III. Принцип удовольствия
Вся аналитическая работа проводится в рамках так называемого прин-
ципа реальности, то есть способности организма терпеть страдание или
неудовольствие ради ожидаемого удовольствия в будущем. Именно прин-
цип реальности позволяет пациенту выдержать болезненные моменты
аналитической терапии. Возможности и действие этого принципа по-
нятны, но мы еще не рассмотрели лежащие в его основе механизмы. В
следующей главе мы попробуем выявить и исследовать некоторые из них,
но перед этим необходимо понять, что принцип реальности является про-
изводной и модификацией основного общего принципа, который управ-
ляет мышлением и поведением организмов. Речь идет о принципе удо-
вольствия.
Исследуя бессознательные психические процессы, Фрейд обнаружил
закономерность, которая отличает их от сознательной психической актив-
ности. Он пришел к выводу, что эти бессознательные процессы «старшие,
первичные, они представляют собой фазу развития, где других психичес-
ких процессов не было» (Freud 1911, р. 14). Они подчиняются тенден-
ции, которую он назвал «принципом удовольствия-страдания». Проще
говоря, это означает, что организм ищет удовольствия и избегает неудо-
вольствия и страдания. В дальнейшем Фрейд детально исследовал этот
принцип, связывая «неудовольствие с возрастанием возбуждения, удоволь-
ствие - с уменьшением» (Freud 1950а, р. 2). Можно упростить это поло-
жение, заменив слово «возбуждение», и сказать, что неудовольствие, или
страдание, увеличивают напряжение, а удовольствие снижает его.
На уровне психики есть несколько понятий, углубляющих понимание
этого принципа. Кто-то может сказать, что напряжение вызывают потреб-
ности, а их удовлетворение приносит удовольствие. Но это не продвигает
нас к пониманию. Напряжение само по себе есть потребность, так же
как потребность есть напряжение. Объяснение здесь следует искать на
биологическом уровне.
В 1934 году Райх провел в Университете Осло серию экспериментов,
имеющих отношение к этой проблеме. Подробно они изложены в его
книге «функция оргазма», поэтому я ограничусь здесь изложением основ-
ных наблюдений и выводов.
Прежде всего было показано, что изменение электрического потенци-
ала на поверхности кожи зависит от эмоций. Возникает так называемый
психогальванический феномен. Эксперименты Райха были направлены на
изучение того, что происходит при сексуальном возбуждении и как это
связано с восприятием удовольствия. Осциллографические записи пока-
зали, что происходит с кожным потенциалом эрогенных зон при прият-
ной и неприятной стимуляции. Райх установил, что восприятие удоволь-
ствия каждой зоной - губами, сосками, ладонями рук и т.д. - сопровож-
дается резким повышением кожного потенциала соответствующей области
тела (Reich 1942, р. 335). Это отмечали приборы, расположенные в дру-
гой комнате. Надавливание или испуг, напротив, вызывают заметное сни-
жение потенциала. Далее, «психическая интенсивность приятных ощу-
щений соответствует величине биоэлектрического потенциала». Таким
образом было получено экспериментальное подтверждение фрейдовской
мысли о том, что Я в своей функции восприятия есть первичный фено-
мен поверхности тела и одновременно проекция поверхностного фено-
мена на соответствующую область мозга, благодаря чему процесс воспри-
ятия становится осознанным. Мы имеем два тесно переплетенных явле-
ния восприятия: проекцию на поверхность тела и проекцию поверхности
на другую поверхность.
Чтобы понять оба феномена как единую экспрессию всего организма,
каковой они и являются, мы прибегнем к райховскому основному закону
биологического функционирования: единству и противоположности веге-
тативной жизни организма. Здесь доминируют две функции-расширение
и сокращение. Они напоминают обычную пульсацию, присущую всем
живым организмам. Как показал Райх, в соматической сфере расширение
и сокращение как психический процесс коррелируют с работой симпати-
ческого и парасимпатического отделов нервной системы и с действием
определенных групп ионов. На психическом уровне биологическое расши-
рение ощущается как удовольствие, а сокращение - как неудовольствие.
Между вегетативным центром и периферией есть функциональное проти-
вопоставление, которое делает возможным дальнейшую корреляцию меж-
ду психическими ощущением и энергией движения. Поток энергии от
центра организма к периферии функционально соответствует биологичес-
кому расширению и восприятию удовольствия. И наоборот, движение
энергии от периферии к центру тождественно биологическому сокраще-
нию и восприятию неудовольствия или тревожности.
Чтобы представить этот механизм, можно воспользоваться тем рисун-
ком, который в предыдущей главе иллюстрировал соматическую основу и
психический уровень функционирования (см. рис. 6).
На нем отсутствует мышечная система, которая связана с развитием
принципа реальности. Я ограничено поверхностной мембраной. Расши-
рение и сокращение являются, по существу, феноменом Оно.
Мы уже отмечали, что важно выяснить, чем неудовольствие отличает-
ся от тревожности. Насколько мне известно, ни Фрейд, ни Райх этого
различия точно не формулировали; Райх даже приравнивал эти термины
друг к другу. Вопрос можно задать так: если биологическое расширение
переживается как удовольствие, почему соответствующее сокращение не
переживается как неудовольствие? Слово «неудовольствие» не описывает
воспринимаемого ощущения. В пульсирующем состоянии расширения и
сокращения напряжение, которое возникает перед освобождением, во-
влекает и погружает в ожидание будущего освобождения. Предполагае-
мое удовольствие допускает состояние напряжения, которое иначе вызвало
бы неудовольствие. Принцип удовольствия сам по себе содержит рудимент
реальной функции, которая затем становится доминирующим принци-
пом поведения взрослого человека.
Когда напряжение возникает в ситуациях, где пережить удовольствие
невозможно, появляется тревожность, которая сама по себе не обязательно
представляет собой патологическое состояние. В своих рассуждениях мы
должны всегда основываться на принципе реальности. Тревожность ста-
новится патологической, когда она несоразмерна спровоцировавшей ее
внешней ситуации. Даже если она не является патологической, тревож-
ность всегда переживается как угроза для Я, и взрослый организм стре-
мится ее устранить. Можно еще сказать, что напряжение является пато-
логическим, когда оно хроническое и не поддается контролю со стороны
организма. Исходя из этих положений, здоровье можно определить как
возможность организма сохранять собственный ритм пульсации в рамках
принципа реальности. Удовольствие, резко отличаясь от неудовольствия,
тревожности и страха, в то же время является частью общего принципа:
напряжение-релаксация, сокращение-расширение. Теперь можно оп-
ределить третье понятие этого ряда - страдание.
Если неудовольствие описывает состояние энергетической заряженно-
сти, предшествующее разрядке, то тревожность предполагает энергети-
ческий заряд, в котором движение к разрядке заблокировано или сдер-
живается. Когда интенсивность заряда достигает такой степени, что на-
чинает угрожать интеграции структурных элементов тела, возникает
страдание. Это утверждение относится ко всем ситуациям, в которых пе-
реживается страдание. Нервная система, несомненно, играет такую же
важную роль в восприятии страдания, как и во всех функциях восприя-
тия. Благодаря этой самой структуре всю нервную систему можно срав-
нить с перевернутым деревом, его ветки и разветвления - с разветвлени-
ем кровеносной системы, которая является важным каналом для свобод-
ного протекания энергии в теле.
Может возникнуть впечатление, что нет ничего проще и в то же время
фундаментальнее, чем действие принципа удовольствия. Еще в 1920 году
Фрейд опубликовал наиболее спорную книгу «По ту сторону принципа
удовольствия», в которой постулировал существование двух инстинктивных
сил: влечения к смерти (первичного мазохизма), возвращающего к неоду-
шевленной природе, и влечения к жизни (сексуального инстинкта), кото-
рое ведет жизнь вперед по пути эволюционного развития, фрейдовская
формулировка лаконична и исполнена мастерства. Я не преследую цели
обсуждать ее. Вопрос в конечном итоге состоит в том, действуют ли эти
силы или влечения по ту сторону принципа удовольствия или внутри него.
Фрейд пришел к этим понятиям благодаря двум феноменам. Первый
из них - проблема мазохизма. По всей видимости, существуют опреде-
ленные индивиды, которые не желают стать здоровыми. Вопреки прин-
ципу удовольствия эти люди ищут ситуации страдания, в которых бы
доминировало внутреннее принуждение и в которых «снова и снова со-
держалось бы страдание и переживание». В аналитической терапии это
проявляется в виде «отрицательной терапевтической реакции». Практи-
ческий опыт обнаружил действие принципа, объясняющего этот фено-
мен. Это - «навязчивое повторение», которое, по мнению аналитика,
является «императивом, полностью пренебрегающим даже принципом
удовольствия» (Freud 1950b, р. 71). Фрейд писал: «Мое утверждение о
регрессивном характере влечений тоже основано на этом материале, а
именно на фактах навязчивого повторения» (Freud 1950а, р. 81).
Рассмотрим это «навязчивое повторение» более детально. Оно, как ни
странно, демонстрирует один из аспектов принципа удовольствия. Изве-
стно, что все организмы испытывают желание повторять определенные
действия. Сразу же приходит мысль о еде, сне, сексуальной активности и
т.д. В целом эти действия повторяются на основе периодического возник-
новения потребностей, которые вызывают напряжение организма до тех
пор, пока они не будут удовлетворены. Возникающее побуждение наце-
лено на то, чтобы ослабить это напряжение, и мы знаем, что освобожде-
ние от таких состояний напряжения переживается как удовольствие, будь
то процесс еды, сна, дефекации или сексуальной разрядки (см.: Fenichel
1945, р. 542). Другие повторные действия могут совершаться, даже если
за ними не следует немедленного удовольствия, -когда наше чувство ре-
альности подсказывает, что это приведет к удовольствию в будущем. Ре-
гулярно посещающий аналитические сеансы пациент действует на осно-
ве этого принципа. Но принцип реальности следует понимать как моди-
фикацию принципа удовольствия, а не как его отрицание.
Находится ли навязчивое повторение по ту сторону принципа удоволь-
ствия? Фрейд ссылается на два рода наблюдений, подтверждающих эту
идею. Первым является состояние, известное нам как «травматический
невроз», которое иногда возникает после несчастного случая, связанного
с риском для жизни. Эти неврозы «характеризует повторное пережива-
ние пациентом ситуации несчастного случая, ситуации, которую он мас-
кирует другим страхом». Сопровождающие их сновидения противоречат
«исполнению желаний во сне» и, как сказал Фрейд, могут вести человека
к «отражению скрытых тенденций Я к мазохизму» (Freud 1950а, р. 11).
Фрейд подчеркивал, что травматические неврозы не развиваются, если
имеет место значительная физическая травма. Его объяснение с точки зре-
ния психологии хотя и пристрастное, но точное, поскольку гиперкатексис
травмированного органа позволяет сдержать избыток возбуждения. На языке
биоэнергетики это звучит так; механическое волнение и потрясение про-
дуцируют определенное количество свободной энергии, высвободившейся
или разрядившейся в травме. Эта свободная энергия необходима для про-
цесса исцеления. Когда такое освобождение невозможно, развивается син-
дром, подобный истерии. Для иллюстрации я приведу такой случай: моло-
дая женщина обратилась ко мне с тем, что ей не удавалось наладить близ-
кие отношения с человеком, которого она выделяла среди нескольких
симпатичных ей мужчин. Важно то, как пациентка относилась к своей
ситуации. Несколькими годами раньше она была замужем за молодым
человеком, которого очень любила. После шести месяцев счастья она стала
свидетелем того, как ее муж разбился на самолете. В тот момент, не издав
ни звука, она повернулась и побежала. В дальнейшем пациентка никогда
не выражала своего чувства слезами. Отгородившись от общих знакомых,
она вскоре поступила на службу в вооруженные силы. Во время второй
встречи, когда эта женщина лежала на кушетке, я заметил, как ее горло
сжимается при дыхании. Пальпация высвободила сильный спазм горловой
мускулатуры. Быстрое надавливание на эти мышцы вызвало крик испуга,
за которым последовали тяжелые рыдания. Травмирующее событие вспых-
нуло в ее сознании. На протяжении нескольких сеансов я вызывал крик и
рыдание. Каждый раз она заново проживала ужасающее ее переживание.
«затем это кончилось. Я продолжал терапию. В дальнейшем она полюбила
другого человека и вышла за него замуж.
Мне неизвестно, переживала ли она травму во сне. Мы узнаем, что дина-
мика проблемы требует полного высвобождения всех аффектов, включен-
ных в переживание, и что это высвобождение может происходить на созна-
тельном уровне. Кто-то может объяснить ее неспособность полюбить как
результат иммобилизации этого большого количества аффекта или либидо.
Мы могли бы интерпретировать каждый сон, в котором пациент заново
переживает травмирующую ситуацию, пытаясь осуществить разрядку подав-
ленного аффекта. Это не может привести в желанному результату, потому
что все происходит без участия сознания. Повторные сновидения на эту тему
повторяют попытку и также не приносят облегчения. Подобные неудачи
носят на себе печать мазохизма. Мазохистский элемент возникает из более
глубокого нарушения характера, которое само по себе поддается аналити-
ческой терапии. Клиническая картина, однако, никак не противоречит прин-
ципу удовольствия, поскольку организм стремится освободить внутреннее
напряжение, то есть избежать неудовольствия или страха.
Другое клиническое исследование навязчивого повторения основано на
невротическом феномене переноса. Я также по своему опыту знаю, что часть
пациентов склонна «повторять все нежелательные ситуации и тяжелые
эмоции в переносе и переживать их с величайшим простодушием» (там
же, р. 22), что особенно характерно для анализа мазохистского характера.
Если проблема трудна, это еще не значит, что она неразрешима. Райховс-
кое объяснение психологических аспектов проблемы мазохизма - это одна
из ценнейших глав в истории психоанализа. Надеюсь, мои собственные
замечания по этому поводу тоже будут способствовать пониманию этого
вопроса. Я уверен, что другие аналитики нашли эффективные подходы для
работы с этой проблемой. Трудности аналитической терапии не должны
приводить нас к мысли о невозможности исцеления. Если мы имеем в виду,
что каждая аналитическая терапия еще и заключает в себе перевоспита-
ние, можно достичь многого. Индивид, который до этого фигурально и
буквально не стоял твердо на собственных ногах, обретет их, хотя понача-
лу, когда он совершит первые усилия, его поступь будет неуверенной.
Я потратил некоторое время на рассказ о навязчивом повторении по-
тому, что оно является частью принципа удовольствия. Следующий при-
мер проиллюстрирует это. Я воспользуюсь наблюдением Фрейда за девоч-
кой, которую заставили открыть рот у зубного врача. Дома она захотела
поиграть в визит к дантисту и повторить на своей младшей сестре то же
самое переживание. Эта игра демонстрирует «особенность, полную бес-
сознательной тенденции принудить, активно повторить то, что пережито
пассивно». Дети постоянно играют подобным образом, и заслуга Фрейда
состоит в том, что он определил, на чем основаны такие игры. Я тоже
вижу в этом принуждение к отреагированию травмирующего пережива-
ния, происшедшего в детской жизни. Но, подчиняясь принципу удоволь-
твия, навязчивое повторение модифицируется в соответствии с требова-
ниями реальности. Здесь было бы уместно использовать аналогию.
Если нажать на резиновый мяч или воздушный шар, а затем убрать
руку, он примет свою исходную форму настолько быстро, насколько бу-
дет ослабевать надавливание. Возвращение формы мяча или шара точно
повторит в обратном порядке направление того движения, которое было
совершено, когда происходило надавливание. Я совершенно уверен, что
навязчивое повторение следует тем же энергетическим законам, что и мяч
и воздушный шар. Живой организм и воздушный шар повинуются зако-
номерностям поверхностного напряжения, сохраняющегося благодаря
внутреннему давлению и энергетическому заряду. Травмирующее пере-
живание - это удар по Я ребенка, который можно сравнить с надавлива-
нием на поверхность шара. Когда давление исчезает, Я будет стараться
отреагировать переживание путем активного движения, повторяя в об-
ратном направлении исходную реакцию. Далее, если ребенку не удается
активно отреагировать такое травматическое переживание, то это про-
исходит потому, что его энергетическая система не достаточно напряже-
на внешним давлением. Я частично разрушается, и ситуация напоминает
поверхностное натяжение полунадутого шара.
На психологическом уровне можно говорить о совладании человеком
с ситуациями угрозы. Отождествление с активным процессом позволя-
ет ребенку интегрировать в сознание все переживание целиком. Если
человек, который упал с лошади, преодолев свой страх, снова немедлен-
но сядет на лошадь, его нельзя считать мазохистом. Как бы ни интер-
претировалось поведение с точки зрения психологии, основные паттер-
ны определяются лежащими в их основе энергетическими процессами.
И Фрейд и Райх были солидарны в том, что принцип удовольствия
передает основные биоэнергетические закономерности. Фрейд, как мы
знаем, связывал удовольствие и неудовольствие с «количеством возбужде-
ния, которое присутствует в сознании, но отнюдь не является "границей";
их отношения таковы, что неудовольствие соответствует увеличению воз-
буждения, а удовольствие - уменьшению». Райх отождествил удовольствие
и неудовольствие с движением энергии в организме. Движение к пери-
ферии уменьшает внутреннее давление, повышает поверхностное напря-
жение и облегчает разрядку во внешний мир. Движение внутрь имеет
противоположный эффект. Так мы приходим к проблеме энергетической
Разрядки живого организма, которая представляет собой функцию его
отношений с реальным внешним миром.
Само существование живого организма создает первое противоре-
чие в динамике энергетических процессов - между индивидом и вне-
шним миром. Несмотря на зависимость от внешнего мира, каждый
живой организм - независимое образование, и мало вероятно, чтобы
он не сознавал своей индивидуальности. Отсюда, из этих зависимо-
-независимых отношений вытекает основное внутреннее противоречие:
направленность к миру - направленность к Я, к центру. Используя
понятие «либидо», это можно выразить как противопоставление объект-
ного либидо нарциссическому. Последняя формулировка является,
однако, психологической. Соответствующие соматические процессы
наиболее отчетливо можно наблюдать у амебы. Фрейд сам сравнивал
появление и утрату психического интереса с вытягиванием и втягива-
нием псевдоподий. Если задуматься о причинах внешнего движения
амебы, становится ясно, что она отвечает на стимулы окружающей
среды. Но эти стимулы определяют только направление движения, но
не мотивирующую силу. Последняя возникает благодаря напряжению
в организме. Напряжение, как физическое понятие, описывает состо-
яние натяжения по отношению к прилагаемой силе. У одноклеточных
это можно представить себе как результат внутреннего давления на
эластичную ограничительную мембрану. Люди воспринимают напря-
жение аналогичным образом. Иногда это может происходить настоль-
ко тяжело, что возникает ощущение взрыва.
Всякое напряжение является, по сути, поверхностным феноменом. Оно
возрастает либо в результате уплотнения эластичной мембраны, либо когда
увеличивается внутреннее давление или заряд. Напряжение может сни-
зиться, если уменьшается внутреннее давление или растягивается огра-
ничительная мембрана. Особенностью живых организмов является то, что
они способны адаптироваться к возрастающему внутреннему заряду за счет
расширения поверхностной мембраны. Это подразумевается в понятии
роста. Расширение - противоположность натяжению - уменьшает повер-
хностное напряжение. Однако, как мы увидим, этот механизм функцио-
нирует только в узких пределах.
Различие между живой и неживой мембранами наглядно проявляется
в феномене цвета. Если надуть цветной воздушный шар, цвет его поверх-
ности менее интенсивен из-за дисперсии цветовых частиц. Интенсивность
цвета живой мембраны, такой, как кожа человека, при растяжении
возрастает. Если это приятное растяжение, кожа краснеет из-за расши-
рения кровеносных сосудов. Тревожность вызывает бледность из-за
сужения кровеносных сосудов. Неживые мембраны растягиваются меха-
нически, а расширение живых мембран - это активный процесс, возни-
кающий в результате движения телесных флюидов к поверхности, увели-
чивающих поверхностный заряд. Можно сказать, что, когда расширяется
живая мембрана, снижается поверхностное напряжение и увеличивается
поверхностный заряд, а при ее сокращении - наоборот.
Я процитирую райховское описание этого феномена: «Бледность при
испуге, озноб в состоянии тревоги соответствуют смещению катексиса от
периферии тела к центру, вызванному сужением периферических сосу-
дов и расширением центральных (стазис тревожности). При сексуальном
возбуждении набухание, цвет и тепло периферических тканей и кожи
полностью противоположны состоянию тревоги. Ему соответствует пси-
хическое и физиологическое движения энергии от центра к периферии
тела и к внешнему миру» (Reich 1949, р. 285).
Что происходит, когда внутреннее напряжение достигает степени,
превышающей предел растяжения мембраны? Напряжение может умень-
шиться только с уменьшением твердости, плотности и с разрядкой внут-
ренней силы или энергии. В одноклеточном организме это происходит с
делением клетки. У многоклеточных этот процесс разделен на сексуаль-
ность и репродуктивность.
Можно выделить два аспекта механизма, снижающих напряжение. В
одном случае энергия, движущаяся к периферии, расширяет поверхност-
ную мембрану, а в другом плотность уменьшается, и энергия разряжает-
ся во внешний мир. Оба эти процесса вызывают удовольствие, и степень
его зависит от количества и градиента ослабления напряжения. Посколь-
ку второй процесс более важен, рассмотрим его подробнее.
Вещества и энергия проникают в организм с пищей и при вдыхании
кислорода. Это, разумеется, увеличивает внутреннее напряжение, кото-
рое затем высвобождается за счет растяжения поверхностной мембраны
(что включает расширение всего организма в процессе роста как часть
этого же механизма) или путем разрядки энергии и субстанции во вне-
шний мир. Это может принимать форму работы, при которой происхо-
дит только разрядка энергии, или форму секса и репродуктивности, где
есть разрядка и субстанции и энергии.
Первыми противоположными влечениями, которые постулировал
Фрейд, явились инстинкты голода и любви. Интересен его более поздний
комментарий; «Вначале я был крайне удивлен, что отправной точкой для
меня стал афоризм Шиллера, что голод и любовь движут миром. Голод
представляет те влечения, которые нацелены на сохранение индивида;
любовь находит объекты, ее основная функция, преобладающая, природ-
ная - сохранение видов*» (Freud 1953а, р. 94-95).
Удовлетворение голода и сексуального желания приятно, хотя один
вызывает приток, а другое - отток субстанции. И то и другое имеют об-
___________
* «Таким образом впервые проводится разделение влечений Я и объектных
влечений. Для энергии последних, и исключительно для них, я ввел термин "ли-
бидо", противопоставив влечения Я и влечения либидо, направленные на объекты»
(Freud S., Cixilization and Its Discontents. London, Hogarth Press1953).
щее: удовлетворение потребности в каждом случае требует движения к
внешнему миру и контакта с ним. Но одно определяется чувством недо-
статочности (голод), а другое - чувством избытка (сексуальность). Большую
проблему составляет то, что движение вовне, которое должно мотивиро-
ваться напряжением в центре, бывает недостаточным. Райховский анализ
этой проблемы невозможно переоценить. Позвольте мне процитировать:
«Когда простейшие хотят принять пищу, им приходится двигать плаз-
му от центра к периферии, то есть увеличивать напряжение на перифе-
рии, устраняя таким образом негативное давление в центре. Другими
словами, им надо с помощью механизма либидо подойти к внешнему миру
для того, чтобы устранить "негативное давление", то есть голод... Это
означает, что сексуальная энергия всегда служит удовлетворению голода,
и наоборот, прием вводимой субстанции, который в конечном счете яв-
ляется биохимическим процессом, приводит к напряжению либидо. Прием
пищи - основа существования и. продуктивных достижений - начинает-
ся с самой примитивной локомоции» (Reich 1949, р. 283). Проще гово-
ря, для движения необходима пища, а для получения пищи - движение.
Если интерполировать энергетические фазы, то получается следующее:
энергия нужна для движения, чтобы добыть пищу, из которой высвобо-
дится энергия для дальнейшего движения. Можно ли более ясно проде-
монстрировать связь между свободной энергией и либидо?
У простейших голод и сексуальность почти неразличимы. Спаривание
двух простейших и поглощение пищи - процессы во многом сходные. Это
также напоминает переплетение голода и либидинозной потребности в
функции кормления. Если голод использует механизм либидо, чтобы до-
стичь мира, то эрос нуждается в моторной системе голода, чтобы добить-
ся удовлетворения.
Принцип удовольствия стоит на пороге жизни. По ту сторону от него
протягиваются огромные пространства неодушевленной природы, бесчис-
ленные феномены которой подчиняются тем же законам химии и физи-
ки, что и сфера живых организмов. Возникновение сознания в процессе
развития живых организмов - это шаг в сторону организации поведения.
Сознательная жизнь предполагает, что организм будет сознательно выби-
рать действия и реакции, преследуя фундаментальную цель - борьбу за
удовольствие и избегание неудовольствия. Прежде чем двинуться дальше,
отметим, однако, что мы не затронули главную загадку этой темы-при-
роду самого удовольствия. Мы увидим, что сознание само по себе не мень-
шая тайна, чем бессознательное, хотя разъяснить некоторые аспекты его
природы нам вполне по силам.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1921;