Вместе с детьми
Да, очень нужен для малыша в квартире уголок не только с игрушками, но и соспортснарядами, и с рабочими инструментами, и со строительными материалами. Иеще очень важно: в этом уголке должно быть место не для одного, а для двух,трех: для брата, сестры, товарища и для папы или мамы - обязательно и для нихтоже, иначе может получиться так: купили, достали, сделали, развесили,установили... а все зря: ребенку скучно. Что же нужно, чтобы ребенок взялсяза дело, занимался им увлеченно и добился результатов? Это очень важный вопрос, на который мы одно время не могли дать верногоответа. Говорили обычно так: "Главное - создать условия для разнообразныхзанятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободудеятельности. А там уж все пойдет само собой". Это заблуждение держалось внас довольно долго. Мы просто не замечали, не осмысливали собственногобольшого участия в самых разнообразных делах малышей. А заставило нас задуматься об этом одно обстоятельство. У нас появился рояль.Кроме того, я накупил разных музыкальных инструментов: гитару, балалайку,"Мелоди ку", ксилофон. Нам подарили трехрядную гармонь, губную гармошку.Появились ноты, самоучитель, даже настенный плакат - схема клавиатуры рояля.Но все это лежало мертвым грузом, почти не вызывая интереса у малышей."Почему?" - огорчались мы и не знали, что предпринять: сами-то играть мы неумели. Так прошло два, три, четыре года. Потом старший сын поступил впедучилище, в программе которого обязательны музыкальные занятия. И зазвучалнаш старенький рояль. Мы очень радовались Алешиным скромным успехам... Воттут-то неожиданно и началось повальное увлечение музыкой всех ребят. Этираньше непонятные для них запятые и точки на пяти линейках вдруг зазвучалиразными голосами и стали сливаться в знакомые мелодии. Это было чудо, котороеоказалось доступным каждому. За какие-нибудь два-три месяца четверо старшиховладели нотной грамотой. Правда, музыкальный слух так и остался у нихнеразвитым - поздновато, наверное, оказалось, - но младшие "пошли как надрожжах", даже мелодии несложные стали сочинять. Вот тогда-то мы и призадумались: оказывается, обстановка - это еще не все. Стали вспоминать. Мастерская у нас была сначала совсем крохотная - 3квадратных метра, но работали там малыши вместе с папой или с кем-нибудь изстарших приятелей. Всегда у нас было так: если мама шьет, обязательнопримостится рядышком еще одна "швея"; если папа пишет, то рядом на том жестоле, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один"писатель" или "художник". А общая работа или просто даже работа рядом - этообязательно интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, этоповод для разговора, это обмен мнениями и критическими замечаниями, это общаярадость, когда получилось хорошо у кого-нибудь, короче, это общение в самомлучшем его варианте - в совместной деятельности. При этом и времени не так ужмного тратится: ведь отдельных специальных "уроков" мы не проводили. Вспомнили еще вот что, очень важное: с самого начала у нас повелось так - мыстарались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и нерешать за него, если он сам может додуматься и решить. Наоборот, мы еще иподсовывали ребятишкам то задачки на сообразительность, которые они оченьлюбят до сих пор; то разные житейские задачи: как перевести через шоссе"невнимательную маму", как не потеряться в зоопарке или что делать, еслипотеряешься, как найти свое место в театре, как заплатить деньги в кассу ипроверить сдачу и т.д. Заранее подобные ситуации мы, конечно, не планировали,но старались не упускать возможности воспользоваться ими, чтобы ребенок САМсообразил, решил, сделал, проявил себя, преодолел боязнь, нерешительность. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязыватьсвоих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратитьошибку или сразу указать на нее. Ребятишки поэтому редко обращаются спросьбами: "Мам, помоги; пап, покажи!" Даже, наоборот, протестуют: "Несмотри, я еще не сделал" - и пытаются до всего докопаться сами, а нампоказывают какой-нибудь конечный результат. В случае неудачи мы стараемся неупрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся напохвалу. Л.А.: Тут важно, чтобы получалось действительно хорошо, не кое-как. Надопризнаться, бывало у нас - хвалили не всегда по заслугам, и прошло немаловремени, пока мы поняли, что это сильно вредит ребятам. Чем? Ну, во-первых,отсюда идут ростки тщеславия, когда в общем-то незаслуженная похвала несмущает, не тяготит, а радует, вызывает удовлетворение. А во-вторых, этоприучает к небрежности, к низкому качеству работы, к "тяпляпству", к неумениювыкладываться в деле до донца. А зачем выкладываться? И так похвалят! Помню, я долго не могла решиться выразить неудовольствие по поводу наспехсделанных подарков, которые преподносили малыши нам или друг другу к разнымпраздникам. Беру в руки, в душе огорчаюсь: сделано хуже, чем мог бы, труда истарания вложено немного, но смотрю на сияющие глазенки и не хватает духупоругать или упрекнуть. "Спасибо, - говорю да еще и похвалю: - Молодец, мнеочень нравится". Как я сейчас себя за это ругаю! Почему я тогда не вспомниламудрую сдержанность своего отца, который никогда не выражал восторгов поповоду наших с братом поделок, а всегда оценивал их примерно так: "Ничего,молодцы, но, знаете, вот здесь можно все-таки было и получше сделать". Помнюотчетливо: мы выкладывались до последней степени доступного для нассовершенства, чтобы заслужить вот такую его нещедрую похвалу. И научилисьценить качество в своей работе, которого так не хватает некоторым из нашихребят. Сначала мы не придавали большого значения тому, о чем только что рассказали.Видимо, все складывалось как бы само собой потому, что нам было простоинтересно с детьми и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и какони делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека,не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к ихразнообразной, кипучей деятельности.Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1118;