русской кухне появились талкан, кулебяка, пельмени, каймак, беляши и др.

Особенности русской кухни. Основой русской кухни были разнообразные хлебные изделия. В основном выпекали кислый хлеб с добавлением закваски. Мука замешивалась в низкой деревеянной емкости, которое у севернорусских называлось квашня, у южных –дежа. Во время замешивали добавляли закваску – кусок старого перекисшего теста, дрожжи, квасную или пивную гущу.

В зависимости от качества очистки муки различали: мякинный хлеб – из непросеянной муки; решетный – из муки просеянной через решето; ситный – из муки просеянной через сито. При нехватки муки могли добавлять гречку, просо, а в голодные годы - картофель, морковь, лебеду, крапиву, желуди, толченную кору.

Хлеб выпекали в русской печи на поду или в специальных формах, имевших вид кирпича. Также выпекали многочисленные пресные изделия: лепешки, оладьи, ватрушки, сочни с творогом, хворост и т.д.

Среди хлебных изделий большую роль играли пироги, которые были обязательной принадлежностью для свадебного, именниного, новогоднего стола. Некоторые виды пирогов имели свои названия: кулебяка, расстегаи, шаньги.

Также из сдобного теста выпекали баранки, сушки, бублики, крендели, особенно славились пряники. Хлебные изделия широко использовались в обрядах. Каравай и рыбник выпекали на свадьбу, кулич – на пасху, блины – на Масленицу, кресты – по Средокрестие, жаворонки - на Сороки (22 марта), лесенки на Вознесение (40-й день после Пасхи) и т.д. Кроме того, совместное поедание пищи свидетельствовало о единстве коллектива.

Мучные блюда. Мука использовалась для приготовления солода, используемого при варке пива и кваса. Приготовляли блюда из муки. Это гуща, саламат, заваруха, лапша, пельмени, галушки, вареники, кисель и квас и т.д.

Каши. Имели большое значение в питании русских. Кашей на Руси называли не только крупяное, но и всякое блюдо из измельченных продуктов, поэтому были каши гороховая, репяная, морковная и т.д. Зерновые каши различались по крупам, по густоте и по наличию в них молока.

Каша часто была обрядовым блюдам и подовалась на родинах, поминках, а в некоторых местах и на свадьбе. На поминки варили кутью, которую также варили к Рождеству. Поедание каши в обрядности жизненного цикла должно было обеспечить многочисленность коллектива, а перед Новым годом – хороший урожай в наступающем году.

Первые блюда. «Щи да каша – пища наша». Жидкие блюда называлась хлЕбовом, похлебками и различались в зависимости от приготовления. Предпочтительнее были первые блюда на мясном бульоне, реже – на грибном, но далеко не все семьи могли это себе позволить. Они были как горячие – щи, борщ, солянка и др., так и холодные, употребляемы в летнее время – окроша, свекольник, тюря.

Первым блюдом могла быть уха, особенно на Севере. Она варилась из разной рыбы, при возможости из ценных пород – семги, палтуса и т.д. На Севере была известна молочная уха, когда рыбу варили в молоке, добавляли соль и масло, на юге – помидорная, имевшая красный цвет. К столу уха подавалсь как в горячем, так и в холодном виде.

Овощи и фрукты. Продукты собирательства. Большое место занимали в русской народной кухне овощи. Их ели отдельно в свежем, квашенном, соленом, сушеном, вяленом виде и в качестве добавки к различным блюдам – мучным, крупяным, мясным. Главными овощами были капуска и огурцы, а также употребляли лук и чеснок, как витаминные овощи, спасавшие от цинги, а за колорийность ценили репу, а потом заменивший ее картофель.

Для остроты употребли приправы – горчицы, хрен, редьку, дабавляли уксус.

Огромную роль в традиционном русском питании играл горох, а также чечевицу, бобы, фасоль.

Разнообразие овощей и их роль в питании постепенно увеличивается с севера на юг. В южном направлении число видов культивируемых овощей постепенно росло, а на юге Европейской части России овощная диета отличалась большим разнообразим. С заселением южных территорий добавлялись красная и белая (сахарная) свекла, помидоры, кабачки, баклажаны, перец, бахчевые (тыквы, арбузы, дыни), виноград.

Садовые фрукты и ягоды в питании основной массы русского населения роли не играли, однако повсеместно выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, черемуху и рябину. Плоды ели в свежем виде, сушили, варили варенье, кисели, компоты.

Для традиционного русского стола, особенно крестьянского, были характерны «дары леса» - ягоды, грибы, орехи, соки деревьев, травы. Ягоды ели сырыми, бруснику замачивали впрок, в Сибири сушеную черемуху перетирали в муку, которую использовали как начинку. Грибы ели вареными и жареными, их также сушили и солили. В пищу шли разные травы – щавель, борщевик, сныть, дудник, рогоза, лук-резанец. В случае особой необходимости питались лебедой, крапивой, молодыми побегами ели. Осенью запасали на зиму орехи, в Сибири – кедровые. Соки деревьев – березы, клена, сосны – пили в качестве освежающих напитков.

Рыбные блюда. Рыбу использовали для приготовления ухи, как начинку для пирогов, ели отварной, но жарили редко из-за недостатка масла. Зато много ее запасали впрок путем соления, кончения, вяления.

На Севере делали квашеную рыбу: слегка подсолив, при появлении запаха набивали в бочки, заливали слабым раствором соли, или закладывали в ямы, выложенные изнутри берестой, которые заваливали землей. Рыба таким образом «кисла» без доступа воздуха, на организм человека она действовала возбуждающе. У народов Сибири русские заимствовали строганину – с мороженой рыбы снимались стружки мяса, которые ели не размораживая. На Камчатке заготавливали впрок смесь из рыбы, икры, муки, съедобных трав.

Делались разного рода рыбные деликатесы, доступные только зажиточным людям: спинки – балыки разных видов, тельное – испеченное из мякоти ценных рыб тесто в виде различных фигурок, заливное – куски рыбы дорогих видов из костей в желе и т.д. Популярна была икра черная (осетровых) и красная (лососевых).

Продукты животного происхождения – мясо и жиры, молоко, яйца – в народной среде не оотличалось обилием. Мясо в старину делилось на два вида: говяда – домашних животных и птиц, и зверина – диких.

Наиболее часто употреблялось мясо крупного и мелкого рогатого скота и свинина.

Мясо обычно подавалось не как самостоятельное блюдо, а в качестве приправы к другим видам пищи. С ним готовили первые блюда, холодец, пельмени. Заготовка мяса в виде колбасы, окорока для русских было не характерно. Мясо солили, иногда с селитрой для сохранения цвета.

Больше, чем мясо ценился животный жир, а с конца XIX века под влиянием украинцев стали заготовливать впрок кусками соленое свиное сало.

Также употреблялось в пищу растительные масла: льняное, конопляное, с XIX века – подсолнечное. В небольших количествах употреблялось горчичное, маковое, тыквеное, оливковое. В Сибири широко использовался рыбий жир.

Молоко и яйца ценились высоко за содержание белка и за калорийность. Молоко шло в пищу коровье, козье. На Севере и в Сибири молоко замораживали впрок. Ели молоко в разных видах – парное, охлажденое, кислое, в виде простокваши. Готовили топленое молоко, из него затем делали варенец. У тюрко-монгольских народов был заимствован каймак – блин из сливок, снятый с топленого молока. Делали также сметану.

Из отжатой простокваши делалы тыр (творог), изготавливали собственно сыр, который делали в желудке животного – сычужный. Также сбивали масло, оно могло быть топленым и нетопленым.

Яйца употреблялись в пищу и сырыми, и вареными или в виде яичницы. Их также использовали при приготовлении других блюд (окрошки, пасхи, в качестве начинки пирогов). Особа роль яиц в обрядности – календарной, жизненного цикла, производственной.

Напитки. Самыми распространенными напитками были квас и кисель, сбитель – из подожженого меда с пряностями, в него добавляли травы и иногда вино.

Другие распространенные на Руси напитки были алкогольными – вареный мед, пиво, брага. Вареные меды делали из смешанного с водой меда, сваренного с хмелем. Этому напитку давали побродить и настаивали на перце. Употребляли в пищу и невареные меды в виде медовухи, приготовленной с дрожжами, свежими плодами, специями.

Сохранилась традиция употребления слабоалкогольного напитка – пива. Основными ингредиентами при варке пива были солод и хмель. Еще одним слабоалкагольным напитком была брага – забродившая жидкость на основе хлебного зерна, часто так называли недоваренное пиво с добавлением разных ароматизаторов.

Водка появила на Руси в конце XIV века и пришла из стран Востока. Поначалу использовалась при приготовлении лекарственных настоев. Позже на основе водки стали делать разнообразные напитки, часто в домашних услових, для чего ее настаивали на травах (зубровка, зверобой) или на ягодах (рябиновка).

Н а Дону и на Кубани получило распространине виноделие.

Чай впервые появился в России во второй половине XVII века, когда монгольский хан прислал его в подарок царю Алексею Михайловичу. Простой народ употреблял травяной чай (душица, чабрец, зверобой), ягодный (на малине, шивонике), на липовом цвете, на березовом грибе, а также на сушеной моркови, брусничном или смородиновом листе.

Распространенным напитком чай становится только с XIX века, причем сначала в городской среде. Вместе с чаем на Руси появился самовар, родиной его считается Персия. Пили чай из чашки с блюдечком, с сахаром в прикуску. В зонах контактов с тюрко-монгольскими народами в чай добавляли не сахар, а молоко или сливки, а также муку, масло или жир. Кофе и шоколад (какао) употребляли только верхи общества.

 








Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1845;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.