Политика временного правительства по отношению к Русской Церкви.
2 марта 1917 г. император Николай и отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой. Уже 6 марта Синод признал Временное правительство и отказался от предложения Раева выступить с воззванием к народу поддержать монархию. Синод постановил прекратить молитвы за Романовых и установить еженедельные моления о богохранимой державе Российской и петь многая лета Временному правительству. 9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».
По настоянию обер-прокурора В.Н. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской революции были уволены Петроградский митрополит Питирим, Московский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось, но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер.
Между тем, огульно обвиняя епископат в реакционности и опираясь на поддержку либеральных общественных кругов, а также обновленчески настроенной группы петроградского духовенства, обер-прокурор уже в апреле 1917 г. начал настоящую войну с иерархией. Без согласия Синода он распорядился передать «Церковный вестник» из ведения Синода Петербургской Духовной Академии, а редактором журнала назначил известного своим либерализмом профессора Б. Титлинова. С этих пор «Вестник» стал рупором обновленческого движения, в нем печатались статьи с клеветой на прошлое Церкви, с грубыми нападками на ее иерархический строй, с развязными обвинениями архиереев в монархизме. В ответ на протест членов Синода против беззаконной акции Львов распустил Синод, уволив митрополита Владимира и архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого), Литовского Тихона (Белавина) и Гродненского Михаила (Ермакова). В Синод были введены экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), а также пресвитеры и миряне. Из прежнего состава в Синоде остался архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), который и возглавил его. Новые члены отказались от конфронтации и взяли курс на смягчение отношений с обер-прокурором и Временным правительством.
Синодом были опубликованы обращения либерального характера. 29 апреля вышло Послание к российской пастве с призывом провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже упразднить монашество. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались забаллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры архиепископ Серафим (Чичагов). Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства. Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран архиепископ Вениамин (Казанский), на Московскую – архиепископ Тихон (Белавин). Архиепископов Вениамина, Тихона и экзарха Грузии Платона возвели в сан митрополита.
Временное правительство видело в духовенстве оплот монархистов. Контроль над Церковью не только не ослабили, но и ужесточили. Было отменено обязательное преподавание Закона Божия в школе, а церковно-приходские школы передавались министерству народного просвещения. Но против политики правительства и деятельности Львова в школьном вопросе (передача церковных школ мин. народного просвещения) восстал Московский Всероссийской съезд духовенства и мирян.
Отношения несколько смягчились после назначения обер-прокурором Синода известного церковного историка А.В. Карташова. По его инициативе должность обер-прокурора была ликвидирована и образовано Министерство исповеданий (28 августа). В то же время Временное правительство не препятствовало созыву поместного собора и избранию патриарха. Деятельность Министерства исповеданий не предусматривала вмешательства во внутрицерковные дела. Из-за того, что Временное правительство стремительно теряла власть в этот момент, новое министерство серьезно себя не проявило. Однако при Карташове идея отделения Церкви от государства модифицировалась, речь шла уже о сотрудничестве Церкви и государства в рамках «внеконфессионального государства», причем в законе о Министерстве исповеданий подчеркивалось, что министр и его товарищи назначаются из лиц православного исповедания.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1048;