Резюме. Знание мекканских и мединских откровений является одной из важных отраслей «'улюм аль-Кур'ан»
Знание мекканских и мединских откровений является одной из важных отраслей «'улюм аль-Кур'ан». Это представляет не только исторический интерес, но особенно важно для понимания и объяснения собственно самих айатов.
Многие коранические суры включают материал обоих периодов откровения, и в определенных случаях среди ученых существуют расхождения во взглядах относительно классификации отдельных отрывков. Однако, в целом, имеется прочно установившееся разделение, использующееся в науке «тафсир» и наилучшим образом выведенное исходя из внутренних свидетельств самого коранического текста.
ТЕМА 9. ЯСНЫЕ АЙАТЫ «МУХКАМАТ», И НЕ ЯСНЫЕ АЙАТЫ «МУТАШАБИХАТ»
Слово «мухкамат» – (ед. мухкам) происходит от глагола «ухкима», который означает «решать между двух вещей». Данное же слово является отглагольным существительным во множественном числе, лексически означающее судебные приговоры, решения. В терминологии коранических наук относится ко всем ясным айатам, смысл которых отчетливо выражен, в основном эти айаты связанны с законодательными постановлениями, а также относятся к другим ясным определениям, например, разграничивающим истину и ложь и т.д. Под этим и подразумевается «общий мухкамат».
«Муташабихат» (ед. муташабих) происходит от корня «иштабаха», означающего «быть сомнительным» или «быть похожим». Данное же слово является глагольным существительным во множественном числе, лексически означающее похожие или неясные, сомнительные вещи. В терминологии коранических наук оно указывает на те коранические айаты, значения которых не ясны и по которым не существует полного согласия, а приняты два или более варианта их толкования.
Пример «мухкамат»:
«О вы, которые уверовали! Если вы берете или даете [в долг] на определенный срок, то [закрепляйте это] письменно. И пусть писец записывает [вашу сделку] справедливо…» (Коран: 2: 282).
Пример «муташабихат»:
«Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Коран: 20: 5).
Нужно иметь в виду, что слова в скобках добавлены переводчиком при попытке дать толкование этого айата.
Коран о «мухкам» и «муташабих».
В Коране говорится, что он содержит два вида айатов, оба из которых являются основополагающими компонентами Книги, и оба должны быть приняты:
«Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные айаты, составляющие мать Писания, а также другие айаты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными айатами, желая посеять смуту и добиться их толкования, хотя толкование этому не известно никому, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа. Но вспоминают назидание только обладающие разумом» (Коран: 3: 7).
Айаты «Мухкамат» можно охарактеризовать следующим образом:
- Нечто, знание чего является желательным.
- Нечто, имеющее только одно значение.
- Нечто, имеющее достаточно ясное значение, не требующее дальнейшего объяснения.
Айаты «Муташабихат» можно охарактеризовать следующим образом:
- Нечто, суть которого известно только Аллаху.
- Нечто, имеющее более чем одно значение.
- Нечто, требующее дальнейшего объяснения.
В связи с этим в Коране те айаты, которые имеют дело с «халяль» и «харам», наказанием, наследством, обещанием и угрозами и т.д. относятся к «мухкамат», в то время как айаты касающиеся атрибутов Аллаха и других столпов веры, отмененные айаты, буквенные зачины некоторых сур и пр. относятся к «муташабихат».
Буквенные зачины «аль-Хуруфу-ль-мукатта'ат».
Так называемые «отдельные буквы» являются важным разделом «муташабих», в той мере, что их значения неизвестны. Лексическое значение слова «мукатта'» происходит от корня глагола «катта'а» – резать отсекать, поэтому данное слово означает «то, что отрезано», а также возможно «то, что сокращено».
В терминологии коранических наук данное слово используется для обозначения определенных букв, находящихся в начале нескольких сур Корана и названных таким образом «отдельными буквами».
Существует четырнадцать таких букв, встречающихся в разных сочетаниях в начале 29 сур Корана. Ниже приводится список их местонахождения в Коране:
- «Алиф-Лям-Ра»: 10, 11, 12, 14, 15.
- «Алиф-Лям-Мим»: 2, 3, 29, 30, 31, 32.
- «Алиф-Лям-Мим-Ра»: 13.
- «Алиф-Лям-Мим-Сад»: 7.
- «Ха-Мим»: 40, 41, 43, 44, 45, 46.
- «Сад»: 38.
- «Та-Син»: 27.
- «Та-Син-Мим»: 26, 28.
- «Та-Ха»: 20.
- «Каф»: 50.
- «Кяф-Ха-Йа-'Айн-Сад»: 19.
- «Нун»: 68.
- «Йа-Син»: 36.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1595;