Краткая история развития науки комментирования Корана.
Прежде всего, рассмотрим историю возникновения науки «тафсир». Наука «тафсир» зародилась с момента начала ниспослания Корана, и первым Его толкователем, несомненно, был сам пророк Мухаммад. Поначалу, в кругу своей семьи, а затем и среди всех остальных людей. Он разъяснял смысл предписаний сур Небесной книги, отвечал на вопросы, как своих последователей, так и оппонентов. Еще при жизни, пророк Мухаммад, понимая, что он как смертный человек, не сможет всегда осуществлять свое руководство над мусульманской общиной, и постоянно решать ее проблемы, всячески поощрял и побуждал своих сподвижников к самостоятельному принятию решений (иджтихаду) опираясь на айаты Корана. К примеру, можно вспомнить известный хадис Му'аза ибн-Джабаля, в котором пророк, отправляя Му'аза в Йемен для проповеднической деятельности, одобрил его решение использовать иджтихад в поиске ответов на возникшие ситуации, не имеющие прямого текстового обоснования. Впоследствии, рамки этого иджтихада настолько расширились, что это привело к появлению нового направления в комментировании Корана, в своей основе опирающегося на не непосредственно достоверный текст, а на самостоятельное умозаключение ученого (тафсир би-р-ра'ий).
После кончины пророка Мухаммада, тафсиром продолжали заниматься его сподвижники. Они, конечно, обладали неодинаковыми способностями и познаниями в этой сфере, но среди них были и подлинные знатоки, глубоко разбирающиеся в премудростях смыслов Священного Корана. К их числу по праву можно отнести: абу-Бакра ас-Сыддика, 'Умара ибн-Хаттаба, 'Усмана ибн-'Аффана, 'Али ибн-абу-Талиба, 'Абдуллаха ибн-'Аббаса, 'Абдуллаха ибн-Мас'уда, 'Убайа ибн-Ка'ба и многих др. Свои знания они передали своим последователям (таби'инам) - это те толкователи Корана, которые учились данной науке непосредственно у сподвижников пророка. Имена многих из них оставили неизгладимый след в истории, как в области комментирования Корана в частности, так и в богословии в целом. Среди них следует отметить: Мужахида ибн-Джабра аль-Макки, 'Икриму, Са'ида ибн-Жубайра, 'Ата ибн-абу-Рабаха.
Исторически так сложилось, что в поколении таби'унов основными центрами по изучению и комментированию Корана стали три места: Мекка, Медина, и 'Ирак. Так называемых три школы толкования Корана, к которым относили всех ученых в данной сфере знаний в тот период.
Мекканская школа.
Согласно мнению большинства ученых, эта группа комментаторов Корана была самой осведомленной из числа таби'унов, потому что они обучались у 'Абдуллаха ибн-'Аббаса – автора большинства высказываний содержащих комментарии к Корану, который основал эту школу, переехав в Мекку после смерти пророка. Ее представители более многочисленны, и наиболее известны чем комментаторы других школ, среди них Муджахид (ум. 104/722), 'Ата (ум. 114/732), 'Икрима (ум. 107 х.) и мн. др. Муджахид, наиболее известный среди них, как о нем сообщается, он три раза проходил Коран вместе с ибн-'Аббасом и спрашивал его о времени и обстоятельствах ниспослания каждого айата [Ибн-Таймиййа. Мукаддима фи усуль ат-тафсир. – Кувайт: Изд. «аль-Фалях», 1971. – 140 с.]. Имеется полное издание тафсира Муджахида. Оно основывается на рукописи VI века по хиджре и вышло под редакцией Сурти [Сурти. А.: Тафсир Муджахид, в 2 т., - Бейрут: не датировано].
Мединская школа.
Толкователи Корана из поколения таби'унов, относящиеся к «мединской школе» имели своими учителями многих сподвижников Пророка, наиболее известным из которых был Убай ибн-Ка'б, которого принято считать основателем данной школы. Среди его учеников есть следующие известные толкователи Корана: Мухаммад ибн-Ка'б аль-Карзи (ум. 113/735), абу-ль-'Алийя ар-Рияхи (ум. 90/708), Зайд ибн-Аслам (ум. 130/747) и мн. др.
'Иракская школа.
Также много комментаторов Корана среди таби'унов вышло из 'Ирака. Их главным учителем и основателем данной школы был 'Абдуллах ибн-Мас'уд. У нее было два основных центра: Басра и Куфа, где шел процесс обучения и передачи знаний. Наиболее известными среди учеников ибн-Мас'уда были: аль-Хасан аль-Басри (ум. 121/738), Масрук ибну-ль-Аджда' (ум. 63/682) и Ибрахим ан-Наха'и (95/713). Представители этой школы характеризовали себя как, использующие, в большей мере самостоятельные умозрительные выводы при комментировании Корана.
Примечание: Ничто не может превзойти тафсир Корана самим Кораном, что следует из достоверных сообщений о толковании самим пророком ниспосланного ему откровения. Все то, что достоверно и подлинно в толковании сподвижников пророкаи их последователей, не может отрицаться, но при этом должны соблюдаться следующие принципы:
· Достоверные сообщения должны быть отделены от недостоверных. Так как многие взгляды приписывались ложным образом некоторым сподвижникам и их последователям (особенно, ибн-'Аббасу и Муджахиду, самым знаменитым среди них), которые не могут быть возведены к ним после изучения иснада. Такие сообщения, разумеется, должны быть отклонены.
· Источники «ахль аль-Китаб», в особенности иудейская традиция (аль-Исраилият), подлежат сортировке и тщательной проверке.
· Источники, искаженные по теологическим, философским, политическим и иным соображениям, должны быть также отсортированы и оценены (например, то, что иногда шииты приписывают 'Али или 'Аббасиды – ибн-'Аббасу и т.д.).
· Ложные источники, преднамеренно сфабрикованные, должны быть выявлены и отделены от достоверных источников.
Во времена сподвижников пророка и их последователей комментарии к Корану преимущественно сохранялись в памяти людей. Как утверждает ибн-'Ашур, - автор известной книги «ат-Тафсир ва риджалу-ху», первый рукописный комментарий Корана был составлен 'Абду-ль-Маликом ибн-Журайджем, умершим в 149 году хиджры. С этого момента берет начало новый этап в толковании Корана - рукописное комментирование Священной книги. Наиболее известными древними муфассирами (толкователями) в то далекое время были Мухаммад ибн-Джарир ат-Табари, Яхъйа ибн-Салам, абу-Бакр Нисабури и др. Наука комментирования Корана на раннем этапе своего становления и развития выработала внутри себя несколько подходов к решению тех и иных задач. Расскажем о некоторых из них.
1. «Тафсир би-ль-Ма'сур», «би-р-Ривайа». - Самый ранний метод толкования, у истоков которого стоял сам пророк. Его суть состоит в том, что айаты Корана необходимо было комментировать, опираясь, прежде всего на Него самого, позднее к этому добавилось два других источника - достоверные хадисы пророка, и его сподвижников. Наиболее известными работами в этом направлении являются тафсиры: имама Мухаммада ибн-Жарира ат-Табари «Джа-ми'у-ль-байан фи та'вили Аайи-ль-Кур'ан»; имама абу-Мухаммада Хусайна ибн-Мас'уда ибн-Мухаммада аль-Багави «Ма'алиму-т-танзиль»; имама Джалалу-д-Дина ас-Суйутый «ад-Дурру-ль-мансур фи тафсир би-ль-ма'сур»; имама 'Имаму-д-Дина Исма'ила ибн-'Амра ибн-Касира «Тафсиру-ль-Кур'ани-ль-'азым» и мн. др.
2. «Ат-Тафсир би-р-ра'ий», «би-д-Дирайа». Ученые, принадлежащие к этому направлению экзегетики, комментировали Коран в виде своих умозаключений, опираясь на полученные знания из авторитетных источников сунны, но тут существовал двоякий подход к его применению – «дозволенный» и «недозволенный». При «дозволенном» подходе ученый изначально обращался к достоверным источникам, убедительным доводам, проявлял максимум честности и порядочности при использовании своих умозрительных выводов. «Недозволенный» метод характеризовал себя тем, что некоторые комментаторы могли опираться на недостоверные источники, и в некоторых случаях это никак нельзя было проверить, за что данный подход сильно критиковался и осуждался богословами. В основу этой критики приводился хадис, переданный от ибн-'Аббаса: посланник Аллах сказал: «Тот, кто говорит (что-то) относительно Корана, не обладая знанием, он уже получил свое место в аду» [Мухаммад ибн-'Иса Ат-Тирмизи. «Сунан»].
Тем не менее, этот хадис толкуется двумя способами:
· Никто не должен говорить о Коране того, что не передано сподвижниками пророка и их последователями.
· Никто не должен говорить о Коране того, что не соответствует Его знанию [ас-Сабуни. ат-Тибьян. с. 174].
Очевидный смысл данного хадиса состоит в том, что никто не должен говорить что-то о Коране, не обладая правильным знанием, источники которого уже получили высокую оценку достоверности.
Сподвижники и их последователи остерегались высказывать необоснованные мнения в отношении айатов Корана. Тогда, как тафсир би-р-ра'ий, основанный на достоверных источниках, принимался ими. Данное отношение наглядно видно на примере хадиса ибн-'Аббаса, в котором сообщается, как некий человек спросил его о двух днях Аллаха (упомянутых в Коране), один из которых равен 1000 годам, а другой 50 000 годам, которыми считают люди. На что ибн-'Аббас ответил: «Это два дня, которые Аллах упомянул в Своей книге, и Он лучше знает о них», и ему не нравилось говорить что-то о книге Аллаха, о чем у него не было знаний [ибн-Таймиййа, Мукаддима фи-усуль ат-тафсир с. 110].
Такое же отношение можно встретить у таби'унов в одном из хадисов: «Обычно мы спрашивали у Са'ида ибн-Мусаййиба о «дозволенном» и «запретном» (халяль и харам), так как он был самым знающим человеком в этих вопросах, но когда мы спрашивали его о тафсире какого-либо айата Корана, то он сохранял молчание, как будто он не расслышал» [ ибн-Таймиййа, там же с. 93].
Наиболее известные комментарии к Корану, относящиеся к «дозволенному» методу: труд имама абу-'Абдуллаха Мухаммада ибн-'Умара ибн-Хусайна Фахруддина ар-Рази «Мафатиху-ль-гайб», работа имама Насыру-д-Дина 'Абдуллаха ибн-'Умара ибн-Мухаммада ибн-'Али Байдави «Анвару-т-Танзиль ва асрару-т-та'виль», комментарий имама 'Абду-ль-Бараката 'Абдуллаха ибн-Ахмада ибн-Махмуда Насафий «Мадарику-т-Танзиль ва хакаику-т-та'виль» и др. К «недозволенному» методу можно отнести «Тафсиру-ль-Кур'ан» ибн-'Араби.
3. «Тафсир аль-Ишарий». Комментаторы данного направления не навязчиво комментировали Коран, опираясь не на конкретный, явный смысл айатов, а на скрытый, тайный их контекст, как бы намекая на него. Этот метод является производным от выше упомянутого «тафсира би-р-ра'ий», который в основном встречается у деятелей сулука (дорога, путь) и тасаввуфа (суфизм), иногда может встречаться в шиитских толкованиях к Корану. И как у своего предшественника, у этого метода так же были свои сторонники и оппоненты. Следует отметить, что тафсир би-ль-ишара – это не вопрос науки и научных принципов, которые можно изучить и использовать, как любые другие коранические знания. Некоторые ученые, таким образом, отрицали его с точки зрения общей приемлемости и утверждали, что он основывается на умозрительных построениях, не подтвержденных достоверными текстами [ас-Суйутый. «аль-Иткан», с. 174].
Тем не менее, ибну-ль-Каййим, как сообщается от него, говорил, что результаты, достигнутые с помощью «тафсир би-ль-ишара», допустимы и составляют верные данные, если при этом одновременно соблюдаются четыре следующих принципа:
· Если нет противоречия с очевидным смыслом айата.
· Если в нем самом содержится здравый смысл.
· Если в построении фраз и в формулировке текста айата есть некоторое указание на него.
· Если между ним и прямым значением айата имеется тесная связь [Манна' аль-Каттан. Мабахис фи 'улюм аль-Кур'ан с. 348].
Различия между тафсирами.
В некоторых случаях комментаторы Корана не соглашаются друг с другом в интерпретации того или иного айата Корана. На это, существует множество причин, среди которых можно выделит наиболее часто встречаемые:
· Внешние: Пренебрежение иснадом; использование сомнительных источников, таких как аль-Исраилият; сознательное искажение, основанное на предвзятом убеждении или других скрытых мотивах.
· Внутренние: Чистая ошибка в понимании; интерпретация, основанная на невольном предвзятом представлении; многозначность смыслов в откровении Аллаха.
Все же главная причина, по мнению ибн-Таймиййи, в том, что люди выдвинули неверные толкования - это нововведения (бид'а), которые могу исказить текст оригинала до неузнаваемости [ибн-Таймиййа, там же, с. 91].
К тафсирам, содержащим в себе подобного рода отклонения, можно отнести книгу имама Низаму-д-Дина Хасана ибн-Мухаммада Хусаина Хурасани Нийсабури «Гараибу-ль-Кур'ан ва рагаибу-ль-Фуркан», а также работу имама Ширази «'Араису-ль-байан фи хакаикы-ль-Кур'ан» и мн. др.
Несколько слов хотелось бы сказать о выше упомянутом источнике многих ранних комментариев к Корану – аль-Исраилият. Это слово, означающее «еврейское происхождение», относится к толкованиям, извлеченным из немусульманских источников, в особенности, иудейской традиции, но в целом также включает и других «ахль аль-Китаб». Такой материал очень мало использовался сподвижниками пророка, но больше – их последователями, и еще больше – поздними поколениями ученых. Основное количество сообщений – аль-Исраилият возводится к четырем людям, только одного из которых, с точностью можно отнести к поколению сподвижников пророка – 'Абдуллах ибн-Салам. К его сообщениям меньше всего было претензий со стороны хадисоведов. Также некоторые его сообщения, были включены имамом аль-Бухари в свой сборник достоверных хадисов – «ас-Сахих». Остальные: Ка'бу-ль-ахбар, Вахб ибн-Мунаббих и 'Абду-ль-Малик ибн-'Абду-ль-'Азиз ибн-Джурайдж относились к поколению «последователей» или «последователей таби'инов» сообщения которых в редких случаях критиковались некоторыми поздними хадисоведами. Есть множество аспектов Корана, которые могут быть, в той или иной степени, объяснены с помощью обращения к источникам подобного рода, в случае, когда имеется общая основа между Кораном и другими традициями. Тем не менее, информация, почерпнутая из таких источников, должна использоваться с большой осторожностью и не может рассматриваться как достоверная с точки зрения требований науки «хадисоведение», пока не будет возведена к самому Корану или сунне пророка или его сподвижникам. Уже пророк предостерегал мусульман от использования этого источника знаний:
Передает абу-Хурайра: «Люди писания» (иудеи) обычно читали Тору на иврите и объясняли ее на арабском языке мусульманам. На это посланник Аллаха сказал: «Не верьте «людям писания» и не сомневайтесь в них, а скажите: «Мы верим в Аллаха и в то, что ниспослано нам»» (Коран: 2: 136).
Как сообщается, ибн-Мас'уд, хорошо известный сподвижник пророка, подобным образом сказал: «Не спрашивайте ахль аль-Китаб о чем-либо (относительно тафсира), так как они не могут наставить вас и сами заблуждаются» [ибн-Таймиййа, там же, с.57].
Отсюда можно выделить три вида так называемого «аль-Исраилият»:
· То, что известно как истина, потому что откровение пророку Мухаммаду подтверждает его.
· То, что известно как ложь, потому что откровение пророку Мухаммаду противоречит ему.
· То, о чем неизвестно, истина это или ложь, и нельзя с уверенность отдать предпочтение одной из точек зрения, так как в мусульманских достоверных источниках об этом умалчивается.
Примечание: Краткое, но весьма полезное изложение широкой области тафсира может быть найдено в следующих словах, восходящих к ибн-'Аббасу [ибн-Таймиййа, там же, с. 91].
«Тафсир имеет четыре аспекта:
Тафсир, который знают арабы (связан с лингвистическими вопросами и вопросами доисламских религиозных обрядов).
Тафсир, незнание которого, непростительно ни для кого (связан с вопросами мусульманского права).
Тафсир, которым владеют ученые.
Тафсир, который не разумеет никто, кроме Аллаха».
В ранний период развития науки о комментировании Корана было написано очень много тафсиров. Без преувеличений будет сказано о том, что каждое поколение, каждый народ, нация, каждая религиозно-правовая школа (мазхаб) предлагали свой вариант комментарий. Безграничный интерес мусульманского мира и не мусульман толкало ученых к изучению и толкованию Корана, и этот процесс наблюдается сегодня, выходят в свет все больше новых работ, открываются новые направления в комментировании Корана.
Литература по тафсиру.
По тафсиру мусульманскими учеными было написано большое количество работ разной величины. Самый ранний доступный нам текст приписывается ибн-'Аббасу (ум. 68/687), хотя есть сомнения в его аутентичности. Другие ранние книги по тафсиру, до сих пор доступные для нас, включают в себя работы Зайда ибн-'Али (ум. 122/740) и Муджахида (ум. 104/722).
Всеми признано, что выдающейся работой среди ранних трудов по тафсиру, которые дошли до нас, является тафсир ат-Табари.
Тафсир ат-Табари. Эта книга была написана ибн-Джариром ат-Табари (ум. 310/922) под названием «Джами' аль-байан фи та'вили Аайи-ль-Кур'ан». Она принадлежит к числу наиболее известных книг по тафсиру, и, похоже, является самым объемным трудом по данной дисциплине, которым мы располагаем. Она относится к классу «тафсир би-р-ривайа» и основана на сообщениях от пророка, его сахабов и таби'унов, а также включает в себя различные цепочки передачи и их оценку. Тем не менее, она содержит также и сообщения не столь достоверные, не давая четких пояснений к ним, в том числе и к так называемым «аль-Исраилият». Ат-Табари также говорит в некоторых местах, что никто не может знать об определенных вещах, и незнание о них не приносит ему вреда. Однако, не смотря на все это, эта книга – один из важнейших трудов по тафсиру, на который ссылались все последующие ученые. Она была издана дважды в Египте (в 1903 и 1911 годах) в 30 томах, тогда как третье издание, начатое в 1954 году пока дошло только до 15 тома.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3639;