Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев и его церковная деятельность. Церковно-приходские школы во второй половине XIX в. Духовно-учебные реформы 1880-х гг.
Александр III взошел на престол в 1881 г. после убийства его отца народниками. Началась эпоха жесткой реакции на либеральные реформы 60-х годов. К.П. Победоносцев (1827-1907), назначенный в 1880 году обер-прокурором Синода, был главным идеологом и вдохновителем охранительной политики правительства. Не только в церковных, но в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства.
Юрист по специальности, профессор Московского университета по кафедре гражданского права, он имел блестящие и разносторонние знания, отличался острым, наблюдательным умом. Известен он и как талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические и исторические темы. Он близко к сердцу принимал церковные дела и, в отличие от своего предшественника, был православным человеком. Но это не мешало ему смотреть на Церковь преимущественно с точки зрения государственных интересов как на одну из опор незыблемости государственного строя. В европейском либерализме он видел последнюю ступень перед тотальной катастрофой и в своей реакционной политике вдохновлялся надеждой удержать Россию от повторения пагубных тупиков западного пути. «Россию надо подморозить, – говорил он, чтобы она не протухла».
Церковь для него – это прежде всего «живое всенародное учреждение». В православии он дорожил не святостью и подвижничеством, и даже не истиной, а его обычными, привычными формами, его традиционализмом. Терпеть не мог всякого рода отвлеченных умозаключений, всякой расплывчатой философии. Человек на редкость проницательного ума, он испытывал скептическое недоверие к разуму, и даже к разуму церковному. Догматического богословия он не любил и считал его чуждым вере русского народа, русскому православию, ибо «простой народ у нас спасается без всякого богословия» Его пугали и яркие проявления духовного подвижничества, повергали в смущение и тревожили духоносные избранники Божии епископ Феофан Затворник и кронштадтский пастырь Иоанн (Сергиев). В начале XX века он выступил против прославления преподобного Серафима.
Не доверял он и иерархии, опасался ее самостоятельности, ее инициативы, слишком большого влияния ее на народ, и потому стоял за самую жесткую правительственную опеку епископата. Он высказывался против созыва Поместного Собора, потому что и в церковном Соборе усматривал оттенок ненавистной ему демократии. Новым явлением церковной жизни явились окружные соборы архиереев, которые были применением на практике древнего канонического права святителей православной Церкви соборно обсуждать важнейшие вопросы веры и церковной жизни. В церковных кругах пробудилась надежда, что начинается эпоха возрождения подлинной соборности. Но Победоносцев счел полезным созвать несколько окружных Соборов, но отнюдь не Всероссийский Поместный Собор. Оберегая прочность государственных устоев, он склонен был противиться всяким новшествам. Любимым его словечком было «не надо». Но заслугой К.П. Победоносцева является его забота о устроительстве сельских храмов, об издании религиозно-назидательных книг и молитвенников для народа, материальной помощи духовенству.
После отмены в 1861 г. Александром II крепостного права, вопрос ο народном образовании приобрел особенное значение. Среди духовенства поднялось необычайное просветительное движение. Церковно-приходские школы открывались по епархиям целыми сотнями каждый год. Духовенство жертвовало на них и временем и своими жилищами. Но это стихийное движение не получило материальной поддержки ни от государства, ни от общества, поэтому со временем его масштабы существенно сократились. С 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. В 1884 г. были изданы правила ο церковно-приходских школах, которые по новому наладили дело народного образования в религиозном духе. Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Синоде с 1885 г. – училищный совет. Школы ведомства Синода разделялись на два разряда: церковно-приходские и грамоты. Первые были с двухлетним, или четырехлетним курсом. Обучали в них священники или утверждаемые епархиальным архиереем лица, преимущественно из кончивших духовные учебные заведения. Общее наблюдение принадлежало священнику. В школах грамоты преподавался Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. В приходских школах программа была шире, преподавалась начальная арифметика, а в четырехлетних сведения из церковной и отечественной истории. Число школ быстро увеличивалось.
В 70-х годах происходил быстрый рост числа Духовно-учебных заведений. К 1881 г. в России насчитывалось уже 4 Академии, 53 Семинарии и 183 Духовных училища, а к концу века в дополнение к ним открыто еще 5 новых Семинарий и 2 училища. Однако ревизии, проведенные в 70-е годы, обнаружили серьезные недостатки в постановке учебно-воспитательной работы, снижение церковности учащихся и падение дисциплины. Уход выпускников Семинарии на светскую службу и в университеты был непомерно велик. В 1881 г, при Святейшем Синоде была образована, комиссия для пересмотра учебных уставов во главе с еп. Сергием (Ляпидевским), впоследствии митр. Московском. Новые уставы были разработаны в 1884 г. На характер нововведений большое влияние оказали мнения Победоносцева. Во всех Духовных школах была усилена власть епархиальных архиереев и ректоров. В Академиях отменялась специализация студентов по отделениям. Все богословские и философские дисциплины стали общеобразовательными, и лишь второстепенные исторические и филологические предметы подразделялись на два отдела и предлагались студентам на выбор. Отменялась публичность академических диспутов при защите диссертаций. Докторская степень присватывалась без защиты, по отзыву рецензентов. Вводилось также различение докторской степени; богословия, церковной истории и канонического права. Магистерские диссертации защищались на расширенном академическом совете.
В 1889 году были изданы особые «Правила для рассмотрения сочинений, представленных на соискание ученых богословских степеней», которое требовало от авторов однозначной православности в основных вопросах вероучения. Церковно-охранительный характер этих правил, составленных по указанию Победоносцева, очевиден. Но запретительная политика оказалась не особенно плодотворной. Она не смогла искоренить в академической среде либеральных настроений, которые в конце столетия приобрели тревожный характер.
В Семинариях совершенно отменялось выборное начало. Богословские предметы распределялись по всем классам. Увеличилось количество отводившихся для них учебных часов. Восстановлено было преподавание библейской истории, сравнительного богословия. Вводился новый предмет под названием «история и обличение раскола». Церковное пение из факультативного сделано было обязательным. Сокращались программы по математике, философии, педагогике. Новые языки стали факультативными, а программы по классическим языкам, занимавшие прежде более трети всего учебного времени, были значительно сокращены. Для улучшения религиозно-нравственного воспитания учащихся вводилась должность духовника Семинарии. В уездных Духовных училищах усыплено было изучение русского и церковнославянского языка, а также церковного пения.
В 80-е годы было открыто две новых епархии: Екатеринбургская и Владикавказская. Т. о. в составе Русской Церкви к 1890 году числилось уже 62 епархии.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 3634;