Второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» – почитание, на Древнем Востоке «ур» – свет, огонь; а вместе – почитание света.

Культура – это совокупность ценностей, созданных чело­веком.Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования – духовной культурой.

Человек, как субъект и как результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура – это специ­фически общественный способ жизнедеятельности и самораз­вития человека. Это не только совокупность результатов чело­веческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

Многомерность и сущность культуры проявляется в ее ос­новных функциях: социальной (гуманистической), познаватель­ной, аксиологической, семиотической, нормативной.

Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенство­ванию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно, и одухотворению общества. Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает зна­ние о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, само­осознания любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур. Ак­сиологическая функция выражается в том, что культура опреде­ляет систему ценностных ориентиров в жизни человека и обще­ства. Семиотическая функция (семиотика – учение о знаках и знаковых системах) – культура закрепляет через систему приня­тых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравст­венных ценностей. Нормативная функция находит свое отра­жение в том, что внутри культуры формируется регламент обще­ния между людьми, нормы и характеристики их поведения.

Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с XVUJ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация»(лат. civilis – гражданский, государственный). Циви­лизация – это определенный тип социальной организации общест­ва, направленный на воспроизводство, приумножение общественно­го богатства и регламентацию гражданской жизни.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации:

1) отождествление цивилизации и культуры, когда эти понятия считаются синонимами;

2) цивили­зация истолковывается как идеал прогрессивного развития чело­вечества;

3) цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур;

4) цивилизации рассматриваются как качественно различные этнические (связанные с принадлеж­ностью к какому-либо народу) общественные образования, ха­рактеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты.

Культура проявляется через развитие человека как сознательного, творче­ского и самодеятельного существа. Прогресс культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура, прежде всего, цивилизует общество и человека.

При рассмотрении вопроса «Закономерности куль­турно-исторического процесса»важно понять, что столкнове­ние культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Теория культурных циклов(культурно-исторической типо­логии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена разными типами культур, которые сменяют друг друга. Каждый тип имеет определенную устойчивость, проходит свой путь и гибнет. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независи­мость, культурная самобытность; богатство культуры, достигае­мое через многообразие ее национальных черт; сохранение ре­ликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом пе­риоде культуры.

Итак, многообразие теорий культурного развития свидетель­ствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кри­зисными ситуациями, переживаемыми культурой.

При рассмотрении вопроса «Научно-технический прогресс и развитие культуры»следует обратить внимание на то, что одним из аспектов, в котором отражается проблема взаи­моотношений культуры и цивилизации, является выяснение роли и места научно-технического прогресса в бытии человека и в раз­витии культуры.

Наука выступает если не рупором идеи прогресса, то выра­жением уровня его достижений. Связь науки и цивилизации, осо­бенно современной, техногенной, не вызывает сомнений. Однако ее роль в цивилизационном процессе стала разворачиваться как враждебная по отношению к культуре.

Итогом научно-технического прогресса стали не только достижения, но и подмена культуры, а точнее замена культуры технократической цивилизацией, с приматом средств над целью, цели над смыслом, смысла над бытием, техники над человеком.

Однако нельзя забывать, что культура намного древнее и бо­лее широкое явление, чем наука. Не может быть науки вне куль­туры. Если культурные ценности утрачивают свое значение, в обществе начинает властвовать бездуховность.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»








Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1212;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.