Мединский период.
Мединский период длился около 10 лет, с момента переселения пророка в Медину и до его смерти. Несмотря на то, что основные темы мекканского периода оставались актуальными, фактор сплочения мусульман в единую общность и формирование уммы, теперь делает ее присутствие более ощутимым.
В Медине проживали четыре группы людей:
- Мухаджиры - переселившиеся мусульмане из Мекки в Медину.
- Ансары - мусульмане, коренные жители Медины в основном представители двух арабских племен: «Аус» и «Хазрадж» помогавшие мухаджирам.
- Мунафики – лицемеры, выходцы из Медины, которые делали вид, что поддерживают мусульман.
- Ахлю-ль-Китаб, т.е. представители трех иудейских племен: «Надыр», «Кайнука'» и «Курайза» проживавших на тот момент в Медине.
В дополнение к этому Коран также продолжал напутствовать всех людей и в том числе Он обращался также к неверующим и невежественным язычникам.
«Мекканские» и «мединские» суры.
В соответствии со временем и в некотором смысле с местом ниспослания, коранические суры также подразделялись на «мекканские» и «мединские».
«Мекканской»считается сура большинство айатов, которой было ниспослано в мекканский период, несмотря на то, что в ее тексте могут иметься айаты мединского периода. Также наоборот «Мединской» сурой считается та, большинство айатов которой относятся к мединскому периоду, несмотря на то, что в ее тексте могут быть айаты мекканского периода.
Следующие 82 суры, согласно мнению многих ученых, относятся к мекканскому периоду:
6, 7, 10, 11, 12, 15, 14,16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87,88, 89, 90, 91, 92, 93, 94,95,96, 97, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 111.
Следующие 20 сур многими учеными относятся к мединскому периоду:
2, 3, 4, 5, 8, 9, 24, 33, 47, 48, 49, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 65, 66, 110.
Есть 12 сур, относительно которых имеются значительные расхождения во взглядах ученых, являются ли они «мекканскими» или «мединскими»: 1, 13, 55, 61, 64, 83, 97, 98, 99, 112,113, 114. Также, суждения ученых разошлись относительно того, какая из «мекканских» сур была ниспослана последней. Следуя мнению ибн-'Аббаса, некоторые говорили, что это была 29-я сура (аль-'Анкабут); другие называют 23-ю суру (аль-Му'минун); тогда как третьи считают, что это 83-я сура (аль-мутаффифин). Также некоторые полагают, что 83-я сура в действительности является мединской.
«Мекканские» суры составляют примерно 11, а «мединские» примерно 19 джузов текста Корана.
Исходя из вышеупомянутого деления, очевидно, что «мединские» суры длиннее и охватывают большую часть Корана.
Хронология сур Корана.
Согласно списку, составленному Ну'маном ибн-Баширом и переданном первоначально ан-Надимом, в хронологическом порядке суры откровения располагаются следующим образом:
96, 68, 73, 74, 111, 81, 94, 103, 89, 93, 92, 100, 108, 102, 107, 109, 105, 112, 113, 114, 53, 80, 97, 91, 85, 95, 106, 101, 75, 104, 77, 50, 90, 55, 72, 36, 7, 25, 35, 19, 20, 56, 26, 27, 28, 17, 11, 12, 10, 15, 37, 31, 23, 34, 21, 37, 40, 41, 47, 43, 44, 45, 46, 51, 88, 18, 6, 16, 71, 14, 32, 52, 67, 69, 70, 78, 79, 82, 84, 30, 29, 83, 54, 86.
Почему важно знать хронологию сур и айатов, несмотря на то, что настоящий Коран не имеет хронологического порядка?
Знать происхождение и порядок какого-либо откровения важно для понимания его значения, которое часто может быть легче осознано, если человек знает время и обстоятельства ниспослания, которые с ним связаны. Например, многие айаты мекканского периода могут иметь особое значение для мусульман, живущих в совершенно немусульманской среде, тогда как некоторые суры мединского периода больше обращены к мусульманам, находящимся в процессе формирования уммы. В некоторых случаях, пока кто-нибудь не узнавал, который из двух или более айатов был ниспослан раньше, нельзя было решить, какое законодательное правило сейчас распространяется на мусульман. Здесь знание хронологии непосредственно связано с проблемой «ан-Насих» и «аль-Мансух». Также важно знать хронологию айатов с целью понимания последовательного развития многих мусульманских практик, мироощущения и законов, как например, в отношении запрета на спиртное, борьбы за победу ислама, и увидеть, как эти вопросы развивались исторически, т.е. в течение жизни пророка, чтобы надлежащим образом понять их смыслы.
Знание о мекканских и мединских сурах восходит к сподвижникам пророка и их последователями таби'унам, от самого пророка, об этом ничего не сообщается. Это связано с тем, что в его время все были свидетелями и были хорошо осведомлены об обстоятельствах ниспослания откровения.
Часто существует внутреннее свидетельство контекста относительно того, какая это часть откровения – «мекканская» или «мединская». Есть многочисленные направляющие критерии, которые помогают различить их:
- Тематика. Принадлежит ли айат к «мекканскому» или «мединскому» периоду? Например, айаты о приемах ведения войны (Коран: 9: 5) были ниспосланы только после хиджры.
- Иногда имеется прямое упоминание, такое как, например об абу-Лахабе в 11-й суре или о битве при Бадре в 3-й суре, в 123-м айате.
- Размер. Чаще всего «мекканские» айаты краткие, а «мединские» - длиннее, например: сура «аш-Шу'ара» (26) «мекканская». В ней 227 айатов. Сура «аль-Анфаль» (8) «мединская». В ней всего 75 айатов.
«Мекканские» суры обычно краткие в объеме, «мединские» - длиннее, например: 30-й джуз почти полностью «мекканский». В нем 543 «мекканских» айатов. 18-й джуз почти полностью «мединский». В нем 117 «мединских» айатов.
Однако в обоих случаях имеются свои исключения из правил:
- Форма обращения. Зачастую обращение: «О те, которые уверовали!…» и «О люди писания!…» указывает на мединское происхождение данного айата, тогда как: «О люди!…» «О сыны Адама!…» - обычно бывают мекканского происхождения.
- Тематика айатов. Среди «мекканских» тем – «ат-Таухид», «аш-Ширк», Судный день, моральное разложение, сказания о пророках. Эти темы также встречаются в «мединских» сурах, но обычно затрагиваются лишь вкратце. «Мединские» темы, которые не встречаются в «мекканских» откровениях, имеют социальный и правовой смысл, касаясь брака, развода, наследства, установление наказаний за большие грехи и т.д.
- В Коране есть 19 сур с т.н. «хуруф ат-тахадджи» как например: алиф-лям-мим и т.д. Все эти суры мекканские, кроме суры «аль-Бакара» (2) и «аль 'Имран» (3).
- Все айаты со словом «кялля…» – «мекканские».
- Все суры, содержащие айат «саджда» – «мекканские».
- Большинство сур последней, четвертой части Корана «аль-Муфассаль», начинающиеся с суры «Каф» (50) являются «мекканскими».
- Все упоминания лицемеров – «мунафикун» и людей писания «ахлю-ль-Китаб» происходят из Медины (кроме суры «аль-'Анкабут» (29). Её 11-й айат – «мекканский».
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2792;