Резюме. В Коране понятие «насх» упоминается в 106-м айате 2-й суры

В Коране понятие «насх» упоминается в 106-м айате 2-й суры. Поскольку, существуют расхождения во взглядах относительно количества примеров «отмены» в Коране. Сведения, касающиеся «ан-насих уа-ль-мансух», должны быть истолкованы с большой предусмотрительностью и для этого, как и для всех сообщений, относящихся к кораническому тексту, требуются два независимых друг от друга свидетельства. Многие примеры, которые используют ученые, основаны лишь на одном свидетельстве. 'Аиша была единственной, кто сообщил, что 10 или 5 грудных вскармливаний были частью Корана, и только 'Умар сообщил, что «айат о побитии камнями» был включен в коранический текст. Эти законодательные установления определенно не включены в Коран, потому что они были признаны не заслуживающими доверия, основывавшимися лишь на одном свидетельстве. Аналогичным образом, другие примеры о «насх», основанные на словах исключительно ибн-'Аббаса или Муджахида, рассматриваются при помощи тех же критериев.

Однако, как уже упоминалось, остается небольшое количество айатов, которые заменялись в Коране другими айатами, поскольку могли быть подтверждены внутренним свидетельством Корана.

 

ТЕМА 12. БЕЗУСЛОВНЫЕ АЙАТЫ «МУТЛАК», И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АЙАТЫ «МУКАЙЙАД»

Некоторые из айатов «мухкам» свободны «мутлак» от каких-либо условий или обстоятельств, тогда как другие привязаны «мукаййад» к особым условиям или ситуациям и действуют только в определенных случаях.

Аль-Мутлак – это то особое выражение, значение которого было общепринятым среди предметов данного вида, без каких-либо включений в него или выделений из него.

Аль-Мукаййад – Это особое выражение, указывающее на сущность, ограниченную каким-либо описанием, состоянием, целью или условием, которое должно быть выражено в категоричной форме.

Примеры:

«…Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв» (Коран: 5: 89).

Этот «необусловленный» айат, подразумевает свободу выбора постящегося, т.е. он может поститься в течение трех дней либо последовательно, либо с перерывами.

В свою очередь, в тексте Корана существуют другие айаты, также содержащие данный вид искупления в виде поста, но уже за совершение каких-либо других нарушений. В частности этотвидискупленияупоминаетсязанепреднамеренноеубийствоверующего: «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, … Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (Коран: 4: 92).

А также, за совершение запрещенного в исламе брако-развода под названием «Зыхар»: «Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу…» (Коран: 58: 4).

А также, за выход из запретного состояния «ихрам» между «малым» и «большим» паломничеством под названием «таматту'»: «…Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней…» (Коран: 2: 196).

А также за оставление обязательного поста в месяц Рамазан по уважительной причине: «…А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…» (Коран: 2: 184).

Во всех выше привёденных примерах существует особое отличие, а именно первопричина данного вида искупления. В одном случае: это нарушение клятвы, в другом: не преднамеренное убийство верующего, в третьем: совершение запретного брако-развода «Зыхар», в четвертом: восполнение пропущенных дней поста в месяц Рамазан. Таким образом, совпадает только следствие данной причины, а именно сам пост. Но при этом качество поста во всех случаях также отличается, иногда это непрерывный, последовательный пост, иногда это наоборот раздельный пост, а иногда это качество вовсе не уточняется. Поэтому в виду отсутствия необходимых дополнительных доводов, способных в большей степени подкрепить один из вариантов «обусловливания», учеными были оставлены подобного рода попытки за недостаточностью оснований для такого решения.

Некоторые ученые допускают обусловливание данного айата (Коран: 5: 89) с помощью достоверного, но не достигшего уровня «мутаватир» вида чтения, переданного от 'Абдуллаха ибн-Мас'уда, в котором трехдневный пост обусловлен непрерывной последовательностью.

Другой пример: «О верующие! Если вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, а также протирайте ваши головы и ноги…, но если же вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (Коран: 5: 6).

В первой части айата говорится о ритуальном омовении водой, а именно о необходимости мытья рук до локтей, как о его важном условии. Во второй же части айата также упоминается ритуальное омовение, но уже песком (землей), как запасной вариант в случае отсутствия воды или по какой либо другой уважительной причине, при этом среди частей тела, подлежащих обтиранию, также упоминаются руки, но они уже не обусловлены локтями, как это видно в первой части айата. Некоторые ученые, в частности абу-Ханифа, многие ученые мазхаба имама аш-Шафи'и считали, что при тайанмуме, также как и при омовении водой, руки необходимо протирать до локтей, поскольку причина в обоих случаях совпадает (отсутствие ритуального омовения, необходимого для совершения обряда молитвы). Для другой группы ученых следствие причины, (в данном случае это форма ритуального омовения водой или песком, которая отличалась в упомянутом айате) являлось более важной составной частью в вопросе «обусловливания» текстов. Поэтому для них протирание кистей рук было достаточным при тайанмуме.

 

ТЕМА 13. «БУКВАЛЬНЫЕ» И «ПОДРАЗУМИВАЕМЫЕ» ЗНАЧЕНИЯ АЙАТОВ, ИЛИ АЙАТЫ С «ЯВНЫМ » И «СКРЫТЫМ» СМЫСЛОМ

Определенные айаты Корана могут иметь смысл, производный из их буквального значения (мантук). То есть берущийся со слов и выражений их текста, тогда как значения других айатов берутся из того, что под ними контекстуально подразумевается (мафхум), при этом слова и выражения их текстов прямо не указывают на этот скрытый смысл, а иногда и противоречат ему:

Существует несколько видов «текстуального» понимания айатов.

Первый вид касается прямого текста, т.е. текста ясного и лишенного двусмысленности.

Пример:

«…Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней» (Коран: 2: 196).

В других примерах тексты айатов могут иметь несколько значений, но в любом случае эти значения должны происходить со слов и выражений этих текстов.

Пример:

«И не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (Коран: 2: 222).

Арабское слово «татаххарна» - «очистятся», в этом айате может указывать на очищение посредством окончания женского менструального цикла или через взятие женщиной полного омовения (гусль) после завершения цикла месячных. Первое значение практиковалось у арабов до принятия ими Ислама. Второе, стало практиковаться с приходом Ислама, поэтому оно кажется более очевидным.

Другой пример:

«Преклони пред ними (родителями) крыло смирения по милосердию своему» (Коран: 17: 24).

Прямое значение текста данного айата предполагает наличие у человека крыльев, но действительность отвергает этот смысл, поэтому правильное его понимание лежит в аллегорической плоскости, т.е. «не превозносись над родителями», Поскольку именно гордыня, превозносящая человека над остальными людьми, в первую очередь ассоциируется с крыльями.

Однако существуют другие айаты, указывающие на определенный смысл через контекст, но явной связи между ним и словами айата не наблюдается, хотя сама формулировка текста может, как соответствовать скрытому значению, так и противоречить ему.

Например, слова Всевышнего: «И не говори им (родителям) даже уфф…» (Коран: 17: 23). В тексте данного айата упоминается запрет на пренебрежительное, словесное отношение к родителям в виде слова «…уфф», как проявления недовольства к ним, но контекст данного айата: (также нельзя бить и кричать на родителей), соответствует его явному значению и подтверждает этот запрет.

Другой пример: «Хадж совершается в известные месяцы…» (Коран: 2:197). Текст данного айата означает, что время исполнения основного «большого хаджа» (Таматту') ограничено четырьмя запретными месяцами, хотя это означает, что совершение хаджа вне запретных месяцев является недействительным. Таким образом, контекст данного айата не соответствует его явному смыслу, а противоречит ему. В свою очередь ученые не однозначно высказывались относительно допустимости применения в качестве аргументов ссылок на скрытый смысл (когда скрытый смысл айата противоречит явному), в вопросах мусульманского права. В частности абу-Ханифа запрещал это делать, так как утверждал что, скрытый смысл не всегда бывает категоричным в своем утверждении, равно как и явный, например, он может использоваться только для констатации факта свершения какого-то случая, события, но это вовсе не означает, что из этого можно делать какие-то однозначные выводы.

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1277;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.