Отмена и уточнение.

Конечно, между «отменой» и «уточнением» существуют различия. Под последним понимается, что одно откровение объясняет более подробно или в соответствии с обстоятельствами то, как должно пониматься другое откровение.

Пример:

В 183-м айате 2-й суры говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост…»

'Ата передал, что он слышал, как ибн-'Аббас читал вслух божественный айат «…а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление поста накормить бедняка» (Коран: 2: 184).

Ибн-'Аббас сказал: «Этот айат не отменен, а имеет в виду престарелых людей, у которых нет сил поститься, таким образом, они должны накормить одного бедняка за каждый день пропущенного поста.

Совершенно ясно, что второй айат (Коран: 2: 184) не отменяет предписание поста первого айата (Коран: 2: 183), а уточняет его применение к особому случаю, т.е. немощным престарелым людям, для которых существует возможность восполнить потерю поста пожертвованием.

Среди этих различий можно выделить следующее:

Во-первых, при уточнении одного текста другим, первичный смысл может, только частично преобразится, но какая-то его часть все равно будет продолжать нести прежнее значение. В отличие от «отмены», при которой отменный текст навсегда и полностью перестает нести изначально заложенный в него смысл.

Во-вторых, при «отмене» одного текста другим, обязательно должен быть какой-нибудь промежуток времени, в течение которого действовало бы впоследствии отмененное предписание, т.е. наличие временной паузы между ниспосланием «отмененного» и «отменяющего» текстов. В отличие от «уточнения», в котором общую и уточняющую его составные части можно проследить в одном и том же тексте, который был ниспослан в одно время. Например, айат: «На людях перед Аллахом лежит обязанность совершить хадж к Дому (Ка'абе), только на тех из них, у кого была возможность…» (Коран: 3: 97). Последняя часть отрывка айата уточняет первую, но это не значит, что они были ниспосланы в разное время.

В-третьих, в отличие от «отмены», при уточнении айатов Корана допускается использовать хадисы «Аахад».

В-четвертых, также при уточнении айатов Корана допускается использование умозрительных доводов, например, «сравнение по аналогии» - «аль-Кыйас» или доводов не опирающихся на тексты, например, «единогласное мнение, консенсус ученых по какому-либо вопросу» - «Иджма'».

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 928;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.