Другие общеизвестные труды по тафсиру.

Тафсир ас-Самарканди, составленый абу-ль-Лайсом ас-Самарканди (ум. 373/983) под названием «Бахр аль-'улюм», содержит много сообщений сахабов и таби'унов, но не снабжен иснадом.

Тафсир ас-Са'лаби, составленный Ахмадом ибн-Ибрахимом ас-Са'лаби ан-Найсабури (ум. 383/993) под названием «Аль-кашф ва-ль байан 'ан тафсир ва-ль-Кур'ан», местами снабжен иснадом, содержит некоторые недостоверные рассказы и истории.

Тафсир аль-Багави, составленный Хасаном ибн-Мас'удом аль-Багави (ум. 510/1116) под названием «Ма'алим ат-Танзиль», представляет собой сокращение ас-Са'лаби со всеми его недостатками, но с большим акцентом на достоверность хадисов.

Тафсир ибн-Касира, составленный Исма'илом ибн-'Амром ибн-Касиром ад-Димашки (ум. 774/1372) под названием «Тафсир аль-Кур'ан аль-'азым», один из наиболее известных трудов по тафсиру, возможно второй по значимости после ат-Табари, в котором сосредоточено больше внимания на достоверности сообщений, в частности, исключены все посторонние влияния, такие как исраилият, и в деталях рассматривается иснад каждого сообщения, что делает его одним из ценнейших трудов по тафсиру. В большей степени прибегает к использованию «тафсир аль-Кур'ан би-ль-Кур'ан», отсылая читателя к другому айату, относящемуся к обсуждаемой теме. Этот труд издавался несколько раз в 8 томах, а его сокращенная версия (мухтасар) была издана ас-Сабуни. Перевода этого труда на английский язык пока не имеется. Не смотря на то, что эта книга обладает таким большим значением для мусульман, этот тафсир повсеместно игнорировался востоковедами.

Тафсир ас-Суйутый, составленный Джалалу-д-Дином ас-Суйутый (ум. 911/1505) под названием «Ад-дурр аль-мансур фи-т-тафсир би-ль-ма'сур».

Ниже приводятся несколько книг класса «тафсир би-р-ра'ий»:

«Аль-Кашшаф» абу-ль-Касыма Махмуда ибн-'Умара аз-Замахшари (ум. 539/1144), один из известнейших трудов по тафсиру, основанный на му'тазилитском подходе и даже задуманный как образцовый труд по му'тазилитскому тафсиру, в котором много внимания уделяется арабской грамматике и лексикографии как средствам интерпретации, и несколько меньше внимания отводится иснаду.

«Мафатих аль-гайб» Мухаммада ибн-'Амра аль-Хусайна ар-Рази (ум. 606/1209). Один из наиболее исчерпывающих трудов по «тафсир би-р-ра'ий», охватывающий также многие области, лежащие за пределами актуального пространства экзегезы, известные как «тафсир аль-кабир».

«Анвар ат-Танзиль» 'Абдуллаха ибн-'Умара аль-Байдави (ум. 685/1286), переложение Замахшари, дополненное новым материалом, чтобы создать противовес му'тазилитской позиции «аль-Кашшаф».

«Рух аль-ма'ани» Шихабу-д-Дина Мухаммада аль-Алуси аль-Багдади (ум. 1270/1854), критикует недостоверные сообщения; считается одним из лучших образцов «тафсира би-р-ра'ий».

«Тафсир аль-Джалалайн» Джалалу-д-Дина аль-Махалли (ум. 864/1459) и Джалалу-д-Дина ас-Суйутый (ум. 911/1505) небольшой труд по тафсиру, который содержит только краткие языковые примечания к различным отрывкам Корана.

Ни одна из этих важных книг не была переведена ни на один из европейских языков.

 

Современная литература по тафсиру.

Среди того большого количества книг по тафсиру, которые были написаны в двадцатом веке, три можно считать выдающимися. Они оказали огромное влияние на мусульманскую мысль во всем мире, названия этих работ:

- «Тафсир аль-манар».

- «Фи зиляль аль-Кур'ан».

- «Тафхим аль-Кур'ан».

«Тафсир аль-манар». Настоящее название этой книги «Тафсир Кур'ан аль-Хаким». Она была составлена Мухаммадом Рашидом Рида (ум. 1354/1935), известным учеником Мухаммада 'Абдо (ум. 1323/1905), и издана в Египте. Она стала называться «Тафсир аль-манар» после того, как некоторые ее части стали публиковаться в журнале «аль-Манар». Этот тафсир охватывает 12 джузов Корана. Влияние интеллектуальной школы «аль-Манар» на мусульман во всем мире в начале XX века стало колоссальным, тем не менее, сегодня, спустя несколько десятилетий, некоторые его попытки гармонизировать современное научное, а также социальное развитие с учением Корана кажутся достаточно нелепыми. Например, комментарий к суре 2 айату 276, в котором джинны понимаются как микробы, вызывающие болезни, или в суре 4 айате 3, в котором полигамия «запрещена» согласно тафсиру «аль-Манар», потому что между двумя женами невозможно соблюсти справедливость. Все же основная точка зрения интеллектуальной школы «аль-Манар» состояла в том, что ислам отличается и должен рассматриваться как нечто отличное от всех западных философий и должен занять свое изначальное положение. Эта мысль, лежащая в основе тафсира «аль-Манар», также продолжает сегодня озвучиваться многими современными мусульманскими учеными и лидерами.

«Фи зыляль аль-Кур'ан». Эта книга в 4 томах под названием «Под сенью Корана» охватывает весь коранический текст и оказала влияние на многих мусульман, в особенности на молодое поколение, прежде всего на Ближнем Востоке. Она была написана известным автором Сайидом Кутбом (ум. 1386/1966), в основном в период его тюремного заключения (1954-1964) и закончена перед тем, как он был казнен египетским правительством по причине его связи с «Ихван аль-муслимин».

Причиной заставившей С. Кутба, написать этот комментарий к Корану, было разъяснение истинной природы ислама современным мусульманам, чтобы таким образом привлечь их к борьбе за утверждение ислама, как на индивидуальном, так и социальном уровне. В частности он подчеркивал различия, которые существуют между исламом и неисламскими системами, а также необходимость для мусульман бороться за установление исламского образа жизни.

«Тафхим аль-Кур'ан». Написан на урду, впервые начал публиковаться в форме статей с 1943 года в журнале «Тарджуман аль-Кур'ан», был закончен в 1973 году и охватывает весь текст Корана. Он имеет огромное значение для современной мусульманской мысли, в частности на Индийском субконтиненте (Пакистан, Индия, Бангладеш, Цейлон), а благодаря многочисленным переводам стал доступен и более широкой аудитории. Этот тафсир, названный «Понимание Корана», был написан знаменитым основателем «Джама'ат аль-ислами» Абу-ль-'Аля Маудуди (ум. 1400/1979). Адресованный преимущественно не арабоязычной аудитории, этот тафсир уделяет больше внимания подробному объяснению основных коранических понятий, таких как «'илях», «рабб», «'ибадат», «дин», и Коран как книга руководства, в особенности содержащая руководство для движения исламского возрождения и исламского образа жизни. Многочисленные примечания еще больше увеличивают полезность этого вспомогательного средства для понимания Корана. Она особенно подходит для молодого образованного мусульманина, лишенного непосредственного доступа к арабскому оригиналу.

Примечание.

Имеется общий фактор во всех трех современных работах. Тафсир «аль-Манар» впервые в современной мусульманской истории предпринял попытку в некоторой степени соотнести кораническое послание с современной ситуацией в мусульманской умме в сегодняшнем мире. Также впервые за несколько столетий, этот тафсир не ограничивается чисто академическим исследованием и интеллектуальными побуждениями, а вновь приобретает общественное и политическое значение. Это получило поддержку и дальнейшее развитие в двух других приведенных нами книгах.

Кроме этих трех главных книг по тафсиру, в современный период предпринималось много других попыток толкования Корана. Все попытки интерпретации Корана, вне зависимости от их полезности и благонадежности представляют собой только человеческие усилия представить кораническое послание в соответствии с потребностями и требованиями своего времени. Таким образом, они могут быть только слабым отражением исконного текста Корана как Слова Всевышнего, перед которым любые человеческие усилия неадекватны, ограниченны, и лишены полноты. Этот главный принцип, который муфассиры ставят во главу угла своей работы, также должны хорошо помнить и читатели книг по тафсиру, чтобы сохранить знание о настоящей книге Аллаха – Коране, на котором покоятся все толкования и разъяснения.

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1563;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.