Авангардная роль русского рабочего класса
Капитализм в России развивался в условиях политического господства крепостников-помещиков. К 60-м годам прошлого столетия противоречия между материальными потребностями развития общества и крепостническими производ-
ственными отношениями, тормозившими это развитие, вызвали обострение классовой борьбы и привели к нарастанию в стране революционных настроений. В. И. Ленин указывает, что уже в 1859 — 1861 гг. в России создалась революционная ситуация, хотя дело и не дошло до революции; при наличии объективных предпосылок для крушения существующего строя отсутствовал субъективный фактор, т. е. отсутствовала «способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»» 3.
В России вплоть до начала нынешнего века сохранились многочисленные формы внеэкономического принуждения, характерные для докапиталистической эпохи. Передовые формы капиталистического производства появлялись рядом с многочисленными пережитками прошлого. В результате противоречия, вызываемые ростом крупной промышленности, были в России острее, чем в какой-либо другой стране.
Сосуществование элементов развитого капитализма с пережитками средневековья порождало особенно мучительные для трудящихся формы угнетения. Ни в одной европейской стране не было такой варварской эксплуатации, как в России. Нигде, писал Ленин, трудящиеся так не страдали «и от капитализма и от недостаточного развития капитализма» 4.
Другая особенность промышленного развития России состояла в том, что оно сопровождалось широким проникновением иностранного капитала, который постепенно занял большое место в экономической и политической жизни страны. В. И. Ленин показал, что в России «американские, английские, немецкие капиталисты собирают прибыль при помощи русских капиталистов, которым перепадает очень хорошая доля»5.
Но, все больше попадая в кабалу к иностранным капиталистам, царская Россия в то же время сама выступала по отношению ко многим странам как империалистический колонизатор. А возможность угнетать и грабить чужие народы зачастую ведет к укреплению экономически отсталых форм хозяйства, «ибо, — указывал Ленин, — вместо развития производительных сил источником доходов является нередко полуфеодальная эксплуатация «инородцев»» 6. Именно так было в России.
Таким образом, экономические и политические условия России вызывали быстрое революционизирование русского рабочего класса. Уже в 70-е годы он начал борьбу с капиталистами. Несмотря на разгром первых рабочих органи-
заций, пролетарское движение в стране продолжало расти, приобретая все более массовый характер и все теснее связываясь с другими демократическими движениями трудящихся.
Огромную революционную силу в России представляло крестьянство. Задавленное помещичьей эксплуатацией, бесправное, нищее, но готовое бороться за землю и волю, крестьянство стихийно тянулось к рабочему классу, чувствуя, что только он может помочь деревне.
Царская Россия была тюрьмой народов, и это тоже усиливало противоречия, раздиравшие страну, создавало почву для стремительного роста национально-освободительного движения, для сближения многочисленных угнетенных национальностей с рабочим классом, выступавшим знаменосцем национального освобождения.
Так сама действительность закаляла и выдвигала рабочий класс как основную революционную силу. Уже в конце 19 века пролетариат выступал, говоря словами Ленина, как «единственный и естественный представитель всего трудящегося и эксплуатируемого населения России»7.
Но, чтобы осознать свою историческую роль, русский рабочий класс должен был вооружиться идеями научного социализма, которые обосновывают цели и задачи пролетариата и служат верным оружием в его борьбе за освобождение.
Для России тех лет было характерно существование значительного числа рабочих, отличавшихся неутолимой жаждой знаний, глубоким интересом к общественным проблемам. Во всех уголках России, всюду, где пролетариат пробуждался к активной борьбе, находились передовые рабочие, пытливо искавшие ответа на насущные вопросы общественной жизни, жадно тянувшиеся к идеям социализма. Распространению этих идей среди трудящихся способствовала революционно-демократическая интеллигенция России. Славные традиции идейной борьбы Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского и других революционеров были восприняты интеллигентами-марксистами, которые шли в рабочие массы, чтобы создать революционную партию нового типа.
Бурный рост числа сознательных рабочих свидетельствовал об огромных духовных силах русского рабочего класса, который всем объективным ходом развития подготовлялся к выполнению своей исторической миссии.
Роль хранителя идейно-политической чистоты революционного марксизма перешла к рабочему движению России, где завязывался узел острейших противоречий новой эпохи — эпохи империализма.
Россия, позднее говорил В. И. Ленин, поистине выстрадала марксизм как единственно правильную революционную тео-
рию; выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы. Ни в одной стране не было пережито столько, сколько было пережито в России по богатству и поучительности революционного опыта в смысле быстроты смены и разнообразия форм движения: легального и нелегального, мирного и немирного, подпольного и открытого, кружкового и массового, парламентского и террористического.
Россия стала родиной ленинизма, обогатившего марксизм новыми выводами и положениями, соответствующими новой исторической обстановке. Возникший на русской почве, ленинизм имеет глубокие корни во всем международном рабочем движении. Рабочий класс России, вступив в борьбу позже, чем пролетариат западноевропейских стран, мог опереться на их опыт, воспринять их лучшие революционные традиции и в го же время избежать их ошибок и учесть те опасности, которыми угрожало распространение оппортунизма. Россия стала родиной первой партии нового, ленинского типа, которой суждено было сыграть всемирно-историческую роль.
Величайшим вкладом В. И. Ленина в развитие революционного учения марксизма была его теория о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Такой вывод Ленин сделал на основе глубокого анализа новой, империалистической стадии капитализма. Ленинская теория открывала перед пролетариями различных стран ясную перспективу, развязывала их революционную инициативу. Она освобождала их от устаревших положений, согласно которым революция должна была произойти одновременно во всех или в подавляющем большинстве стран, после того как они. достигнут высокой ступени экономического, технического и культурного развития и тем самым «созреют» для социализма. Известно, что теоретики из II Интернационала, как с писаной торбой, носились с этими положениями, которые в новых условиях стали сдерживать освободительное движение рабочего класса.
Русские рабочие не могли бы поднять широкие народные массы на борьбу с самодержавием и гнетом капиталистов и помещиков, если бы они вместе с Лениным, с партией большевиков не пришли к убеждению, что могут своими силами, не дожидаясь других отрядов международного пролетариата, бороться за социализм и победить в этой борьбе.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1644;