Дальнего Востока
Выделяется 2 группы населения: старожилы и новопоселенцы.
Старожилы– этопотомки первопоселенцев региона конца XVI – XVII вв., пришедших в Сибирь из северных уездов Европейской Росии того времени. Близость экологии позволяла им осваивать новые территории традиционными приемами хозяйствавания, менталитет русского населения Европейского Севера с характерной для него смелостью и предприимчивостью помогал действовать в трудных условиях небольшими группаими, а то и в одиночку. Отсутствие на Севере крепостного права позволяло беспрепятственно перемещаться на новые земли. К концу XVII в. русское население Сибири сравнялось по численности с аборигеннами, тех и других было примерно по 200 тыс. человек. Для русских переселенцев региона были характерны «окающие» диалекты и черты севернорусской культуры.
В состав русских переселенцев включались также группы ссылаемых в Сибирь пленных, т.е. лиц иноэтнического происхождения, преступников, в том числе женщин-колодниц, которых специально отправляли сюда для уравнивания с числом мужчин. Кроме того, служилым людям в XVII в. за несение обязанностей раздавали женщин аборигенных этносов, которые при условии крещения их в православие признавались в качестве официальных жен.
Новопоселенцы. В течение XVIII – первой половины XIX в. притока населения из Европейской России в Сибирь почти не наблюдалось. Новая волна русских мигрантов хлынула сюда после отмены в 1861 г. крепостного права, этот поток усилился также в начале XX в., в результате проведения столыпинской реформы. Эти переселенцы были из центральных и южных районов, страдающих от беззмемелья, и они принесли в Сибирь свои культурные традиции переходной и южнорусской групп и «аканье» в языке.
Отношениями между представителями двух переселенческих волн не отличались дружелюбностью, кроме того, первопоселенцы были раскольниками (старообрядцами), а новопоселенцы – «никонианами».
Помимо названий старожилы и новополеленцы использовались и другие: сибиряки и россейские,иногда хохлы.
Специфика этнографических групп русского народа отчасти сохраняется до сих пор, особенно в сельской местности и проявляется в диалектах и говорах населения, особенностях жилищно-поселенческих комплексах, системе питания и т.д.
Субэтносы русского народа.Под субэтносами принято понимать те группы этноса, которые, отличаясь от основной его части, осознают свое своеобразие, что выражается в существовании у них особых названий. Всего субэтносов на рубеже XIX – XX вв. насчитывается более двадцати. Их образование определяли следующие факторы:
· оторванность от основного массива русского населения;
· ассимилятивные процессы в результате смешения с местными этносами;
· консервация форм традиционной культуры в силу конфессиональной обособленности и т.д.
Субэтносы русского народа европейской части России. Казаки. Казачество стало формироваться с XV – XVI вв. на территориях, которые не относились к российской государственной юрисдикции, из разнородных элементов, часто находившихся не в ладах с законом: беглых крепостных крестьян и холопов, посадских людей и служилого населения, преступников, скрывающихся от наказания.
Казачество включало в себя представителей соседних этносов – украинцев, татар, ногайцев, кабардинцев, калмыков и других народов Европейской части России, а также представителей местных народов – бурят, якутов и др., но русский элемент был преобладающим.
Это население, обитающее на нейтральной территории, военизировалось, поскольку лишь в малой степени материально обеспечилово себя хозяйственной деятельностью – охотой, рыбаловством, хлебопашеством, животноводством. Обычно большую роль играли набеги на соседние территории, грабительские походы в Крым, Турцию, Персию, грабеж купеческих караванов.
Русское государство стремилось использовать казачество для охраны границ и службы в войске, для чего им посылались хлеб и соль, вооружение и боеприпасы, деньги.
С XVI в. появляются служилые казаки, которые в зависимости от их положения делились на городовых, белопоместных, сторожевых, верстаных и др. Но существовала категория «воровского» казачества, не подчиняющихся юрисдикции государства и находящиеся с ним в постоянном конфликте.
Казачество сыграло большую роль в присоединении Сибири. В его состав здесь стали вливаться представители аборигенного населения, а также сосланные сюда пленные литовцы, поляки, шведы и т.д. В конце XVIII – начале XIX вв. казачество окончательно встроилось в государственную систему Роосиийской империи, где стало привилегированным военным сословием, имевшим свое самоуправление и пользовавшееся многочисленным льготами.
К началу I мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск.
§ Донское казачье войско, старшинство — 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая).
§ Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане).
§ Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан).
§ Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская,.Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская).
§ Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 — Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы).
§ Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский край, Бурятия).
§ Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский край, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия).
§ Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская).
§ Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская).
§ Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский).
§ Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский).
Среди остального русского населения казачество также выделялось спецификой бытового полувоенного уклада, наличием особых форм культуры, своеобразием языка и внешнего облика. Во многом эти особенности определялись тесными контактами с соседними народами. Поэтому в антропологическом типе европейских групп казачества были сильны черты южных европеоидов, сибирских – особенности многолоидной расы. В культуре казаков было много иноэтничных черт, например, у донских казаков явственно проявлялись элементы тюркоязычных народов, у гребенских и терских – народов Северого Кавказа, у групп казачества Сибири – ее аборигенов. В культурном облике кубанских казаков было много сходного с украинцами, поскольку они сформировались из запорожского казачества, переселенного в конце XVIII в. на Азово-Черноморскую линию.
ПомОры –жители побережья Белого моря. Потомки древних новгородских поселенцев и частично «низовцев», они, оказавшись в новых экологических условиях, переориентировали хозяйство на рыболовстьво и охоту на морского зверя как основные виды занятий: «Живем не с поля, а с моря».
На крайнем северо-востоке Европейской части России сформировались субэтносы из переселившихся сюда новгородцев, в состав которых частично вошло местное финноязычное население. Это пустозеры, усть-цилемцы, русскоустьинцы (индигирцы), марковцы.
Пустозеры –жители Пустоозерской крепости, где закончил своей путь в огне протопоп Аввакум. Ныне этого поселения не существует.
Усть-цилемцы – жители поселка Усть-Цильма Республики Коми.
Русскоустьинцы или индигирцы,живущие в селе Русское Устье на Индигирке.
Марковцы – жители с. Марково на р. Анадырь.
Русские переселенцы не изолировались от аборигенного населения и в результате тесных контактов происходила передача многих черт культуры, смешение антропологических типов. В итоге образовывались симбиозные группы с большей или меньшей долей русского компонента и при наличии русского самосознания.
МещЕра (мещеряки) – проживали в Рязанском Полесье и далее на восток небольшими островками в Пензенской и Саратовской областях. Образование мещеры протекало в результате ассимиляции русским населением летописной мещеры, поэтому в облике данного субэтноса много сходных черт с культурой соседних народов Поволжья. В состав мещеры также вошло домонгольское славянское население этой территории – сИцкари (проживают на р. Сить в Ярославской области) и тродовлЯне(проживали на р. Туд Ржевского уезда Тверской губернии).
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1061;