Тема : Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.
В средневековой философии рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, как обладающим свободой в выборе добра и зла существе, о человеке как личности.
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями.
Философия Нового времени акцентирует внимание на духовной сущности человека.
Г.Гегель развивает идею историчности человека. Для него человек – носитель общезначимого духа, субъект познавательной и исторической деятельности, создающий мир культуры.
Л.Фейербах и Н.Чернышевский рассматривают человека как чувственно-телесное существо.
«Философия жизни» (Ф.Ницше) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.
Феноменология (Э.Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.
Всплеск в изучении проблемы человека приходится на начало XX века (труды М.Шелера, Х.Плеснера, А.Гелена). Под воздействием их идей философская антропология становится специальной дисциплиной.
Экзистенциалисты (Сартр, Камю) пытаются «спасти человека», изолируя его от жизни, от реальных связей.
В украинской и русской философской традиции антропологические мотивы всегда были ведущими, определяющими специфику и характер всей духовной жизни (Г.Сковорода, В.Соловьев, Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.). Современные украинские философы (В.Шинкарук, М.Попович, В.Табачковский) сохраняют и развивают антропологическое направление, исследуя актуальные проблемы человека.
Человек – это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно генетически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.
Существует два способа бытия человека – «извне» и «изнутри». В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и исторических социальных обстоятельств, во втором – как носитель индивидуального начала, как возможность существования.
Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.
Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 875;