ТЕМА 14. НЕПОДРАЖАЕМОСТЬ КОРАНА

Арабское слово «и'джаз» означает проявление неспособности, бессилия. Уже в средние века оно используется для указания на то, что Коран неподражаем и превосходит любую речь по форме и содержанию. Этот термин прочно закрепился в мусульманском богословии, и проблеме неподражаемости Корана посвящены сотни трудов. Одним из выдающихся учёных, впервые исследовавших этот вопрос, был кади абу-Бакр аль-Бакылляни (ум. 1013). Особое внимание этой проблеме уделено в трудах современных исследователей Мухаммада Са'ида Рамадана аль-Буты, 'Абду-ль-Карима аль-Хатыба, Сайида Кутба.

Коран уникален не только специфичностью своего изложения, но Он уникален также тем, что сам Он является чудом. Под словом «чудо» принято обычно подразумевать нечто сверхъестественное или экстраординарное, что не может быть дублировано людьми. Установлено, что пророк Мухаммад, бросил вызов арабам создать литературную работу качества подобного Корану, но они были неспособны сделать этого, несмотря на их общеизвестное красноречие и литературные данные. Вызов воспроизвести Коран был представлен арабам и человечеству в три стадии:

1. Весь Коран.

Всевышний повелевает в Коране, пророку бросить вызов всем творениям создать книгу такого же уровня, как и Коран: «Скажи: «Если б собрались люди и джинны, чтобы создать подобное этому Корану, они б не создали подобного ему, даже при помощи друг друга!»» (Коран: 17: 88).

2. Десять сур.

Затем Всевышний сделал вызов, предлагая отрицающим Его божественное происхождение создать нечто подобное лишь десяти главам Корана: «Иль говорят: «Он (Коран) измыслил». Скажи: «Что ж, дайте десять сур измышленных, подобно этому (Писанью), призвав (на помощь) кого можете, кроме Аллаха, коль вы правдивы»» (Коран: 11: 13-14).

3. Одна сура.

Этот заключительный вызов должен был произвести всего лишь одну главу, подобную главе Корана, в котором самая короткая сура, «аль-Каусар», состоит только из трёх айатов: «А если вы в сомнении о том, что Нашему рабу Мы ниспослали, сделайте суру, подобную этому (Корану) и призовите свидетелей себе, кроме Аллаха, коли вы правдивы» (Коран: 2: 23).

Эти вызовы не были просто пустыми словами без единой попытки доказать их необоснованность. Призыв пророка Мухаммада к единобожию, к отмене идолопоклонства во всех его формах, и к равенству рабов и их хозяев угрожал всей социально-экономической структуре общества Мекки вообще, и правящему положению племени Курайш, из которого происходил и сам пророк, в частности. Мекка, центр торговли Аравии, так же как её духовный центр, отчаянно стремилась остановить распространение ислама. И вот, всё, что нужно было сделать противникам пророка для сокрушения его движения – это всего лишь составить единственную суру, подобно любой из тех, которые пророк и его последователи читали людям. Множество курайшитских ораторов и поэтов попробовали подражать Корану, но все они потерпели неудачу. Тогда они обратились к нему с предложением большого количества богатства, положение правителя над ними и самую благородную и красивую из их женщин в обмен на его обещание прекратить призывать людей в ислам. Он отвечал им, прочитав первые тринадцать стихов суры «Фуссылят», пока они не попросили его остановиться. (Передано аль-Хакимом, Байхакый, абу-'Аля' и ибн-Хишамом).

Стимул подражать Корану был более интенсивен во времена его ниспослания, когда литературные навыки были выше, чем в любое другое время, но все попытки были безуспешны. Следовательно, не может быть сомнения в неподражаемости литературного стиля Корана, о чуде его рифмы и чуда его ритма. Тем более что процесс собирания большинства сур происходил постепенно, мозаика айатов, могла складываться годами, по мере возникновения причин и обстоятельств их ниспослания, что, конечно же, дополнительно усложняло задачу подражания Корану.

Пророк Мухаммад сказал:

«Не было ни одного пророка, которому не были бы даны знамения для того, чтоб уверовали в него люди. Что же до меня, то мне были дарованы откровения, ниспосланные Аллахом, и я надеюсь, что в День Воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них» («Сахих» аль-Бухари).

Чудеса, исполненные пророками, были ограничены временем, действительны только для тех, кто засвидетельствовал их, тогда как чудо, подобное Благородному Корану, не было дано никакому другому пророку. Его лингвистическое превосходство, стиль, ясность сообщения, сила аргумента, красота речи и человеческая неспособность вплоть до конца Света создать нечто подобное даже её самой короткой суре придают ему изящную уникальность.

Те, кто были свидетелями откровения и те, кто жил и живёт после него, все могут пить из фонтана его мудрости. Именно поэтому пророк Мухаммад надеялся, что он будет иметь больше последователей, чем все другие пророки, хотя во времена его пророчества мусульмане были немногочисленны, но впоследствии они стали потоками вливаться в ислам. Таким образом, осуществилось это пророчество.

Мухаммаду было чуть больше сорока лет, когда он получил первое откровение. До тех пор он, как известно, не был оратором, поэтом, или писарем; он был только торговцем. Он не сочинил ни одной поэмы и не составил ни одной проповеди прежде, чем был избран для пророчества. Авторство Книги, принесённой им, он полностью адресовал Всевышнему, и все арабы его времени согласились, что она неподражаема.

Коран бросает вызов любому, кто выступает против пророка. Вызов создать суру, подобную самой маленькой суре Корана, даже если для этого потребуются совместные усилия. Человек может призвать всю возможную для этого помощь, которую он может представить.

Зачем нужен был этот вызов?

Во-первых, арабы были поэтами. Поэзия была их высшим украшением и их самой представительной формой беседы. Арабская поэзия процветала в устной речи; она обрела голос прежде, чем алфавит. Поэты могли составлять запутанные поэмы спонтанно и запоминать тысячи строк.
Арабы того времени имели сложную систему оценки поэта и его творчества. Ежегодное соревнование выбирало лучшее произведение, затем эти поэмы были выгравированы золотом и висели в Kа'абе, рядом с их идолами поклонения. Наиболее квалифицированный поэт был судьёй. Поэты могли зажигать войны и приносить перемирие между враждующими племенами. Они превосходно описывали женщин, вино, и войны.

Во-вторых, противники пророка Мухаммада были настоятельно настроены, аннулировать его миссию любым возможным путем. Всевышний Аллах дал им возможность мирным путем, без насилия опровергнуть Мухаммада. Неспособность адекватно ответить на вызов и выбор насилия в качестве ответа, является доказательством невозможности подражания Корану. Кроме того, неспособность древних арабов ответить на вызов Корана подразумевает, что более поздние арабы имеют ещё меньше шансов ответить на него из-за их недостатка в мастерстве классического арабского языка, который имелся у «классических» арабов.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.