Особенности защитной реакции организма при хламидийной инфекции
2.5.3.1. Клеточный иммунитет
Входными воротами при урогенитальной хламидийной инфекции служат половые органы. В то же время, при контакте с инфицированным человеком заражение полового партнера происходит не всегда. Характерной чертой хламидийной инфекции является способность изменять функциональную активность иммунной системы и биоценоз слизистой оболочки влагалища. Развитие заболевания, хронизация процесса зависят от следующих основных моментов: исходное состояние иммунитета, массивность инфицирования, патогенность и вирулентность инфекционного агента.
У здоровых женщин урогенитальный тракт выполняет роль органа иммуногенеза, является местом реализации иммунологических процессов.
Считается, что местом наибольшей иммунологической активности является шейка матки как основной барьер на пути восходящей инфекции, однако, наряду с этим, в подслизистом слое влагалища обнаружено большое количество плазматических клеток и Т-лимфоцитов, особенно у многорожавших и беременных женщин. Присутствие Ig в вагинальном содержимом объясняется как локальным их синтезом, так и поступлением из крови. У здоровых женщин во влагалищном содержимом и в слизи цервикального канала выявлены Ig всех классов. Концентрация Ig в секрете генитального тракта обычно в несколько раз меньше, чем в сыворотке крови. В отделяемом влагалища у здоровых женщин концентрация IgG колеблется в пределах 0,07—0,37 мг/мл (в сыворотке крови 12—13 мг/мл), IgA — 0,06—0,15 мг/мл (в сыворотке крови 1,5-2,0 мг/мл), IgM — не более 0,02 мг/мл (в сыворотке крови 0,8—1,0 мг/мл). Концентрация IgA повышается в середине менструального цикла (на 14—18-й день данный Ig постоянно выявляется в секрете генитального тракта).
Гистопатологические исследования позволяют изучить патогенез иммунного повреждения ткани при инфекции, вызванной С. trachomatis. Как правило, наблюдается повреждение эпителиального слоя с гибелью клеток и вакуолизацией в участках концентрации интраэпителиальных лимфоцитов. Повреждение клеток эпителия вблизи лимфоцитов считается иммунологическим маркером тканевой деструкции при хламидийной инфекции. Отмечаются массивная диффузная инфильтрация субэпителиальной ткани моноцитами, а также появление на поверхности эпителия полиморфно-ядерных нейтрофилов, которые существенно преобладают в воспалительном экссудате при гениталь-
роль инфекции и факторов реактивности организма в клинике, диагностике и лечении
наиболее часто встречающихся воспалительных заболеваний женских половых органов 211
ных инфекциях. Миграция полиморфно-ядерных нейтрофилов в очаг хлами-дийной инфекции связана со способностью элементарных телец хламидий стимулировать хемотаксис микрофагов за счет активации системы комплемента и генерации мощного фактора хемотаксиса. В дальнейшем полиморфно-ну-клеарная инфильтрация сменяется инфильтрацией лимфоцитами, моноцитами и эозинофилами. Последнее может являться ключевым в индуцировании аутоиммунных механизмов. В строме и эпителии присутствует большое количество CD4+- и СD8+-Т-лимфоцитов, которые играют основную роль в контролировании инфекции и незначительное количество плазматических клеток.
При урогенитальной хламидийной инфекции отмечается снижение уровня местного иммунитета согласно показателям содержания цитокинов и секреторных Ig в цервикальном канале и вагинальных смывах. Чаще всего указанные изменения местного иммунитета отмечаются на фоне нарушений со стороны ИФН-статуса организма, снижения относительного содержания имму-нокомпетентных клеток, дисбаланса лимфоцитов, в основном за счет CD4+-клеток, и сопровождаются развитием дисбактериоза. При морфометрическом анализе самое низкое содержание Ig-продуцирующих клеток отмечалось при монохламидийной инфекции. Наиболее высокое содержание IgG-плазмоци-тов при одновременном уменьшении количества IgA-плазмоцитов собственной пластинки слизистой оболочки выявлено в группе больных с ассоциированной хламидийной инфекцией.
При реинфекции скорость появления в пораженной ткани Т-лимфоцитов выше, чем при первичной инфекции. Предполагается, что инфицированные хламидиями эпителиальные клетки могут играть существенную роль в развитии воспалительной реакции за счет секреции таких цитокинов воспаления, как ИЛ-1а и ИЛ-8 (Медведев Б.И. и др., 1998).
Исход взаимодействия хламидий с эукариотическими клетками во многом определяется уровнем продукции лимфокинов Т-клетками микроокружения. Наиболее хорошо изучено влияние на хламидий ИФН-у. Так, установлено, что он ингибирует деление РТ. Кроме того, на модели мышиной пневмонии удалось показать его участие в индукции цитотоксичности по отношению к зараженным хламидиями клеткам. При этом отмечено, что хламидий сами способны индуцировать биосинтез ИФН-у. В реализации цитотоксической активности принимает участие и лимфотоксин (ФНО-сс). Показана его способность ингибировать рост хламидий. Роль других медиаторов клеточного иммунного ответа при хламидийной инфекции изучена недостаточно.
Важную роль в развитии хламидийной инфекции играет Са2+. Известно, что обработка клеток, инфицированных С. trachomatis, антагонистами кальция приводит к ингибированию трансформации ЭТ в РТ. Кроме того, обнаружено, что слияние лизосом с фагосомами, содержащими хламидий, является Са2+-зависимым процессом.
К нарушению местного иммунитета могут приводить железодефицитные состояния. При недостатке железа уменьшается количество Т-лимфоцитов, нарушается их способность к бласттрансформации и Т- и В-клеточному взаимодействию, выработке ИЛ. Хотя содержание сывороточных Ig не уменьшается, нарушается синтез секреторного компонента IgA в слизистых оболочках, отчего страдает их барьерная функция.
2.5.3.2. Гуморальный иммунитет
Хламидий имеют сложную антигенную структуру, в которой выделяют три основных антигенных комплекса: типоспецифический, видоспецифический и
Главам
сероварспецифический. Видоспецифические антигены определяют принадлежность штаммов хламидий к соответствующему виду, типоспецифические антигены позволяют дифференцировать различные серовары хламидий внутри вида. Основными антигенными детерминантами, участвующими во взаимодействии хламидий с иммунной системой организма, являются ЛПС клеточной стенки, а также белки наружного мембранного комплекса, основными из которых является ГБНМ и белок теплового шока.
Термостабильные ЛПС, экранированные на поверхности инфицированной клетки, являются основными родоспецифическими антигенами хламидий. Антигенный эпитоп, определяющий родоспецифичность хламидий, расположен в углеводном участке и представлен олигосахаридом из трех мономеров. В процессе активного размножения хламидий возможен избыточный синтез ЛПС и выделение его в кровоток. Циркулирующие ЛПС способны неспецифически индуцировать продукцию цитокинов, что может приводить к дисбалансу иммунной системы и хронизации процесса.
Гуморальный ответ при хламидийной инфекции достаточно изменчив и связан с особенностями патогенеза. Характерной особенностью является слабая иммуногенность С. trachomatis. Обнаружено, что родоспецифический антиген хламидий в процессе развития инфекции может менять свое местоположение в мембране, становясь менее доступным для презентации иммунокомпетентным клеткам. Основным типоспецифическим антигеном С. trachomatis является ГБНМ, с которым связываются антитела, обладающие нейтрализующей активностью. Имеются данные об относительной устойчивости к повторному заражению идентичным серологическим вариантом (сероваром) С. trachomatis. Первичная хламидийная инфекция сопровождается образованием преимущественно сероварспецифических AT, титр которых возрастает при реинфекции, вызванной другим сероваром С. trachomatis (феномен «первородного греха»).
Известно, что острая фаза урогенитального хламидиоза характеризуется выработкой IgM- и IgA-антител С. trachomatis. Нарастание титра IgM-антител в сыворотке крови начинается с 5-го дня заболевания, IgA-антител — с 10-го дня. На 15—20-й день заболевания начинают регистрироваться и постепенно нарастать диагностически значимые титры IgG-антител к С. trachomatis. Известно, что в организме человека IgA находится в двух формах — сывороточной и секреторной. На слизистых оболочках генитального тракта продуцируется slgA, который ингибирует связывание микроорганизмов с поверхностью клеток слизистых оболочек, тем самым препятствуя проникновению возбудителя в ткани. Высокий уровень slgA в секрете генитального тракта свидетельствует о хорошей защитной функции местного иммунитета.
Не исключено, что местный иммунный ответ может в определенной степени нейтрализовать инфекционную активность С. trachomatis, поскольку уровень slgA в цервикальной слизи обратно пропорционален количеству хлами-дийных телец в половых путях.
По мере угасания иммунного ответа происходит постепенное снижение титров антител в той же последовательности. IgM при хронической хламидий- ной инфекции не определяются, a IgG определяются в диагностически значимых титрах в течение всего периода заболевания без тенденции к снижению. При реинфекции и реактивации возникает скачкообразный подъем титров IgG- и IgA-антител (бустер-эффект). Определение IgA-антител с постоянно низкими титрами в течение длительного времени при бессимптомном течении заболевания свидетельствует о наличии персистенции возбудителя. У лиц с острой хламидийной инфекцией до начала лечения IgG к Hsp 60 С. trachomatis,
роль инфекции и факторов реактивности организма в клинике, диагностике и лечении
наиболее часто встречающихся воспалительных заболеваний женских половых органов 213
как правило, не определяются, в то время как в ответ на проводимое антибактериальное лечение в сыворотке крови таких пациенток они могут определяться. Однако через 6—8 мес. после проведенной терапии они уже не выявляются.
У пациенток с хроническим течением хламидийной инфекции IgG-антите-ла к Hsp 60 С. trachomatis не выявляются, а уровень специфических противохла-мидийных IgG- и IgA-антител определяется в течение длительного времени и часто не имеет тенденции к снижению.
Выявление IgG-антител к Hsp 60 С. trachomatis в сыворотке крови пациенток с урогенитальным хроническим хламидиозом в диагностически значимых титрах в отсутствие специфического лечения в предшествующие обследованию 6-8 мес. свидетельствует о персистирующей хламидийной инфекции.
Достоверная разница в выработке стресс-белков у пациенток с острым, хроническим и персистентным течением урогенитального хламидиоза при отсутствии факторов физического и химического воздействия на хламидийную клетку может являться дополнительным критерием для дифференциальной диагностики между острым, хроническим и персистентным течением заболевания, требующими различного лечебно-профилактического подхода (Скирда Т.А. и др., 2004).
Происходящая поликлональная активация клеток может приводить к образованию широкого набора антител, включая аутоантитела. Подтверждения образования в сыворотке крови аутоантител к различным тканям найдены при сальпингите, хламидийной пневмонии, синдроме Рейтера. Недавно показано, что при хламидийной инфекции индуцируется пролиферация лимфоцитов к Hsp 60 хламидий, антитела к которому перекрестно реагируют со сходным стрессовым белком человека.
Неспецифическая поликлональная активация лимфоцитов, вызываемая хламидиями, может приводить к иммуносупрессии за счет одновременной активации различных супрессоров или за счет повышения реактивности стимулированных хламидиями клеток по отношению к другим антигенам.
Иммунитет после перенесенной хламидийной инфекции видоспецифичес-кий, ненапряженный и непродолжительный, что может отчасти объясняться преимущественным инфицированием лиц с иммунодефицитными состояниями различной природы (возрастные, экологически обусловленные и т.д.). Им-мунореактивность при хламидиозе вследствие внутриклеточной локализации возбудителя чаще носит ослабленный характер, так как отсутствует полноценный контакт с иммунокомпетентными клетками.
2.5.4. Клинические формы урогенитального хламидиоза (по МКБ-10) По топографиипоражения хламидийной инфекцией можно выделить хла-мидийное поражение нижнего отдела урогенитального тракта, восходящую хламидийную инфекцию и экстрагенитальные поражения (рис. 2.14).
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 904;