Разнообразие их толкований.
Значение и назначение этих букв всегда вызывало сомнения среди мусульманских комментаторов Корана. Существовали разнообразные объяснения, предлагавшиеся учеными на протяжении веков. Среди них можно выделить следующие:
- Эти буквы могли быть сокращениями (аббревиатурами) для определенных предложений и слов, такие как например «Алиф-Лям-Мим», означающие «Ана-Ллаху А'лям» (Я Аллах Всезнающий), или «Нун», означающий «Нур» - (свет) и т.д.
- Эти буквы не сокращения, а символы и имена Аллаха или что-нибудь еще.
- Эти буквы имеют какое-то числовое значение, так как семитские буквы также имеют числовое значение.
- Эти буквы использовались для привлечения внимания пророка (а позже его аудитории) к откровению, чтобы они приняли его.
Существует также много других объяснений, которые не могут быть здесь упомянуты. «Сокращенные буквы» являются частью коранического послания, ниспосланного пророку Мухаммаду, и поэтому включены в коранический текст. Их декламируют и читают как часть сур, где они находятся. Они являются хорошим примером для ранее упомянутой разновидности айатов: «муташабихат», о которых говорится в Коране, что истинная их суть неизвестна никому кроме Аллаха (Коран: 3: 7). В Коране также говорится о них: «…это – айаты ясного Писания» (Коран: 12: 1).
ТЕМА 10. ОБЩИЕ АЙАТЫ «АЛЬ-'ААММ», И КОНКРЕТИЗИРУЮЩИЕ ИХ АЙАТЫ «АЛЬ-ХАСС»
Аль-′Аамм – это общее выражение, содержащее в себе неограниченные по количеству значений наименования. То есть, аль-′Аамм является выражением, содержащим все указываемые им (неограниченные и несчетные) наименования.
Данные айаты Корана имеют очень широкое применение - (аль-'Аамм), например включающие, в своих обращениях всех людей или всех мусульман и т.д. Другие айаты могут ограничивать их применение и общий смысл некоторыми особенными обстоятельствами - (аль-Хасс).
Что касается «общих» (аль-'аамм) и «уточняющих» их айатов (аль-хасс), ученые обнаружили, что среди них есть такие которые всегда остаются общими, и не могут быть уточнены например:
- «Каждая душа вкусит смерть» (Коран: 3: 185).
- «Кто намеревается совершить хадж, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (Коран: 2: 197).
- «Аллах предписывает вам завещать по наследству вашим детям мужского пола, долю в два раза большую, нежели чем детям женского пола…» (Коран: 4: 11). В этих примерах не может быть каких-либо уточнений.
Кроме того, среди них также имеются другие, которые могут быть уточнены, например:
«Ради Аллаха, на людях лежит обязанность совершить паломничество к Дому, только на тех из них, у кого была возможность…» (Коран: 3: 97). Последняя, выделенная часть текста является «уточнением» для предыдущей части айата.
Аль-Хасс – любая фраза или слово, указывающее на одно конкретное значение, например числительные, имена собственные и т.д., также может указывать на какое-то множество конкретных значений, например родовые названия и виды:
а) Родовые названия: человек, верблюд, дерево, плод, река, город и т.п.
б) Виды родовых названий: мужчина, женщина, яблоня, финик и т.п.
Ученые различают два вида «уточнения» «общих» айатов. Оно может быть «слитным», т.е. между «общей» и «уточняющей» частями текста недолжно быть других, посторонних текстов. «Раздельным», т.е. между «общей» и «уточняющей» частями текста, наоборот, обязательно должен быть разрыв в виде других, каких-либо посторонних текстов.
Для «слитного уточнения» может использоваться несколько видов языковых форм, с помощью которых образуется данное «уточнение». Иногда это происходит с помощью описания какого-то состояния «сыфат», например:
«Вам запретны ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых, вы имели близость» (Коран: 4: 23).
Иногда используется условие «шарт», например:
«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, если он оставляет после себя добро, то ему предписано составить завещание родителям и ближайшим родственникам» (Коран: 2: 180).
Часть речи «аль-Гайат» - «предельность», например:
«Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (Коран: 2: 222).
Данные примеры однозначно можно отнести к первой основе «текстового» толкования Корана – «комментирование Корана самим собой».
Иногда при «раздельном уточнении» в качестве «уточняющих» текстов могли выступать не только айаты Корана, но также и другие формы аргументации, например сунна пророка.
Например слова Всевышнего: «…Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство…» (Коран: 2: 275). Текст данного айата носит общий характер, его смысл уточняется несколькими достоверными хадисами. Относительно первой части отрывка айата, в хадисе, переданном аль-Бухари, от ибн-'Умара говорится, что пророк запретил брать плату за использование племенных самцов по их прямому назначению (т.е. аренда самцов для оплодотворения самок). Так как неизвестно еще, каким родится плод, и родится ли он вообще. В другом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом от того же сподвижника говорится, что посланник Аллаха запрещал увеличивать стоимость беременной скотины, при ее продаже. Как это практиковалось у арабов до ислама. Поскольку, таким образом, покупатель переплачивал цену за якобы родившийся здоровый плод но, по сути, не имея о его состоянии какого-либо представления. Из выше приведенных хадисов видно, что абсолютно не все торговые сделки, практикуемые арабами еще до ислама, были одобрены и дозволены шариатом.
Что касается второй части отрывка айата где, в общем, говорится о запрете лихоимства, то в хадисе, так же переданном аль-Бухари и Муслимом от абу-Хурайры говорится, что пророк, разрешил обменивать существующие финики, на еще несуществующие, в счет будущего урожая. С помощью специалиста «харис», способного определить объем будущего урожая с каждой пальмы в отдельности, но не более чем в объеме пяти мер «аусук» (ед. ч. «уасак» - мера объема приблизительно равная 1,5-2 л.). Так как финики у арабов считались товаром первой необходимости.
Данный пример относится ко второй основе «текстового» толкования Корана – «комментирование Корана сунной пророка».
Особую роль для данного подвида «раздельного уточнения» выполняли хадисы, в которых описывались «обстоятельства ниспослания» айатов Корана с общим смыслом. Некоторые ученые полагали, что смысл этих айатов должен носить сугубо конкретный характер и касаться только тех ситуации относительно которых они были ниспосланы.
Таким же образом айаты общего характера могут быть уточнены «сравнением по аналогии» - «кыйас», что уже не является текстовым аргументом, а выражает точку зрения какого-то ученого или группы ученых, например слова Всевышнего: «Прелюбодейка и прелюбодей, наказывайте каждого из них ста ударами плетью…» (Коран: 24: 2). Данный айат носит общий характер, в отношении всех мусульман, а в суре «Женщины», в 25-ом айате говорится: «…Если же после замужества они (невольницы) совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин…», т.е. 50 ударов плетью, но в тексте данного айата говорится о наказании только женского пола (невольниц). Поэтому за аналогичный грех совершенный невольниками мужского пола учеными было установлено такое же наказание (50 ударов плетью) с помощью метода «кыйас» - «сравнение по аналогии».
Не смотря на то, что для «сравнения по аналогии» также используются тексты, данный пример нельзя отнести к «текстовому» комментированию Корана, так как в основе сделанных выводов лежит использование человеческой логики, способной меняться и принимать различные формы.
ТЕМА 11. ОТМЕНЯЮЩИЕ АЙАТЫ «АН-НАСИХ» И ОТМЕНЕННЫЕ АЙАТЫ «АЛЬ-МАНСУХ»
Коранические откровения Аллаха, затрагивают широкий круг важных вопросов, среди которых догматика ислама, истории и сказания о пророках, Судный день, Рай и Ад и многое другое. Особенно важными вопросами являются «аль-Ахкам» (правовые постановления), потому что они выстраивают такой порядок правовых отношений между людьми, соблюдение которого угодно Аллаху.
Поскольку основное «Писание» всегда оставалось неизменным, правовые постановления могли меняться на протяжении веков, и многие пророки до Мухаммада несли своим общинам особые кодексы права (шари'ат), отличающиеся в чем-то друг от друга.
Оба арабских слова: «насих» и «мансух» происходят от одного глагола «насаха», который может иметь такие значения, как: «отменять, заменять, аннулировать, копировать».
Слово «насих» (действительное причастие) означает «отменяющий», тогда как «мансух» (страдательное причастие) означает «отмененный». В терминологии «Коранических наук» данные термины указывают на определенные части коранического откровения, которые либо были «отменены» другими текстами, либо сами выступали в роли «отменяющих» текстов. Соответственно, отменой «насх» называется, замена одного религиозно-правового предписания, основанного на тексте, другим религиозно-правовым предписанием (отличным от первого), также основанным на тексте, но по времени возникшем значительно позже первого, при условии, что отменяемый текст не будет обусловлен какими либо временными или другими рамками. Из выше изложенного определения «отмены» видно, что айаты в которых можно ее встретить, должны быть связаны только с тематикой законодательств мусульманского права.
Доводы из Корана, подтверждающие наличие в нем отмены «ан-Насх».
Принцип «насх» (отмена) упоминается в самом Коране, поэтому нельзя сказать, что «отмена» является результатом более позднего исторического развития экзегетики. В частности об этом говорится в Коране:
«Когда Мы отменяем или вводим в забвение один айат, то приводим на его место лучший, чем он, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?» (Коран: 2: 106).
Как возникло понятие «отмены»?
«Откровение» Корана передавалось арабам поэтапно, как нечто новое, и отличное от предыдущей манеры ниспослания писаний, привычной для их образа жизни. В связи с этим, Коран привносил важные изменения постепенно, тем самым позволяя людям адаптироваться к новым предписаниям.
Пример:
В Коране есть три айата, в которых по-разному говорится об употреблении вина. Само по себе употребление вина было очень распространенным явлением среди арабов в доисламский период. Но постепенно эти три айата, в конце концов, привели к запрету на опьяняющие вещества, они были ниспосланы поэтапно: (Коран: 4: 43, 2: 219; 5:93-4).
Важность знания об «отмене».
Знание «ан-насих уа-ль-мансух» является важным, потому что оно касается правильного и точного применения постановлений мусульманского права в законодательных айатах, а также:
- Это знание одно из важных предварительных условий понимания и применения исламского права (хукм, шари'а), которое проливает свет на его историческое развитие.
Это знание одно из важных предварительных условий толкования Корана, которое помогает понять непосредственное значение рассматриваемого айата.
Поэтомулюбоетолкование Корана или выведение законодательного постановления из него человеком, не обладающим этим знанием, считаются неприемлемыми.
Правомочность допущения «отмены» в Священных писаниях.
К вопросу правомочности допущения «отмены» в священных писаниях, ученые из разных конфессий и течений относились по-разному. Так, например иудеи отвергали возможность присутствия «отмены» в Священном писании, потому что это означало бы, что для Всевышнего может открываться какое-то новое знание, на основании которого Он изменил свое решение и соответственно Писание, т.е. Он не обладает всей полнотой знания. А это является богохульством по отношению к Творцу и поэтому сама возможность допущения «отмены» должна быть отвергнута. Тем более что Тора была ниспослана единым цельным ниспосланием и поэтому обнаружить в ней наличие «отмены» не представляется возможным. Несмотря на это иудеи признают, что закон Торы, ниспосланный Моисею, отменил Собой все, что было ниспослано до этого. В Коране также есть об этом упоминание: «Любая пища была дозволена сынам Исраиля (Израиля), кроме той, которую Исраиль (Израиль) запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы)» (Коран: 3: 93), а также: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами…» (Коран: 6: 146). Кроме этого также известно, что первый пророк – Адам выдавал замуж дочерей за сыновей, т.е. родные брат и сестра становились мужем и женой, но Моисею это уже было запрещено делать.
В свою очередь Шииты допускали «отмену», даже в смысле: «открытия нового знания у Творца», в этом, они ссылались на айат Корана: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает…» (Коран: 13: 39), понимая его так, что Аллах, на основании какого-то нового открытия стирает и утверждает то, что пожелает.
Сунниты трактовали данный айат с помощью других текстов, где в более конкретных формах упоминалось «стирание» и «утверждение», без какого либо намека на то, что это было следствием открытия нового знания у Аллаха. Например: «…Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния…» (Коран: 11: 114).
Точка зрения му'тазилитов в частности абу-Муслима аль-Асфахани (ум.322г.х.) по этому вопросу отличалась тем, что он допускал возможность существования «отмены» в Коране теоретически, но отвергал все ее примеры там практически, переводя их в плоскость «уточнения», т.е. одни из айатов уточнялись другими. При этом он ссылался на айат: «Ложь не подберется к нему (Корану) ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (Коран: 41: 42). Понимая из него, что религиозно-правовые нормы Корана не могут быть никогда отменены. В свою очередь большинство мусульманских ученых понимало этот айат не в смысле отрицания «отмены» внутри Корана, а в том смысле, что Коран как последняя Книга в серии ниспосланий не может быть отменен. Как предыдущими Книгами, так и в будущем до Судного дня ниспослание новых Книг, способных отменить собой Коран не ожидается.
Большинство мусульманских, суннитских ученых допускали существование «отмены» в Коране как теоретически, так и практически, но вместе с этим они не допускали в ее понимании открытия какого-то нового знания у Аллаха. Их доводами были ранее упомянутые айаты: (Коран: 2: 106) и (Коран: 16: 101), а также непосредственные примеры «отмены» в Коране, указывающие на ее правомочность.
Источники знания об установлении «отмены».
Как и в области «асбаб ан-Нузуль», информация об «ан-насих уа-ль-мансух» не может быть принята, если она основывается на личном мнении, догадке или слухах, а должна базироваться на сообщениях, заслуживающих доверия, согласно «'улюм аль-хадис», и восходить к пророку и его сподвижникам.
Из сообщения также точно должно быть видно, какая часть откровения является отменяющей «ан-насих», а какая отмененной «аль-мансух».
Некоторые ученые полагают, что существуют три источника знания о наличии отмены в «Писании»:
1. Сообщения, переданные от пророка и его сподвижников.
2. Иджма' (консенсус всех ученых относительно вопроса «отмены» одного текста другим).
3. Знание о том, какая часть Корана предшествовала другой части в хронологии ниспослания откровений.
Пример:
Передал Муджахид (относительно айата): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом» (Коран: 2: 240). Вдова, согласно этому айату, не могла сразу выйти замуж за другого мужчину, а должна была проводить этот период ожидания вместе с семьей своего ум. мужа, тогда Аллах ниспослал:
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (Коран: 2: 234).
Таким образом, данное предписание (т.е. о четырех месяцах и десяти днях) обязательно для нее.
'Ата передал, что ибн-'Аббас сказал: «Данный айат т.е. утверждение Аллаха «…чтобы их не прогоняли…» отменяет обязательство нахождения в период ожидания в доме ее последнего мужа, и она может прекратить этот период тогда, когда захочет».
'Ата сказал: «Если бы она захотела, то могла бы завершить свою «'идда», оставаясь в доме своего покойного мужа по своему собственному желанию или покинув его согласно утверждению Аллаха».
«…Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом».
'Ата добавил: «Позже появились правила наследования, которые отменили этот порядок пребывания вдовы в доме ее покойного мужа, так что она могла завершить «'идда» тогда, когда хотела. И больше не было необходимости предоставлять ей жилье».
Также ибн-'Аббас сказал: «Этот айат отменил пребывание вдовы в доме ее покойного мужа, и она могла завершить «'идда» после четырех месяцев и десяти дней, когда желала этого, как гласит высказывание Аллаха: «…чтобы их не прогоняли…»».
Виды «отмены» в Коране.
Согласно мнению некоторых ученых, Коран может быть отменен только Кораном. Они основывают свою точку зрения на 106-м айате 2-й суры: «Когда Мы отменяем или вводим в забвение один айат, то приводим на его место лучший, чем он, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?», и 101-м айате 16-й суры «Когда Мы заменяем один айат другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого». Согласно этим айатам, сунна не способна отменить собой Коран, поскольку в них говорится о равноценной замене текстов, а сунна не может быть приравнена к Корану. Данную точку зрения, в частности, поддерживал имам аш-Шафи'и.
Другие ученые придерживаются мнения о том, что Коран может отменить собой как Коран, так и сунну и также наоборот сунна способна отменит собой Коран. Они основывают свой взгляд на 3-4-м айатах 53-й суры: «Он (Мухаммад) не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается (ему)», а также на 44 айате 16 суры: «…а тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано…». То есть, в том числе и «отмену» одних айатов другими, поэтому эти ученые не делают большой разницы между откровением Корана и откровением - сунны Мухаммада, если она соответствует наивысшему критерию достоверности – «мутаватир» - (т.е. подтверждаемость большим количеством различных версий). Сунна, имеющая малое количество подтверждающих друг друга версий «Аахад», не рассматривается большинством ученых в качестве «отменяющего текста», так как в отличие от Корана в ней всегда будет присутствовать вероятность допущения ошибки передатчиками, несмотря на их порядочность и достоверность.
Согласно данной точке зрения, существует четыре вида «отмены»:
1. «Отмена» Корана Кораном.
2. «Отмена» сунны Кораном.
3. «Отмена» Корана сунной.
4. «Отмена» сунны сунной.
Поскольку предмет «Коранистика» затрагивает не все виды «отмены», а лишь только те, которые связаны с Кораном, в этой дискуссии, мы оставим в стороне «отмену» связанную только с сунной.
Формы «отмены»в Коране.
Как ранее уже было сказано «отмена» в любой ее форме допускается только лишь в «законодательных» айатах. Таким образом, среди этой категории коранического текста ученые различают три формы «отмены»:
1. Отмена текста айата вместе с его законодательным установлением.
2. Отмена законодательного установления без непосредственно самого текста айата.
3. Отмена текста айата без законодательного установления.
Пример для первой формы:
'Аиша сообщила, что в Священном Коране было ниспослано о том, что десять явных грудных вскармливаний делают брак с детьми кормилицы незаконным (из-за их родства таким образом), после, это было отменено и заменено пятью грудокормлениями, затем посланник Аллаха умер, а это продолжало читаться и передаваться мусульманами (Муслим). Несмотря на достоверность хадисов, некоторые ученые отказывались признавать подобные примеры, хотя бы и отмененных айатов, так как они не соответствовали обязательному критерию Корана – «аль-Мутаватир», поскольку все известные хадисы на эту тему имеют недостаточное количество подтверждающих их версий, т.е. из категории «Аахад».
Пример для второй формы:
Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение. А также невольниц, которыми овладела твоя десница, и которыми Аллах одарил тебя. А также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя пророку, если пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им относительно их жен и невольниц, которыми овладели их десницы. Тебе сделаны исключения для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран: 33: 50).
Всевышний Аллах сказал: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» (Коран: 33: 52).
Это один из немногих весьма ясных примеров «отмены» несмотря на то, что это касалось только пророка, тогда как для остальных мусульман, в общем, количество жен было ограничено четырьмя (Коран:4: 3).
Пример для третьей формы:
'Абдуллах ибн-'Аббас сообщил, что 'Умар ибн-Хаттаб сел на минбаре посланника Аллаха и сказал: «Поистине Аллах послал Мухаммада с истиной и ниспослал вместе с ним Книгу, и айат о наказании за прелюбодеяние через побитие камнями был включен в то, что было ему ниспослано. Мы прочли его вслух, сохранили его в нашей памяти и истолковали его. Посланник Аллаха применял данное наказание для женатых прелюбодеев и замужних прелюбодеек и вслед за ним, мы также приводили его в исполнение через побитие камнями. Я боюсь, что по прошествии времени, люди могут забыть об этом и сказать: «Мы не находим наказание о побитии камнями в книге Аллаха», и таким образом собьются с пути, т.к. станут отрицать обязанность, предписанную Аллахом». Побитие камнями является обязанностью, установленной в книге Аллаха для состоящих в браке свободных мужчин и женщин, которые нарушают супружескую верность, если это считается доказанным или в случае беременности или раскаянья и признания.
Примеры наказания за супружескую измену состоящих в браке людей через побитие камнями содержатся в сунне пророка. Что касается текста Корана, то об этом в нем упоминания отсутствуют.
Количество примеров «отмены» в Коране.
Следует сразу отметить, что в этом вопросе суждения различных известных ученых сильно расходятся, возможно, одной из главных причин этого разногласия является отсутствие единства среди них в определении что такое «отмена». Поэтому еще многие ученые все отмененные айаты относили к категории «не ясных айатов» - «муташабих».
Так, например, согласно мнению известного ученого и автора многих работ по «коранистике» ибн-Саламы, в Коране имеются:
- 43 суры, свободных как от отменяющих, так и от отмененных айатов.
- 6 сур, содержащих только отменяющие айаты.
- 40 сур содержащих только отмененные айаты.
- 25 сур содержащих оба вида айатов.
Согласно «аль-Иткану» ас-Суйутый в Коране есть 21 пример того, что одно откровение отменялось другим.
Он также упоминает, что существуют расхождения во взглядах среди ученых относительно некоторых из них, например: "Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него и скажите им слово доброе" (Коран: 4: 8), или айат: "О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах – Знающий, Мудрый" (Коран: 24: 58) и т.д.
Некоторые ученые попытались сократить их количество, путем объяснения т.н. смысловой связи между айатами некоторыми особыми способами, например через указание на то, что правовая отмена в конкретном случае отсутствует, или по определенным причинам «отмена» не является допустимой.
Известный мусульманский ученый из Индии Шах Валийуллах (ум. 1759) в качестве действительных примеров «отмены» оставил только пять случаев из двадцати одного, упомянутого ас-Суйутый:
1. «Отмененный» айат (2: 180): (Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных),а «отменяющий»его айат (4: 11, 12): (Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери достается одна треть. Если же у него есть братья, то матери достается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети – вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.
Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка. Но если у них есть ребенок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга. Если мужчина или женщина, которые оставили наследство, не имеют родителей или детей, но имеют брата или сестру, то каждому из них достается одна шестая. Но если их больше, то они имеют равные права на одну треть. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга, если это не причиняет вреда. Такова заповедь Аллаха, ведь Аллах – Знающий, Выдержанный).
2. «Отмененный» айат (2: 240): (Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах – Могущественный, Мудрый), а «отменяющий» его айат (2: 234): (Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете).
3. «Отмененный» айат (8: 65): (О пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие), а «отменяющий» его айат (8: 66): (Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми).
4. «Отмененный» айат (33: 50): (О пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя. А также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя пророку, если пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им относительно их жен и невольниц, которыми овладели их десницы. Тебе сделаны исключения для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. Аллах – Прощающий, Милосердный), а «отменяющий» его айат (33: 52): (Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью).
5. «Отмененный» айат (58: 12): (О те, которые уверовали! Если вы беседуете с посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище. Но если вы ничего не найдете, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.), а «отменяющий» его айат (58: 13): (Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете).
Выше упомянутый - 3-й пример, ас-Суйутый относит к случаю «отмены», который не имеет религиозно-правового значения:
Передал ибн-'Аббас: «Когда был ниспослан айат: «…если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни…» (Коран: 8: 65), это затруднило положение мусульман, когда это стало обязательным, так что один мусульманин не должен был спасаться бегством от десяти (немусульман), тогда Аллах облегчил предписание через ниспослание айата: «Ныне, поскольку Аллах знает, что вы слабы, Он облегчил ваше положение, так что если вас будет сто стойких воинов, то они одолеют две сотни неверных…» (Коран: 8: 66).
Таким образом, когда Аллах уменьшил минимальное количество врагов, которым должны противостоять мусульмане, их терпение и стойкость против врага уменьшились настолько, насколько было облегчено для них их положение.
Тем не менее, другие ученые полагают, что поскольку в данном предмете спора не существует достоверных (сахих) сообщений, восходящих непосредственно к пророку, тогда как другие, которые восходят к сподвижникам, часто противоречат друг другу. Поэтому для них вопрос о «ан-насих уа-ль-мансух», не обладает большой степенью важности. Однако из самого Корана ясно следует, что время от времени «отмена» происходила, например, в случае с наследованием (Коран: 2: 180); (Коран: 4: 7-9), и т.д. В связи с этим, неправильно было бы полностью пренебрегать этим вопросом.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1413;