Познание – это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.
Те предметы, явления и процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания.Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания (отдельный индивид, социальная группа).
Таким образом, гносеология(эпистемология) изучает особый тип отношений между субъектом и объектом – познавательный.
В гносеологии субъектне есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект – это, прежде всего, общественно-исторический феномен, наделенный сознанием, способный к целеполагающей, предметной, творчески преобразующей деятельности.
Чувственное познаниесодержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.
Основные формы чувственной ступени познания – ощущения, восприятия и представления. В ощущенияхкаждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость). Восприятие –целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление – наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.
Рациональное познание.Рациональное мышление – это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств.
Элементарные формы рационального (логического) мышления – понятие, суждение и умозаключение. В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей.
Основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение.
Истиннымявляется образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.
Под объективностью истиныпонимается такое содержание наших знаний, которое, отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества.
Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Практика – объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверка истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, это значит, что наши представления о нем истинны.
При изучении вопроса «Специфика научного познания»необходимо уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.
Наука, представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объективно-значимых знаний. В этом аспекте наука – это развивающая система знаний. Она представляет собой также – социальный институт и непосредственную производительную силу.
Под научной картиной мира понимают систему теоретических представлений о реальности, которая вырабатывается путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки.
К идеалам и нормамнауки относят инварианты (фр. invariant – неизменяющийся) воздействующие на развитие научного знания, задающие ориентиры научного поиска. Таковыми в науке являются самоценность истины и ценность новизны, требования недопустимости фальсификации и плагиата.
Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.
К мировоззренческим истокам науки принято относить миф и религию (в частности – христианство). Ее мировоззренческим основаниемслужит: материализм, идеализм, натурализм, сенсуализм, рационализм, агностицизм.
Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: объективность; системность; обоснованность; эмпирическая подтверждаемость; социальная направленность; связь с практикой.
Эмпирический уровень познания – это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию и наблюдению.
На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический, концептуальный в своей основе, уровень научного знания призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования.
Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание. Он выступает как синоним понятий «событие», «результат».
Научное знание разворачивается по схеме: проблема – гипотеза – теория, каждый элемент которой отражает меру проникновения познающего субъекта в сущность объектов науки.
Познание начинается с осознания или постановки проблемы. Проблема – это то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту.
Она представляет собой:
1) трудность, преграду в решении познавательной задачи;
2) противоречивое условие вопроса;
3) задачу, осознанную формулировку исходной познавательной ситуации;
4) концептуальный (идеализированный) объект научной теории;
5) возникающий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1288;