Способы определения причин ниспослания.
Общеизвестные «асбаб ан-Нузуль» донесены до нас заслуживающими доверия сподвижниками пророка Мухаммада.
Только те сообщения, которые ранними учеными были отнесены к категории «сахих», могут рассматриваться как полностью заслуживающие доверия, что, в общем, является предметом науки о хадисах. Особым фактором здесь также является то, что лицо, которое его пересказывает, могло присутствовать в момент ниспослания откровения и быть свидетелем тех событий. Сообщения, переданные от таби'инов, без упоминания в них пророка и его сподвижников, считаются слабыми «да'иф». Поскольку сами эти люди в большинстве случаев не могли быть свидетелями ниспослания Корана, и также Его причины не могли быть плодом, их умозаключений или выводов. В связи с этим нельзя принять их личную точку зрения, как причину ниспослания какого-либо айата. Скорее необходимо точно знать того, кто им рассказал об этом случае. Присутствовал ли он сам при этом или кто-то ему сообщил.
Виды сообщений, относящихся к «асбаб ан-Нузуль».
Существует два вида сообщений об «асбаб ан-Нузуль»:
- Сообщения, в которых в открытой форме, ясно излагаются обстоятельства ниспослания тех или иных айатов.
- Сообщения, которые могут быть поняты двояко: и как причины ниспослания, и как комментарии к айатам.
В первом виде рассказчик точно указывает, что случай, о котором он рассказывает, является «сабаб ан-Нузуль».
Пример:
Передает ибн-'Аббас: айат «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и наделенным властью среди вас…» (Коран: 4: 59) был ниспослан в связи с 'Абдуллой ибн-Худафа, ибн-Кайс, ибн-'Ади, когда пророк назначил его командующим войсковым отрядом перед тем как отправить его поход.
Во втором виде рассказчик не указывает точно, что приведенный им случай является «сабаб ан-Нузуль», а только предполагает вероятность этого.
Пример:
Повествует 'Урва: Аз-Зубайр спорил с человеком из ансаров из-за природного горного потока в аль-Харре. Пророк сказал: О Зубайр, ороси свою землю, а затем позволь воде перетечь к твоему соседу. Ансар сказал: О посланник Аллаха, это из-за того, что он твой двоюродный брат? В этот момент лицо пророка стало красным от гнева, и он ответил: О Зубайр! Ороси свою землю, и задержи воду до тех пор, пока она не наполнит ее до краев стен, а потом позволь воде перетечь к твоему соседу. Таким образом, пророк дал возможность аз-Зубайру получить право пользования водой, после того как ансар вызвал его гнев. Прежде пророком было дано распоряжение, которое удовлетворяло их обоих. Аз-Зубайр сказал: «Я думаю, что этот айат: «Но нет — клянусь твоим Господом!- они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры» (Коран: 4: 65), был ниспослан не иначе, как в связи с этим случаем.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1650;