Он не нуждается в помощи человека, движимого тем, что в человеке, потому что Он хорошо знает, чем движим человек.
Иаков был назван именем "Израиль" после напряженной схватки с Сыном Божьим?, в предвоплощенном явлении Христа, когда он видел Его лицом к лицу, боролся с Ним, пережил Его прикосновение, стал хромым и получил благословение. Имя Израиль означает того, кто "боролся с Богом, и человеков одолевать будет" (см. Быт: 32:28). Это имя было дано Иакову после завершения острого противостояния между Богом и тем человеком, который был настолько сильно движим "Иаковской" энергией, силой духа и устремлениями, что, в конце концов, практически похитил наследство у Исава. (Бог вознегодовал на Исава за то, что тот с такой готовностью пренебрег своим первородством.) Хотя у Иакова были самые благие намерения, он поступил как "плут", совершенно подтвердив, насколько соответствует имя "Иаков" его характеру. Он был человеком, движимым своей хитростью и изворотливостью. Однако ведь не плутовство же Иакова принесло благословение всем земным родам! В финале что-то должно было случиться с известным нам плутом — нечто такое, что покончило бы с ним самим. Этим событием стала яростная схватка с Богом, из которой он вышел в буквальном смысле другим человеком — некогда сильный и ловкий Иаков стал хромым Израилем. Теперь он уже не мог рассчитывать на свою энергию и физическую силу. Он стал зависимым от Бога, несмотря на то, что Бог позволил ему победить Себя.
Именно по этому сценарию и развиваются события с сегодняшним Израилем, который лучше было бы назвать не Израилем, а Иаковом. Израиль раздражает своих соседей и угрожает Ближнему Востоку своими силами самообороны в стиле сильного и ловкого Иакова, полагаясь на силу своего оружия. Иаков должен стать Израилем, и не будет преувеличением сказать, что бедственное время для Иакова этих последних дней — это время конца Иакова. Он должен пройти через ожесточенную схватку с Богом в последней битве, из которой не выйдет прежним. Все старое в нем умрет, за исключением Израиля Божьего, Израиля обновленного, Израиля, который встретил Его лицом к лицу. Библейская история борьбы Иакова с Господом снова повторится для того, чтобы он стал Израилем Божьим. До тех пор, пока евреи относятся свысока и с пренебрежением к язычникам, и до тех пор, пока они не преобразятся, изменив свое отношение к жизни, они не смогут стать благословением для народов.
"Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горящий светильник. И увидят народы правду твою..." ~ Ис. 62:1-2
Когда правда (т.е. праведность) этого народа будет явлена миру, не как присущая ему, а как проявление Его праведности, тогда Бог будет прославлен перед лицом всех народов. Но для того, чтобы праведность Израиля стала проявлением пра ведности Божьей, необходимо сначала очистить его от само- праведности ("праведности", которую Бог называет "мерзостью"), очистить испепеляющим судом, подобного которому еще не было. Легко понять, что этот суд просто обязан быть более суровым, чем все несчастья, выпадавшие Израилю в прошлом. Не можем ли мы предположить, таким образом, что последствия такого суда должны быть не менее, а то и более суровыми, чем все предыдущие испытания, включая опустошение Святой Земли, последовавшие за рассеянием и изгнанием с нее Израиля? Когда Бог говорит о "больших" или "великих" бедствиях, каких еще не бывало, возникает вопрос: "Насколько большой должна быть эта последняя великая скорбь Израиля, которая очистит его от его мерзости Духом огня и осуждения?" Иисус так говорит нам об этом времени:
"...Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая [еврейская] плоть; но ради избранных [Израиля] сократятся те дни".~ Мф. 24:21-22 (вставки мои — А. К.)
В главе 6 Книги Исайи пророк говорит о том, как он увидел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и воскликнул: "Горе мне! Погиб я!" (Ис. 6:5). Но после того, как ангел коснулся его уст горящим углем, взятым из жертвенника, подтвердив тем самым, что Исайя был человеком с нечистыми устами, пророк смог в ответ на вопрос "Кто пойдет для Нас?", сказать: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Затем он получил самое ужасное поручение — стать глашатаем, который возвещает не столько о благословениях, сколько о страшном суде.
"Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете —
И не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил
их". Ис. 6:9-10
Это слово было предназначено для того, чтобы сделать народ Израилев безразличным, неслышащим, с огрубевшим сердцем. Оно должно было закрепить их отступничество. Бог посылал пророка не для того, чтобы принести им спасение, но для суда, а Его слово должно было стать обвинительным заключением для этого народа, нежелающего обратиться или услышать. Но пророк совершенно правильно спрашивает: "Надолго ли, Господи?" (Ис. 6:11). Исайя достаточно хорошо понял характер Бога и знал, что обвинение не может быть Его последним словом,— как и во всяком суде, оно звучит перед оглашением решения суда, но не является окончательным решением. Поэтому пророк и хотел узнать, как долго продлится такое состояние. Не будет преувеличением сказать, что данное место Писаний говорит о состоянии не только современного Израиля, но и прекрасно описывает его состояние на протяжении всей истории. Со времен Исайи и по сей день это состояние Израиля не изменилось ни на йоту, что красноречиво подтверждается всей историей Израиля, от древней до новейшей. Израиль все еще находится под обвинением — вот почему так важен вопрос, заданный Исайей: "Надолго ли?". Ответ приведен в последующих стихах этой же главы.
"Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее".~ Ис. 6:11-13
В каждом поколении всегда были уцелевшие потомки сынов Израилевых, но Израиль, как нация в целом, все еще остается под обвинением и проклятием. Их действие продолжится до тех пор, пока не настанет "доколе" — время, когда над всем народом будет произведено опустошение, от которого обезлюдеют города, дома будут брошены своими жителями, Святая Земля будет стоять невозделанной и произойдет великое изгнание. Посреди Святой Земли должно образоваться великое запустение, такое, что останется лишь малая часть выживших, но, судя по приведенному выше отрывку, и эта малая часть будет разорена. Из этого мы можем заключить, что время, обозначенное в начале отрывка как "доколе", еще не исполнилось, поскольку, когда это произойдет, опустошение и разорение придут на саму Святую Землю. Этот сценарий повторяется во многих других местах Писаний, которые я приведу позже. И так как опустошение придет в Святую Землю, то для того, чтобы осуждение пришло на народ, нужно, чтобы и он находился в Святой Земле. В другом месте Писаний это пророчески подтверждается, когда говорится о том, что после того, как Господь вернет "искупленных Господом", первое, чем им придется заняться — это восстановить лежащие в руинах и запустении города.
Итак, понятно, что для того, чтобы Израиль оставил свое отступничество, нужно, чтобы в Святой Земле произошли определенные события, после которых она окажется опустошенной, разоренной и оставленной ее жителями. Но, с другой стороны, в истории Израиля уже было немало периодов опустошения и изгнания. Как же мы можем понять, что это пророчество еще не исполнилось, и что оно исполнится в полной мере только тогда, когда будут выполнены все перечисленные в нем условия? Все дело в том, что этого не произойдет, "доколе" Святая Земля не будет разорена и в ней не будет великого опустошения. А это, в свою очередь, требует, чтобы народ находился в Святой Земле.
Наша ошибка заключается в том, что мы рассматриваем современное государство Израиль как незыблемое воплощение Божьего намерения, тогда как на самом деле оно лишь обозначает то место, откуда должно начаться опустошение и разорение. И только после разорения придет утверждение тысячелетней славы. По моему мнению, ни один из предыдущих периодов истории Израиля не подходит под это описание, включая все бедствия и изгнания, поскольку состояние их сердец осталось прежним, а оно неминуемо было бы изменено катастрофой такого масштаба. Однако Писания говорят однозначно: когда будет применена столь могучая сила, что произведет ужасающее разорение и опустошение, только тогда возникнут условия для устранения духовной слепоты, Божье искупление всегда идет через смерть и воскресение. Этот принцип настолько важен для Бога, что ни Его собственный Сын, ни избранный Им народ не являются исключением.
И, конечно, то же самое можно сказать и о Церкви. Поэтому ожидать, что Израилю, вопреки совершенно ясным и четким формулировкам Писаний, каким-то образом удастся избежать этой участи, по меньшей мере, наивно. Как я уже говорил, существует много пророческих мест Писаний, которые подтверждают то, что это опустошение не наступит, доколе не придет время, определенное Богом. До этого времени Израиль не избавится от своей слепоты, глухоты и жестокосердия, а исполниться это обвинение, повторим снова, должно сначала в самой Святой Земле. Мое личное пророческое понимание таково, что города, которые будут восстановлены после окончательного возвращения Израиля, которое произойдет по воле Самого Господа,— это не древние, а современные города, такие как Хайфа, Тель-Авив, Иерусалим, Тивериада и т.п.
"Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины, и опустошенная земля будет возделываемая, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, тогда скажут: "эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся, и опустелые, и разоренные города укреплены и населены".
Иез. 36:33-35. На первый взгляд может показаться, что строительство, которое ведет современное государство Израиль,— это и есть исполнение пророчества, указанного в приведенных стихах Писаний. Однако, внимательное изучение Писаний с учетом всех деталей текста, более важно в данный момент для того, чтобы понять, указывают ли описываемые события на прошлое или будущее. И здесь нам нужно стать старательными исследователями Библии, поскольку в этих стихах говорится о том, что опустошение произойдет под действием могучей силы, а восстановление наступит после того, как
"[Я] очищу вас от всех беззаконий ваших".
Последнее обстоятельство, учитывая нынешнее состояние Израиля, говорит о том, что данное время все еще не наступило. Поэтому опустошение еще грядет и последующее за ним восстановление еще грядет, а время четко определено в Писаниях: "в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших". Вне всякого сомнения, это время все еще не наступило.
Далее в главе 36 Иезекииль продолжает: "И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал". ~ Иез. 36:36
Здесь говорится о том, что народы узнают,— а это все еще не произошло. Кроме того, выражение "народы, которые останутся вокруг вас" указывает на некую региональную катастрофу, которую может спровоцировать Израиль своим атомным оружием. Итак, и этот стих говорит о событиях, все еще относящихся к будущему,— событиях, кульминацией которых будет признание народами Божьего промысла, как в опустошении, так и в восстановлении Израиля. И в этой же главе мы видим упоминание тысячелетнего благословения, что также относится к будущему. "Как много бывает жертвенных овец в Иерусалиме во время праздников его, так полны будут людьми опустелые города, и узнают, что Я — Господь". ~ Иез. 36:38
Да, в прошлом Израиль также претерпевал суды, опустошение и изгнание — это показывало Божье осуждение греха Израиля. Однако эти стихи Писания говорят о предстоящем последнем суде, поскольку после него и Израиль, и оставшиеся вокруг него народы узнают, что Господь есть Бог. Поскольку ни одно из предшествующих опустошений или разорений все еще не привело к такому пониманию, можно, сделать вывод о том, что само Писание говорит нам о будущем времени.
В Книге пророка Амоса мы встречаем еще несколько подтверждающих стихов. "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами,между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие". ~ Ам. 9:11-12" И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них".~ Ам. 9:14 Из контекста видно, что скиния Давидова, о которой говорится в главе 9 Книги Амоса,— это не форма поклонения, а форма правления. Последующие стихи Писаний говорят о Едоме и всех народах, между которыми возвестится "имя Мое" и которые окажутся под правлением восстановленной скинии Давидовой.
Таким образом, здесь идет речь не об исполнении другими народами еврейских танцев, как считают некоторые, а о преклонении перед правительством, которое возникнет в этот момент. Поэтому восстановление Израиля будет также и восстановлением, или учреждением, Божьего Царства, Царства Давидова, чего, как известно, пока еще не произошло, поскольку это будущее событие. Слово "Едом" же в данном стихе символизирует языческие народы. "Я — Господь, ...Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю".~ Ис. 44:24,26 "Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная [опустошенная] земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя".- ~ Ис. 49:19 . Вся 51-я глава Книги пророка Исайи говорит о том, что Израиль будет пойман, как серна в тенеты, а его враги смогут пройти по нему (см. Ис. 51:22-23). Это показывает нам, насколько велико будет поражение и унижение, что особенно становится понятно теперь, в контексте современных событий.
Враги Израиля, зараженные исламской ненавистью, не удовлетворятся простой победой над Израилем, а постараются, и не безуспешно, унизить его как можно сильнее. Как это часто бывает, смысл пророческого текста становится понятным только тогда, когда приближается время исполнения пророчества. Эти слова были записаны Исайей еще за семь веков до Христа, но только сегодня, когда Израилю угрожает реальная опасность от окружающих его врагов, дышащих яростной ненавистью к нему и ненасытной жаждой мести, они обретают остроту и актуальность.
Эти стихи всегда находились в Писаниях, но только теперь, когда пришло время, а описанные в них грядущие события стали более явственными, их можно правильно прочитать и понять. Главы 30,31 Книги пророка Иеремии представляют собой классический пример яркого изображения грядущего опустошения. "Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, Так говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею. И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. Так сказал Господь: голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира. Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные? О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам; но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им. И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевательства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? По множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это,потому что грехи твои умножились. Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу. Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря: "вот Сион, о котором никто не спрашивает"; так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены. И сыновья его будут, как прежде, и сонм его будет предстоять предо Мною, и накажу всех притеснителей его".~ Иер. 30:3-20. "Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это".~ Иер. 30:24
Давайте посмотрим, говорится ли в приведенных выше стихах Писаний о событиях, которые уже когда-либо были в истории Израиля? Да, в этой истории уже были поражения, уже были изгнания, уже были враги, пленявшие Израиль. Однако слова "Я спасу тебя из далекой страны" означают, что Израиль снова будет рассеян между народами, "и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его".
Легко увидеть, что эти слова не являются описанием повторного заселения государства Израиль, начавшегося в 1948 году, поскольку жители этого государства по-прежнему живут в страхе, а их земля все еще не стала спокойным и мирным краем. Таким образом, "мир, спокойствие и тишина" — это то, что должно прийти только после завершения бедственного времени для Иакова. Очевидно, что эти события все еще относятся к будущему времени, поскольку современное состояние государства Израиль никак нельзя назвать "спокойствием". Кроме того, не изменившееся по сей день состояние народа Израиля также является доказательством того, что его основные бедствия все еще в будущем.
Израилю придется продемонстрировать банкротство своей морали, но не потому, что он Израиль, а потому, что эта мораль исходит от человека. Поскольку нежелание признавать строгость Божьего отношения к проявлениям людской природы основано на плотской натуре человека, оно должно быть подвергнуто осуждению, чтобы Израиль увидел эти проявления в своем поведении. "Но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им".~ Иер. 30:9
Это обещание подобно тому, которое было дано пророку Иезекиилю, в соответствии с которым высохшие кости всего дома Израилева (или даже то, что от них осталось) должны будут ожить, гробы должны будут открыться, а два жезла, Иуда и Израиль, должны будут соединиться в один (см. Иез. 37:3-20). Затем Господь говорит: "А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их" (Иез. 37:24). Это еще одно обстоятельство, о котором нужно помнить, изучая места Писаний, которые говорят о предстоящем опустошении с последующим возвращением и установлением тысячелетнего царства — царства, над которым восстанет Сам Царь, величайший Давид, Иешуа, чтобы править возрождаемым народом, поднявшимся из руин. "...Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, средикоторых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя". Иер. 30:11
Это место Писаний показывает нам действие Божьего суда над народами, которые угнетали Израиля. Он говорит: "Я истреблю их". Пока что нам не приходилось видеть такого истребления народов, игравших по отношению к Израилю роль "розги". Это говорит о том, что само по себе исходящее от таких народов наказание для Израиля все еще в будущем. Нужно отметить, что народы, которых ожидает истребление, на протяжении всей своей истории неизменно двигались вопреки Божьим намерениям, распаляемые демонической яростью. Под этим демоническим влиянием они прилагают все усилия для того, чтобы обречь Израиль на страдания и опустошение, за что и будут подвергнуты суду, который их ожидает.
"Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю",— это пророчество говорит о том, что когда Бог осуществит суды, о которых Он говорит, некоторые из современных нам народов потеряют свою национальную идентичность. "Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу". ~ Иер. 30:16. Слово "пожирать" говорит нам не о каких-то временных затруднениях и даже не о простом поражении, а о чем-то катастрофическом, явившемся следствием силы, жестокости и полного доминирования врагов над Израилем, что будет иметь место, когда настанет бедственное время для Иакова. Эта жестокость приведет к массовому изгнанию евреев не только из Израиля, но из среды всех народов, во исполнения пророчества, записанного в Книге Амоса. "Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев повсем народам". ~ Ам. 9:9
В Книге Иезекииля также говорится о том, что Израиль будет приведен в пустыню народов, в которой евреи встретятся с Ним лицом к лицу, после чего Господь будет святиться в них перед глазами народов (см. Иез. 20:23-44). После осуществления этого пророчества наступит время тысячелетнего благословения, которое произойдет после обещанного восстановления Израиля (см. Иер. 30 и 31). В главе 36 Книги Иезекииля Писания говорят о том, что после возвращения Израиль почувствует отвращение к самому себе. "И изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их". — Иер. 31:13
Все эти пророчества, учитывая, насколько часто они повторяются, ясно говорят о том, что в результате последних испытаний в истории народа Израиля, перед тем, как его покроет вечная радость, он будет жить в печали, воздыханиях и скорби. Такого состояния еврейского народа ни разу не возникало ни в одном историческом периоде, связанном с массовым возвращением евреев в Израиль, начиная с 1948 года, когда он был признан независимым государством. Т. е., мы видим, что эти слова свидетельствуют о предстоящем возвращении, которое произойдет в будущем в результате внезапно начавшегося бедственного времени для Иакова. Они вернутся, избавленные Господом, оставив позади печаль и стенания.
Во многих местах Писаний Бог обещает, что Израиль больше не будет скорбеть, не будет жить в страхе и никогда не испытает на себе террора. Это означает, что последние события в истории Израиля, как в смысле государства, так и в смысле рассеянного по миру еврейского народа, будут наполнены страхом, террором и жестокостью. Его будут пожирать, и проглатывать, а народ будет печалиться и воздыхать. Печаль и воздыхания должны предшествовать радости и хороводам, в которых будут вместе веселиться и юноши, и старцы. Все это — и изгнание, и суд, и возвращение, и успокоение — произойдет исключительно по воле Божьей. Израиль должен узнать, что "Я Господь, сказал — и сделал" (см. Иез. 36:36, Ис. 46:11).
Бог лично изменит их печаль на радость. "И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье; а печаль и воздыхания удалятся".~ Ис. 35:10. Они получат от Бога покой и радость. Израиль должен познать Бога во всей полноте — и в тяготах изгнания, и в радости и веселье возвращения. Израиль может прийти к такому познанию не через какую-то сфабрикованную альтернативу, основанную на вере в человеческие способности, а только пройдя через все, что обещано в Писании, и никак не раньше. В некоторой степени в пользу моих возражений другим служителям, имеющим пророческий дар, которые говорят о том, что бедственное время для Иакова (нацистский Холокост)* уже в прошлом, говорит следующий факт. Как мы уже убедились, бедственное время для Иакова должно начаться не в Европе, а в самом Израиле, в Святой Земле. Это указывает нам, т. е., на обстоятельства, которые никогда еще не возникали! Но сегодня сцена, на которой должна разыграться будущая драма распада и изгнания, уже готовится — сейчас евреи живут в Святой Земле, а это должно быть обязательным условием для начала их изгнания. Однако будет ошибкой полагать, что это предварительное заселение Святой Земли, несмотря на всю его интенсивность, является окончательным возвращением и освобождением от описанных выше бедствий.
Продолжать упорствовать в этом заблуждении означает прийти к трагическому разочарованию Израиля и его постыдной неготовности, когда пробьет час, которого мы все так ждем. Для более глубокого изучения темы Холокоста и анализа пророчеств Библии, читайте книгу Артура Каца "Холокост. Где был Бог?", 2-е изд., переработанное и дополненное, Варух, 2002.
"...И возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его".~ Иер. 30:10. Если бы бедственное время для Иакова уже прошло и последнее возвращение действительно состоялось бы, состояние Израиля было бы таким, что никто не устрашал бы его. Достаточно взглянуть на современный Израиль, чтобы понять, что это не так — он измотан страхом, террором, мрачными предчувствиями и тревогой, постоянно ожидая взрыва очередной живой бомбы где-нибудь в магазине или на дискотеке. Поэтому такое состояние Израиля является однозначным свидетельством того, что бедственное время для Иакова все еще в будущем. Если бы это было не так, народ Израилев жил бы сейчас в мире и никого бы не боялся.
Именно тот факт, что жители Израиля напуганы, ясно указывает на то, что бедственное время для Иакова еще в будущем. И если это так, а мы не будем никого предупреждать об этом, тогда Израилю и евреям придется пережить жестокое опустошение, поскольку не нашлось никого, кто, проявив милость, предупредил бы их об этом. При этом верующие евреи также не избегнут не ожидаемой ими катастрофы — она настигнет их в тот самый момент, когда они будут предоставлять пути для бегства или давать прибежище скрывающемуся и паникующему остатку. Есть и другие несомненные признаки, которые ясно указывают, к прошлому или к будущему относятся эти и другие места Писаний, и, в частности, важным является следующее заявление: "В тот день Израиль узнает, что Бог сказал и соделал это". Сегодня Израиль все еще не знает этого. Вы можете спросить, если Он, выведя народ Израилев из России и Эфиопии в надежде, что он будет в безопасности на Святой Земле, снова изгонит его и оттуда, то где тогда суды и праведность Божья? Разве это будет проявлением Божьей справедливости? Неужели они еще не настрадались? Является ли Он Богом, который наводит бедствия лишь для того, чтобы добиться Своих целей, или все же Его суды всегда праведны и истинны и строго соответствуют грехам народа, на который они падут?
Да, Божьи суды свершаются не по Его прихоти — Он не жесток и не злобен, чтобы наказывать без причины. "...Ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились".~ Иер. 30:14.
На Святой Земле было немало проявлений несправедливости и жестокости по отношению к "пришельцам": заключение без предъявления обвинения, тяжкие избиения, запугивание, преследования, угрозы и другие проявления подобного поведения, которые были бы понятны, если бы исходили от языческих народов, но совершенно шокируют нас, поскольку подобные деяния осуществляются евреями. Бог позволяет проявляться человеческой сущности, даже если это еврей, поскольку и еврей не свободен от человеческой природы, дабы открылось то, что содержится в сердце человека. Поэтому Бог допускает все подобные проявления, чтобы сделать их явными, и именно эти наши грехи будут судить нас и покажут нам, кто мы есть на самом деле. Нужно помнить, что Святая Земля не была автоматически гарантирована евреям — владение ею всецело зависит от того, насколько они повинуются заключенному завету. Только хождение в свете этого обетования может позволить гуманно относиться к живущим среди нас пришельцам. Однако все больше и больше членов еврейского общества (40% по данным последних опросов) считают, что "пришельцев" нужно как можно скорее изгнать без учета каких-либо других факторов. История сделала полный круг, и евреи, которые когда-то были жертвами несправедливого отношения со стороны других народов, сегодня сами поступают точно так же, поскольку чувствуют угрозу своей безопасности и целостности. Еврейский народ все больше и больше игнорирует свое предназначение, проявляя совсем не те черты, которые должен проявлять. Но так все и должно быть. Все это используется Богом для того, чтобы показать людям, насколько они обманываются. Это не означает, будто я утверждаю, что Бог предусмотрительно устранился от восстановления Израиля в 1948 г. Вне всякого сомнения, люди добились колоссальных успехов в организации возвращения евреев в Израиль, прилагая к этому свои финансы, усилия и отвагу. Именно Бог сохранил в только что отгремевшей войне всех этих людей, чтобы дать им возможность приобрести опыт такого возвращения собственными силами. Только получив его, они впоследствии смогут сравнить результаты своей неудавшейся попытки с теми результатами, которые Он Сам обеспечит, когда восстановит их на Святой Земле и укоренит их в ней. Если провести тщательный анализ, мы обязательно увидим, что на нашу теологию и доктрину так или иначе влияют наши похоти и желания, причем в значительно большей степени, чем мы можем предполагать.
Какие именно похоти и желания проявляются в данном случае? Упорное нежелание признать тот факт, что Израилю снова придется столкнуться с бедствиями. С другой стороны — сильнейшее желание видеть успех Израиля, особенно проявляющееся среди тех языческих народов, совесть которых угнетают воспоминания о Холокосте и страданиях, выпавших на долю евреев, и которые не способны рассматривать Холокост, как Божий суд. Они склонны считать, что Холокост явился результатом ошибки Церкви, и желают сделать все возможное, чтобы исправить эту ошибку, вследствие чего поддерживают Израиль во всем, что создает у него ложное впечатление о собственной безопасности. Конечно, это делается из лучших побуждений, но, как кто-то правильно сказал: "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
Я утверждаю, что внимательное изучение, как уже упоминавшихся, так и других пророческих мест Писаний, позволяет увидеть, что основные бедствия Израиля все еще в будущем, поскольку все то, что последует за ними — 1000летнее благословение, безопасность, благоволение, восстановление и познание Бога — в современном нам Израиле все еще не осуществилось.
Сегодня государство Израиль можно назвать "Божьим" только в том смысле, что оно является своего рода необходимой репетицией полного, истинного и окончательного возвращения. Если народ не переживет поражения и изгнания, он не станет народом, в котором возникло бы смирение перед Богом и зависимость от Него — именно те черты, которые должны присутствовать в утверждаемом на века истинном Израиле. Ничего не может произойти в духовной и небесной сферах до тех пор, пока сначала не произойдет в физическом мире (см., например, 1 Кор.15:44). Именно "от Бога" исходит наказание Израилю, которое спасет остальных людей от кары за порицание и осуждение Израиля: "Посмотрите, как низко они пали... Посмотрите, что только они делают с палестинцами". Нам надлежит помнить, что Израиль должен упасть, их надежда на самих себя и вера в свое превосходство в глазах Божьих перед другими народами должны умереть.
Единственная причина того, что мы до сих пор не поняли этого, состоит в нашем нежелании открыть свою жизнь Богу до такой степени, когда Он позволит нам определить, насколько мы успешны, только придя к неудачам, разочарованию и неизгладимому горю. Бог желает показать нам, что мы не можем надеяться на самих себя. И этот принцип мы не сможем постичь каким-либо иным академическим или абстрактным способом — понять это мы сможем, лишь пройдя через собственную боль, вплоть до смерти. И вы называете это проявлением любящего Бога?
Конечно, особенно в свете вечности. Нежелание принять эту истину вызвано лишь нашим стремлением избавиться от чувства вины за ту боль, которую мы причиняем Богу. Поэтому-то мы так и озабочены тем, чтобы избавить Израиль от чего-то подобного. Когда мы думаем лишь о себе, а не о том, что "Ему слава во веки" (Рим. 11:36), мы грешим. Вот чем объясняется неправильный взгляд на данный вопрос — мы озабочены, прежде всего, тем, как избежать боли и страданий, а не тем, как прославить Бога.
Существует еще один ясный знак, указывающий на то, в чем состоит различие между прошлыми и грядущими Божьими судами. Он состоит в том, как Сам Бог осуждает языческие народы, через которые проявляется Его суровая праведность по отношению к Израилю. "Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителейтвоих предам грабежу". — Иер. 30:16 Была ли пожрана Германия? Из других мест Писаний мы знаем, что те народы, которые когда-то населяли территории современных нам государств Иордания (Едом) и Сирия (Моав), попали в число осужденных народов, в результате чего они перестали существовать. Божьи суды по отношению к этим народам были настолько суровы, насколько они сами притесняли Израиль. Исходя из того, что с современными нам народами такого не произошло, можно заключить, что речь снова идет о будущем. "Тебя называли отверженным". ~ Иер. 30:17
Давайте поразмыслим над этим словом. Отверженный — это тот, которого отвергли."Сион, о котором никто не спрашивает".~ Иер. 30:17 Иными словами, это означает, что ни один человек не проявил хоть какого-нибудь участия в судьбе этих людей. "Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это".~ Иер. 30:24.
В следующей главе Книги пророка Иеремии мы читаем о Новом Завете, который будет установлен Богом с Его возрожденным народом. Но сначала остановимся на втором стихе этой главы: "Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля". ~ Иер. 31:2. Испытав все ужасы невесть откуда пришедшего опустошения, бегства, преследования, изгнания, остаток Израиля, лишь затерявшись в пустыне, найдет там милость. Именно в пустыне Бог приготовит им безопасное и спокойное место.
В Книге Откровения мы находим еще одно символическое описание этих событий: дракон начал преследовать женщину, которая родила младенца, но она скрылась в пустыне в специально приготовленном для нее месте, где для нее была пища в течении трех с половиной лет (см. Откр. 12:6). Давайте посмотрим, как Бог говорит в Книге пророка Иеремии: "Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева". — Иер. 31:4. Хотя Иерусалим, в котором Сам Господь был распят, заслужил названия "Содома и Гоморры", здесь Бог говорит об Израиле, как о непорочной деве! Как это понять? Это драгоценное искупительное слово от Бога, идущее к нам, несмотря ни на вековые грехи Израиля, ни даже на то, что мы поносили Его среди всех народов, к которым Он направлял нас. Когда Он восстанавливает нас, все прошлое уходит, поэтому остаток назван "девой" — они "избавленные ГОСПОДОМ, ...радость вечная будет над головою их" (Ис. 35:10). Это и есть слава нашего возрождения. Мы получаем новую жизнь и девственный, неиспорченный характер. То же самое происходит при спасении каждого верующего, но в этом случае впервые произойдет спасение целого народа. Божье избавление станет уже не индивидуальным, но всенародным, и первым народом, который испытает на себе такое спасение, станет Израиль.
"Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением". ~ Иер. 31:9. Чем будут вызваны эти слезы? Нет, их причиной будет не сентиментальное "целование земли", которое мы видим сегодня на экранах телевизоров, показывающих, как евреи (АЛИЯ) возвращаются в Израиль. Эти слезы явятся следствием признания Бога, Которого мы поносили и отвергали, но Который теперь со всей убедительностью показал нам Себя, как нашего единственного Избавителя. Он избавит нас из таких обстоятельств, из которых мы потеряем всякую надежду выбраться самостоятельно. Возвращение Израиля в Святую Землю будет одним из величайших чудес последнего времени. Когда это произойдет, не будет никаких сомнений в том, что это не результат работы человека, полагающегося на свои способности и финансовое могущество, а результат исключительно работы Божьей. Эти события будут иметь явно сверхъестественную природу и, в то же время, они откроют нам всю пропасть нашего греха. Мы увидим себя такими, какие мы есть, заслуживающими суда, и познаем такую Божью милость, что не будет силы, которая смогла бы в этот момент остановить рыдания, исходящие из наших сердец!
Это станет глубочайшим всенародным покаянием и раскаянием, какого еще никогда не было в истории человечества. И если бы нам не была дарована милость, мы не смогли бы пережить эти угрызения совести. Мы будем мучиться в приступах сожаления, не имея даже сил выразить друг другу глубину своего раскаяния. "И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо..."~ Зах. 12:12. Произойдет глубокое осознание как вековых грехов наших отцов и наших личных, так и Божьей милости, которая все равно спасла нас от них. Давайте посмотрим на предостережение, сделанное народам в Книге пророка Иеремии: "Слушайте слово ГОСПОДНЕ, народы, и возвестите островам отдаленным, и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое". ~ Иер. 31:10. Т. е. не человек рассеет Израиля, не вражеский народ, не Организация Освобождения Палестины и не Арафат. Бог может использовать подобные силы, но рассеет Израиль Бог, а не они. Но тот же Бог, Который является Богом строгости и суда, является также Богом милости и возвращения. Расскажите об этом народам, поскольку они должны это знать. "ибо искупит Господь Иакова и избавит его отруки того, кто был сильнее его. И придут они, и Слушайте слово ГОСПОДНЕ, народы, и возвестите островам отдаленным, и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое". ~ Иер. 31:10.
Таким образом, не человек рассеет Израиля, не вражеский народ, не Организация Освобождения Палестины и не Арафат. Бог может использовать подобные силы, но рассеет Израиль Бог, а не они. Но тот же Бог, Который является Богом строгости и суда, является также Богом милости и возвращения. Расскажите об этом народам, поскольку они должны это знать. "ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице, и вину, и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться". ~ Иер. 31:11-12.
Здесь так ясно описаны события, которые еще никогда не происходили на протяжении истории народа Израилева, но обязательно произойдут. Если Бог обещает, что они больше никогда не будут томиться, мы должны отдавать себе отчет, что речь идет о1000-ем благословении. Те, кто пытаются создать сегодня, в наши дни, ложное представление о безопасности и утверждают, что Израилю нечего бояться, пытаются преждевременно создать что-то вроде искусственного 1000-го благословения. Было ли когда-нибудь столь важное время, как сегодня, когда внимательное изучение Писания чуть ли не становится для Церкви вопросом жизни и смерти? Мы должны со всей серьезностью обратиться к Писаниям, поскольку ответ на важнейший вопрос о том, что было в прошлом и что нас ждет в будущем, влияет практически на всё. "Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши, и старцы вместе; и изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их". ~ Иер. 31:13.
Снова и снова повторяющиеся упоминания о скорби, печали и страхе явственно говорят в пользу того, что всё это в будущем. Будет также и радость, но она наступит только после того, как Бог устранит печаль и скорбь, пришедшие к Израилю в результате действия Его судов. Причем эта радость будет не каким-то временным явлением, а вечным состоянием. Уже никогда не будет подобного упадка, в результате которого приходят скорби и печали, когда в душе человека угасает последняя надежда. Когда, в конце концов, разрушится наше упование на то, что мы можем обеспечить себе безопасность среди народов мира, демонстрируя лучшие моральные и этические черты еврейской цивилизации, когда в ужасных бедствиях улетучится всякая надежда, тогда, как следствие, придут скорби и печали. Причем они не будут простым сожалением о физических утратах — эти скорби и печали явятся следствием оказавшейся бесплодной надежды на человека, надежды, в которой не было места Богу. "Так говорит ГОСПОДЬ: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит ГОСПОДЬ, и возвратятся они из земли неприятельской". ~ Иер. 31:16.
Современная эмиграция на Святую Землю, по большей части, происходит из стран, которые никак нельзя назвать "землей неприятельской". Идет ли сегодня речь о том, что о возвращающихся евреях можно сказать, будто они приезжают из земли неприятельской? Или все же мы имеем дело с весьма точным описанием тех народов, которые пока не являются их врагами, но со временем каким-то ужасным способом станут такими врагами?" И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои". ~ Иер. 31:17. Речь идет о завершающем, искупительном событии. "Обрати меня, и обращусь, ибо Ты — Господь Бог мой". -Иер. 31:18. И вот Израиль признает своего Бога. "Когда я был обращен, я каялся". — Иер. 31:19 Обратите внимание на то, что даже покаяние — это работа Бога, а не человека. Бог не дает Израилю свободы или привилегии сделать даже это, основываясь на человеческих способностях. В Книге пророка Захарии Бог говорит следующее: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, какскорбят о первенце". — Зах. 12:10.
Можно сказать, что если бы этот Дух не излился, рыдания во всей глубине покаяния, о которых говорится в приведенном выше месте Писания, вообще не были бы возможными. Подумать только, насколько Бог настаивает на том, чтобы быть единственным проводником полного искупления Израиля. Бог так ревностно к этому относится, что даже не позволяет Израилю заняться ни собственным восстановлением, ни даже собственным покаянием — настолько, что даже их способность к покаянию зависит от излияния Духа на дом Давида! Он не доверяет нам ни в чем, поскольку мы можем сказать: "Я обратился в результате моего покаяния", "Я понял..", "Я...", "Я...", "Я...". Когда Бог говорит "мертвый", Он имеет в виду "мертвый настолько, что даже не имеет возможности покаяться"! Покаяние Израиля произойдет только после его возвращения, и никак не раньше. Если бы не Его милость, дарованная для покаяния, они бы сами никогда не смогли покаяться. Воистину, Бог никому не даст Своей славы.
Все это объясняется тем, что Израиль является прообразом человека в его самодостаточности. Поэтому Бог будет вынужден продемонстрировать на примере Израиля, что в самом человеке вообще нет ничего доброго, что только Он всё во всем, и что Он должен быть Богом восстановления Израиля в той же степени, в которой Он является Богом его осуждения. Бог столь требователен в этом вопросе, потому что Израилю нужно будет на протяжении 1000 лет сравнивать, как мы уже говорили, свое предыдущее возвращение и созданное при этом сионистское государство, которое было образовано в результате использования человеческих сил и способностей, с тем, что было достигнуто исключительно силой Божьей. Бог вынужден столь жестко поступить по отношению к этому народу, поскольку Израиль и Иуда закоренели в человеческой гордыне, гордыне отшлифованной, доведенной до совершенства и глубоко укоренившейся. Израиль — это символ всего человечества в его упрямстве и извращенной гуманности. Поэтому Бог не собирается позволить нам сдвинуться хотя бы на миллиметр в том, чем мы потом могли бы хвастаться. Итак, "все из Него, Им" во всем, даже в покаянии, чтобы вся слава вовеки возносилась "к Нему" (см. Рим. 11:36). Если мы испытываем какие-то затруднения с принятием такой точки зрения, это объясняется тем, что мы не настолько хорошо, как апостол Павел, понимаем Божью славу. Мы все время стремимся хотя бы чуть-чуть добавить за свои заслуги к тому, что сделал Он, чтобы и нам досталась хотя бы частица этой славы. Нежелание видеть взаимоотношения Бога и Израиля является проявлением нашего нежелания видеть Бога в своей жизни. Мы, как Церковь, желаем им свободы, к которой сами так стремимся, и не понимаем, насколько абсолютен и ревностен Бог по отношению к неприкосновенности Своей славы. Многие ли из нас хотели бы жить в таких взаимоотношениях с Богом? Много ли найдется желающих лишиться всех своих способностей, даже таких, с помощью которых мы "трудимся" для Бога? Павел сказал вовсе не ради красного словца: "Все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:36). Эту истину он узнал из реальности своей жизни в Боге. "Ибо для меня жизнь — Христос" (Флп. 1:21) — это не общая фраза, а наиболее полное описание апостольской жизни Павла. До тех пор, пока эти слова не будут применимы и к нам, таинство, предназначенное Церкви и Израилю, не исполнится во всей полноте.
Всякая плоть узнает Бога не только через суровые Божьи суды, но и через величие восстановления и возвращения, которые произведет Он, и восторг, который Он дарует народу вместе с обещанием того, что этот народ никогда больше не будет унижен. Все эти истины непреложны. Никакое ходатайство не поможет Израилю избежать указанной участи — нужно просто принять то, что таков Божий план для Своего народа, с помощью которого Он покажет свое отношение к Израилю. В Книге пророка Иезекииля Бог говорит следующее: "И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я — Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их". ~ Иез. 36:23
Иными словами, "вы поносили имя Мое среди всех народов, к которым я направлял вас. Не думайте, что я делаю это ради вас — это делается ради Моего святого имени, которое вы позорили в каждом народе. Само изгнание должно было сказать вам о том, что за вашими деяниями, обесславливающими Мое имя, стоят ваши грехи. Но через вас же Я и явлю Мою святость; глядя на вас, народы узнают, что Я свят; Мое имя снова будет восстановлено в глазах всех народов и почитаемо ими. И все народы признают, что Я ваш Спаситель, (ЙЕШУА), Искупитель, Восстановитель и Всемогущий Бог Иакова". Ни одно из прежних описаний восстановления Израиля не соответствует данному месту Писания. Да, уже были грехи, осуждения, изгнания, но еще ни разу не было ни свидетельства перед всеми народами, ни хотя бы признания самим Израилем того, что "Я — Господь". Такое признание необходимо, поскольку этот народ был призван стать благословением для всех родов земли. Мы просто не можем себе представить, до какой степени Бог будет строг с Израилем в этом вопросе. Понадобится увидеть суровый суд, опустошение, изгнание и возвращение, чтобы мы смогли понять это в контексте удела и призвания Израиля — быть "царственным священством, народом святым" и "светом миру". Дары и призвания Божьи непреложны, поэтому все это должно исполниться. Его слово и завет должны прославиться. "Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложузакон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом". — Иер. 31:33. "Я заключу... вложу... напишу... буду...". Они не будут делать ничего — все будет сделано Им.
"И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте ГОСПОДА", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит ГОСПОДЬ, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более". ~ Иер. 31:34 В этих двух стихах Господь шесть раз говорит о том, что Он будет делать для Израиля. Израиль же не сделает ничего — это право Бог оставляет за Собой. Поэтому этот завет будет вечным, и они никогда не смогут нарушить его. Несмотря на отвратительную неверность Израиля по отношению к завету, которую он не раз демонстрировал на протяжении всей своей истории, этот завет не будет нарушен, поскольку "Я заключу... вложу... напишу...". Можно даже сказать, что прежний завет был дан только для того, чтобы показать, что мы обязательно нарушим его. И на фоне нашего поражения тем больше будет виден успех Бога в возвеличивании Своего Слова и Своего закона. Такой, и только такой народ будет праведным. Какое откровение! "Я сделаю это, выбрав совершенно немудрое и слабое, чтобы никакая плоть не коснулась Моей славы, и тогда весь мир узнает Меня".
Это станет окончательным, финальным Божьим откровением, в котором отразится Его вечная слава. И только Израиль, в его сокрушительном поражении, а точнее — именно благодаря своему сокрушительному поражению, сможет явить Божье величие, поскольку Он изберет тех, кого Он изберет, и помилует тех, кого Он помилует. Ученики на горе Елеонской спросили у Иисуса: "Скажи нам, когда это будет?
Допустим, каким-то образом существующая угроза Израилю будет устранена. Но как быть с тем, что этот народ с его современным состоянием общественной морали уже прошел "точку невозврата"? Моральные потери народа Израилева, которые стали следствием таких явлений как жестокость, коррупция и использование пыток, ничем восполнить нельзя. Израиль так далеко зашел в своем противостоянии угрозам, которые нередко провоцируются им же самим, что даже если эти угрозы устранятся, менталитет народа уже понес невосполнимые потери, которые не удастся исправить никакими средствами. Действительно, если бы люди могли каким-то образом улучшить менталитет целого народа, нам, верующим, не нужно было бы спасение — мы бы сами, своими силами улучшили себя, и для этого нам не понадобилось бы умирать для греха и воскресать к новой жизни.
Но дело обстоит как раз наоборот, поэтому все, что относится к нам, как к отдельным личностям, в полной мере относится и ко всему народу Израилеву. Отсюда можно сделать вывод о том, что Ближневосточный кризис вокруг Израиля — это проявление Божьего промысла для того, чтобы Церковь воспрянула ото сна и, пробудившись, стряхнула с себя самоустранение и неготовность к встрече с Богом. Обострение ситуации на Ближнем Востоке должно подвигнуть Церковь на возврат к апостольскому самосознанию, краеугольным камнем которого является понимание необходимости страданий, предшествующих славе. Если мы желаем воздать "Ему славу во веки", мы должны ясно понять, что ее не будет без признания роли Креста. Понимание этого является ключевым фактором в исполнении нашей миссии по отношению к Израилю. Если мы, как Церковь, несмотря на все жертвы с нашей стороны, сможем донести это понимание до Израиля, тогда мы увидим, как "возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье; а печаль и воздыхания удалятся" (Ис. 35:10).
В Книге Псалмов мы можем увидеть еще одно упоминание прихода от Сиона Избавителя, когда придет час искупления. Бог словно выжидает чего-то, и это ожидание связано не с Израилем, а с "кем-то", кто назван "Его рабами". "Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,— ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют". Пс. 101:14-15 Тогда придет Избавитель от Сиона, и отвратит нечестие от него и восстановит его, причем не благодаря действиям Израиля, а благодаря действиям Его рабов, которые сами по себе не являются частью Израиля. Действительно, если бы народ Израилев представлял собой рабов Божьих, то не было бы никакой необходимости в их осуждении. Идет ли речь в этом псалме о прахе глубокой древности? А камни — это камни древних, давно исчезнувших городов? Или же это руины внезапно повергнутых в прах Хайфы, Тель-Авива, Иерусалима и всех остальных современных нам городов Израиля? Может быть, под рабами здесь подразумевается христианская Церковь, которая до такой степени отождествила себя с Израилем, что ее не пугает его осуждение? Более того, она воспринимает это осуждение, как собственное, чем и объясняется божественное сострадание по отношению к грешному Израилю. Не так ли отождествил себя с нами Иисус, когда мы все еще оставались грешниками? Когда мы начнем относиться к Израилю, в его грехах, так же, как Господь отнесся к нам в наших, тогда исполнится то, чего ждет Бог.
Назначенное время для Сиона придет, когда Церковь истинно идентифицирует себя с Богом, неразрывным союзом свяжет себя с Ним и проявит, как свою, Его милость к Израилю, точно так же, как и Он когда-то проявил Свою милость к нам, когда мы были грешниками. При этом нужно, чтобы любовь к камням Израиля и сожаление о его прахе пришли в то самое время, когда мир будет с удовольствием наблюдать опустошение и разрушение Израиля. Языческому миру эти события понравятся, и он будет смаковать все несчастья Израиля. На Земле сохранится лишь малый остаток, который не пожелает присоединиться ко всеобщему хору злорадства над Израилем — истинный народ Божий, который возлюбит и камни Израиля, и о прахе его будет жалеть. Когда Бог увидит таких людей в Церкви, в которой раньше господствовали языческие умонастроения, тогда и настанет время милости для Сиона, поскольку Церковь займет то место, которое ей отведено Божьим замыслом. Именно это позволит Ему явить Себя и освободить Израиль.
Все, что Израиль будет говорить или делать, не будет иметь никакого значения, поскольку он будет инертным, беспомощным и опустошенным. Здесь основная роль лежит на нас, как на Церкви,— проявить нашу веру и милость, а не свой гуманизм или религиозность. Одно дело — иметь сентиментальную любовь по отношению к Израилю, и совсем другое — проявлять милость и сострадание к Израилю, когда он судим за свои грехи так, что города его опустошены и находятся в развалинах. И этого мы никогда не сможем достичь нашим гуманизмом и религиозностью. Это ни что иное, как проявление Самого Бога, теперь воплощенное в Его народе. Когда Он обретет в лице Церкви именно такую Невесту, Его предназначения для Церкви и Израиля будут исполнены. Об этом и говорится иносказательным и таинственным образом в Книге пророка Исайи: "Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его". ~ Ис. 66:7-11
Итак, та, о ком сетовали, стала насыщать других. Бывшая ранее бесплодной теперь настолько цветет, что ее лоно питает именно тех, кто оплакивал ее, молился за нее и помог ей в один день стать новым народом? "Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать". ~ Ис. 66:12 Тех, кто прошел через муки родовых схваток искупления Израиля, теперь будут носимы на руках и питаемы своей матерью — новой нацией, новым народом Израилевым. Потрудившись в родах, вы можете теперь наслаждаться совершенно особой радостью, источником которой может стать лишь утешение нового Израиля, родившегося в один день. Но если не будет родовых мук, если Сион не пройдет через схватки, новый народ не сможет родиться. Учитывая, что Израиль будет настолько поражен, истощен и неспособен к каким-либо самостоятельным действиям для своего возрождения, как нового народа, за один день, нужно, чтобы нашелся кто-то, кто на себе понес бы боль родов за него. Представьте себе женщину, которая на собственном опыте знает, что такое родовая боль, и которая бы добровольно захотела понести эту боль за другую женщину, беременную, но еще ни разу не рожавшую. Именно такого поступка Бог ожидает от Церкви. Роженицам, проходящим через родовые муки, с их болью и неотвратимостью, подчас приходится заглянуть в глаза смерти, чтобы привести из небытия новую жизнь. Израиль не сможет самостоятельно выйти из смерти в жизнь, поэтому нам придется сделать это за него. Принять такое решение или нет — зависит только от нас, но если мы все же отважимся на это, впоследствии мы сможем утешиться новорожденным и приобрести радость и благословение в народе, который был рожден всего за один день. Это просто чудо!
Конечно, можно спорить о том, действительно ли Исайя имел в виду именно это или же подразумевал что-то другое. Однако, если нам предстоит воплотить все то, что Дух открыл ему, значит именно нам нужно вникнуть в эти истины, правильно проинтерпретировать все иносказания и хорошенько разобраться в пророческих Писаниях. Кто в них подразумевается под Сионом? Кто эти рабы, которые возлюбили Израиль? Что означает полное число язычников? На какой странице мы не отрыли бы Писания, везде встречаем подтверждение тайны, о которой Павел говорит в Послании к римлянам: Церковь является Божьим полномочным представителем, основная задача которого — не "отвратить нечестие от Иакова", а быть тем сосудом, через который смогло бы изливаться животворящее слово Духа (см. Рим. 11). Более подробно роль этих загадочных, пока что неизвестных нам людей, которых Писания называют "рабами Твоими", раскрывает Исайя, говоря: "возвеселится пустыня и сухая земля" (Ис. 35:1). Даже неживая природа возрадуется, увидев что-то такое, что будет идти по пустыне, заставляя ее цвести и благоухать, как Сарон. И эти люди увидят посеревших от пыли евреев, бредущих по глухой пустыне, и возрадуются, поскольку будут знать, что наступило финальное, искупительное испытание для этого народа, за которым последует его обращение и возврат.
Это будет означать, что проклятие, висящее над человечеством со времен грехопадения, снимается — пришло время радостно распрощаться со своим рабством, в котором находилось все живое на Земле до той поры, пока не наступит час восстановления. Ниже мы читаем следующее: "Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение". ~ Ис. 35:4 Обратите внимание — здесь ничего не говорится об Израиле. Слова "скажите" относятся к каким-то другим людям, которые будут находиться в пустыне вместе с Израилем. Именно эти люди получают повеление ободрить уставших и прихрамывающих: "Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие". — Ис. 35:3 Ослабевшие руки и дрожащие колени будут, в основном, у евреев, которые до начала бедствий жили в городах. Им никогда раньше не доводилось принимать участие в столь изнурительном событии. Что же придает пророческому слову силу и власть?
Мы, как Церковь, призваны нести пророческое служение, чтобы в силе Божьей произнести, обращаясь к бредущему по пустыне народу, истинное, помазанное слово надежды, которое придет, если мы сами будем находиться в соответствующем духовном состоянии и иметь соответствующий духовный опыт. В этом нет ничего общего с простым цитированием какой-то волшебной формулы. Действительно ли мы знаем Бога, чтобы обещать, что Он придет в крайней нужде? Испытали ли мы сами это в своей жизни? Оказывались ли мы сами в крайней нужде, когда нам так не хватало поддержки? Попадали ли мы в подобные ситуации, чтобы, когда это понадобится, мы смогли обратиться к Израилю с таким словом? Готовы ли мы к тому, чтобы нас провеяли? Готовы ли мы к тому, чтобы сдать этот нелегкий, но обязательный экзамен?
Вспомните, как в Книге пророка Иезекииля говорится о том, что "сын человеческий" был выведен духом и поставлен посреди поля, полного костей (см. Иез. 37:1). Ему пришлось увидеть великую погибель Израиля перед тем, как он смог обратиться к нему. А мы почему-то все еще стыдимся говорить о том, что может причинить боль.
Современные настроения, преобладающие среди христиан, подталкивают нас к тому, чтобы мы ожидали сценария с более счастливым сюжетом. Да, конечно, развязка для Израиля будет весьма славной, но перед тем, как придет слава, ему придется пережить страдания. Израиль станет очищенным, смиренным народом, чтобы эти чистота и смирение навсегда остались в нем для исполнения его священнического призвания. Только в этом случае он сможет служить остальным народам — не возбуждая в них раздражения, которое сегодня сплошь и рядом ассоциируется у людей с евреями и Израилем, а демонстрируя раскаяние и смирение, которые придут после строжайшего Божьего очищения.
Нужно подчеркнуть, что очищение Израиля не будет происходить лишь для того, чтобы продемонстрировать жестокость. Его суровость будет строго соответствовать мере греховности Израиля, что покажет праведность Божьего суда, и, в конечном итоге, станет наилучшей демонстрацией Его любви. Сегодня мы терпим бедствия из-за поколения отцов, которые не любили своих сыновей в достаточной степени и потому не наказывали их. Бог говорит в Книге Притчей, что тот, кто не наказывает своего сына, ненавидит его, а тот, кто не жалеет для него розги, тот истинно любит.
И поскольку истинная любовь требует суровости наказания за грехи, Бог не станет отнимать его от Израиля. Именно в суровости Бога Израиль осознает Его безграничную любовь. Но Бог не только наложит наказание на Израиль — Он, как истинно любящий Отец, будет вместе с ним испытывать мучительную боль этого наказания, хотя при этом не станет его отменять.
И когда народ-сын, пройдя через наказание, встретится с Богом-Отцом, в слезах и сокрушении, что-то произойдет, что соединит этот народ с Богом в познании, которое было неведомо ему раньше. И во взаимоотношениях такого рода познание Израиля о Нем будет продолжаться до конца их жизни. Наказание должно прийти, и мы не должны претыкаться через него, но принимать как таковое,
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 832;