Религиозная принадлежность народов России и русского народа
Исторический эскурс. На этапе перехода общества от родоплеменного строя к государственному стали возникать более сложные и развлетвленные формы религии. Три их них – буддизм, христианство и ислам (мусульманство)– получили в более позднее время широкое распространение и именуются мировыми религиями.
Самые ранние из мировых религий был буддизм, возникший в VI-V вв. до н.э., откуда он распространился во многих странах Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти – в Сибири (буряты, тувинцы). Его основателем считается Сиддхартха Гуатама (Будда) Центральное место в буддизме занимает учение о «четырех благородных истинах», согласно которому в мире существует страдание, причиной которого является сама жизнь, но есть и состояние без страдания (нирвана). Будда предложил путь преодоления страданий, как освобождение от волнений, беспокойства и желаний. В мире насчитывается более 350 млн. буддистов.
Христианство возникло в I в.н.э. в Палестине. В IV в. оно стало господствующей религией в Римской империи. В XI в. христианство раскололось на два направления - католицизм и православие. В XVI веке в результате Реформации от католицизма отделился протестантизм. Протестантизм объединяет множество обособленных церквей и сект.
Все христианские вероисповедания объединяет вера в Иисуса Христа, рассматриваемого в качестве богочеловека, спасителя мира и воплощение второго лица триединого бога (Бога-Отца, Бога-сына, Святого Духа). Главный источник вероучения – Священное Писание (Библия). В протестантизме нет противопоставление духовенства мирянам, упрощены религиозные обряды, отсутствует монашество, нет икон.
Христианство – самое распространенная из мировых религий: в мире насчитывается почти 2 млрд. христиан. В Европе, Америке, Австралии и Океании почти все страны преимущественно христианские.
Из христиан наиболее многочисленны католики. В основном католическими странами являются южные государства Западной Европы, страны Латинской Америки.
Основной регион распространения православия – страны Восточной и Юго-Восточной Европы, от части Закавказья - это Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Греция.
Областями распространения протестантизма остаются страны Северной и Центральной Европы – это Скандинавские государства, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, значительная часть Германии. Протестантизм преобладает в Северной Америке, Австралии, большинстве стран Океании.
Ислам (мусульманство) – самая молодая мировая религия – возник в VII в. н.э. среди арабов Аравии. Его основателем считается Мухаммед, признаваемый посланником единого бога – Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами. Священная книга мусульман – Коран. В результате арабских завоеваний ислам распространился в Юго-Западной Азии и Северной Африке, а в более позднее время и в ряде других районах мира – это некоторые страны и области Балканского полуострова, Урало-Поволжье, Сибирь, Средняя, Центральная Юго-Восточная Азия, страны тропической Африки и др. По численности мусульмане занимают второе место после христиан.
Одной из крупных религий является индуизм. Число последователей приближается к 800 млн. человек. Он распространен в основном в двух странах – Индии и Непале. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ, происходящем по закону воздания (кармы) за добродетельное и дурное поведение. Почитаются верховные боги Вишну и Шива или их воплощения. Индуистом нельзя стать – им можно быть только по рождению, что ограничивает распространение индуизма. За пределами Индии индуизм исповедуют выходцы из Индии, осевшие в других странах.
Кроме мировых религий существуют большо число других религий, религиозных течений, сект, региональных, местных и даже племенных верований. Например, такое религиозное учение, как конфуцианство и даосизм распространены преимущественно в Китае, синтоизм – в Японии, иудаизм – религия большинства верующих евреев.
Религиозная принадлежность русского народа.Большинство верующих в составе русского этноса – православные христиане. Христианство начинает распространяться еще в древнерусский период, а 988 г. при князе Владимире Святославовиче христианство в его восточной (с 1054 г.– православной) форме принимается в качестве государственной религии. Распространение христианства происходит в ожесточенной борьбе с языческими верованиями, и в целом оно одерживает победу, но при сохранении некоторых элементов дохристианских верований и обрядов. В XVII в. при реформировании православия патриархом Никоном в качестве особой группы выделяются сторонники «старой» веры, получившие название старообрядцев или раскольников.
В старообрядческом движении существует два направления – половцев и беспоповцев, оба делятся на различные толки и согласия – поморцы, федосеевцы, спасовцы, филипповцы и др. Старообрядцы не только продолжали придерживаться древнерусских форм богослужения, но и не приняли многие новые явления в культуре русского народа – самовары, питье чая, картофель, табак, вместе с тем они сохраняли (в частности, в одежде) архаические виды русской традиционной культуры. С XVII в. среди русских появляются сектантские движенияхристианского толка – духоборов, хлыстов, молокан, субботников. Несмотря на борьбу официальной православной церкви с этими течениями, как и с проявлениями языческого мировоззрения, одержать победу ей не удалось. Но число представителей неправославных конфессий в составе русского этноса в дореволюционное время было невелико, и недаром понятие «русский» и «православный» отождествлялись.
В советские годы репрессии, обрушившиеся на православную церкви, как и на другие конфессиональные структуры в стране, активная антирелигиозная пропаганда, усилия властей по распространению материалистического мировоззрения дали свой результат – количество верующих, в том чисел и русских, стало быстро сокращаться. Резкое уменьшение числа верующих наряду с другими причинами сказалось на облике культуры русского этноса – характере питания, праздничной обрядности, нормах общественных отношений и др. В качестве выражения диссидентского протеста небольшая часть интеллигенции пыталась исповедовать экзотические для традиционного русского мировоззрения религии, в частности, индуизм, что требовало следование иным нормам культуры.
В послесоветское время, когда свобода вероисповедания из декларации превратилась в реальность, начинается возрождение православной религии, вследствие чего становятся увеличение числа верующих, в том числе и среди русского населения, но влияние религии на особенности культуры продолжает быть незначительным.
Приносит свои плоды пропагандистская деятельность в России зарубежных сектантских организаций типа Свидетелей Иеговы. Кроме того, среди части молодежи, в том числе русской, приобрели популярность восточные культы и религии, например, индуизм, что выразилось в формировании такого религиозного движения как Общество сознания Кришны. Принадлежность к ним оказывает влияние на одежду, пищу, гигиенические нормы, характер межличных отношений и т.д.
Наблюдаются попытки возродить дохристианские славянские древнерусские верования, это направление в религиозной деятельности получило название неоязычество. Но, несмотря на активную пропагандическую деятельность, внешне эффективную, число последователей этих религии и сект ничтожно. В целом можно констатировать, что в современном русском обществе доминируют светские нормы культуры.
При этнологическом описании народов немаловажное значение имеет религиозная принадлежность верующей части населения в составе этих народов. Религия играла существенную роль в жизни различных обществ в прошлые исторические эпохи и продолжает оказывать заметное влияние на материальную и духовную культуру народов, их общественные и семейные отношения.
Некоторые древнейшие формы религии, появившиеся на стадии родоплеменного общества, сохранились до настоящего времени. К ним относятся:
тотемизм –вера в родство между группой людей (обычно родовой общиной) и так называемыми тотемами – определенными видами животных, растений, реже предметов. Тотемизм особенно полно сохранился у аборигенов в Австралии;
анимизм –вера в духов и души – непременный элемент почти всех религий;
шаманизм –представление о сверхестественном общении служителя культа (шамана) с духами во время совершения соответствующе ритуала. Шаманизм известен многим народам Северной и Восточной Азии, индейцам Америки;
фетишизм –вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например, деревьев, пещер, орудий труда и специально изготовленных культовых предметов;
магия –вера в способность человека колдовским (сверхъестественным) образом воздействовать на других людей, животных, природу – присутствует во многих религиях;
культ предков— форма позднепервобытных верований, основывается на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь конкретно каждого человека. и всего социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный. Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нем слились представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространен у народов тропической Африки, занимает видное место в политеистиеских. религиях девних греков, римлян, индийцев и славян, составляет основу конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе — культ святых. У русских в качестве пережитков культа предков рассматривают почитание родителей в родительские субботы (перед масленицей и перед Троицей) и на радуницу (послепасхальная неделя), веру в домового — покровителя семьи.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1351;