Ниспослание Корана относительно конкретных лиц.
Зачастую общие правила, которые становились частью коранического откровения, первоначально ниспосылались в ответ на обстоятельства или потребности отдельных лиц, например айат: «…А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву…» (Коран: 2: 196).
Ка'б ибн-Уджра рассказал, что этот айат – «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания…» был ниспослан относительно его самого. «У меня на голове были вши, и я упомянул об этом пророку, а он сказал: «Брейте ваши головы, а в качестве искупления поститесь три дня или жертвуйте или накормите шестерых бедняков, каждому бедняку один «са'»» - (мера объема для зерна).
Это опять пример детального объяснения самим пророком откровения. Такое откровение не могло применяться в других случаях, ни к кому кроме соответствующего лица. Лучшим примером такого откровения является сура («Лахаб»: 111), о которой выше уже было упомянуто. Другие примеры в Коране служат указаниями на пророка Мухаммада, например такие как: (Коран: 75: 16).
Передал ибн-'Аббас: «Согласно слов Всевышнего: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить» (Коран: 75: 16). Когда ангел Джабраил ниспосылал божественное вдохновенье посланнику Аллаха, он шевелил своим языком и губами, и эта стадия заучивания откровения была очень трудной для него, данное телодвижение показывало, что передача откровения свершилась. Тогда Аллах ниспослал суру «аль-Кыйама», которая начинается со слов: «Клянусь Днем воскресения…», и айаты: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть…» (Коран: 75: 16-17).
Несколько причин ниспосланиядля одного откровения.
На самом деле, некоторые айаты Корана имеют по несколько причин их ниспослания, т.е. отдельные коранические отрывки были ниспосланы в ответ на более чем один случай, ситуацию или вопрос, или отдельный коранический отрывок применялся к более чем одному случаю.
Примеры:
Сура «аль-Ихлас» (112) во-первых, служила ответом язычникам в Мекке до хиджры, а во-вторых, «ахлю-ль-Китаб», встреченным в Медине после хиджры.
Другой пример: 9-я сура, 113-й айат:
Этот айат, во-первых, был ниспослан в связи со смертью дяди пророка абу-Талиба на религии своих отцов, когда Мухаммад сказал: «…Я продолжу испрашивать у Аллаха прощения для тебя, пока мне это не будет запрещено». Затем было ниспослано: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада».
Другой случай сообщил о том, как сподвижники и, в частности, 'Умар ибну-ль-Хаттаб обнаружили пророка плачущим, как только он посетил кладбище. Пророк объяснил, что он был у могилы матери и что он просил разрешения у Аллаха навещать ее, что было ему дозволено, а также, молиться за ее прощение, но это не было ему дозволено, на что был ниспослан вышеназванный айат.
Несколько откровений при одной «причине».
Общеизвестный пример для нескольких откровений, которые связаны с одним особым обстоятельством их ниспослания. Три айата, которые, согласно достоверным сообщениям, были ниспосланы в ответ на вопрос умм-Саламы: «Почему не упоминаются женщины наряду с мужчинами или почему только мужчины упомянуты в Коране как получившие большее вознаграждение или долю в наследстве. Согласно аль-Хакиму и ат-Тирмизи 195-й айат 3-ей суры, 32-й айат 4-ой суры и 35-й айат 33-ей суры были ниспосланы в ответ на данный вопрос:
«Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моем пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда» (Коран: 3: 195).
«Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи» (Коран: 4: 32).
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран: 33: 35).
Различия во взглядах относительно установления «сабаб ан-Нузуль».
Также случалось, что сподвижники пророка, когда упоминалось какое-то откровение, расходились в своих взглядах относительно его «сабаб ан-Нузуль». Это объясняется обстоятельством, которое уже было указано выше, то есть существованием нескольких различных «причин» для одного и того же откровения, и каждое лицо, описывающее определенное обстоятельство, представляло только одну из точек зрения.
В подобном случае, отдельные мнения об одном и том же откровении должны оцениваться по их качеству достоверности, в соответствии с правилами «'улюм аль-хадис», так, что одно из них, возможно, будет признано более сильным, чем другие.
Пример:
Существует два сообщения относительно ниспослания 85-го айата 17-й суры:
Согласно ибн-'Аббасу, как сообщил ат-Тирмизи, курайшиты попросили иудеев дать им совет, о чем они могли бы спросить у пророка без возможности получить ответ, и им был дан совет, осведомиться о душе (ар-Рух). Тогда был ниспослан 85-й айат 17-ой суры.
Аль-Бухари привел хадис со слов ибн-Мас'уда: «В то время как я находился в компании пророка на земельном участке, а он сидел, прислонившись к стволу пальмового дерева, мимо проходили какие-то иудеи. Некоторые из них сказали остальным: «Спросите его о душе». Те ответили: «Что побуждает вас спросить его об этом?» Они сказали: «Он, скорее всего, даст ответ, который вам не понравится», но они сказали: «Спросите его». Тогда они спросили его о Душе. Пророк сохранил молчание и не дал им никакого ответа. Я знал, что на него в тот момент снисходило божественное вдохновение, поэтому я остался на своем месте. Когда божественное вдохновение было ниспослано, пророк сказал: «Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом, очень мало…» (17: 85).
Второе сообщение, хотя первое ат-Тирмизи признал как «сахих», считается более сильным, потому что восходит к ибн-Мас'уду, который говорит, что он присутствовал в момент ниспослания откровения, в то время как сообщение от ибн-'Аббаса у ат-Тирмизи не содержит эту информацию.
Существуют ситуации при которых бывает очень сложно отдать предпочтение одной из имеющихся «достоверных» причин ниспослания одного и того же айата. В подобном случае, некоторые ученые считают допустимым предположить неоднократное ниспослание Корана на различные обстоятельства, хотя большинство ученых не согласны с подобной трактовкой, так как считают ее неоправданной.
Что не является «Асбаб ан-Нузуль»?
В некоторых случаях комментаторы Корана предоставляют нам данные об определенных исторических событиях, о которых повествуется в Священном писании. Однако, очевидно, что подобная информация не принадлежит к сфере «асбаб ан-Нузуль». Несмотря на то, что она может помочь понять «Откровение», в ней нет прямого и надежного указания на непосредственную причину Его ниспослания.
Пример: «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?» (Коран: 105: 1).
Во многих тафсирах сообщается о предпосылках события, о котором рассказано в суре «Слон», например: «Владельцы слона прибыли из Йемена и хотели разрушить Ка'абу. Они были из Абиссинии, а их вождем был Абраха аль-Ашрам, абиссинец». Тем не менее, это нельзя отнести к сфере «асбаб ан-Нузуль», так как между описанными событиями и моментом ниспослания данной суры прошло слишком много времени, что бы считать это «причиной».
Резюме
Отрасль «асбаб ан-Нузуль», относящаяся к коранистике, является одной из самых важных областей этого знания, необходимых для правильного понимания и объяснения коранического откровения. Послание Корана является руководством на все времена.
Одним из самых решающих шагов в толковании смыслов Корана является различение той части откровения, которая имеет отношение только к определенному историческому событию, от той его части, которая также имеет отношение к некоему историческому событию, но при этом обладает и более широким контекстом. Знание «асбаб ан-Нузуль» помогает различить две эти части следующим образом:
- Прояснение событий и обстоятельств, которые связаны с ниспосланием определенного айата.
- Наглядное представление таких айатов, путем обращения к ситуациям, при которых сподвижники пророка считали уместным и правильным их применение в схожих ситуациях.
ТЕМА 7. СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ В КОРАНЕ «'ИЛЬМ АЛЬ-МУНАСАБАТ»
Лексическое значение «мунасабат» - сближение с чем-либо по каким-то общим признакам. В терминологии «Коранистики» этим термином называют способ объединения различных айатов или сур Корана по смыслу.
Поскольку настоящий порядок айатов и сур в Коране не является хронологическим, и некоторые, стоящие рядом друг с другом айаты (или их группы) или суры могут выглядеть как совершенно разные, ничем не связанные между собой. Некоторые ученые, в своих комментариях к ним, делали попытки объединить их по смыслу, приблизить друг к другу, с помощью того багажа знаний, которым каждый из них владел. Таким образом, можно сказать, что поиск и определение смысловой взаимосвязи между различными частями Корана является проявлением иджтихада – (творческого соискательства) отдельно взятого какого-либо ученого. Следовательно, результат подобного поиска у различных ученых может отличаться друг от друга, так как багаж знаний у каждого может быть разным и вовсе не обязательно, чтобы в каждом случае определения смысловой взаимосвязи одних и тех же частей Корана он был одинаковым.
Также очень важно отметь, что не всегда там, где есть рядом стоящие, внешне ничем не связанные между собой части Корана, можно обнаружить смысловую взаимосвязь между ними. Иногда это не представляется возможным потому, что данные части (айаты или суры) относятся к совершенно разным темам и имеют совершенно разные обстоятельства, причины их ниспослания. Поэтому попытки объединить между собой подобного рода части, будут выглядеть нелепыми, глупыми, далекими от их контекста.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2332;