Канонизация святых в Русской Православной Церкви в Синодальный период.
Период синодального управления не внес никаких новых критериев для канонизации святых. Порядок общецерковной и местной канонизации святых естественно, изменился, но лишь в той степени, в какой изменилось само управление Церковью. В отсутствие Соборов и Патриарха, все вопросы канонизаций, и общецерковных и местных, должен был решать Святейший Синод с утверждением этого решения императорской властью.
К общецерковному почитанию в этот период были Св. Синодом прославлены: свт. Димитрий (Туптало) митр. Ростовский, преп. Феодосий Тотемский, свт. Иннокентий (Кульчицкий) еп. Иркутский, свт. Митрофан еп. Воронежский, свт. Тихон (Соколов) еп. Воронежский.
Торжественные прославления новоканонизированных святых были не единственным путем к установлению общецерковного почитания. Внесение имен в месяцесловы Типикона и Следованной псалтири по указу Синода также подразумевало установление общецерковного почитания святого. Хотя формальной причиной большинства таких указов было благодарное чувство императора, посетившего ту или иную обитель, все святые которым т.о. установилось общецерковное почитание, уже ранее были канонизированы как местночтимые, а почитание их в действительности выходило за границы местного. В месяцеслов церковного устава в этот период были внесены следующие имена святых: свт. Михаил, митр. Киевский, блгв. кн. Феодор Новгородский, преп Нил Столобенский (Нилово-Столобенскую пустынь посетил имп. Александр I), прп. Никандр Псковский, прп. Сергий и Гарман Валаамские, прп. Арсений Коневский.
Период 1721-1894 гг. в отношении вопросов канонизации может быть охарактеризован как противоречивый. С одной стороны произошло общее сокращение общецерковных канонизаций и совсем прекратились канонизации местные, с другой – канонизировались наиболее чтимые святые и установилось общецерковное почитание киево-печерских и ряда других местночтимых святых. В XVIII в. произошла Деканонизация ряда местночтимых святых, а в XIX в. церковное почитание местночтимых святых было восстановлено (связано с закрытием, а затем восстановлением монастырей). Прекращение местных канонизаций было отчасти связано с тем ложным мнением, что в едином централизованном гос-ве не должно быть ничего «местного», а все только «общее», а отчасти влиянием протестантизма. Так, в 1767 г. Обер-прокуро Мелиссино предлагал законодательным путем «ослабить почитание святых мощей и икон в Русской Церкви».
В царствование имп. Николая II (1894-1917) наметился перелом в вопросах канонизации, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. К общецерковному почитанию в этот период были прославлены: 1896 г. свт. Феодосий, архиеп. Черниговский; 1903 г. прп. Серафим Саровский; 1909 г. восстановлено общецерковное почитание св. блгв. кн. Анны Кашинской (по значимости и торжественности это событие может быть приравнено к общецерковной канонизации); 1911 г. свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский; 1913 г. свщмч. Ермоген, Патриарх Московский; 1914 г. свт. Питирим, еп. Тамбовский; 1916 г. свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский. Общецерковное почитание через внесение в месяцеслов было установлено: прп. Иов Почаевский, прп. Тихон Медынский, Калужский; равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям Словенским.
Восстановление церковных празднований местночтимых святых, начавшееся в кон. XVIII в., в царствование Николая II, стала осуществляться значительно быстрее. Оно лишь в редких случаях сопровождалось особым указом Синода, а осуществлялось большей частью освящением престола в честь святого, распоряжением местного архиерея, внесением имени святого в месяцесловы или тексты богослужебных книг, изданных по благословению Синода.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1572;