Русское монашество во второй половине XIX веке. Оптина пустынь и ее влияние на духовную жизнь русского общества. Оптинские старцы. Преп. Амвросий Оптинский.

В XIX веке у русского правительства складывалось иное отношение к монастырям: в Православии, в монашестве власти научились видеть одну из самых твердых духовных опор государства. На протяжении всего XIX века открывались новые и восстанавливались ранее упраздненные обители. В 1881 году право возобновлять и открывать новые монастыри передано было правительством Синоду. За столетие количество монастырей выросло более чем в 2 раза, а число монашествующих с 1764 по 1907 гг. увеличилось почти в 18 раз. Содействуя внешнему благоустройству монастырей, духовная власть и правительство издавали постановления, направленные на упорядочение их внутренней жизни. Этими постановлениями предусматривалась осмотрительность в принятии послушников и постригах, пресекалось пьянство, регламентировалось правило отпуска монашествующих, поддерживался общежительный устав, запрещалось производить сборы пожертвований в увеселительных заведениях.

Рост благосостояния монастырей позволил им проводить широкую благотворительную деятельность. Они строили школы для крестьянских детей, открывали детские и странноприимные дома, больницы, богадельни. После реформ 60-х годов перед одинокими крестьянками, освобожденными от крепостной зависимости, открылись почти беспрепятственные возможности для поступления в монастыри. В XIX веке монашество переживало подлинное духовное возрождение. Под духовным руководством учеников старца Паисия аскетическое подвижничество возродилось в древней Валаамской обители, в Саровском и Оптиной, в Глинской и Санаксарской пустынях, в Новоезерском и Николо-Бабаевском монастырях. Во многих монастырях укоренялось старчество, и влияние старцев выходило далеко за монастырские стены, оказывал благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества. Возрождению аскетического подвижничества в монастырях способствовали многие иерархи-иноки.

В XIX в. особенное значение приобрели Оптина пустынь, Саровский и Дивеевский монастыри. Оптина пустынь, в отличие от многих других монастырей, стала привлекать к себе людей из новых слоев населения. Если раньше старцев посещали в основном представители купечества и крестьянства, то теперь вокруг Оптиной пустыни возникает кружок образованных людей – выдающиеся представители русской интеллигенции: братья Киреевские, которые переезжают в Оптину и содействуют изданию там духовной литературы. Духовная литература издавалась на Руси и раньше, но далеко не вся она встречала интерес со стороны русского образованного сословия, подверженного влиянию западной культуры. Но единство выдающихся подвижников – оптинских старцев и глубоко образованных, знающих западную философию людей – братьев Киреевских – как раз и способствовало отбору и комментированию этой литературы, благодаря чему ее влияние на представителей образованного сословия заметно возросло. Оптинский монастырь начинает привлекать к себе все больше и больше народа: Гоголь, будущий обер-прокурор Синода Толстой, Хомяков и все славянофилы.

Настоятелем монастыря с 1821 до 1862 г. был архимандрит Моисей Путилов. С1837 г. становится Киевским митрополитом Филарет Амфитеатров – замечательный духовный делатель РПЦ, благодаря покровительству которого в Оптиной развивается замечательная духовная жизнь. В Оптиной пустыни стали возрождать старчество, пользуясь примерами, заимствованными из Нямецкого монастыря и духовных сочинений Паисия Величковского. У многих возрождение старчества вызывало опасения, что оно может подорвать иерархическую дисциплину, поэтому со стороны отдельных владык было противодействие.

Первого из великих Оптинских старцев звали Леонидом (в миру Лев Даниилович Наголкин) (1768-1841). Он вырос в мещанской семье в городе Карачеве. В молодости служил приказчиком, и по торговым делать объездил всю Россию, приобретя в разъездах превосходное знание людей и житейскую опытность. В 29-летнем возрасте он оставил мир и поступил послушником в Оптину. Но потом переехал в Белобережскую пустынь, где вскоре стал настоятелем, далее на Валаам (его, и еще двух старцев, келлия стала духовным средоточием Валаамского монастыря). Став известным ушел в Александро-Свирский монастырь, в 1829 году вернулся в Оптину. Старца никогда не видели злым, раздражительным, нетерпеливым. Он был прям и искренен, говорил выразительным народным языком, пересыпанном шутками. На долю отца Леонида и в Оптиной пустыни выпали многие скорби. Некоторые монахи считало откровение помыслов ересью. На старца писали доносы архиерею, в Синод. С него велено было снять схиму под предлогом, что его постригли в не келейно, без консисторского указа. Время от времени ему запрещали принимать посетителей, и настоятель отец Моисей вынужден был считаться с этим запретом. Отец Леонид исцелял больных и бесноватых, помазывал их маслом от Владимирской иконы Божией Матери. Часто он отсылал недужных к мощам святителя Митрофана Воронежского, которого глубоко чтил.

Продолжателем его старческого служения был его друг и ученик отец Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов). Он родился в 1788 г. в дворянской семье в имении под Калугой, недалеко от Оптиной. В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь, откуда, написал братьям, что остается в монастыре, а от имения отказался в их пользу. Его духовным наставником стал старец Афанасий (Захаров) – ученик старца Паисия. От своего наставника о.Макарий усвоил склонность углубляться в изучение аскетических творений. Он больше других Оптинских старцев опирался в монашеском делании на творения святых отцов. По кончине старца Афанасия иеромонах Макарий нашел нового духовного отца в лице старца Леонида, который провел в Площанской пустыни полгода, а после окончательного переселения в Оптину состоял в переписке со своим учеником. В 1834 г. он переехал в Оптину он поселился в скиту и помогал старцу Леониду вести переписку. В 1836 г. о.Макарий был назначен духовником монастыря, а еще через три года скитоначальником. Он сумел превратить скит в сад, устроил в нем библиотеку духовных книг, в которой монархи могли изучать святоотеческие творения. Имя старца Макария связано с великим делом издания аскетических творений святых отцов. С помощью ученых монахов пустыни о. Амвросия (Гренкова) и Климента (Зедергольма), а также профессора МДА прот. Феодора Голубинского и философа-славянофила И.В. Киреевского иером. Макарий осуществил перевод и издание творений преподобных Иоанна Лествичника, Марка Подвижника, Варсонофия Великого и Иоанна, аввы Дорофея, аввы Фалассия, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Анастасия Синаита. В Оптиной были подготовлены к изданию творения Паисия Величковского и «Предание ученикам» преподобного Нила Сорского.

После кончины архимандрита Моисея в 1862 г. новым настоятелем Оптиной был назначен архимандрит Исаакий, который управлял обителью более 30 лет, до своей смерти в 1894 году. В эти годы совершал свое старческое служение самый знаменитый из Оптинских подвижников иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков). Он родился в 1812 г. в Тамбовской епархии, в семье сельского дьячка. Образование завершил в Тамбовской Духовной Семинарии, по окончании которой служил учителем. Имел живой характер, но после болезни и исцеления дал обет уйти в монастырь. По благословению пришел в Оптину. Старец Леонид взял его к себе в чтецы. Принял постриг в 1842 г. Вскоре после пострига его рукоположили в иеромонаха. Но прослужил он недолго. Простудившись, о. Амвросий тяжело заболел и на всю жизнь остался инвалидом, с больными ногами. Из-за крайней слабости он не мог совершать Богослужений. В декабре 1847 г. он вынужден был по болезни уйти за штат. После кончины старца Макария вся его паства перешла к о. Амвросию. Молитвами и заботами старца Амвросия основана была женская община вблизи от Оптиной в Шамордине. Его переписка была огромна. Каждый день он получал по 30-40 писем. Их раскладывали перед ним на полу, а он палкой указывал на те письма, на которые следовало ответить немедленно В Оптиной у старца Амвросия побывали выдающиеся деятели русской культуры: Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С.Соловьев, и беседы с ним оставили благотворный след в их творчестве. Л.Н. Толстой имел несколько бесед с отцом Амвросием; которые крепко запомнились ему.

Оптинские старцы: Преподобный Леонид, в схиме Лев; иеросхимонах Макарий Оптинский, схиархимандрит Моисей (Путилов), настоятель и старец Оптиной пустыни; схиигумен Антоний (Путилов); иеросхимонах Иларион (Пономарев); Амвросий Оптинский (Гренков); иеросхимонах Анатолий Старший (Зерцалов), Оптинский скитоначальник; схиархимандрит Исаакий I Оптинский (Антимонов); иеросхимонах Иосиф Оптинский (Литовкин), скитоначальник и духовник; схиархимандрит Варсонофий Оптинский (Плиханков); иеросхимонах Анатолий Младший, Оптинский (Потапов); иеросхимонах Нектарий Оптинский (Тихонов); иеромонах Никон Оптинский (Беляев), исповедник; преподомученик архимандрит Исаакий II Оптинский.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1984;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.