Большая игра”. Англо-русское соперничество на Ближнем и Среднем Востоке в конце XIX - начале XX в.в.
1890-е гг. продолжилось также подчинение Великобританией феодальных государств, расположенных на побережье Персидского залива. В 1891 г. английский протекторат над своими владениями признал султан Маската, но когда через два года к его побережью подошел русский крейсер, его офицеры были приняты правителем. Примечательно, что в 1903 г. сюда для поддержки султана в борьбе с английским давлением прибыли уже два военных корабля - французский и русский, однако процесс формирования Антанты вынудил эти две державы пойти на уступки англичанам.
Тем временем британское правительство усиливало влияние и на другие мелкие арабские государства (Катар, Бахрейн, Оман и др.) и, в первую очередь, на Кувейт, который контролировал стратегически важное устье реки Шатт-эль-Араб. В 1899 г. англичане заставили кувейтского шейха Мубарака ас-Сабаха подписать секретное соглашение, согласно которому его владение фактически превращалось в британский протекторат. Это соглашение явилось ответом Лондона на заявление Вильгельма II о покровительстве Германии над мусульманами, которое кайзер сделал в 1898 г. во время своего паломничества в Иерусалим. Английское присутствие в Кувейте не позволяло немцам продлить строящуюся железнодорожную магистраль Берлин-Багдад до Персидского залива и взять под свой контроль всю Месопотамию.
Однако борьба за контроль над Кувейтом на этом не закончилась. Стремясь уравновесить британскую гегемонию в регионе, Мубарак ас-Сабах тайно обратился за помощью в Санкт-Петербург. Однако втянутое в конфликт с Японией российское правительство предпочло не обострять отношения с ее главным покровителем - Великобританией. Попытка турецкого султана продемонстрировать англичанам свое недовольство ситуацией в Кувейте также закончилось безрезультатно: британский флот заставил повернуть назад посланный туда турецкий военный корабль. В конечном итоге в сентябре 1901 г. между Англией и Османской империей было подписано соглашение, по которому последняя была вынуждена признать британский протекторат.
На протяжении последней трети XIX в. Россия и Англия вели ожесточенную борьбу за влияние в Персии. Персия была очень важна для России как важный торговый партнер, а также как южный сосед, граничивший с неспокойным Кавказом. При этом для Петербурга огромное значение имела вековая вражда турок и персов. Огромное значение имела Персия и для англичан как страна, граничившая с «жемчужиной британской короны» — Британской Индией.
Россия сохраняла огромное влияние в Персии. Свидетельством этого влияния стало создание т.н. «персидской казачьей бригады» в 1879 г., командиром которой стал Домантович, подчинявшийся лично шаху. Эта воинская часть должна была охранять шаха, а также готовить офицерские кадры из персов. Бригада была единственным боеспособным и по-современному обученным и вооруженным соединением персидской армии.
Результатом ожесточенного англо-русского соперничества на Среднем Востоке стало размежевание английских и русских сфер влияния в Центральной Азии, а также укрепление русского влияния в Персии. Однако укрепление русского политического влияния в Тегеране не означало прекращение экономической борьбы между русским и английским капиталом. Пожалуй, Персия стала первой страной, где Россия опробовала, наряду с традиционными военно-политическими рычагами нетрадиционные для нее экономические рычаги.
Так, уже в 1880-е гг. русские товары начали интенсивно вытеснять английские в Северной Персии. В 1890 г. крупный русский капиталист Поляков основал Учетно-ссудный банк Персии, имевший право чеканки монеты. В конце 1890-х гг. русскими была построена шоссейная дорога от порта Энзели на Каспийском побережье до Тегерана, что способствовало дальнейшему увеличению русской торговли в Персии. А в 1890 г. русская дипломатия даже добилась от шахского правительства не предоставлять в течение 10 лет каких-либо железнодорожных концессий иначе, как с согласия правительства России. Столь обширному влиянию России в Персии способствовали и русские правительственные займы.
Однако в южных районах Персии господствовал английский капитал, опиравшийся на Шахиншахский банк. Уже в 1890-е гг. в английских кругах была широко распространена мысль о желательности размежевания русской и английской сфер влияния в Персии, так чтобы на Севере господствовала бы Россия, а на Юге — Великобритания. В то время, однако, в Петербурге были уверены, что этот раздел не выгоден России, ибо рассчитывали подчинить себе всю Персию.
Однако вскоре царское правительство было все-таки вынуждено согласиться с этой идеей. И причиной тому было появление нового могущественного участника «Большой игры» — Германии.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2304;