V. Биоэнергетическая концепция влечений
В предыдущих главах мы познакомились с некоторыми аспектами
природы импульсной активности. Импульс как движение энергии от цен-
тра к поверхности организма определяет его взаимодействие с внешним
миром. Это движение энергии от центра к периферии имеет две задачи.
Одна из них связана с функцией зарядки, достигаемой вместе с приемом
пищи, в процессе дыхания, при сексуальном возбуждении. Вторая связа-
на с функцией энергетической разрядки, прежде всего выражающейся в
половом акте и размножении. Любое проявление активности можно клас-
сифицировать по этому простому критерию в зависимости от того, ка-
кую функцию она выполняет. Целью этой активности не является под-
держание постоянного уровня напряжения или энергетической заряжен-
ности. Заряд и разрядка - части жизненного процесса, цель которого
лежит за пределами нашего понимания. Феномен эволюционного развития
не признает в качестве динамического принципа жизни никакого посто-
янства. Жизнь представляется движением вперед к неведомым целям, де-
терминированным принципом удовольствия.
Индивидуальное развитие и эволюция видов следуют по линии заме-
ны простого принципа удовольствия более эффективными способами вза-
имодействия с внешним миром. Эта модификация принципа удовольствия
известна как принцип реальности, в основе которого лежит разделение
базисных функций заряда и разрядки. Первой структурной особенностью,
связанной с этим принципом, является дифференциация частей организ-
ма, служащая тому, чтобы заряжать его энергией. Амеба не имеет этой
особенности, но другие простейшие обладают ею. Разделение основных
функций создает внутреннюю полярность, которая будет определять бу-
дущую организацию всех высших форм жизни. В соответствии с развити-
ем принципа реальности, выражающимся в увеличении дифференциации
специализации, мы обнаруживаем более высокие уровни энергетичес-
кой функции.
Со своей стороны, дифференциация, специализация и возросшая орга-
низация являются функциональным выражением высших энергетических
уровней. Позвольте мне показать это с помощью простого анализа. Струк-
турное и функциональное совершенствование аэроплана не имело бы
смысла без создания более мощных двигателей и без нового горючего. У
аэропланов братьев Райт не было необходимости убирать шасси или иметь
радарное устройство. Чем больше мощность, тем большего контроля она
требует, а это подразумевает более высокую организацию и специализа-
цию. Это относится и к живым организмам. Сила - это всего лишь мо-
торное выражение возросшего энергетического уровня. Неотъемлемыми
частями этого же энергетического процесса являются более тонкое вос-
приятие, более высокое сознание и усиление контроля.
Рассуждая биологически, необходимо избежать телеологических поло-
жений. Мы опишем то, что видим, и попытаемся понять динамику про-
цесса. Все системы движения существуют благодаря взаимодействию сво-
бодной энергии и массы тела. функция не может совершенствоваться, если
увеличение выработки энергии не сбалансировано с величиной массы тела.
История исчезновения динозавров в некоторой степени связана с появ-
лением млекопитающих, развитие которых пошло по пути совершенство-
вания энергетической функции, что воспрепятствовало чрезмерному уве-
личению массы и не дало виду погибнуть. Сегодня мы наблюдаем то же
самое при замене вакуумной трубки транзистором, тогда как сама ваку-
умная трубка пришла на смену более старым, более громоздким методам
энергетического контроля. Этот принцип лежит в основе концепции
кибернетики Норберта Винера (Weiner 1956) и относится как к живым,
так и к неживым системам.
По сравнению с другими формами жизни млекопитающие как класс,
несомненно, обладают наивысшей степенью подвижности. На это утвер-
ждение можно возразить, вспомнив птиц, но их подвижность как пере-
мещение в пространстве достигается за счет утраты подвижности в отно-
шении к объектам. Увеличение подвижности является результатом по-
вышения уровня энергии, который дает организму способность оторвать-
ся от земли. Конечности млекопитающих более развиты, чем конечности
рептилий. Все биологические концепции, однако, подчиняются основно-
му закону противопоставления противоположностей. Длинноногий жи-
раф не обладает такой подвижностью, как кошка или канарейка. Если
противопоставить подвижности как перемещению в пространстве под-
вижность как способность обращаться с объектами, можно смело сказать,
что двуногие приматы наиболее подвижны.
Возросшая подвижность, которая столь очевидна у человека, является
непосредственным результатом прямостояния, благодаря которому перед-
ние конечности освобождаются от подчиненной функции опоры и локо-
моции. Здесь снова важную роль играет развитие принципа реальности.
Дифференциация структуры тела с точки зрения заряда и разрядки
распространяется на конечности. Вся верхняя часть тела может теперь
служить функции энергетического заряда. Разрядка энергии становится
специализированной функцией нижней части тела, которая берет на себя
одновременно важную функцию перемещения организма в пространстве.
Возникновение принципа реальности само по себе является продуктом
нового, высшего энергетического уровня. Человеческий организм устроен
так, что свободная энергия настолько преобладает над массой тела, что
передняя часть организма поднимается над землей. Благодаря этому по-
является возможность дифференциации, специализации и контроля, ко-
торую мы, собственно, и называем жизнью человека. Сравните изобра-
жения на рис. 8.
С развитием принципа реальности на биологическом уровне пробле-
ма координации и контроля подвижности вначале выходит за пределы
простого расширения объема подвижности.
Психологам известно, что рост Я-сознания человека связан с развити-
ем духовных чувств. Но этому предшествует длительный период разви-
тия. Эрих Нойманн в книге «Истоки и история сознания» прослеживает
это развитие в сфере психики. Вначале существовало единое бессознатель-
ное - мир без начала и конца, который символически можно представить
в виде круга. Это мир принципа удовольствия. Его единство разрушил свет
сознания. Нойманн описывает это следующим образом: «Только созна-
вая, человек может знать. Это акт познания, сознательного выделения,
разбивающий мир на противоположности, поскольку познать мир мож-
но только в противоположностях» (Neumann 1954, р.104).
Сознание имеет два аспекта. Первым является сознание чувств и дей-
ствии, вторым - сознание знания. Нойманн говорит: «Является важным,
что сознание как центр действия предполагает сознание как центр по-
знания» (там же, р. 126). При высоком развитии у Я-сознания возника- ,
ет тенденция встать в оппозицию к телу, которое, таким образом, стано- .
вится представителем бессознательного. Сияющий свет сознания диффе-
ренцируется и противопоставляется тому потоку, который его создает и ;
поддерживает. Этот поток есть не что иное, как импульсы тела, которые, .
двигаясь вверх к голове, питают мозг и тем самым позволяют ему сиять.
Но это только один шаг, показывающий, что сила Я-сознания человека
отражает силу его импульсов и является продуктом высших энергетичес-
ких процессов, происходящих в его организме. .
На бессознательном уровне всякая активность инстинктивна, все им-
пульсы равны и едины и все можно привести к общему принципу - прин-
ципу удовольствия. Заряд -» разрядка, напряжение-» расслабление. Созна-
ние расщепляет это единство. Импульс больше не представляет собой
простое действие, он делится теперь на энергию импульса и собственно
движение. Первое переживается как чувство, а второе проявляется как
его экспрессия. Такая диссоциация-часть принципа реальности, иначе ;
человек не мог бы сдерживать свои действия. Сдерживаются не чувства, 1
а их двигательное исполнение. Подобно человеку, другие животные обла-
дают сознанием действия, они тоже могут произвольно контролировать ;
мускулатуру.
Но только человек идет в этом развитии дальше. Когнитивное созна-
ние - это сознание контроля. Это не просто контроль над произвольной
мускулатурой, но и переживание, или знание, этого факта. Такой опыт
может быть следствием ситуации, в которой чувства выражаются соот-
ветствующим ей образом, а участие мускулатуры минимально. Я должно
иметь иной орган для выражения, нежели просто физические движения.
Такой функцией наделяется орган речи. Человек может сказать: «Я зол»,
не выражая своей злости движениями.
Возможность противопоставления, понятие противоречивых отноше-
ний, возникающие из предшествующего единства, биологически обуслов-
лены расщеплением импульса. Это понятие положено в основу фрейдов-
ской концепции влечений. Остановимся на ней более подробно.
В предыдущей главе мы отметили, что Фрейд рассматривал в качестве
первичной противоположности любовь и голод. Это соответствует направ-
ленности вовнутрь и вовне. Затем он связал их с инстинктом самосохра-
нения и противоположным ему инстинктом сохранения вида. Позже это
было сформулировано как противопоставление либиднозного Я (нарцис-
сизма) и объектного либидо (сексуальности). Однако все это лишь раз-
личные аспекты внутренних и внешних отношений, представляющие
вторичные явления. До 1920 года проблема расщепления импульса
затрагивалась.
Причины, по которым Фрейд отказался от прежних взглядов и по-
новому подошел к природе влечений, обсуждались выше. Даже если его
идеи вызывают возражения, надо оценить их смелость.
Изучая природу влечений Я, Фрейд пришел к выводу, что эти инстин-
ктивные побуждения особенно консервативны и «стремятся восстановить
прежнее положение вещей» (Freud 1950а, р.48). В другом месте он за-
метил: «Мы предполагаем, что влечения Я возникают по мере того, как
неодушевленная материя становится живой, и стремятся восстановить
неодушевленное состояние». В то же время Фрейд отмечал в своей пер-
воначальной концепции сексуальных влечений, что эта сила направлена
на «сохранение жизни на сравнительно длительный период». Но далее
он добавил, что «влечения к жизни действуют в противовес другим вле-
чениям, которые по своей функции ведут к смерти, и этот факт указыва-
ет на имеющуюся между ними противоположность» (там же, р. 53).
По этой причине Фрейд отказался от концепции влечений Я и сексу-
альных влечений как первичных сил в жизненном явлении. Вместо этого
он выдвинул идею, что такими силами являются влечения к жизни и смер-
ти. «Это как бы замедляющий ритм в жизни организмов: одна группа вле-
чений стремится вперед, чтобы как можно скорее достичь конечной цели
жизни, другая в определенном месте своего пути устремляется обратно,
чтобы проделать его снова и таким образом продлить путешествие» (там
же, р. 54). Фрейд поместил влечение к смерти в мускулатуру.
Он назвал влечение к жизни эросом, «эросом поэтов и философов,
объединяющим все живое» (там же, р. 68), подразумевая под этим ли-
бидо сексуальных влечений.
Первоначальная концепция либидо ограничивалась энергией сексуаль-
ных влечений, направленных на объект. Позже Фрейд пришел к заклю-
чению, что либидо может быть повернуто вовнутрь, проявляясь в виде
нарциссизма. Невозможно опровергнуть то, что в его основе лежит энер-
гия. Но нельзя согласиться с Фрейдом, когда он приравнивает эрос и сек-
суальное влечение. Одно есть сила. Другое, по нашему определению,-
канал, по которому эта сила перемещается. В этом отношении Юнг был
более близок к истине, когда придавал термину «либидо» значение ин-
стинктивной силы в целом. Пожалуй, Фрейд приблизился к биоэнергети-
ческой концепции, подчеркнув, что «различие двух видов влечений, кото-
рое сначала мыслилось качественно, теперь трактуется иначе, а именно
топически» (там же, р. 71). Как раз это топическое различие мы и будем
сейчас рассматривать.
Наблюдая за бегом собаки или галопом лошади, нетрудно понять при-
роду движения млекопитающих. Чередующееся соединение и размах двух
пар ног по своей сути являются процессом заряда и разрядки, который
изображен на рис. 9. Энергия проходит через мышечную систему, кото-
рая сосредоточена на спине животного; два конца его тела приближают-
ся друг к Другу и соприкасаются с землей. Энергия уходит в землю через
четыре конечности. В результате этой энергетической разрядки происхо-
дит прыжок, при котором ноги разъединяются. Растяжение спины при-
водит к вдоху. Формируется новый импульс, который, зарядив передний
конец тела, продвигается дальше, заряжая мышцы спины. Организм го-
тов теперь к новой разрядке и новому прыжку.
Перед нами вновь фрейдовская концепция противопоставления. Одна
группа влечений движет животное вперед, но в процессе разрядки энер-
гии другая группа перезаряжает систему для нового движения. Недоста-
ток заряда мог бы привести к смерти.
Вертикальное положение тела человека разрывает две фазы. Заряд не
обязательно ведет к разрядке, то есть он может быть оторван от мышеч-
ной системы. Энергия заряда локализуется вдоль передней части тела,
увеличивая ее восприимчивость, но снижая подвижность. Вследствие по-
вышенной восприимчивости возникают определенные чувства, выражае-
мые либо действием, либо звуками, либо тем и другим. В двух типах эк-
спрессии имеются фундаментальные различия. Наиболее важным из них
является то, что только мышечное действие может разрядить то большое
количество энергии, вырабатываемое человеческим существом. Речь как
продолжение мышления имеет дело с гораздо меньшими количествами
энергии. Давайте рассмотрим эти энергетические процессы человека (см.
рис. 10).
Мое представление о путях следования энергии основано на наблюде-
ниях за пациентами, на моем личном опыте и на анализе движений
животных. Его исходным пунктом явилось понятие о продольном энер-
гетическом маятнике, но я все еще не объяснил его связь с Я, или с прин-
ципом реальности. Позвольте мне изложить вам свой опыт, который при-
вел меня к этим идеям.
Проходя с Райхом курс анализа, я понял, что при глубоком и спокойном
дыхании можно почувствовать движение, направленное вниз, вдоль пере-
дней части тела. Если полностью расслабиться, это чувство оканчивается ощу-
щением в области гениталий. Райх считал, что это чувство и сопровождаю-
щее его движение отражают энергетический поток, который начинается в
грудной клетке и направляется вниз, к гениталиям. Он не говорил ни о дви-
жении вверх, ни о том, что поток энергии работает как маятник.
Слушая однажды музыку Шопена, я вдруг осознал поток чувств, на-
правленный вверх. Музыку Шопена можно узнать по ее эмоциональнос-
ти. Наиболее подходящим для определения этого качества является сло-
во «стремление». Это чувство столь велико, что едва не переходит в ост-
рую тоску. В музыке ощущается невозможность достичь удовлетворения;
чувство будто сжимает горло.
Вскоре я заметил, что и другая музыка вызывает это ощущение стремле-
ния. Когда человек поет, он может испытать движение чувств от диафрагмы
к голове. Есть и другие формы экспрессии, например, плач или смех, в кото-
рых импульс направляется вверх и выражается голосом. Голосовое выраже-
ние, будь то пение, речь, плач или смех, является одним из средств достичь
контакта с другими. Но есть и другие способы выражения, позволяющие
достичь этого контакта. Руки, воздетые в молитве, губы, готовые к поцелую,
протянутые руки ребенка-все это имеет тот же самый фундаментальный
ысл; установить контакт с кем-то или с чем-то во внешнем мире. Я назы-
ваю это «стремлением», подразумевая стремление к контакту.
В половом акте то же самое чувство движения вниз, к гениталиям,
обладает иным качеством. Благодаря тому что верхняя половина тела всту-
пила в контакт, это чувство переживается как расслабление и желание
выплеснуться.
В музыке чувство стремления является основным в мелодии. Но, кро-
ме того, музыка имеет и ритмический компонент. Если мелодия, как птица,
взлетает вверх, то ритм связан с землей и находит свое естественное вы-
ражение в движении ног. По своей природе ритм представляет собой
высокую пульсацию, и с ним связаны все другие виды энергетической
разрядки. Это хорошо заметно в танце, когда верхняя половина воспри-
нимает мелодию, а нижняя ритмически двигается.
Обучаясь танцевать, я пришел к выводу, что в основе танца лежит чув-
ство радости. Если верно выражение, что «человек танцует для радости»,
то мы можем также сказать, что, танцуя, человек всякий раз выражает
этим свою радость. В то время я не соотносил ритм с радостью, хотя знал,
что активные ритмические движения, направленные на разрядку, как при
оргазме, вызывают восторг.
Размышляя над этим, я вдруг, как это обычно случается, ясно увидел
картину, где все элементы спонтанно встали на свои места. Мы начали с
ходьбы, ритм которой хорошо известен: левой-правой, левой-правой, с
равной силой. Если мы несколько возбуждены, мы можем подскакивать,
прыгать, бежать вприпрыжку или просто бежать. Рост возбуждения при-
водит к более интенсивной разрядке. Ходьба, бег, прыжки, танец-это
взаимодействие организма с землей. Пение и речь-взаимодействие с
воздухом и пространством. Мы движемся благодаря тому, что энергия
разряжается в землю, которая с этой точки зрения выполняет основную
функцию. Вся энергия обычно находит свой путь в землю; это принцип,
известный как «заземление». Все происходит так же, как при мощных
грозовых разрядах. Этот же принцип лежит в основе полового акта. Не
останавливаясь на нем подробно, я просто отмечу, что сексуальное при-
нятие мужчины женщиной означает для него принятие землей. Женщи-
на несет в себе частицу земли. Принимая мужчину, она принимает дух.
Здесь проявляется полярность, ведущая к принципу реальности. Энер-
гия движется от солнца, проходит сквозь атмосферу и достигает земли.
Фигурально выражаясь, все организмы стремятся к солнцу, чтобы полу-
чить энергию, а растения делают это буквально. Стремление вверх - часть
функции заряда пищей, кислородом, впечатлениями. Мы видели, что они
задействуют верхнюю часть тела. Разрядка направлена вниз, но перед этим
энергия обеспечивает важнейшие жизненные функции: развитие и дви-
жение. И только избыток энергии, который больше у прекративших свой
рост взрослых, чем у детей, разряжается в землю в половом акте.
Я объединяю эти движения понятием пульсации, центр которой рас-
положен в сердце. Порождая чувства, сердце вводит человека в ритм за-
ряда и разрядки. Но такая формулировка не дает полной картины. Эти
чувства, хотя и добавляют силу Я, не объясняют слабость определенных
структур характера, обнаруживающих недостаток агрессии. Кроме того,
они не объясняют такие эмоции, как злость или ярость.
Некоторое время я ограничивался понятием энергетического маятни-
ка, центр которого находится в сердце. Можно было почувствовать это
движение в передней части тела. В то же время я знал, что злость «пере-
живается спиной», особенно между лопатками, именно там, где у озлоб-
ленного животного встает дыбом шерсть. Дарвин объяснил этот феномен
в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Описывая обезья-
ну, он отметил: «Я видел, как шерсть разъяренного бабуина встает дыбом
вдоль спины, от шеи до поясницы».
Я сам ощущал у себя такое «вздыбливание» вдоль спины при гневе.
Про человека, который злится, мы говорим, что он «встает дугой». Это
напоминает кошку. Лев выражает это чувство движением губ, когти его
растопыриваются, чтобы схватить, челюсти размыкаются и готовы кусать.
Энергия человека больше всего направлена в руки, которые принимают
на себя агрессивную функцию зубов.
Однажды, изучая движение энергии вдоль спины, я пришел к выводу,
что оно является маятниковым. Когда человек злится или приходит в
ярость, энергия движется вверх, к поверхности головы и верхней челюсти.
Движение вниз по спине происходит при половом акте. Энергия,
возникающая при толчковых движениях таза, переживается как импульс,
спускающийся по спине, затрагивающий ягодицы и промежность и
достигающий гениталий.
Я понял, что раскачивание энергии вдоль спины качественно отличается
от того, что происходит в передней части тела. Я изучил соотношение двух
потоков энергии благодаря наблюдениям за движущимися животными.
Предыдущие рисунки представляют собой непосредственный резуль-
тат этого исследования. Несколько позже я увидел связь с развитием прин-
ципа реальности и усилением Я.
Выше, на рис. 10, я изобразил движение энергии вдоль спины красной
(здесь тонкой черной. - Ред.) линией, а движение вдоль передней части
ла-голубой (здесь жирной черной, - Ред.). Такое сочетание цветов
не случайно, в нем заключен глубокий смысл.
Голубая линия (движение вдоль передней части тела) изображает чув-
ства, которые обладают качеством нежности. Например, сострадание,
лость, милосердие, доверие и т.д. Они направлены на идентификацию
человека с другими людьми или объектами. Эти чувства, разумеется, раз-
личны и специфичны: нежность к сексуальному объекту, религиозные
чувства по отношению к Богу, жалость в тому, кто страдает и т.д. Их
источник-сердце. Если эти чувства не связаны с потоком, идущим вдоль
спины, они голубого цвета и вызывают «голубое настроение». Красная
линия изображает агрессивные чувства: злость, ярость, сексуальную агрес-
сию, голод и т.д. Их никак нельзя назвать нежными, равно как и спину
не назовешь мягкой. Поскольку основное мышечное развитие связано с
областью спины, можно ожидать, что энергетический поток, проходящий
по ней, обеспечивает мотивирующую силу передвижения организма в
пространстве. Они являются агрессивными, поскольку их цель состоит в
том, чтобы «подвинуть» организм к объектам, которые, естественно, мо-
гут быть такими же объектами для других инстинктивных сил. И снова
объективное определяет специфику качества. Я склонен считать, что центр
энергетического маятника находится в области диафрагмы. Если в этих
чувствах нет компонента нежности, они вызывают покраснение и ощу-
щение жара. Поэтому человек краснеет от злости, с этим связаны жар
сексуальной страсти и жажда крови во время охоты.
Использование этих цветов имеет еще более глубокий смысл. Голубым
цветом окрашены духовные чувства. Они тесно связаны с дыханием и по-
треблением воздуха. Голубой цвет означает, что в чувстве преобладает ду-
ховный, или небесный, компонент. Спиной же человек чувствует то, что
ориентировано на материю и связано с системой пищеварения и поиском
пищи. Важно то, что обе функции, дыхания-циркуляции и питания-
пищеварения, равноправны в теле и являются основой существования. Пища
в отличие от кислорода порождается землей; агрессивные чувства, в сущ-
ности, земные, и этим также объясняется их красный цвет.
Каждое действие содержит оба компонента. Когда, например, человек
пытается дотянуться руками до другого, это движение одновременно
порождается импульсами передней части тела и спины, а его качество
зависит от их сочетания. Если преобладает нежность, телодвижение вы-
ражает принятие, если же сильнее оказывается элемент агрессии, руки
протягиваются для того, чтобы продемонстрировать силу. Как мы увидим
дальше, при неврозах соотношение компонентов фиксируется тесными
рамками, без учета реальной ситуации. Человек с оральным характером
склонен подходить ко всем ситуациям с позиций симпатии, тогда как
основной установкой человека с фаллическим характером является агрес-
сивная решительность. Соотношение этих компонентов является особым
для каждого типа нарушения характера.
Аналитику биоэнергетическая концепция влечений, несомненно, на-
помнит позицию Фрейда, изложенную им в работе «По ту сторону прин-
ципа удовольствия». На это сходство я обратил внимание только после
того, как пришел к своим формулировкам. Поскольку анализ на сомати-
ческом уровне приносит те же результаты, что и анализ психических тен-
денций, можно говорить о единстве двух функций.
Проблема влечений вызвала у Фрейда затруднения, поскольку ему не
удалось уловить разницу между природой влечения и его направленностью,
которая определяет его специфическое качество. Фрейд считал, что компо-
нент либидо «привязан» к влечениям Я. Он также полагал, что «сексуальное
влечение содержит компонент садизма» (Freud 1950а, р. 73). Позже мы
увидим, что во влечениях Я можно выделить агрессивность, которая действует,
и нежность, которая ощущается. И тот и другой компоненты связаны с дви-
жением вверх, что определяет их идентичность Я, поскольку оба приносят
энергетический заряд к голове. Сексуальное влечение тоже состоит из двух
компонентов, но движение здесь направлено вниз, к гениталиям.
Очень важно различать путь движения энергии и саму энергию. В орга-
низме есть только одна энергия, или сила; она идентична психоаналити-
ческому понятию либидо и фрейдовскому эросу. Именно эта энергия
действует и проявляет оба влечения. При агрессии она становится источ-
ником силы, которая активизирует двигательную систему и напрягает
мышцы. Если энергия диссоциирована с мышечной системой из-за того,
что действие либо сдерживается, либо нуждается в сознательном пони-
мании или контроле, она имеет тенденцию перемещаться вдоль передней
части тела. Вследствие того, что ткани текучие и мягкие, чувства стано-
вятся нежными. Отсутствие развитой мускулатуры делает ткани очень
чувствительными. Энергия доминирует над структурными элементами,
которые главным образом служат проводниками ее движения. Эти чув-
ства выражаются в основном голосом.
Я способно создавать противоположности и одновременно синтезиро-
вать их, катализировать как разделение, так и соединение. Сдерживание
мышечной экспрессии чувства можно разделить на движение и ощущение.
Человек не способен осознать нежность, если непосредственное действие
содержит оба импульса, поскольку физическое действие и его последствия
подчиняют себе Я. Он останавливает движение, чтобы увеличить чувствен-
ное восприятие. Расщепление единства импульса - основа Я-сознания; оно
позволяет в дальнейшем рекомбинировать элементы для наиболее эффек-
тивной реакции. Однако расщепление не должно быть слишком сильным,
иначе слияние заново двух компонентов может не произойти.
Если бы мы стали искать антитезу эросу, чтобы удовлетворить дуалис-
тической концепции природы жизненного процесса, мы бы обнаружили
в понятии неорганизованной материи или плоти, выражаясь языком
Библии. Эрос, таким образом, -это дыхание, которое Бог придал плоти,
чтобы сделать ее живой. Здесь, однако, мы удаляемся от влечений как
таковых и вступаем в физическую область материи и энергии. Жизнь-
это не смесь материи и энергии, это энергия в материи, связанная с нею
гак, что их разделение невозможно до тех пор, пока продолжается про-
цесс жизни. Эрос, таким образом, связан с понятием духа; структурные
элементы тела являются производными материи, из которой они выстра-
иваются. Смерть - это состояние, в котором происходит диссоциация духа,
или души, от материального тела. Мы говорим: душа покинула тело.
Каждая клетка, как и любая организация клеток в тканях, органах или
организме - это смешение плоти и духа, тела и души, материи и эроса.
Жизненные процессы возникают в результате этого соединения, но не
являются им самим. Это отношение становится понятным, если сравнить
кизнь с пламенем. Горение нуждается в горючем материале и кислороде.
Но огонь не появится, если то и другое будет в отдельности. Только опре-
деленные условия вызывают горение. С точки зрения существования го-
рение - это новый элемент, это не материя и не энергия, это процесс.
Он обладает собственной тенденцией к росту и зажиганию нового пла-
мени. Жизнь подобна огню, который может погаснуть в одном месте, но
вспыхнуть в другом, продолжая процесс горения.
Как огонь не стремится к тому, чтобы погаснуть, так и сама по себе
жизнь не стремится к смерти. Такое самосохраняющееся горение жизни
и есть ее главное таинство. Пока есть горючий материал и кислород и
тока не закончится выброс продуктов горения, процесс продолжается. Для
жизни тоже необходимы пища, кислород и удаление отработанных про-
дуктов, но здесь аналогия заканчивается. Жизнь следует по законам раз-
вития, организации и воспроизведения, которые нам еще не совсем по-
нятны. И только когда исчерпывается возможность роста, организации и
воспроизведения, которая передается по наследству от одного живого
организма к другому, индивид умирает, но это вовсе не означает, что
существует влечение к смерти.
Понятие влечения к смерти нелогично. Поскольку слово «влечение»
подразумевает жизнь, такое понятие могло бы означать следующее; «жизнь
равнозначна жизни плюс смерти», или А равно А плюс Б. Смерть проти-
воположна жизни, она не составляет ее части. Живое возникает как часть
сгруктуры, ограниченная часть неживой природы, которая может тормо-
зить движение. Но это нельзя назвать тенденцией или инстинктом.
Фрейд утверждал, что «сексуальное влечение содержит компонент са-
дизма», который он принял за проявление влечения к смерти. Однако я не
читаю, что термин «садизм» соответствует этому компоненту. Нам необ-
ходимо различать садизм и агрессию. Лев, убивающий свою жертву, агрес-
сивен, но садизм в этом случае отсутствует. Пример садизма - линчующая
толпа. Здесь удовольствие возникает от разрушения per se. Когда лев ли-
шает жизни живое существо, его действие лишь делает возможным удо-
вольствие, которое возникает от удовлетворения потребности в пище. Это
же различие можно применить к половому акту. Если удовольствие достав-
ляет чувство превосходства или оскорбляет Я женщины, действие носит
оттенок садизма. Когда же удовольствие возникает от переживания взаи-
модействия, физического и духовного, когда именно это составляет суть
полового акта, никакого оттенка садизма в этом действии не найти.
С точки зрения биоэнергетики сексуальный акт-это разрядка. Он
всегда включает два компонента: агрессивный фактор, который дает мо-
тивирующую силу, и нежные чувства, которые придают действию его
значение. Само по себе чувство любви не обладает силой и не может
обеспечить разрядку без помощи агрессивного движения. Этот момент
нередко порождает проблемы. Женщины с оральной доминантой харак-
тера переживают сильное сексуальное возбуждение, но часто не могут
довести его до завершения. Биоэнергетический анализ их структуры вы-
являет слабую агрессивную направленность, связанную с недостатком
подвижности в ногах и спине. Существуют и противоположные ситуа-
ции, ригидное строение фаллически-нарциссического мужчины вызывает
преждевременную разрядку из-за недостатка нежных чувств. Это дает
чувство освобождения, но не приносит достаточного удовлетворения. Если
агрессивный компонент не смягчен любовью или нежностью, проявляет-
ся садизм. Но это - патологическое явление.
Как часть своего теоретического предположения о влечении к смерти
Фрейд сформулировал понятие первичного мазохизма, согласно которо-
му влечение к смерти - это тенденция к разрушению, которая направле-
на вовнутрь. Эрос поворачивает ее наружу в форме садизма. В клиничес-
кой практике отсутствуют примеры первичного мазохизма. Все аналити-
ки ежедневно сталкиваются с проблемой мазохизма или мазохистскими
тенденциями, и, если они не могут разрешить ее, терапия заканчивается
неудачей. Когда мы анализируем такие случаи, то обнаруживаем обра-
щенную вовнутрь агрессию. Успех терапии опровергает, однако, идею
первичного биологического стремления к неудаче. Как же тогда объяс-
нить наблюдаемые тенденции к саморазрушению?
Биоэнергетическая структура человека мазохистского склада характери-
зуется чрезмерно развитой и вместе с тем зажатой мускулатурой. Фрейд
связывал мышечный аппарат с влечением к смерти. В то же время нежные
чувства в значительной степени подавлены, но не вытеснены. Такое подав-
ление нежных чувств вызывает заметную зажатость и напряженность брюш-
ной мускулатуры. Если составить схему потока энергии вдоль передней части
и спины, получится следующее изображение (см. рис. II).
В естественном, не невротическом состоянии каждый импульс пред-
ставляет собой сплав двух компонентов: агрессии, связанной с мотори-
кой, и нежности, связанной с ощущениями. Один компонент может пе-
ревешивать другой в зависимости от внешней ситуации, но конфликт
между ними не является значительным. При мазохистской структуре эти
тенденции накладываются друг на друга и вызывают состояние амбива-
лентности. Это один из типов расслоения влечения, на который указывал
Фрейд при обсуждении влечений.
Не рассматривая подробно мазохистскую структуру характера, отме-
тим лишь две основные причины ее возникновения. Слишком развитая
мускулатура-это результат чрезмерного акцента в детстве на материаль-
ной стороне жизни. Обычно это связано с гиперпротективным поведе-
нием матери, придающей большое значение процессу еды, или высажи-
ванию на горшок, или тому и другому. Таким образом, развитие муску-
латуры предназначено для «сдерживания» импульсов, что противоположно
растяжению и расслаблению мышц, необходимому для движения. По-
скольку движения тела и живота тесно связаны, каждое вмешательство в
естественное функционирование кишечника приводит к общему сниже-
нию подвижности организма. В таких случаях нежная сторона отноше-
ний между матерью и ребенком подавляется. Мать демонстрирует свою
любовь через внимание к кормлению и дефекации; от ребенка ждут от-
клика через хороший аппетит и регулярные, контролируемые движения
кишечника. Здесь очевидна малая толерантность к выражению личных
желаний и интересов ребенка; другие его эмоциональные потребности
игнорируются, а сопротивление разрушается. Такие матери задавливают
детей своим вниманием к тому, какие проявления ребенка были бы для
них (матерей) нежелательными. Точное взаимодействие сил мы рассмот-
рим позже на подробных примерах соответствующих случаев. Сейчас же
моей целью является показать, что концепция обращенной вовнутрь аг-
рессии биоэнергетически обоснованна. Но для этого нам необходимо
обсудить второй, невротический компонент.
Зададим себе вопрос: верно ли то, что именно эрос направляет агрес-
сию наружу и что без эроса мускулатура могла бы напрячься до состоя-
ния трупного окоченения? Ответ однозначен: да. Об этом свидетельству-
ют и наши рисунки. Но эрос-это не сексуальное влечение, он только
мотивирующая сила всякой инстинктивной активности. Жизнь без него
невозможна, он составляет ее единственную силу, или энергию. В этом
отношении наши воззрения являются монистическими. Но эта сила, или
энергия, действует через материю. Передняя Часть тела, таким образом,
является сенсорной стороной, а спина - моторной. Преобладание жест-
ких элементов в спине отвечает за материальное качество агрессивного
поведения. И наоборот, доминирование энергии над материей в пере-
дней части тела определяет ее духовное свойство.
Сравните это положение с фрейдовским, которое изложено в «Я и Оно»:
«В каждой живой субстанции действовали бы оба первичных влечения,
но все же в неравных пропорциях, чтобы одна субстанция могла быть
главным представителем эроса» (Freud 1950b, р. 56). Фрейд не сказал,
какой эта субстанция должна быть, но назвал специальный орган, назна-
чение которого - «успешно нейтрализовать влечение к смерти отдельной
клетки и отводить разрушительные склонности во внешний мир... Этот
орган-мускулатура». Я бы предположил, что специальной субстанцией,
которая «представляет собой эрос», является кровь. Этим, возможно,
объясняется то, почему идентификацию членов семьи называют «кров-
ными узами». Этим же мы объясняем и противоположность жидких и
структурных элементов тела.
Нет надобности углубляться в этот вопрос. Нам интересно узнать, как
два «класса влечений» взаимодействуют в каждом отдельном акте. Фрейд
и здесь дал теоретический ответ. Согласно его концепции, «два вида вле-
чений слиты друг с другом, смешаны и переплетены». Райх обнаружил
механизм, который мог бы объяснить этот феномен. Я имею в виду его
концепцию наложения, суть которой в общих чертах такова: когда две
одинаково направленные волны движения встречаются, они сливаются в
общую волну с большей амплитудой и силой.
Происходит «расслоение» влечения. Фрейд полагал, что «эпилептичес-
кий припадок является продуктом и признаком» такого явления (там же,
р 57). Моторная разрядка полностью отделена от какого бы то ни было
компонента нежных чувств, которые могли бы связать действие с вне-
шним миром. Садизм - другой пример расслоения. Здесь акт разруше-
ния направлен на объект, который в нормальном состоянии мог бы быть
реципиентом нежных чувств. Можно найти пример неясности, при кото-
ром нет двигательного компонента. Человек, который тоскует или томится
по другому человеку, отождествляется с ним, но агрессивная необходи-
мость достичь удовлетворения, объединившись с объектом, отсутствует.
Полное расслоение влечений характерно для психотических состояний.
Неполное расслоение приводит к состоянию амбивалентности, которое
является обычным симптомом при неврозе. Анализируя проявление амби-
валентных чувств любви и ненависти, Фрейд пришел к биоэнергетическо-
му по своей сути заключению. Прежде всего он понял, что «во многих
обстоятельствах, ненависть переходит в любовь и наоборот». Механизм этого
изменения следующий: «Амбивалентная установка (неполное слияние)
имеется с самого начала, и превращение совершается путем реактивного
смещения катексиса, причем энергия отнимается у эротического импульса
и передается энергии враждебной». В основе этого утверждения лежит
предположение о психической эквивалентности биоэнергии. «Мы показа-
ли, что в психике, в Я или Оно, существует способная к перемещению
энергия, сама по себе индифферентная, но которая может примкнуть к
эротическому или разрушительному импульсу» (там же, р. 61).
Подведем итоги. Единая энергия мотивирует все действия. Когда она
проходит через мускулатуру, особенно через произвольно сокращающуюся
мускулатуру, то Заряжает ее и вызывает движение в пространстве, назван-
ное нами агрессией (движением к объекту). Если эта энергия заряжает
мягкие структуры, такие, как кровь или кожа, возникают эротические ощу-
щения, или нежные и любовные чувства. Каждый из этих аспектов эмоци-
ональной жизни человека локализован: моторный компонент в спине и в
ногах, сенсорный компонент в передней части тела и руках. Хотя это не
абсолютная тенденция, для практических целей биоэнергетической терапии
такого разделения на заднюю и переднюю части тела вполне достаточно.
При отсутствии неврозов эта единая энергия распределена на два ка-
нала, что позволяет действовать рационально и адекватно ситуации. Им-
пульсы обоих каналов соединяются или накладываются друг на друга, и
возникает действие, которое внешне выглядит как единая экспрессия.
Слияние является внешней функцией, то есть экспрессией под контро-
лем Я. Если слияние произошло полностью, наблюдателю выделить два
компонента невозможно. Частичное слияние порождает амбивалентность
и влечет за собой иррациональное поведение. Это легко заметить, наблю-
дая пациента, который плачет, агрессивно двигаясь, или злится, когда
чувствует, как текут слезы. Полное расслоение является синонимом пси-
хотического расщепления.
Теперь мы можем двинуться дальше. Мы рассмотрели противополож-
ность материи и энергии и постулировали противопоставленность мотор-
ного, агрессивного пути и сенсорного, нежного. Теперь мы можем пого-
ворить о Я и сексуальном влечении на более высоком уровне. Сексуаль-
ное влечение включает в себя оба компонента: сенсорный и моторный,
нежность и агрессивность. Эротический компонент движется вниз по
передней части тела и сливается с агрессивным компонентом, движущимся
по спине, затем спускается к промежности и гениталиям. Сексуальная
природа этих импульсов определена их целью, половым актом с объек-
том, и местом их слияния в гениталиях. С другой стороны, когда движе-
ние двух импульсов направлено к голове с точкой слияния между глаза-
ми, мы говорим о влечении Я*.
Вследствие своей противоположной направленности влечение Я про-
тивостоит сексуальному влечению. Этим объясняется то, что на вершине
сексуального оргазма Я перестает существовать. Я можно узнать по выра-
жению глаз, повороту головы и шеи, по тому, что «написано на лице», и
т.д. Все это хорошо соотносится с нашим обсуждением принципа реаль-
ности, когда мы говорили о базисном продольном маятнике, находящим-
ся между головой и гениталиями, между органами заряда и разрядки. Если
же эту продольную пульсацию энергии разделить на два основных ком-
понента, такое разделение можно было бы описать только в терминах
нарушения функции, то есть расслоения влечения. На уровне Я и сексу-
альной разрядки заметен только единый поток. Движение живых орга-
низмов является пульсирующим. Энергетическое движение вверх-вниз
по своему характеру является маятниковым. Влечение Я не может быть
сильнее сексуального влечения, само по себе Я не сильнее, чем сексуаль-
ное чувство. Если на уровне Я имеется амбивалентность, подобная амби-
валентность будет присутствовать и в сексуальной функции. Этот маят-
ник, лежащий в основе принципа реальности, является краеугольным
камнем всех биоэнергетических принципов и терапии.
На этом мы завершаем обсуждение теоретических принципов, лежа-
щих в основе биоэнергетической терапии. В следующих трех главах изло-
жение теории объединено с техниками, чтобы таким образом предста-
вить структуры рассматриваемых характеров как в теоретическом, так и
практическом аспекте.
_____
* Ср. с идеями Пола Шилдера: «К телесным тенденциям относится не только
агрессивность. Тенденции Я обеспечивают пищу и самозащиту» (Shilder P.,
Yhe Image and Appearance of the Human Body. New York, International Universi-
Ties Press, 1950, p.121-122) .
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1875;