Толкование Корана самим Собой.
Например, в айате (Коран: 44: 3) говориться: «Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь».
Может возникнуть вопрос: «Что это за благословенная ночь, в которую был ниспослан Коран?».
Ответом на него является айат (Коран: 97: 1): «Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения».
Другой пример, толкование 37 айата суры 2:
«И Адам принял от Господа своего слова (откровения), и обратился Он к нему: ведь Он - обращающийся, милосердный!» (Коран: 2: 37).
Эти «слова (откровения)» объясняются в Коране следующим образом:
«Они ответили: "Господь наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон» (Коран: 7: 23).
Объяснение Корана пророком Мухаммадом.
Существует множество примеров толкования Корана пророком, ас-Суйутый привел длинный их список, один из этих примеров:
«В Коране Всевышний Аллах говорит: «Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нитка от черной на заре…» (Коран: 2: 187).
Как передает 'Ади ибн-Хатим: «Я сказал: О посланник Аллаха! Что означает: белая и черная нити станут различаться на заре? Что это за нитки? Он ответил: «Ты не достаточно умен, если смотришь на нитки». Затем он добавил: «Нет, это граница между тьмой ночи и светом дня»» [Джалалу-д-Дин ас-Суйутый. Аль-Иткан фи 'улюми-ль-Кур'ан. Т II, с. 191-205].
Толкование Коранасподвижниками пророка Мухаммада.
Среди сподвижниковпророка Мухаммада, некоторые стали наиболее известны благодаря своим познаниям и вкладу в область комментирования Корана. К ним можно отнести: абу-Бакра, 'Умара, 'Усмана, 'Али, - они сообщили не так много. Больше всего толкований приводится от: ибн-Мас'уда, ибн-'Аббаса, 'Убайа ибн-Ка'ба, Зайда ибн-Сабита, абу-Мусы аль-Аш'ари, 'Абдуллы ибн-Зубайра, но самыми обильными толкованиями мусульманская экзегетика обязана 'Абдуллаху ибн-'Аббасу (ум. 68/687) – «Тарджуману-ль-Кур'ан» (толмач Корана) – так его назвал еще сам пророк. Поскольку он состоял в родстве с пророком, будучи его двоюродным братом, а его тетка по материнской линии Маймуна была одной из жен пророка, он был очень близок к нему и смог изучить многое о божественном откровении. В некоторых источниках сообщается, что он дважды видел ангела Джабраила в моменты передачи откровений. Кроме того, что он знал в подробностях все, что имело отношение к тафсиру, его заслугой считается то, что он сделал акцент на одном из его основных принципов, который сохраняет свое значение до сегодняшнего дня. А именно, то, что значение слов, особенно необычных слов в Коране, должны толковаться исходя из того, как они использовались в языке доисламской поэзии. Имеется длинный список таких толкований, на который ссылается ас-Суйутый [Ас-Суйутый. Аль-Иткан, I, с. 120-133].
Пример:
Ниже приводится пример тафсира ибн-'Аббаса, подтвержденный 'Умаром ибн-Хаттабом:
В Коране Всевышний Аллах сказал: «Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Коран: 110: 3). Передает ибн-'Аббас: «'Умар обычно заставлял меня сидеть с пожилыми людьми, которые воевали в битве при Бадре. Некоторые из них замечали это, и им это не нравилось, и однажды они сказали 'Умару: «Почему ты приводишь с собой этого юнца, когда у нас есть сыновья, подобные ему»? 'Умар ответил: «Потому, что вы знаете о его степени образованности (т.е. о его религиозных познаниях). В один день 'Умар позвал меня и заставил сидеть на собрании тех людей, и я подумал, что он позвал меня только для того, чтобы показать им мои познания в религии. Затем 'Умар в моем присутствии спросил их: «Что вы скажете о толковании высказывания Аллаха»? – «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа…» (Коран: 110: 1). Некоторые из них сказали: «Нам приказано славить Аллаха и просить Его о прощении, когда помощь Аллаха и завоевание Мекки достигнут нас». Другие промолчали и не сказали ничего. 'Умар спросил об этом и меня: «Ты скажешь то же самое, о ибн-'Аббас?». Я ответил: «Нет». Он произнес: «Что же ты тогда скажешь»? Я ответил: «Это знак приближения смерти посланника Аллаха, о которой Аллах предупредил его. Аллах сказал: «(О Мухаммад) когда придет помощь Аллаха (тебе в борьбе с врагами твоими) и завоевание (Мекки) (что есть знак приближения твоей смерти) – ты должен восславить Господа своего и просить у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Коран: 110: 1-3). 'Умар сказал: «Я не знаю об этом ничего другого, кроме того, что ты сказал» [Аль-Бухари, Мухаммад ибн-Исма'ил. «Аль-Джами' ас-сахих». Т. 1, № 494].
Тафсир таби'унов.
Среди таби'унов известно еще большее количество людей, занимавшихся тафсиром, так как в этот период, с расширением границ исламского Халифата гораздо больше людей принимало Ислам, и потребность в изучении Корана возросла многократно. Также сам пророк и многие его сподвижники были в недосягаемости и не могли больше осуществлять свое руководство в вопросах религии. В связи, с чем должны были прилагаться большие усилия последователей сподвижников, чтобы потребность в правильном понимании книги Аллаха была удовлетворена.
Пример:
Хумайд ибн-Кайс Макки сообщил: «Я был с Муджахидом, и мы совершали обход вокруг Ка'абы. Подошел человек и спросил: «Пост возмещения за клятвонарушение следует держать сразу и в полном объеме или же по частям»? Хумайд ответил, что если он желает, то может соблюдать его также и по отдельности, но Муджахид сказал: «только не по частям, так как у Убайа ибн-Ка'ба написано (в его мусхахе): «саласи аййамин мутатаби'ат», т.е. «поститься три дня подряд»» [Малик ибн-Анас. «Муватта». Т. 2, 1370.№ 617].
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1229;