I. Развитие аналитических техник
История развития концепций и техник психоанализа-это своеобраз-
ный рассказ о неудачах терапии. Такая картина характерна для любой
научной деятельности; психиатрия и близкие ей дисциплины не состав-
ляют в этом смысле исключения. Движение вперед возможно только тог-
да, когда возникает проблема, которую нельзя охватить и решить, используя
прежние взгляды и методы.
Именно такая ситуация и положила начало психоанализу. Хорошо
известно, что до создания своего знаменитого метода исследования и
лечения Фрейд долгое время занимался неврологией и неврологичес-
кими заболеваниями. Поворотной точкой его карьеры стала специфи-
ческая проблема истерии. Фрейд, возлагавший надежды на «физичес-
кие методы лечения, был разочарован результатами практического
применения "электротерапии" Эрба». В дальнейшем, как известно, он
начал использовать гипноз, а именно «лечение внушением в глубоком
гипнозе», с которым познакомился у Льебо и Бернгейма. Позже он
пришел к выводу, что его не устраивает как эта система лечения, при
которой гипнотизера часто раздражало «сопротивление» пациента вну-
шениям, так и другие хорошо ему знакомые терапевтические методы
лечения истерии.
В статье «Психический механизм истерии», опубликованной совмест-
но с Брейером, Фрейд заложил основу научного исследования феноменов
психики. Хотя он по-прежнему пользовался гипнотическим методом, но
для направленного внушения применял аналитический подход. Это опи-
сано следующим образом: « Гипнотическое состояние вызывает у пациен-
та воспоминания, относящиеся к моменту первичного появления симп-
тома» (Freud 1893, р. 24).
Гипноз имеет свои ограничения. Во-первых, не каждого пациента
можно загипнотизировать. Во-вторых, Фрейда не устраивало ослабление
сознания пациента. По мере развития своего метода Фрейд стал рассмат-
ривать свободное ассоциирование под гипнозом как путь к бессознатель-
ному, а затем дополнил его интерпретацией сновидений - источником
знания о бессознательном.
Новые техники позволили в дальнейшем охватить динамику функци-
онирования психики. В 1914 году в очерке «Об истории психоаналити-
ческого движения» Фрейд писал, что «теория психоанализа -это стрем-
ление объяснить два рода явлений, которые отчетливо и неожиданно воз-
никают всякий раз, когда предпринимается попытка найти в прошлой
жизни пациента истоки невротического симптома. Речь идет о переносе
и сопротивлении» (р. 298). Таким образом, психоанализ «начался с но-
вой техники, которая обходится без гипноза».
Явления переноса и сопротивления столь значимы для аналитической
концепции, что Фрейд заметил: «Психоанализом можно считать всякое
исследовательское направление, которое признает оба эти явления и ис-
ходит из них, даже если полученные результаты отличаются от моих» (там
же, р. 291). Здесь необходимо уточнить определение этих терминов и
рассмотреть, как они влияют на терапевтическую ситуацию.
В статье о психотерапии Фрейд характеризовал сопротивление сле-
дующим образом: «Раскрытие содержания бессознательного и доведе-
ние его до сознания происходят при постоянном сопротивлении па-
циента. Этот процесс выведения на свет содержания бессознательного
ассоциируется со "страхом", и поэтому пациент снова и снова вытес-
няет воспоминания» (Freud 1904b, р. 261). В это время Фрейд рас-
сматривал психоанализ как процесс преобразования, в ходе которого
терапевт убеждал пациента принять вытесненный материал, преодо-
лев сопротивление.
Если рассмотреть характер этого страха, можно заметить, что он вы-
ражается как физически, так и психически. В статье «Психоаналитичес-
кий метод Фрейда» переживание вытесненного воспоминания описано
как чувство «актуального дискомфорта» (Freud 1904а, р. 267). Фрейд за-
метил, что пациент испытывал затруднения в том, что его лечение сопро-
вождалось беспокойством и проявлением той или иной степени тревож-
ности. В работе 1910 года Фрейд говорил, что основу психоаналитическо-
го метода лечения составляют два положения. Во-первых, «мы
предоставляем пациенту возможность осознать, какой вытесненный ма-
териал, вызывающий внутренний конфликт, содержит бессознательное».
Во-вторых, «более сильный прием состоит в использовании "переноса"»
(р. 286). В дальнейшем мы рассмотрим проблему переноса более под-
робно. Интересно отметить, что еще в 1910 году Фрейд считал анализ
сопротивления задачей терапии: «Сейчас наша работа непосредственно
нацелена на выявление и преодоление сопротивлений» (р. 288). В статье
о толковании сновидений он писал: «Самое важное в курсе лечения, что-
бы аналитик обязательно знал содержание поверхностного слоя психики
пациента в тот момент, когда можно точно понять, какие комплексы и
сопротивления активизированы и какая сознательная реакция на них будет
определять его поведение» (Фрейд 1912b, р. 306).
Несмотря на то что до полного понимания природы сопротивления
далеко, перейдем к рассмотрению проблемы переноса, чтобы увидеть, что
перенос и сопротивление-это два аспекта одной функции. В работе «О
динамике переноса» Фрейд отталкивался от основного предположения,
возникшего в результате его многолетнего аналитического опыта: «Каж-
дый человек обретает... особую индивидуальность в проявлении способ-
ности любить, то есть в создании форм проявления любви, в удовлетворе-
нии любовных побуждений и в достижении целей, связанных с ней» (Фрейд
1912а, р. 312). В аналитической терапии перенос на терапевта эксцесси-
вен, «он осуществляется не только через осознанные мысли и ожидания
пациента, но и через вытесненный, или бессознательный, материал». Кроме
того, в ходе анализа «перенос вызывает сильнейшее сопротивление лече-
нию» (там же, р. 314). Пытаясь найти решение этой проблемы, Фрейд
сформулировал понятие динамики переноса.
Фрейд различал два аспекта переноса; позитивный и негативный, от-
деляя таким образом «перенос любовных чувств от переноса враждебно-
сти» (там же, р. 319). Позитивный аспект позволил увидеть, что наряду
с сознаваемой частью здесь присутствует бессознательный элемент, корни
которого уходят в сексуальную потребность. Затем стало ясно, что
сопротивление определяется негативным аспектом и бессознательным
сексуальным компонентом позитивного переноса. Сознаваемый элемент
позитивного переноса стал инструментом терапевтического внушения. Все
это так, но что же вызывает негативный перенос и какова его функция,
ведь сексуальный компонент позитивного переноса может быть более
«выпуклым» и прочным?
Прежде чем двинуться дальше, уточним, какие приемы Фрейд исполь-
зовал для того, чтобы преодолеть «сопротивление». В начале лечения паци-
ент усваивал основную установку психоанализа: сообщать психоаналитику
обо всем, что происходит у него в голове, отказавшись от какого бы то ни
было сознательного выбора материала. При этом сопротивление проявля-
ет себя остановкой потока мыслей или ассоциаций. В редких случаях оно
выражается в отказе принять интерпретации. Опыт показал, что в обоих
случаях пациент переносит на личность терапевта какую-то часть «пато-
генного комплекса», либо удерживаясь от ее выражения, либо «защищая
ее с величайшим упрямством». Это и есть негативные силы, с которыми
аналитик может справиться, используя позитивный перенос и надежду
пациента на излечение. Конфликты, происходящие в процессе переноса,
повторяют реальные конфликты эмоциональной жизни пациента.
Трудно переоценить важность позитивной установки Фрейда на сек-
суальность как орудие терапии в период становления психоанализа. Что-
бы в полной мере оценить силу его позиции, нужно представить себе
моральную атмосферу между 1892 и 1912 годами, когда открытое обсуж-
дение сексуальности было почти невозможным. Откровенность и честность
фрейда в этом вопросе способствовали, образно говоря, прорыву подав-
ляемого полового влечения и сопровождающих его образов и аффектов.
Интерпретация, которая сегодня считается основой курса лечения, в те
годы встречала серьезное противодействие и не вызывала интереса. По-
явление фрейдовского метода напоминало струю пара, вырвавшуюся из-
под сдвинутой крышки кипящего котла. Даже в наши просвещенные дни
эффективная интерпретация сексуальных сновидений и фантазий обла-
дает потенциальной силой, хотя теперь, конечно, наша искушенность в
аналитических и сексуальных взглядах снижает прежнюю силу интерпре-
тации. Всем нам известны пациенты, которые переходят от одного ана-
литика к другому и которые знают «все» о своем эдиповом комплексе и
инцестуозных чувствах к матери.
Перенос был и есть, он основан на проекции вытесненных сексуаль-
ных влечений и страхов на личность терапевта, Фрейд хорошо понимал
это, обсуждая перенос нежных чувств. Опираясь на богатый опыт, он четко
проанализировал проблему и показал, как ее можно трактовать. Здесь
уместно привести одну его цитату: «В качестве основного принципа я
утвердил бы сохранение желания и страстного стремления пациента,
поскольку именно они служат движущими силами работы и вызванных
ею изменений» (Фрейд 1914, р. 383). Тот факт, что перенос заключает в
себе сексуальные желания и стремления, имеет отношение не только к
пациенткам. Пациент-мужчина также приходит к психоаналитику, пред-
полагая у него значительную сексуальную потенцию. Его притязания так-
же поддерживаются положительным отношением к сексуальности, кото-
рое, словно магнит, извлекает бессознательный материал.
Важно также понимать, что техника анализа сопротивления и пере-
носа наиболее эффективна при лечении истерии, неврозов навязчивых
состояний, а также таких эмоциональных отклонений, в которых тот или
иной симптом является основным элементом. Подобные проблемы, ха-
рактеризующиеся преобладанием конфликта на генитальном уровне, сто-
яли перед Фрейдом в ранний период его деятельности. Встречались и другие
проблемы, решение которых в меньшей степени поддавалось этому под-
ходу. Проблемы мазохизма, мании и депрессии, а также психозы первое
время считались нарушениями генитальной функции, но вскоре стало ясно,
что проблемы генитальной стадии развития отражают более глубокие
конфликты, которые возникают в период жизни пациента, предшеству-
ющий образованию эдипова комплекса. При таких глубинных наруше-
ниях техника анализа сопротивления с ее переносом сексуальных чувств
была малоэффективна.
С появлением новых, молодых аналитиков произошло изменение тра-
диционной техники с учетом более сложных случаев. Одним из новато-
ров стал Ференци с его «активной техникой». Известно, что идеи Ферен-
ци часто приводили его к конфликтам с Фрейдом, который противился
изменению традиционного метода психоанализа. Ференци, несомненно,
оставался верным фрейдовским традициям и основным идеям психоана-
лиза, хотя собственный опыт заставлял его изменять некоторые важные
положения терапевтических техник. Переиздание статей Ференци в Ан-
глии дает возможность должным образом оценить его вклад в технику
психоанализа.
В статьях и лекциях Ференци поражает его интерес к пациентам и
техническим сложностям терапии. Клара Томпсон во вступительной ста-
тье к его публикациям говорит, что Ференци «до конца своей жизни не-
утомимо искал пути совершенствования методов, стремясь к более про-
дуктивному и эффективному терапевтическому воздействию» (Thompson
1950). Уже в 1909 году в статье «Интроекция и перенос» Ференци проде-
монстрировал, сколь глубоко было его понимание терапевтических отно-
шений. Затем, в 1921 году, он представил свой взгляд на развитие актив-
ной терапии в рамках психоанализа.
Как и в предыдущих публикациях, в этой статье Ференци показал, что,
хотя аналитик в процессе лечения вроде бы занимает пассивную пози-
цию, его активность скрыта до того момента, когда проявится сопротив-
ление. Сама по себе интерпретация-это активное вмешательство в пси-
хику пациента; она задает мыслям пациента определенное направление
и облегчает осознание того материала, которому препятствовало бы со-
противление (Ferenczi 1921, р. 199). Нельзя отрицать, что обязательство
следовать основной установке заставляет аналитика косвенным путем
проявлять активность. Ференци ясно показал, что аналитик, несомненно,
активен в процессе терапии. Это не относится к пациенту. «Анализ не
требует от пациента никакой активности, кроме аккуратного появления
в часы лечебных сеансов» (там же, р. 200). Но и здесь делаются исклю-
чения для отдельных пациентов с фобиями и другими компульсивными
синдромами. Фрейд также всегда настаивал на этом.
Ференци предложил использовать метод, при котором «в число основ-
ных задач помимо основной установки» входило бы выполнение пациен-
том некоторых требований аналитика. Ранее, в «Технических трудностях
анализа истерии», он описывал случай, когда от пациента требовалось
«отказаться от определенных незамечаемых приятных действий», в ре-
зультате чего «успехи анализа появились гораздо быстрее» (Ferenczi 1919а,
р. 189-198). Этот случай является классическим примером работы с
истерической структурой характера.
Каких действий Ференци требовал от пациентов? В одном случае он
настаивал на том, чтобы пациент пел в сопровождении оркестра и играл
на фортепьяно. В другом приказывал записывать на бумаге поэтические
идеи, демонстрирующие сильный маскулинный комплекс. К проявлени-
ям, которые Ференци запрещал, относились «оправление нужды непос-
редственно до или после аналитического сеанса, причинение себе болез-
ненных ощущений, неуместные гримасы, щипание и поглаживание лица,
рук или других частей тела и т.д.» (Ferenczi 1919а, рр. 203, 206, 207).
Принцип активности, лежащий в основе этого подхода, пожалуй, более
важен, чем особенности техники. Позже, как мы увидим, этот принцип
значительно расширил ученик Ференци - Вильгельм Райх. Представляют-
ся важными следующее наблюдения Ференци: «Тот факт, что повторные
воспоминания, вызываемые из бессознательного, сопровождаются усиле-
нием эмоций или моторных проявлений, частично основан на взаимной
связи аффекта и идеи, о которой говорил Фрейд в "Толковании сновиде-
ний". Пробуждение воспоминания может - как при катарсисе - принес-
ти с собой эмоциональную реакцию, но активность позволяет увидеть, что,
когда пациент или эмоция освобождены, вытесненный материал, связан-
ный с этими процессами, проявляется в полной мере. Разумеется, доктор
должен иметь какое-то представление о том, какие аффекты или действия
нужно репродуцировать» (там же, р. 216).
В более поздней статье Ференци обсуждает некую противоположность
«активной техники», расширяя тем самым понятие активности. Обратим-
ся к цитате. «С тех пор я получил представление о том, что иногда полезно
рекомендовать релаксационные упражнения, чтобы человек смог преодолеть
психическое напряжение и сопротивление, возникающие в процессе ассо-
циирования» (Ferenczi 1923, р. 226). В статьях Ференци постоянное вни-
мание уделяется мышечной активности и телесной экспрессии. Представ-
ляет интерес статья «Мышление и иннервация мускулатуры», в которой
анализируется параллелизм и подобие этих процессов (Ferenczi 1919b). В
примечании к другой работе Ференци утверждает, что «способность к обыч-
ной релаксации мускулатуры и свободное ассоциирование прочно связаны
друг с другом», и рассматривает один из аспектов этого вида аналитичес-
кой техники (Ferenczi 1925а, р. 286). «Проще говоря, методика позволяет
пациентам убедиться, что, находясь в состоянии "страдания", они способ-
ны использовать его для достижения последующего состояния удовольствия
и, таким образом, устойчивого ощущения свободы и уверенности в себе,
которое явно отсутствует при неврозе» (там же, р. 267).
Поскольку я не преследую цель подробно осветить взгляды Ференци, а
хочу всего лишь сделать обзор его методов как части исторического разви-
тия психоаналитических техник, я воздержусь от дальнейшего цитирова-
ния его интереснейших работ. Здесь мы расстанемся с Ференци, который
значительно расширил понятие психоанализа, отметив, что «технику пас-
сивного ассоциирования, которое начинается с поверхностных слоев пси-
хики и постепенно выводит в предсознательное материал бессознательно-
го, можно назвать "анализом сверху" в противоположность "активному"
методу, представляющему собой "анализ снизу"» (Ferenczi 1925b, 288).
В то время как Ференци расширял рамки аналитической процедуры,
другие аналитики изучали и классифицировали паттерны поведения. Это
позволило определить типы характера, и приоритет здесь принадлежит
Абрахаму. Прежде процедуре анализа в основном подвергался симптом.
Психоаналитик как бы заключал договор с Я пациента о том, что ради
разрешения симптома можно не касаться характера. Он, конечно, отда-
вал себе отчет о характере пациента и должен был мириться с ним, пока
тот постепенно готовился принять болезненные моменты истины. Но
непосредственная работа с характером началась с публикации в 1933 году
Райхом работы «Анализ характера».
Проблемы характера в отличие от невротических симптомов «не со-
держат понятия заболевания». Ференци называл характер «личным пси-
хозом, который терпит и не признает нарциссическое Я, а его изменение
главным образом сопротивляется Я» (Ferenczi 1925b, р. 291). Это отчет-
ливо проявляется в тех нарушениях характера, которые Ференци считал
наиболее ценными и полезными в своей «активной технике». Поскольку
Я составляет неотъемлемую часть той самой структуры, которая демонст-
рирует основную проблему, «анализ снизу» может преодолеть создавае-
мую этим Я защиту. В последующих главах у нас будет возможность по-
нять, как анализ характера выстраивает мост между психологией Я сверху
и соматическими напряжениями и отклонениями снизу.
Хотя Ференци, Абрахам и Райх добились успехов, до разрешения про-
блемы эмоциональных нарушений человека было далеко, и требовались
дальнейшие методологические шаги. Нужна была более экстенсивная
разработка концепции и процедуры «активной техники», то есть «анали-
за снизу», или соматического подхода. Сам по себе характер -основа
гештальтистского пути понимания поведения -не был еще полностью
осмыслен ни с динамической, ни с генетической точки зрения. Мост ос-
тавался недостроенным, пока психические и соматические функции не
рассматривались как единая система. Функции либидо как психической
энергии должны коррелироваться с энергией процессов соматического
уровня. В сфере психологии эта задача в целом была решена, когда Фрейд
опубликовал работу «По ту сторону принципа удовольствия», где, несмотря
на некоторые спорные моменты, он описал два основных влечения и их
отношения между собой, а затем - «Я и Оно».
Значительное продвижение в области соматики произошло в 1927 году,
когда Райх, один из лидеров молодой аналитической школы, опубликовал
важную работу под названием «Функция оргазма», предложив обсудить
теоретическое предположение, согласно которому оргазм рассматривал-
ся как разрядка излишней энергии организма. Если эта разрядка блоки-
рована или недостаточна, возникает тревожность. Некоторые люди осво-
бождаются от излишней энергии через мышечное напряжение, другие
уменьшают тревожность, ограничивая выработку энергии, но такое ре-
шение проблемы нарушает природную функцию организма непосредствен-
но на физическом уровне психики. Кроме того, это уменьшает способ-
ность к получению удовольствия, обеспечивающую эмоциональное благо-
получие человека. Без понятия генитальной функции практически
невозможно охватить динамику эмоций в соматической сфере.
В английском издании книги Райха «Функция оргазма» приводится
случай лечения пассивной гомосексуальности. Особенно сильно сопротив-
ление «проявлялось в крайней напряженности спины [ригидная спина]».
Возникновение сопротивления сопровождала яростная негативная реак-
ция: «Цвет лица пациента быстро приобретал желтоватый или синева-
тый оттенок; кожа покрывалась пятнами; он ощущал сильную боль в спине
и затылке; возникало учащенное сердцебиение, понос, человек испыты-
вал чувство смертельной усталости, выглядел потерянным, не владеющим
собой» (Reich 1942, р. 239). Райх заметил, что, когда «мускулатура спи-
ны была расслаблена, прорывались сильные импульсы» (там же, р. 240).
Подобные случаи позволили заключить, что «хроническое мышечное на-
пряжение сковывало» эмоциональную энергию, которая могла бы выра-
зиться в виде сексуальных проявлений, ярости или тревожности.
Аналогичные исследования напряжения мышц сфинктеров, ануса, урет-
ры и голосовой щели провел Ференци. Он обнаружил, что «тики» вытес-
няют сексуальную энергию, и ввел понятие привычного положения тела
(мышечной позы), но не дошел до теоретических заключений о связи
мышечного напряжения и функции психики в целом. Это сделал Райх,
полагавший, что характер и мышечная поза «идентичны с функциональ-
ной точки зрения», то есть энергетически выполняют одинаковые функ-
ции. На практике это давало более объемный метод терапии, позволяв-
ший комбинировать «анализ сверху» и «анализ снизу». Райх писал: «Если
бы зажатость характера ослабила реакцию на психическое воздействие, я
бы работал с соответствующей соматической позой. И наоборот, если бы
к нарушению мышечной позы подступиться было трудно, я бы работал с
тем, как это выражается в характере, и устранил бы дефект таким обра-
зом» (там же, р. 241).
Значительный вклад в аналитическое понимание человека всегда вно-
сили клинические наблюдения. Технические усовершенствования и но-
вовведения ведут к изменению и расширению теории. Формулировка Райха
о функциональной идентичности мышечного напряжения и эмоциональ-
ного блока явилась одним из важнейших открытий, возникших в про-
цессе аналитической терапии эмоциональных расстройств. Это открыло
дверь в новую область аналитических исследований, а Райх стал первым
исследователем этих возможностей. В работах «Функция оргазма» и «Ана-
лиз характера» Райх излагает первые результаты нового метода лечения и
исследования.
Важно иметь в виду, что мышечная ригидность не только «результат»
процесса вытеснения. Если психическое нарушение является следствием
или целью вытеснения, то мышечная ригидность-это способ и механизм
вытеснения. Поскольку они непосредственно связаны в функциональном
единстве эмоциональной экспрессии, человек постоянно замечает, как
«устранение мышечной ригидности не только освобождает вегетативную
энергию, но, кроме того, возвращает к воспоминанию определенной дет-
ской ситуации, которая вызвала вытеснение» (там же, р. 267). Термин
«невроз» можно расширить для обозначения хронического нарушения
природной подвижности организма. Отсюда следует также, что невроз
тождественен уменьшению или ограничению агрессии, которая понима-
ется в своем естественном значении как «движение к».
Характер индивида, проявляясь в типичном паттерне поведения, на
соматическом уровне отражается в строении и движении тела. Совокуп-
ность мышечных напряжений можно рассматривать как гештальт, как
целостность, как способ движения и действий, который является «теле-
сным выражением» организма. Телесная экспрессия есть соматическое
проявление типичной эмоциональной экспрессии, которая на психичес-
ком уровне представляет собой «характер». Нет больше необходимости
анализировать сны или использовать технику свободных ассоциаций, что-
бы раскрыть бессознательные импульсы и соответствующие им бессоз-
нательные сопротивления. Это, конечно, не означает, что подобные тех-
ники стали не нужны, но непосредственное воздействие на блокирова-
ние подвижности, или на мышечную ригидность, обеспечило более
прямой подход к этой проблеме. Все это было тщательно разработано
Райхом. Наша цель- заполнить пробелы и расширить теоретические
понятия и практические методы. Райх подчеркивал необходимость даль-
нейшей работы в этом направлении, когда говорил; «Устранение мы-
шечных спазмов есть закон, который пока еще не сформулирован окон-
чательно» (там же, р. 269).
Важным шагом вперед стало использование дыхания в терапевтичес-
кой процедуре. Анализ на соматическом уровне показал, что пациенты
для того, чтобы подавить тревожность и другие неожиданные проявле-
ния, сдерживают дыхание и втягивают живот. Для человека этот способ
весьма универсален: в ситуациях, которые пугают его или причиняют ему
боль, при дыхании он втягивает воздух, сокращая диафрагму и сильно
напрягая брюшные мышцы. Ослабление напряжения вызывает глубокий
вздох. Если это становится хроническим паттерном, грудь постоянно со-
храняет приподнятое, как при вдохе, положение, дыхание становится
поверхностным, а живот напряженным, в нем ощущается тяжесть. Сни-
жение активности дыхания уменьшает поступление кислорода и ограни-
чивает метаболическое продуцирование энергии. Конечным результатом
этого является исчезновение аффекта и снижение эмоционального тона.
Именно поэтому, исходя из концепции «активности», Ференци про-
сил пациентов во время сеанса психотерапии дышать легко и естествен-
но. Разумеется, как и во всех активных процедурах, индивидуальность
пациента здесь также учитывалась. Всевозможные приемы, которые ис-
пользовались для активизации или сдерживания, были направлены на то,
чтобы пациент мог войти в контакт со своим телом или осознать то, что
его мускулатура недостаточно подвижна или ригидна. Ригидность умень-
шалась, когда пациент сознательно контролировал мышечное напряже-
ние и понимал, как спастическое состояние блокирует его эмоциональ-
ные импульсы. Движение и экспрессия-инструменты всех аналитичес-
ких процедур, необходимое дополнение к направленной работе с мышечной
ригидностью.
Важно понимать силу этой методики. Здесь человек имеет дело не толь-
ко с «дериватами бессознательного», но и с механизмом бессознательного
вытеснения. Эти приемы позволяют добиться интенсивного воздействия
сознания, которое на вербальном уровне невозможно. Ференци понял ог-
раничения обычного анализа, В книге «Психоанализ и сексуальные наклон-
ности» он писал: «Связь между сознанием и бессознательным осуществля-
ется, как говорил Фрейд, "через посредничество предсознательного". Те-
перь очевидно, что это относится только к бессознательным представлениям.
Речь идет о бессознательных внутренних тенденциях, которые "ведут себя
как вытесненные", другими словами, которые не могут проявиться в со-
знании иначе, чем через эмоции или чувства, пока интерполяция предсоз-
нательных звеньев не выведет их в сознание. Например, бессознательное
внутреннее "страдание" может быть движущей силой, не привлекая вни-
мания Я к компульсивному побуждению. Только сопротивление этому
побуждению, блокирующее свободное реагирование, может принести в
сознание это "нечто еще" в форме "страдания"» (Ferenczi 1925b, р. 278).
Таково одно из замечаний Ференци о «Я и Оно» Фрейда.
Райх считал, что специфические мышечные напряжения играют роль
защитных механизмов и в то же время выражают вторичные, производ-
ные побуждения, интересные для тех, кто хочет понять динамику телесной
экспрессии. Хотя у нас несколько иная ориентация, отличная от райховс-
ких базисных концепций, и хотя наша техника соответственно изменена,
его теория и исследования нуждаются в тщательной разработке.
Если функциональное единство характера и паттерна мышечной ри-
гидности понятно, важно определить их общий коренной принцип. Это
приводит нас к понятию об энергетических процессах.
В сфере психики процессы структурирования, которые маскируют
невротическое равновесие, можно понять, только имея представление о
«вытеснении энергии», которую Фрейд называл «либидо». С другой сто-
роны, когда человек исследует физическую подвижность, он находится в
непосредственном контакте с проявлениями физической энергии. Основ-
ной закон физики гласит, что все движение-это энергетический фено-
мен. Начиная анализировать движение, человек получает возможность
обнаружить энергетические процессы, лежащие в его основе. Невозмож-
но подпрыгнуть без энергии, которая поступает в ноги и ступни и уходит
в землю. Здесь снова есть отзвук физических законов: движение высво-
бождает энергию, а действие равно противодействию. Наша энергия воз-
действует на землю, и она реагирует, отталкивая нас вверх. Хотя мы обычно
не думаем о наших движениях подобным образом, такая необходимость
появляется, если человек хочет понять динамику движения. Кроме того,
важно знать, что работа человеческого тела содержит в себе эту природ-
ную энергию. Как же это соотносится с психической энергией, называе-
мой либидо?
Если мы хотим избежать мистики, энергию следует рассматривать как
физический феномен, то есть как то, что можно измерить. Необходимо
следовать также закону физики, который утверждает, что вся энергия
взаимозаменяема, и нам необходимо принять, в соответствии с современ-
ными физическими доктринами, что все формы энергии можно свести к
общему знаменателю и что все они в конце концов будут к нему сведе-
ны. При этом знание о том, какова конечная форма этой основной энер-
гии, не является чем-то важным. Наша работа строится на положении,
что существует одна фундаментальная энергия человеческого тела, неза-
висимо от того, проявляется ли она на психическом уровне или в сомати-
ческом движении. Мы называем ее «биоэнергией», действие которой
детерминируют и психические и соматические процессы. Таким образом,
все жизненные процессы сводятся к проявлению этой биоэнергии.
Эта унитарная концепция хотя и присутствует в глубине души каждо-
го аналитика, но не используется непосредственно в процессе терапии.
Аналитически ориентированный терапевт подходит к пациенту извне. Его
контакт всегда направлен с поверхности вовнутрь, но, сколь бы ни было
глубоким проникновение во внутреннюю жизнь и биологические процессы
человека, никогда нельзя оставлять без внимания и игнорировать по-
верхностные феномены. Проблема пациента, с которой он обращается к
терапевту, основана на трудностях во взаимоотношениях с внешним
миром-с людьми, с действительностью. В этом аспекте своей индивиду-
альности пациент не представляет единства биоэнергетических процес-
сов, как, например, простейшие. Возникает дихотомия, которая выража-
ется в отношениях между разумом и телом, где каждая сфера воздействует
и реагирует друг на друга. Таким образом, для достижения цели анали-
тической терапии необходим дуалистический подход, подобный фрейдов-
скому. В следующей главе, где взаимоотношения тела и психики рассмат-
риваются более полно, наша точка зрения включает в себя этот дуализм.
На поверхностном уровне целостность возможна с точки зрения функ-
ции, и этой единой функцией, соединяющей психику и тело, является
характер.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2834;